214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60, +7 (4812) 26-05-52
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

                     12 ноября 2024 года, во вторник 21-ой седмицы по Пятидесятнице, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”.

                     Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении благочинного Смоленского районного благочиния протоиерея Романа Павлишова, духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик храма в честь благоверного князя Александра Невского села Вонлярово Смоленского районного благочиния священник Алексий Болтушенков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     12 ноября 2024 года писатели Союза писателей России во главе с Василием Дворцовым, Российского Союза писателей, Союза писателей Беларуси, прибывшие на празднование 100-летия Смоленской областной организации Союза писателей России, посетили Свято-Успенский кафедральный собор.

                     Экскурсию по собору для гостей провел духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

                     Протоиерей Михаил рассказал писателям об истории собора, святынях и о богослужебной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     11 ноября 2024 года в актовом зале Смоленской филармонии состоялось торжественное мероприятие в связи со 100-летним юбилеем Смоленской писательской организации.

                     Начало торжеств открыли председатель Смоленского отделения Союза писателей России Виктория Бобарыкина и председатель Смоленского регионального отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков.

                     Ведущим мероприятия был зачитан приветственный адрес от Заместителя Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.И. Неверова.

                     Депутат Смоленской областной Думы А.М. Капустин зачитал приветственный адрес секретаря регионального отделения «Единой России», председателя Смоленской областной Думы И.В. Ляхова.

                     Первый заместитель министра культуры и туризма Смоленской области О.П. Романенкова вручила поздравительный адрес от губернатора Смоленской области В.Н. Анохина.

                     Заместитель главы города по социальной сфере Е.П. Талкина поздравила юбиляров от имени Главы города Смоленска А.А.Новикова.

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в своём поздравлении сказал: «Предметом вашего творческого исследования является красота Божьего мира, труд смолян во благо Отечества, значимость православия в жизни народа, вы отражаете в своём творчестве и воинский подвиг по защите Отечества.

                     Многие из вас являются членами Смоленского областного объединения православных писателей, и ваши произведения публикуются в художественно-публицистическом альманахе «Свет Одигитрии».

                     Протоиерей Михаил Горовой вручил также председателю Смоленского отделения Союза писателей России Виктории Бобарыкиной Архиерейскую грамоту.

                     Председатель Смоленского областного объединения православных писателей Лышковская Елена Гурьяновна преподнесла Виктории Бобарыкиной розы, пожелала всем присутствующим "здоровья духовного и телесного, благоденствия и творческих успехов для процветания нашего Отечества, во Славу Божию" и завершила своё выступление стихотворением "Моим друзьям".

                     На праздничном вечере присутствовали делегации Союза писателей России во главе с Василием Дворцовым, Союза российских писателей в составе Светланы Василенко и Геннадия Калашникова и Союза писателей Беларуси: Тамара Краснова-Гусаченко, Олесь Казеко, Елена Опидович, а также писатели из Брянска, Сергиева Посада и др. гости.

                     Многие члены Союзов были отмечены высокими наградами от министерства культуры и туризма Смоленской области, областной думы, мэрии, руководством союзов.

                     В ходе встречи звучали поэтизированные поздравления, которые чередовались с музыкальными номерами - прекрасными песнями на слова и музыку смоленских писателей.

                     Торжества прошли в дружеской и теплой атмосфере.

 

Подготовила Наталия Годяева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     9 ноября 2024 года на приходе в честь святого благоверного князя Андрея Смоленского в Красном бору совершена Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении настоятеля храма протоиерей Николая Котусева, руководителя отдела Смоленской епархии по взаимодействию с вооружёнными силами РФ, настоятеля храма Преображения Господня г.Смоленска иерея Сергия Маркова, настоятеля храма святого мученика Меркурия Смоленского г. Смоленска протоиерея Владимира Дмитриева, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил, отметил: "Благоверный князь Андрей Смоленский жил в то время,когда ордынское иго тяготело над Русской землей. В то сложное время духовно-нравственной опорой для жизни народа служила Святая Церковь. Отказавшись от кровопролитной борьбы за княжеский престол, князь Андрей стал на путь служения Богу и людям. Участие в евхаристической жизни Церкви, подвиг молитвы, веры и доброделания, - помогли ему стяжать благодатные дары. Своей праведной жизнью князь Андрей свидетельствует нам, что дар жизни гораздо ценнее скоропреходящей земной власти,а любовь к Богу и служение людям - носят назидательный характер на все века".

                     По окончании Богослужения был совершен крестный ход и праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил настоятеля храма отца Николая Котусева и прихожан прихода с престольным праздником и пожелал мирной жизни и добра, милосердия, семейного благополучия, завершения сооружения нового храма.

                     Протоиерей Николай Котусев поблагодарил отца Михаила и духовенство епархии за участие в престольном торжестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     4 ноября 2024 года, в день празднования иконе Божией Матери Казанской, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика кафедрального собора протоиерея Александра Мельничука, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил:

                     Сегодня мы с вами, братья и сестры, отмечаем праздник, посвященный почитанию иконы Божией Матери «Казанской».

                     История Отечества – это не только времена мира и благоденствия, но и времена войн и попыток политического порабощения нашей страны. Нынешний праздник свидетельствует о том, что в годы лихолетий наш народ, проявляя мужество и героизм, вместе с тем молитвенно обращался и к заступничеству Божией Матери.

                     Начало XVII столетия в истории страны принято называть Смутным временем. В 1609 году к Смоленску подошла армия польско-литовского короля Сигизмунда III. Началась осада города. Оборону Смоленска возглавили воевода Михаил Борисович Шеин и смоленский архипастырь архиепископ Сергий. Смоляне самоотверженно сдерживали осаду города на протяжении 20 месяцев, но силы оказались неравными. Архиепископ Сергий был ранен на передовой, но после оказания ему медицинской помощи остался среди защитников города.

                     Здесь, у стен Смоленского Кремля, прозвучал голос смолян, обращенный ко всем людям земли Русской с призывом взять оружие и стать на защиту родной земли. Голос смолян был услышан. Патриарх Всероссийский Гермоген обратился с воззванием к русским людям, призвал организовать ополчение и освободить Москву от интервентов. Земский староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организовали народное ополчение и двинулись к Москве. Казанцы принесли в ополчение образ Казанской иконы Божией Матери. Перед штурмом Москвы русские люди три дня постились и молились у чудотворного образа. И молитвенным предстательством Богоматери Господь преложил свой праведный гнев на милость: 22 октября 1612 года был освобожден Китай-город, а 27 октября Кремль был очищен от интервентов.

                     В честь этого события установлен праздник в честь иконы Божией Матери «Казанской». На Красной площади в столице Отечества построили Казанский собор, а в наше время это еще и государственный праздник – День народного единства".

                     По окончании богослужения был отслужен праздничный молебен. Протоиерей Михаил, поздравляя прихожан собора с праздником, призвал крепить единство своего народа и каждый на своем месте вносить свой вклад в укрепление Российской государственности.

 

 

 

Ученый Ануфриенко Александр Анатольевич (г. Евпатория).

 

                     Согласно опросу ВЦИОМ, около трети россиян выступает за исключение теории Дарвина из школьного курса. И это достаточно большой показатель за все время мониторинга общественного мнения по данному вопросу. Почему именно сейчас россияне так активно стали отрицать эволюционную теорию происхождения видов, и к чему может привести запрет на дарвинизм, мы поговорили с православным ученым, кандидатом юридических наук, доктором философии в области образования, доцентом кафедры правоведения Ануфриенко Александром Анатольевичем (г. Евпатория).

                     — Александр Анатольевич, чем, по-вашему мнению, дарвинизм стал столь активно отрицаем в нашем обществе, и что вы думаете по этому поводу?

                     Не вызывает сомнение тот факт, что разумный человек, не познав себя и смысл своей земной жизни, не может себя чувствовать комфортно и быть по-настоящему счастливым. Отстранившись от потока ежедневного информационного мусора, зачастую окружающего нас, можно понять, что основополагающим знанием в нашей жизни несомненно является знание о происхождении человека. Большинство современных ученых сходятся во мнении, что происхождение и сущность человека неотделима от духовного мира.

                     С другой стороны, когда мы говорим о теории Дарвина, то здесь однозначно мы сталкиваемся с некоторым «суженным» определением категории «человек» Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) небезосновательно утверждает: «Дарвинизм противоречит Библии, но он представляет собой не науку, а лишь мнение ученых, противоречащее научно установленным фактам».

                     Заметим, что взгляды Дарвина о внутреннем развитии видов близки к духовному мировоззрению, а вот межвидовые переходы (например, превращение человека в обезьяну) совершенно не могут быть восприняты учеными, которые уверенны, что человек — это бессмертная душа, у которой есть временное земное тело. Смысл жизни, человека, как образа Божия: Любовь к Богу и ближнему через ежесекундный выбор между добром и злом, так как каждая следующая земная секунда может быть последней.

                     К сожалению, основанное на теории Дарвина определение человека как био-социального существа вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение, так как тогда смысл жизни, прежде всего: ежесекундное стремление к материальным удовольствиям, и прежде всего «кожным». Неизбежно, такое определение категории «человек», рано или поздно приведет общество к социальной деградации и вражде…

                     Наверное, было бы справедливо, как вариант, на уроках обществознания давать и традиционное определение человека в духовном аспекте, о котором я упоминал выше… А ребенок пусть уже сам решит, что ему ближе, и при ответе на тесты ОГЭ аргументирует свой выбор! Важно помнить: понятие о человеке, несомненно, формирует соответствующее мировоззрение и является основополагающим векторным определением всего современного образования.

 

Ученый Ануфриенко Александр Анатольевич (г. Евпатория).

 

По материалам crimea-eparhia.ru

 

 

Восемнадцатые межрегиональные детско-юношеские Елизаветинские чтения «Белый ангел России». 30 октября 2024 года.

 

Авагян Сирануш, Жучкова Евгения 9 А класс МБОУ «Средняя школа № 3» город Смоленск.

Руководитель: Голобокова Ольга Андреевна.

 

 

 

Литературно-документальный альманах «Свет веры»

 

По ком, Господи, колокол звонит? –

По бедняженьке – по моей душе,

А пред Образом свеченька горит –

Сам Господь огонь сей спешит возжечь.

 

А сегодня день Славу ведает –

Вся ликует вновь Церковь Русская!

Новомученики, исповедники…

Дай, пониже им поклонюсь и я.

 

                     Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) навсегда вошел в историю Смоленской епархии, он стал ее последним довоенным архиереем, канонизированным Русской Православной Церковью в 2001 году.

                     Неизменный хранитель и поборник православной христианской веры, смело отвергавший все компромиссы с безбожной большевистской властью, архиепископ Серафим положил жизнь за Христову Истину.

                     Владыка Серафим возглавлял Смоленскую епархию в течение девяти лет – с 1927 года до своего последнего ареста в ноябре 1936 года. Это были самые страшные годы для всей Русской Православной Церкви. -

                     Его служению на древней Смоленской кафедре предшествовал судьбоносный путь. Архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) родился 6 ноября 1880 года в Москве в семье псаломщика.

                     «Я - сын псаломщика, и все мое детство и юность прошли среди нужды и лишений. С юности я был одушевлен желанием служить народу и бедноте».

                     Михаил Остроумов обучался в Московском Заиконоспасском духовном училище, затем закончил Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

                     14 сентября 1904 года в Московском Богоявленском монастыре в присутствии епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова) Михаил Остроумов принял монашеский постриг с именем Серафим.

                     Мы постарались проследить духовную связь поколений пастырей, среди которых сияет имя архиепископа Серафима Остроумова, и убедились, насколько значим образ наставника и преемника и насколько важен был земной путь владыки Серафима для всей Русской церкви.

                     В 1906 году отец Серафим назначен наместником Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря и сделал монастырь одним из центров религиозно-культурного служения Холмщины.

                     С 18 августа 1917 года отца Серафима утвердили правящим архиереем Орловской епархии, когда требовалась защита Церкви перед преследованиями со стороны большевиков.

                     Впервые епископ Серафим был арестован 14 марта 1918 года, во второй – 6 июля. В 1922 году последовал третий арест. Теперь епископа Серафима обвинили в «активном сопротивлении изъятию церковных ценностей» и приговорили «к семи годам заключения со строгой изоляцией». Однако в связи с амнистией, владыка провел в тюрьме один год и десять месяцев, а в ноябре 1926 года был выслан за пределы епархии.

                     1 декабря 1927 года архиепископ Серафим был назначен на древнюю Смоленскую кафедру с титулом «Смоленский и Дорогобужский» и поселился в доме на месте нынешнего дома № 18 по улице Фурманова, к сожалению, ныне пребывающего в плачевном состоянии и не отмеченного мемориальной доской.

                     Прежде улица называлась Георгиевской, по имени церкви во имя Георгия Победоносца, возведённой в 1782 году.

                     По извилистым смоленским улочкам ходил владыка Серафим, еще не предполагая, что это будет последняя вверенная ему епархия, которую он возглавил в самый тяжелый для всей Русской Православной Церкви период.

                     Свято-Успенский кафедральный собор уже был занят обновленцами, архиерейская кафедра находилась в Нижне-Никольской церкви. В 1929 году ее закрыли. Кафедральным теперь стал храм святых апостолов Петра и Павла.

                     В 1934 году началась неравная борьба за этот храм, закончившаяся его закрытием. Архиерейская кафедра была перенесена в Спасо-Окопную церковь. Здесь архиепископ Серафим совершал свои последние богослужения.

                     11 ноября 1936 года владыка Серафим был арестован с обвинением в том, что «он является одним из руководителей контрреволюционной группы церковников в Смоленске».

                     12 ноября состоялся первый допрос, на котором архиепископу Серафиму было заявлено следующее: «Какую Вы среди духовенства проводили контрреволюционную работу?».

                     На этот вопрос владыка однозначно ответил: «Никакой контр-революционной работы среди духовенства я не вел… а мои проповеди всегда сводились к призыву верующих к молитве».

                     14 ноября 1936 года была проведена очная ставка между владыкой Серафимом и выступавшим против него свидетелями. Поразительно и очень печально, что на архиепИскопа лжесвидетельствовали его же клИрики.

                     15 ноября – еще две очные ставки. Как и прежде, архиепископ Серафим отрицал предъявленные ему обвинения.

                     Затем следствие стало обвинять архиепископа Серафима в том, что именно по его указанию священник церкви села Сож Смоленского района Михаил Нечаев проводил контрреволюционную работу, за что был арестован, а потом и расстрелян. В ответ на это владыка смело заявил: «Никаких указаний о проведении контрреволюционной работы Нечаеву я не давал».

                     Последним обвинением в адрес архиепископа Серафима было то, что, когда в 1927 году митрополит Сергий (Страгородский) издал указ о произнесении за богослужениями молитвенного прошения «о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея», он не хотел рассылать это постановление по епархии. Владыка не признал себя виновным и в этом, заявив: «Указ этот митрополита Сергия был разослан мною по епархии».

                     По окончании следствия архиепископ Серафим, а вместе с ним еще восемь священников были осуждены на пять лет концлагерей.

                     Все они были сосланы в Казахстан, в Караганду. Однако через полгода следствие по его делу было вновь возобновлено.

                     23 ноября 1937 года в Смоленске состоялся новый допрос архиепископа Серафима. Владыке предъявили нелепое обвинение в связях с Польшей и Германией и членство в фашистской организации.

                     28 ноября, состоялось заседание тройки НКВД Смоленской области, на котором архиепископа Серафима приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в 18 часов в Катынском лесу под Смоленском.

                     21 ноября 1958 года на основании постановления Президиума Смоленского областного суда владыку Серафима реабилитировали.

                     Свидетели, дававшие в 1936 году против него показания, от своих слов отказались и охарактеризовали его с положительной стороны. Отмечалось также и то, что по данному делу было допущено грубое нарушение социалистической законности.

                     21 июля 1989 года прокуратура Смоленского округа реабилитировала владыку во второй раз.

                     17 июля 2001 года Решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Серафим был причислен к лику святых и включен в Собор Святых Новомучеников и исповедников Российских. День его мученической кончины – 25 ноября / 8 декабря стал днем, в который Церковь чтит его святую память.

                     Каждый год 8 декабря на мемориальном кладбище в Катыни служится панихида. В 2014 году на территории церкви Воскресения Христова поблизости от Мемориального комплекса «Катынь» был установлен памятник священномученику архиепископу Серафиму (Остроумову).

 

О, исповедники Российской всей земли,

Пронесшие свет веры сквозь лишенья,

Вы как колосья среди терний проросли,

Терпя мученья, скорби, униженья.

 

О, исповедники Святой земли,

Вы как лампадки кроткие горели,

В гоненьях Вы духовно возросли,

И в лагерях для вечности созрели.

 

О, новомученики праведной Руси,

Вы жизнь отдали за Христа смиренно,

И пребываете сейчас на небеси,

Там, где все живо в Боге и нетленно.

 

 

Восемнадцатые межрегиональные детско-юношеские Елизаветинские чтения «Белый ангел России». 30 октября 2024 года.

 

Жарикова Эмилия, 6 «Б» класс МБОУ «Гимназия №1 им.Н.М. Пржевальского» г. Смоленска.

Учитель: Боедова А.В.

 

 

                     Владимир Мономах - Смоленский, Черниговский, Переяславский, великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель Архонт всея земли русской. (1053-1125). Рассмотрим основные этапы его правления.

 

Смоленский князь:

                     С 1073-го по 1078-й год Владимир был поставлен на княжение в Смоленске. В этот период он почти все время проводил в военных походах против половцев. Но необходимо сказать о том, что святой князь Владимир оставил значительный след в истории Смоленска. Есть мнение историков, что Мономах, будучи великим князем киевским, предлагал основать отдельную епархию в Смоленске, построить здесь кафедральный собор. Этот его замысел доведёт до конца его внук, князь Ростислав, которому достанется этот город: именно он выделит православный церкви холм, где теперь стоит Успенский собор Смоленска.

                     С Владимиром Мономахом связана и ещё одна важнейшая страница в истории жизни нашего города. Смоленская икона Божией Матери считается одной из главнейших святынь мира. Этот образ также называют Одигитрией, что в переводе означает «Путеводительница».

                     В начале двенадцатого века Владимир Мономах передал икону в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени святыню стали называть «Одигитрией Смоленской». Считается, что благодаря этой чудотворной иконе удалось спасти Смоленск от татар в 1238-м году. А молитвы верующих перед «Одигитрией Смоленской» помогли войскам Василия третьего вернуть наш город России после 110 лет литовского владычества.

                     Владимир Мономах особо чтил страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, имена которых также вписаны в историю Смоленской земли. В 1115 году, в 100-ю годовщину их гибели, в его княжение состоялось торжественное перенесение чудотворных мощей страстотерпцев в новый храм в Вышгороде.

                     О значении личности князя Владимира Мономаха патриарх Кирилл сказал на открытии памятника в Смоленске так: «Неслучайно именно здесь воздвигнут этот замечательный монумент. Если бы князь Владимир не принес чудотворный образ Одигитрии в Смоленск, если бы он не заложил первоначальный собор на месте, где ныне стоит наш Смоленский кафедральный собор, то, наверное, не было бы и княжества Смоленского с такой значительной историей, с такой огромной исторической ролью». Для Мономаха Смоленск был особенным городом, иначе зачем привозить сюда великую мировую святыню – икону Одигитрии? Даже в «Поучении» князь рассказывает о событиях, связанных с историей нашего города, это важные вехи его биографии.

 

Объединение Руси:

                     Мономах всегда выступал против гражданских войн, считая, что они только ослабляют Русь. Он ратовал за сильную и сплоченную армию. Для этого требовалось единство князей, которого в то время было очень трудно достичь. Надо было забыть старые горести и думать только об интересах страны, а не о своих амбициях. Мономах был прекрасным дипломатом, он добился на этом поприще немалых успехов.

                     В 1097 году шесть русских князей собрались на сход. Здесь решались важные вопросы, обсуждались раздел территории и образование единого союза. Это важный шаг в становлении государства. Но силы не были объединены; Предательство Давида Игоревича привело к новым конфликтам.

                     И только через 13 лет после первой встречи Владимир Мономах собрал князей на вторую встречу, на которой князья подписали мирный договор.

 

Борьба с половцами:

                     Внешние враги – половцы и печенеги - постоянно нападали на Киевскую Русь. Жизнь под постоянной угрозой очень угнетала людей. Владимир Мономах в корне изменил стратегию борьбы с кочевниками. Раньше русские только защищались от их набегов, но он решил первым нападать на кочевников. Мономах стал идейным вдохновителем, объединивший князей в успешной борьбе с общим врагом.

 

Великий Киевский Князь:

                     В 1113 году Владимир Мономах стал Киевским князем. За годы своего правления он провёл ряд успешных реформ. Например:

                     1. Мономах запретил месть за убийство, а вместо нее наложил штраф.

                     2. Раньше холопа можно было продать в рабство за невыплаченные долги. Князь также отменил этот закон. 

 

                     Владимир Всеволодович всячески старался улучшить положение народа и люди его очень ценили. Среди других князей Мономах был настолько могущественным, что никто не оспаривал его верховенство.

                     Три четверти территории России было занято великим князем. Мономах начал активные строительные работы на подконтрольных ему землях. Он строил укрепления и крепости, строил церкви и соборы. При Мономахе появилась Суздальская крепость, он занимался строительством укреплений в городе Владимире-на-Клязьме. Благодаря стараниям Мономаха на русской земле были построены Успенский собор, Спасская церковь, храмы в Ростове, Смоленске и других городах.

 

«Поучение» Владимира Мономаха:

                     «Поучение» Владимира Мономаха – послание князя к своим детям и потомкам. Нравственность Мономах видит в основах человеческой личности. Он поучает своих детей следующими словами:

                     «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра.»

                     Он также наставлял не губить крестьянских душ, быть верным клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить и не лгать.

 

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

                     1. Уважать людей старше себя – как собственного отца, младше себя как своих братьев.

                     2. Помогать нуждающимся, просящим воды и еды – кормить и поить.

                     3. Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.

                     4. Чтить гостеприимство – всегда приветствовать встречного человека и желать ему добра.

                     5. Не лениться и остерегаться лжи.

 

                     «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте».

                     Дальше Поучение рассказывает нам автобиографию самого Владимира и содержит письмо к Олегу Святославовичу. В целом «Поучение» показывает нам Владимира не только как воина, государственного деятеля, но и как чувствующего, страдающего, остро переживающего жизненные события человека. Для него важно, чтобы дети и другие люди, которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце своё».

                     Завещание Мономаха пронизано глубокой верой. Он часто напоминает о необходимости молиться: «Не пропускайте ни одной ночи, – если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте безпрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя».

                     Тем, кто имеет власть над людьми, князь советует быть милосердными: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни праваго, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

                     Из «Поучения» мы видим, что Мономах напоминал об ответственности военачальника за мародерство дружины. Вот цитата: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Как видим, достойное поведение во время походов стало одной из визитных карточек русского воинства с древних времен.

                     Стремление к образованности всегда было отличительной чертой князей Древней Руси. Об этом говорят слова Мономаха: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

                     Есть в «Поучении» и забавные для нас моменты. Так, например, князь советует дневной сон. «Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди». Эта практика, кстати, бытует во многих крупных компаниях Японии и Испании с целью повышения продуктивности работы..

                     В «Поучении» князь предстает мудрым правителем и глубоко верующим нравственным человеком, образованным, трудолюбивым. Многие советы его можно воспринимать как рекомендации не только для военных походов, но и для любого руководителя в мирное время: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

                     Владимира Мономаха называют Великим воином и настоящим мудрецом, сумевшим принести родине процветание и благополучие в трудные времена.

 

Православный календарь
Поздравляем!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Ныне чествуемой Игнаковой Лидии Ивановне, технической служащей при Свято-Успенском кафедральном соборе, многая и благая лета!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Ныне чествуемому диакону Георгию Юзвику, клирику Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета!

Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери