214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60, +7 (4812) 26-05-52
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 июля 2025 года, в день праздника Рождества пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клирика собора иерея Павла Киселёва, духовенство собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой указал на то, что "Иоанн Предтеча, прежде всего пророк и проповедник покаяния, который своей проповедью и крещением готовил народ Израиля к встрече Мессии, Спасителя мира: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное". (Мф. 4, 17).

                     Иоанн Предтеча это ещё и свидетель истины Триипостасности Божества.

                     В Крещении Господа Иоанном раскрылась тайна божественной жизни, суть которой сводится к тому, что на Иордане явил себя Единый, но Троичный Господь: развезлись Небеса, и Дух Святой сошёл в виде голубя на Сына Божия, аБог Отец громогласно засвидетельствовал, что это Сын Его возлюбленный".

                     По окончании богослужения был совершён праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником и пожелал мирной жизни, крепости духа и ревности о славе Божией.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Сие есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).

 

                     Сегодня, братья и сёстры, Святая Церковь с целью просвещения и укрепления нашей веры предлагает Евангельское чтение об исцелении Господом слуги римского сотника. Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Господь прибыл в Капернаум, город на западном берегу Галилейского озера. В то время Капернаум по своему материальному благосостоянию достиг высшего развития: в этот портовый город ежедневно собиралось много людей, здесь заключались торговые сделки и укреплялись добрые отношения между людьми. Но преуспевая в материальном развитии, жители Капернаума не предавали значения развитию в повседневной жизни духовных ценностей. В одной из своих бесед с учениками, Спаситель предсказал его будущее: «И, ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10, 15). В войне иудеев с римлянами город был разрушен, а главной причиной разрушения послужила греховность жителей. В настоящее время можно видеть руины Капернаума.

                     Во времена Спасителя Капернаум находился в административной зависимости от римлян, в городе располагался отряд римских воинов. И иудеи, и римляне слышали и сами были очевидцами чудес, совершаемых Господом. Ко Господу подошёл римский сотник, рассказал о болезни слуги и просил исцелить его. Спаситель мира пообещал посетить его дом и уврачевать слугу. Но сотник, сознавая своё недостоинство, проявил крепкую веру в божественную силу Господа: «… скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Иисус Христос одобрил веру сотника и сказал ему: «… иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга тот час» (Мф. 5, 13). Поступок римского сотника носит назидательный характер на все времена: вера – это главное условие для Божественного присутствия в нашей жизни.

                     Что же требуется для укрепления для укрепления веры в Бога?

                     Прежде всего необходимо изучать Евангельское учение Христа: «вера от слышания, слышание от слова Божия». Божественное Откровение просвещает наш разум, отвечает на недоуменные вопросы и укрепляет основы религиозного мировоззрения.

                     Укрепляют нашу веру и добрые дела. Апостол Иаков в своём послании говорит, что вера без добрых дел мертва (Иак. 2, 17). История Христовой Церкви полна свидетельств, что через доброделание во благо ближних достигается богопознание. Когда мы проявляем друг к другу любовь, тогда между нами существует истинное общение в Боге. Вершиной всех добродетелей является наша любовь к ближним: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

                     Укреплению веры служит молитвенный и евхаристический опыт жизни Церкви. Молитва – это наша духовная связь с Богом. По словам святителя Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живёт дух, нет молитвы – нет жизни в духе» (Письмо 27). Молитва – бесценное средство против духовного выгорания. Молитвенный подвиг помогает приобретению религиозного опыта. По своей любви Господь озаряет во время молитвы благодатью наши сердца. Эта же благодать врачует физические немощи и укрепляет силы в совершении доброделания, а Святая Евхаристия – дарит нам пасхальную радость.

                     Для укрепления веры требуется и преданность Господу: «Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит» (Пс. 36, 5). Порой Бог попускает испытание нашей веры. Но этому испытанию в целях домостроительства спасения рода человеческого подвергались и великие праведники.

                     Вспомним праотца Авраама. Бог повелел ему принести в жертву сына Исаака. Авраам проявил послушание и преданность Богу, и это вменилось ему в праведность. Благость Божия щедро излилась на его жизнь, Его сын Исаак остался жив, а Авраам получил благословение Божие на продолжения рода и долголетие жизни на земле: « благословляя тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… И благословляется в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18).

                     Восхищаемся мы преданностью Богу праведного Иова Многострадального. Несмотря на проведение Иовом благочестивого образа жизни, он внезапно лишился детей, богатства, тяжёлая болезнь поразила его тело. Мужественно преодолевая жизненное испытание Иов не пал духом, но вручил жизнь свою в руки Божии и продолжил славить Его: «наг я вышел из чрева матери моей, наг возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иова, 1, 21). За преданность Господь воздал вдвое больше того, что он имел прежде. У него родились сыновья и дочери, в скором времени умножилось богатство и он в здравии и долгоденствии продолжал жизнь свою.

                     И в Новозаветное время святые нашей Церкви прошли путём Христовой мудрости, смирения и преданности своему христианскому идеалу. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей на камне совершал молитву за людей земли Русской. Этот подвиг в начале XX века повторил преподобный Серафим Вырицкий. Блаженная Ксения Петербургская в дар Богу принесла самое дорогое – свой разум, а праведная Иулиания, княгиня Вяземская, жизнью своей пожертвовала ради торжества семейных ценностей.

                     Значим для нас и подвиг стояния в вере даже до крове святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Их жизнь – пример для подражания всех христиан. Их кровь – семя, из которого в наше время произрастает могучее древо Церкви Христовой.

 

Аминь.

 

 

Боже, храни Россию!

 

                     Пошло уже второе тысячелетие с тех пор, как на русской земле совершилось величайшее событие — крещение народа русского и обращение его в православную веру. Недаром креститель Руси князь Владимир именуется в истории Святым и Великим. Существует предание, что прежде, чем избрать новую веру, князь Владимир имел беседы с представителями различных религий, а затем отправил послов в разные страны, чтобы иметь практическое представление о существе вероисповеданий. Как известно, князь Владимир избрал для нашего народа Православие, утвердив тем самым мысль о том, что для русского народа не подходит никакая другая вера, как только православная.

                     Существует много научных объяснений, почему князь Владимир ввел на Руси новую веру — христианство. Главных мотивов среди этих объяснений два — необходимость повысить в народе нравственность и желание ввести Русское государство в ряд цивилизованных европейских стран с их высокой культурой.

                     Состояние нравственности на Руси в период до крещения народа русского было весьма своеобразным и низким. Жители Руси были незнакомы с основными правилами морали, широко практиковалась кровная месть, смертная казнь, многоженство, всюду действовало право сильного, элементы язычества были распространены по всей земле. Правда, в веках известны случаи проникновения на Русь христианских проповедников, однако все они были временным явлением.

                     Святой князь Владимир, как человек мудрый и дальновидный, не остановился на формальном принятии новой религии. Он потребовал от всех крестившихся изменения внутренней духовной жизни и затем жизни по вере. Образец этого духовного преображения князь Владимир показал на своем личном примере.

                     Князь Владимир организовал активную помощь бедным, больным и старикам. Престарелым и больным выдавались одежда и питание. Если несчастные люди не могли прийти к княжескому двору, помощь им посылалась через специальных служителей. Великий князь систематически раздавал нуждающимся денежные средства из своей казны. Таким образом он на деле исполнял христианский закон о любви к ближним. Широкая благотворительность по примеру самого князя стала распространяться по всей стране. Божии храмы стали центрами благотворительности, умиротворения и высокой духовности.

                     Святой Владимир постепенно изменил законодательство в сторону его христианизации. Например, была отменена смертная казнь, и были облегчены наказания за преступления. Дело дошло до того, что в стране увеличилось количество разбойников, и некоторым епископам пришлось упрашивать князя Владимира применять более суровые меры к наказанию преступников.

                     В своей личной жизни святой князь Владимир также показывал образец христианской семьи.

                     Заботясь о просвещении, князь Владимир открыл в своем дворце школу, в которой учились наиболее способные юноши, в том числе все его 12 сыновей. При православных храмах в некоторых городах также устраивались школы, являвшиеся, как теперь говорят, очагами культуры.

                     К концу жизни князя Владимира все европейские государства приняли Русь в свое общение, признав за ней высокую культуру и подобающее государственное устройство.

                     Шли годы. Православная Церковь распространялась на север, восток и северо-запад. Во XI веке она пережила период своего расцвета. Большой высоты достигло церковное искусство. Монастыри становились центрами грамотности, культуры и даже элементами обороны на случай нападения вражеских войск. Монастыри и храмы представляли собой духовные оазисы для верующих, а вместе с тем средоточие науки, архитектуры, иконописи и музыки.

                     Православный русский народ стал жить полной духовной жизнью. Появились новые религиозные обычаи и обряды. В каждой семье на Руси важнейшей основой жизни стало христианское вероучение и жизнь по вере. С детских лет люди привыкали читать в своем доме Св. Писание и молитвы, исполнять религиозные традиционные правила, в том числе — соблюдать постные дни. Велика была разница между днями будними и праздничными. В праздники считалось грехом работать. Праздник посвящался молитве, посещению храма и добрым делам. Православный человек делал различие между своими делами в праздники: одни он категорически не делал, считая грехом, как например, обычная рядовая работа в поле, огороде и т.д. Другие считались безгрешными — помощь больным, несчастным, престарелым. В дни Великого поста верующие не только воздерживались от разного рода пищи, но они не участвовали во всевозможных увеселениях, концертах, играх. Временами даже театры не ставили своих пьес и не давали представлений, потому что знали: Великий пост — посетителей не будет.

                     Праздничные обычаи вносили большое разнообразие и радость в общее течение трудовой жизни народа. На Рождество — нарядная елка, славление Христа, новогодние песни, игры и застолья. На Крещение — освящение воды, шествие "на Иордан". На масленицу — вкусные блины, катание на санках, посещение родственников и знакомых. На Пасху — крашеные яйца, целодневный колокольный трезвон, радостное упоение при возгласах: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Надевание самой красивой, хранящейся в сундуках, одежды и всяких украшений. На Радоницу — посещение храма и затем кладбищ, порою с тихими тризнами на могилах усопших. На Троицу — зеленые березки в храмах и в домах, букеты цветов, продолжительные "троицкие" молитвы. И при всем при этом — колокольный трезвон, радость на лицах, праздничная одежда, веселые застолья, пение народных песен. Начало июля — начало жатвы. В некоторых губерниях существовал обычай приносить в храм серпы, молиться, освящать их и из храма идти в поле. На Преображение — освящение фруктов. В августе — освящение мака, лекарственных трав.

                     К Покрову Божией Матери кончались полевые работы, и начинал православный человек готовить "сани к зиме". Заканчивались заготовки продуктов. Ожидали на Покров первый снег. А когда полностью начиналась зима, детишки с визгом и шумом катались на санках. Листки календаря тем временем переворачивались, будни сменялись праздниками, повседневный труд сменялся отдыхом.

                     Большое внимание уделяли детям. С ранних лет их учили изображать на себе крестное знамение, требовали знать наизусть молитвы, посещать храм, а то и петь в храме. Бабушки, дедушки и родители старались воспитывать своих чад честными, послушными, работящими, помощниками в семье. Стихи и сказки откладывали в детях понятия победы добра над злом, справедливости, чистоты, доброго нрава.

                     Однако основою основ было в семье Святое Евангелие. Его читали, его слушали в храме. Отрывки из него запоминали и употребляли в разговоре.

                     "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим…".

                     "Возлюби ближнего твоего, как самого себя".

                     "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой".

                     "Не делай другим того, чего себе не желаешь…".

                     "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

                     "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся".

                     "Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам…".

                     "Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих…".

                     "Если будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши…".

                     "Вы — свет мира…".

                     "Всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем…".

                     "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут…".

                     "Блаженны миротворцы, ибо они Сынами Божьими нарекутся…".

                     "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…".

                     "Не клянись вовсе… Но да будет слово ваше "да, да", "нет, нет", а что сверх этого, то от лукавого…".

                     Евангельские заповеди были не только на устах и в беседах, но и в реальной жизни. По всей святой Руси были устраиваемы десятки тысяч богаделен, бесплатных столовых для бедных, детских приютов. Так называемые "богатые" всемерно старались помочь несчастным людям, накормить, подлечить, а то и построить храм, а при нем — дом для инвалидов, для престарелых. Самым реальным образом осуществлялись слова Христа, который сказал, что сделавший доброе дело для ближнего, сделал это как бы для самого Христа Спасителя.

                     На общем фоне христианского народного благочестия ярким светом сияли Божии угодники — святители, преподобные, мученики, подвижники земли Российской. Одни еще при своей жизни привлекали к себе православных верующих, жаждущих их советов и наставлений. Другие после блаженной кончины ниспосылали благодатное утешение паломникам - богомольцам, поклонявшимся их святым мощам в храмах и обителях. Паломничество было очень развито на Руси. Считалось, что Господь многие грехи может простить человеку, если он проделал большой путь для поклонения православным святыням, расположенным то ли на Святой Земле, то ли на Афоне, то ли в пределах нашего Отечества.

                     К сожалению, на протяжении нашей истории немногие десятилетия проходили в мирной и тихой обстановке. То здесь, то там возникали либо нашествия вражеских полчищ, либо местные междоусобицы. В такие годы народ наш православный, православное наше воинство с беспримерной отвагой боролись за благополучие Отечества, и во многих и многих случаях борьба эта увенчивалась победой. И тут, в лютую военную годину, народ наш духовно опирался на свою веру, помня, что он бьется за правду, за веру, за любимую свою Отчизну.

                     С 1243 года Русь была завоевана татаро-монгольским племенем и оказалась почти на два с половиной века данницей ханов - завоевателей. От рук татарских погибали крестьяне, ремесленники, епископы, духовенство и монахи. Татары жгли города и деревни. Трудно было нашему народу. Но и тут появлялись народные герои, стремившиеся освободить свою Родину от захватчиков. В это страшное время явился великий защитник нашего государства святой князь Александр Невский, который помог отстоять нашу землю от чужеземных войск шведов и немцев. Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, святой князь Димитрий Донской разбивает татар во время Куликовской битвы, и фактически кончается страшная эпоха владычества иноземцев.

                     В начале XVII века Москвою овладел Лжедмитрий. Началось так называемое Смутное время. Полчища поляков захватили русские земли. В эти годы во главе патриотических сил встал Святейший Патриарх Московский и всея Руси святой Гермоген. Его поддерживали епископы, духовенство, народ. Неприступной твердыней была в этот период Троице - Сергиева Лавра, выдержавшая 16 - месячную осаду со стороны поляков. Знаменитый игумен лаврский Дионисий рассылал послания, поднимавшие народный дух. Особые архипастырские и патриотические послания рассылал Святейший Патриарх.

                     В начале XIX века произошло вторжение в Россию Наполеона. Несокрушимая французская армия с боями дошла до Москвы. Но в православном русском народе и в его военачальниках проявился дух исключительной патриотической силы. В канун Бородинской битвы Смоленская чудотворная икона Одигитрия была привезена из Смоленска в Бородино, и солдаты наши, и Михаил Кутузов, и генералы смиренно склонились перед нею, прося помощи и победы. Наполеон был с позором изгнан с русской земли.

                     Подобных примеров множество в русской истории. Вера православная помогала солдатам и военачальникам в жестоких битвах защищать свою землю, свой народ.

                     Но вот приходит страшный XX век, ставший испытанием для народа нашего и для Православной Русской Церкви.

                     Неудачная русско-японская война. За нею следует неудачная русско-германская война. Народ потрясен, изголодался, измучился. Но не вся чаша испита до дна. Наступила грозная революция 1917 года. Льется кровь по всей Руси. Голод, холод, страдания переносят люди. Гражданская война захватила страну в свои клещи. Все кругом рушится: вера, нравственность, понятия о патриотизме, о справедливости. Возникает новый мир. Новое понимание этого мира. А с ними — новые жертвы, новые страдания. Всем известна ни с чем не сравнимая беда — коллективизация. Другая беда — аресты, ссылки, расстрелы, гонения, репрессии так называемого послереволюционного периода. Что только не переживала Русь, а такого не видывала.

                     Законодательство в обычном его понимании почти не существует. Во главе всех законов — "законы революции". Все, кто не с нами — против нас. Воцаряется военный коммунизм. Строится новый мир — "во благо и для счастья трудящихся".

                     Понятие классической нравственности отсутствует. Нравственно все то, что идет на пользу революции, любовь к ближнему упраздняется. О милосердии, милостыне нет и речи. Нищих у нас нет. О малоимущих заботится государство. Молитва, богослужение — это нечто чуждое построению социализма, а потому — запретное. Кто верует в Бога, тот враг. Колеблется прочность семейных уз.

                     Законы об охране памятников культуры не функционируют. Взрываются и разрушаются десятки тысяч церквей и различных молитвенных сооружений, уничтожаются редчайшие иконы и утварь.

                     От всего того, что было дорого православному человеку, остается один прах. Свобода высказываний отсутствует. Уничтожается интеллигенция, гибнут писатели, ученые, музыканты, военачальники.

                     Все, что связано с религией, с Церковью, с верой, представляло опасность для государства, а главное — для партии. Не может быть двух истин. Если истина в религии, значит нет истины в коммунизме. Но так не может быть. Истина, конечно, в коммунизме. А раз так, значит нет истины в религии. Религия — это ложь, обман, реакция.

                     Народ наш в горе восклицает: "Господи, за что? Прости нам, Боже, наши согрешения. Видно, сильно мы Тебя прогневали".

                     Когда в июне 1941 года грянула страшная Отечественная война, то опять наш народ собирается с силами, и при наличии многих отрицательных факторов, толкающих нас к поражению, народ идет к Великой Победе. Русская Церковь сыграла в годы войны свою значительную роль. В первый день войны глава Русской Православной Церкви Митрополит Сергий обращается с посланием к народу, поднимает его патриотический дух, просит вспомнить великих исторических полководцев — Суворова, Кутузова и святого Александра Невского. Митрополит предрекает грядущую победу. Все верующие нашей страны так или иначе участвуют в обороне государства и в его победе. Создается авиационный полк имени Александра Невского и танковая колонна имени Димитрия Донского — и все это на средства верующих. Духовенство и верующие принимают активное участие в партизанском движении.

                     Враг побежден. Радостью сияют лица граждан нашей страны. Но к послевоенной разрухе добавляются возрождающиеся репрессии, трудности с продовольствием, с жильем, но главное — новые и новые ограничения свобод и демократии. Идут пятидесятые годы, шестидесятые, семидесятые. Каждое десятилетие приносит свои трудности, свои проблемы, свой мрак.

                     Но трещина, возникшая в 1941–1953 гг., существовала. Но молитвы верующих возносились по - прежнему к Престолу Всевышнего. И потому закономерно с точки зрения человеческих теорий и закономерно с точки зрения Законов Божиих пришли к нам годы так называемой перестройки, нового мышления, демократизации, свободы.

                     Многое за эти годы испытал на себе народ — и радости, и трудности были у нас. Но все вздохнули легко. Религия была признана важным воспитывающим фактором. Памятники церковного зодчества, иконописи, церковной музыки еще выше поднялись в духовной цене. Обозначилось огромное тяготение в людях к духовности, к церковной культуре, к благодати Божией.

                     Правительство повернулось лицом к храму. Одной только Русской Православной Церкви за несколько лет были переданы свыше 6000 церквей, свыше 100 монастырей, открылось несколько духовных семинарий и училищ.

                     Казалось бы, можно спокойно вздохнуть и жить каждому в свое удовлетворение. Но в действительности беды жизни повернулись к народу с новой стороны. Междоусобная национальная неприязнь, доходящая до бурных военных действий, поражает нашу страну. Всем известные экономические проблемы душат нормальную жизнь человека. Падает нравственность. Растут преступность, воровство, убийства, обман, спекуляция, грубость, жестокость. Выдающиеся государственные деятели предрекают самые различные сроки нормализации жизни в стране. Они с самых разных позиций дают советы, как жить, что делать.

                     А вопрос упирается в главное — в нравственность. Человек нравственный никогда не поднимет руку на своего брата, никогда не помыслит кого - то обмануть, обворовать, убить. Какова же причина отсутствия нравственности? Просто нравственности никто не учил. Даже в годы самых благоприятных периодов послереволюционной истории России вера, религия, мораль не преподавались детям, молодежи и взрослым. Возникла большая духовная опустошенность в людях.

                     Но люди тянутся ко всему чистому, святому, справедливому. С огромным интересом читают люди духовную литературу, Священное Писание.

                     Это говорит о том, что обучение основам нравственности необходимо начинать с самого раннего возраста. Еще в дошкольные годы детям надо сообщать нравственные истины, учить их на конкретных добрых примерах. В школьный период необходимо наряду со светским продолжать духовное образование.

                     Хорошие результаты сейчас дают появляющиеся то здесь, то там воскресные школы, а также лекции - беседы, проводимые духовными лицами в школах, детсадах, детских домах, в тюрьмах, в различных учебных и культурных заведениях.

                     Необходимо, чтобы к религиозно - нравственному воспитанию подключались все более и более литература, пресса, радио, телевидение, театр, музыкальные институты. Огромная роль, конечно, отводится родителям. Но беда, если и родителей еще надо воспитывать — откуда получит воспитание ребенок? Весь наш народ должен осознать необходимость самых коренных реформ в воспитании, и от каждого отдельного человека будем ждать, что он сможет дать делу возрождения России.

                     Конечно, этот процесс сложен, а главное — продолжителен. Едва ли не целое поколение пройдет, пока восторжествуют нравственные принципы. Но другого пути у нас нет. Наберемся терпения. Терпение необходимо и при духовном возрождении, и при материальном неблагополучии, и при всех трудностях жизни.

                     А к Богу мы обратимся за Его всесильной помощью и попросим Его, чтобы Он благословил великое возрождение нашей прекрасной Родины: "Боже, храни Россию!"

 

 

 

 

                     По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора вышел в свет православный иллюстрированный литературно-художественный и просветительский альманах «Свет Одигитрии». Это уже пятый по счету сборник, который выпустило Смоленское издательство «Маджента».

                     Данный выпуск посвящен 10-летию Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевское) и 40-летию священнической хиротонии руководителя Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовного руководителя Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорного протоиерея Свято-Успенского кафедрального собора протоиерея Михаила Горового.

                     В сборник вошли произведения, написанные участниками Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевское), учащимися Смоленска, Смоленской области.

                     События Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения, жития святых Церкви Русской - далеко не полный перечень тематических рубрик, в которых представлены работы смоленских поэтов и прозаиков.

                     Во вступительном слове Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский отметил, что читателю стоит обратить внимание на раздел документальной прозы, посвященный осмыслению духовной составляющей в творчестве великих русских писателей.

                     В альманахе представлены материалы с житиями Новомучеников и Исповедников Церкви Русской – тех сподвижников, благодаря которым православная вера устояла на Смоленской земле.

                     В разделе, объединившем небольшие сочинения учащейся молодежи, читатели смогут познакомиться с размышлениями юных авторов на важные темы сохранения исторической памяти, что особенно актуально в год 80-летия Великой Победы.

                     Героем раздела «Наше интервью» стала Наталья Петровна Исаенко, член Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), поэт, педагог, член Союза писателей России.

                     Завершающие страницы альманаха – это «Фотолетопись» с цветными фотографиями, иллюстрирующими разнообразную творческую жизнь участников объединения православных писателей (Фото Николая Чепурных).

                     В оформлении обложки использованы картины из серии «Мой город» заслуженного художника России, нашего талантливого земляка Владимира Лавренова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     29 июня 2025 года участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие в тематических рамках «Троица» и «Соловьева переправа».

                     Традиционно встреча началась с молитвы.

                     Протоиерей Михаил Горовой сообщил участникам встречи о выходе в свет пятого сборника литературно-художественного и просветительского альманаха «Свет Одигитрии». Также отец Михаил поблагодарил редакционный совет и в ходе мероприятия вручил новое издание всем присутствующим.

                     Далее руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой посвятил свое выступление 1700-летию I–го Вселенского собора. В своем слове он отметил: «В IV веке разразилась арианская ересь. Александрийский пресвитер Арий начал распространять ложное учение о Боге. Он утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу. Следовал вывод, что Сын Божий Господь Иисус Христос не равночестен Богу Отцу и отрицалась троичность Божества. Для опровержения ереси был созван в Никее в 325 году I-й Вселенский собор. Дух Божий зримо действует через соборный разум Церкви.

                     На соборе гармонично сочетались образованность отцов и учителей Церкви и их духоносность. Святитель Спиридон Тримифунтский, приводя аналогию из физической жизни с целью раскрытия тайны триединства Божества, взял и придавил кирпич, из него вышел огонь, потекла вода и осталась в его руках глина.

                     Отцы Церкви опровергли арианское лжеучение. На соборе были утверждены догматы о Божестве Иисуса Христа и о Пресвятой Троице».

                     Галина Гурченко сделала доклад по теме «Оптина Пустынь в жизни Льва Толстого».

                     Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения православных писателей. Своими  авторскими произведениями, посвященным теме «Троица» и «Соловьева переправа» поделились поэты: председатель объединения  Елена Лышковская, председатель Смоленского отделения Союза писателей России Виктория Бобарыкина, сопредседатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Мария Парамонова, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, иерей Александр Михайлов, Татьяна Харитонова, Наталья Исаенко, Галина Гурченко, Людмила Беляева (Мила Клявина), Петр Глазков, Вера Суханова, Евгений Гордеев, Светлана Конфедератова, Виктор Москалев, Людмила Суворова, Ольга Млодикова и Светлана Критченкова.

                     Музыкальную страницу представили Виктор Москалев, Владимир Демьянов, Владимир Сысоев и Галина Старовойтова.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой еще раз сердечно поблагодарил за замечательное творчество всех участников писательского объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     29 июня 2025 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в храме Воскресения Христова в Катыни совершена Божественная литургия. Божественную литургию возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора, председатель Комиссии Смоленской епархии по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Михаил Горовой в сослужении клирика храма Воскресения Христова в Катыни иерея Николая Харша, духовенства собора.

 

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой указал на то, что "сегодня под сводами храмов Божиих звучит призыв Божий, обращенный к каждому из нас: "Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам". Искать Царство Божие означает - прежде всего, стать на путь правды Божией, познать Истину, уразуметь, что поиск Истины есть духовная борьба. Один из русских писателей, характеризуя эту борьбу произнес такие слова: "Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Значит, эта духовная брань ведется ни с кем иным, как с духами злобы поднебесной. Но с нами Господь! Его любящая десница ведет нас по жизни. И нам есть с кого брать пример: это образы как вселенской, так и русской святости".

 

                     По окончании богослужения был совершен молебен Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан храма с воскресным днем, пожелал мирной жизни, семейного благополучия и призвал к подражанию феномену святости святых, подвигом веры и благочестия в земле Смоленской просиявших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     28 июня 2025 года, в канун 3-ей Недели по Пятидесятнице, в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей собора Михаил Горовой в сослужении духовенства собора.

                     В сегодняшнем Евангельском чтении евангелист Марк повествует нам о том, что после воскресения из мертвых, Господь явился Марие Магдалине, Луке и Клеопе и одиннадцати ученикам - апостолам.

 

                     Своим явлением Господь укрепил их в вере в Его воскресение и преподал благословение и благодатную силу для всемирной проповеди:

 

                     "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

                     Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; а если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы." (Мк.16, 15-18).

 

                     Вся жизнь Церкви Христовой благодатна и исполнена чудес. И в наше время, Богу содействующу, архипастыри и пастыри Церкви совершают таинства и обряды, преисполненные благодатных даров. В праздник Крещения Господня во всех храмах служится чин Великого освящения воды. И по молитвам Церкви простая вода после сошествия Святого Духа становится великой агиасмой (святыней), пронизанной Божественной энергией, освящающей материальный и духовный мир всех, открывающих свое сердце Богу.

 

 

Татьяна Шокина.

 

 

                     Отец Иоанн являлся почетным членом трех благотворительных обществ в Смоленске:

                     1) Братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, пожертвовав не менее 100 рублей;

                     2) Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Смоленского епархиального женского училища, пожертвовав 100 рублей в 1896-м году при его открытии;

                     3) Смоленского благотворительного общества, пожертвовав в пользу дома трудолюбия 1300 рублей.

                     Братство Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца было открыто в 1885-м году. Основные цели Братства и направления деятельности сформулированы так:

                     - открытие новых школ и забота о материальном обеспечении существующих, так как земских школ недостаточно, а церковно-приходские лишь начали возникать, да и те нуждаются в самом необходимом;

                     - организация в Смоленской епархии внебогослужебных чтений и собеседований;

                     - устройство в Смоленске и в других городах и селениях Смоленской епархии церковных библиотек, услугами которых пользовались бы не только священники для проведения чтений, но и все лица, желающие читать эти книги;

                     создание сети складов книг Священного Писания, брошюр религиозного и исторического содержания, икон для продажи их населению по возможно низким ценам и безвозмездной раздачи неимущим;

                     В каждом уезде Смоленской губернии существовало отделение Братства преподобного Авраамия, всего 11 отделений. Например, в 1902-м году в состав Братства входило 1446 членов. Среди участников Братства выделяли почётных членов, в число которых избирались лица, оказавшие Братству значительные услуги своим влиянием и средствами, пожизненных, единовременно пожертвовавших не менее 100 рублей, действительных, вносящих в кассу Братства ежегодно не менее 2 рублей и соревнователей, к разряду которых принадлежали все, принявшие на себя обязательства служить Братству личным трудом и жертвовать на нужды Братства вещи и менее 2 рублей в год деньгами.

                     Ежегодно проходило собрание Братства, которое предварялось Божественной литургией, возглавляемой правящим архиереем, который был попечителем Братства. На собрании зачитывался доклад о деятельности Братства в минувшем году, подводились итоги, озвучивался финансовый отчет.

                     Согласно анализу отчетов о состоянии и деятельности Авраамиевского братства, отец Иоанн стал почетным членом с 1901-го года.

                     Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Смоленского епархиального женского училища появилось в 1896-м году, и отец Иоанн сразу прислал 100 рублей, таким образом став его почетным членом. Общество заботилось о бедных ученицах Смоленского епархиального женского училища. Помощь выражалась:

                     1) взносом платы за обучение,

                     2) бесплатной выдачей книг и учебных пособий,

                     3) приобретение одежды, пищи, квартиры, медицинской помощи, оплата проезда домой на каникулы и обратно и т.п.

 

 

Татьяна Шокина.

 

 

                     Больше всего о случаях исцелений по молитвам о. Иоанна было написано в «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1893-м году (7 случаев).

                     Всего за период с 1890-й по 1897-й год было написано про 14 случаев исцелений, после 1897-го года о случаях исцелений по молитвам дорогого батюшки уже не писали.

                     И снова обратимся к словам о. Иоанна на тему молитвенной помощи просящим людям, произнесенными им в беседе с пастырями, бывшей 21 июня 1904-го года в г. Сарапуле:

 

                     «Дело было так … Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда была уже такая привычка никому к просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая всю жизнь по-христиански и в страхе Божием кончавшая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я помолился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: «Как я могу, - думал я, - иметь такое дерзновение?». Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедав пред Господом все свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел; я же возблагодарил Господа за эту милость.

                     В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. И тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить. И теперь и сам я знаю, и другие передают, что исцеления по моей молитве совершаются. Особенно поразительны исцеления бесноватых, всегда страшно страдающих.

                     Иногда, впрочем, я оставался бессилен пред злой силой; мне не удавалось помочь больным, и они так и умирали в состоянии бесноватости. Ведь, по слову Спасителя, сей род изгоняется молитвою и постом, а по образу моей жизни иногда мне не удавалось долго поститься; поэтому я и оказывался бессильным даже при желании оказать помощь больным».

 

                     Тут необходимо немного отступить от темы, и упомянуть то, как у дорогого батюшки складывался режим питания и соответственно пост.

 

                     Нам будет трудно представить, какую меру поста для себя видел о. Иоанн, но вот, как описывает рацион о. Иоанна иеромонах Михаил в полной биографии кронштадтского пастыря:

 

                     «У каждого из нас, имеющих свой уголок и домашний очаг, есть определенный час для подкрепления себя пищей. Имеет ли такое время о. Иоанн? – спрашивал я некоторых в Кронштадте. Говорят, завтракать или обедать он попадает домой в году всего, может быть, несколько раз. Где же он обедает? Везде и нигде, всегда и, можно сказать, никогда. По причине множества посетителей он никогда не может назначить часа посещения и никогда почти не может попасть ни на какую вечерю. Поэтому ему приходится терпеливо довольствоваться малым. Там съест что-либо из фруктов, здесь выпьет стакан чаю, тут скушает кусок булки или несколько штук печений. Нередко случается, что в течении целого дня ему не приходится подкрепиться надлежащим образом. Но он и не ищет этого, довольствуясь вполне тем немногим, что Бог пошлет ему там или здесь во время дня».

 

                     Возвращаемся к случаям исцелений по молитвам о. Иоанна. Конечно, хочется поведать обо всех 14-ти случаях, встретившихся на страницах Смоленских епархиальных ведомостей, каждый случай умиляет и вдохновляет уповать на милость Божию к нам грешным, но я не вправе затягивать доклад (все время сдерживаю себя, еще много чего интересного можно рассказать). Перескажу только одну статью о трех случаях исцелений на Смоленской земле.

                     Священник Павел Людоговский, объезжая с молебнами дома своего прихода, встретил двух девочек-калек дошкольного возраста - Евфросинию из деревни Велье и Клавдию из села Кучелова. Евфросиния росла до 4-х лет совершенно здоровой, но потом стала болеть, жаловаться на боли желудка, стала худеть, корчиться, а на спинке стал расти горбик, девочка перестала ходить. Клавдия также росла здоровым ребенком, но на 2-м году вдруг заболела, стала слабеть и совсем перестала ходить. Родители усердно молились о выздоровлении детей, обращались к врачам, но никакое лечение маленьким девочкам не помогало.

 

                     Дальше уже размещаю рассказ самого отца Павла:

 

                     «Больные дети, особенно дети калеки, по-моему, должны быть больше любимы, чем здоровые. По крайней мере у меня они с того времени не выходили из памяти. Я поминал их у престола Божия, молился о их здравии, но все мне казалось, что для них моей молитвы недостаточно. Тогда я решился написать об этих несчастных детях усердному о всех молитвеннику отцу протоиерею Иоанну Кронштадтскому.

                     Помню, что я писал в письме и о себе, что я молод, мало во мне веры, и, хотя есть желание служить Господу, но для меня необходима молитва других. Помню, я просил его молитв за себя и особенно за двух девочек-калек Клавдию и Евфросинию.

                     Всякий иерей должен сознаться, как часто молясь у престола Божия, и в другое время, являются у нас мысли, каких особенно не желательно было бы иметь священнику, являются сомнения о вере, сомнения в плодотворности нашей пастырской работы ввиду почти полного отсутствия идеалов в большей части людей мира его. Ведь невольно апатия нападает на человека.
Я находился именно в подобном состоянии, когда решился писать письмо отцу Иоанну. После этого письма, спустя некоторое время, я лично почувствовал подъем духа, какую-то особую крепость сил, желание бороться больше и больше с представителями мира сего. Но откуда был этот подъем? И где его начало? – я не мог догадаться сам, и только со времени служения в этом году Троицких молебнов в деревне Велье, я понял настоящую причину случившегося со мною переворота. Когда мы пришли с иконами в дом крестьянина Михаила Егорова, меня прежде всего поразила больная калека Евфросиния, которая подошла ко мне под благословение. На мой вопрос: что это? Давно ли она стала ходить? – родители радостно, возбужденно и крестясь заявили, что именно с того времени, как я посылал письмо к отцу Иоанну Кронштадтскому. Я понял тогда то, чего не понимал прежде и в себе. Весть об исцелении Евфросинии быстро распространилась по всему приходу. Но мне хотелось еще услышать о Клавдии Кучеловской.

                     Ходя нынче с иконой Успения Пресвятой Богородицы, я был в доме Ивана Филиппова. Отслужив молебен, я спросил о больной Клавдии. Но вместо ответа, к общей нашей радости и изумлению, недвижимая три года Клавдия подошла ко мне под благословение. Мать ее при этом заявила, что начало ее выздоровления стало обнаруживаться почти вдруг же после вашего письма, посланного к о. Иоанну в Кронштадт.

                     Все мы, я, псаломщик, родители и присутствующие благоговейно перекрестились, видя такую явную помощь Божию по молитвам о. Иоанна Кронштадтского.»

 

                     Происходили чудеса исцелений и за рубежом, откуда иностранцы-католики обращались к о. Иоанну за помощью, и он не отказывал им в своей молитве, ведь видел волю Божию в том, чтоб помогать обращающимся к нему людям.

 

                     Вот так описывали славу о. протоиерея Иоанна Кронштадтского за границей в Смоленских епархиальных ведомостях №6 1895-го года :

 

                     «В настоящее время приведем еще новые доказательства, свидетельствующие о том, что весть о силе и действительности молитвы о. Иоанна далеко распространены по странам заграничным, так что с письменными просьбами о молитве теперь обращаются к нему немощные и страждущие, можно сказать, из среды всех народов западного христианского мира. За последние 3 месяца, по словам «Санкт-Петербуржского духовного вестника», явилось более 200 писем, полученных о. Иоанном с разных концов мира. Из Франции и разных государств Германии, из Австрии, Швеции, Испании, Португалии, Италии, Англии и Греции и даже из далекой Америки, из столиц и неизвестных городков и даже деревень стеклись в Кронштадт письма на разных языках, с просьбою о помощи духовной и материальной, о молитве за несчастных и болящих. Все полученные о. Иоанном письма из заграницы можно разделить на следующие группы:

                     1) большая часть – просьбы молиться об исцелении от различных болезней;

                     2) просьбы молиться о внутреннем исправлении, об увеличении веры в людях;

                     3) просьбы – молитвою или помощью материальной вывести из крайней нужды или содействовать осуществлению какого-либо предприятия;

                     4) просьбы – дать совет или благословить какой-либо новый жизненный шаг;

                     5) просьбы – ответить на вопросы религиозного характера;

                     6) благодарение за оказанную помощь и выражения чувства благоговения к о. Иоанну.

                     С сердечною верой в действительность молитвы о. Иоанна, некоторые лица присылают ему свои фотокарточки, обрезки волос, прося благословить их, веря, что это благословение распространится и на них самих…. Многие больные, прося молитвы о. Иоанна, признаются ему в своих грехах, в недостатке веры и равнодушии к религии, и, видя в этом причину своей болезни, просят его молиться одновременно и об их исправлении. Встречаются в письмах и выражения благодарности о. Иоанну за облегчение, полученное по его молитве. Нам православным, остается только радоваться, что свет пастырей святой православной церкви начинает распространяться и среди народов, сидящих в полумраке инославия».

 

Православный календарь
Поздравляем!

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !

Ныне чествуемому протодиакону Павлу Каратаеву,клирику Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета !

Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери