214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Смоленска 

 

Новомученики и исповедники Земли Смоленской. 

ЖИЗНЬ, СЛУЖЕНИЕ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА СОКОЛОВА 

(Иоанн Данилович Соколов (1879-1937) 

  «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение»

                                                                           (митрополит Петроградский Иосиф (Петровых))

 

               Прошедший ХХ век должен остаться в сознании будущих поколений не только  богоборческим и вероотступническим, не только веком грандиозного «коммунистического проекта», но и эпохой религиозного возрождения и воодушевления, — невиданного в новейшей истории опыта стояния в вере Христовой. Ведь именно этот опыт, возможно и есть  то единственное средство  способное преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия [3].

               Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». Эти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов), и они были пророческими [1].

                За последние 30 лет Русской Православной Церковью поименно прославлено почти 2000 новомучеников и исповедников. И это — лишь малая часть беспорочно пострадавших за Христа в период большевистских гонений, общее число которых многократно превзошло число подвижников эпохи Святой Руси. Это были подлинные герои ХХ века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас.   Можно сказать, что в духовном отношении, в плане числа явленных святых, годы «Большого террора» стали временем наивысшего расцвета для Русской Церкви, а значит и для России в целом.

                В настоящей статье речь пойдет о непростой жизни, неотступном Служении и мученической кончине смоленского священника — протоиерея Иоанна Соколова, жившего в те непростые, роковые для большей части православного русского народа годы XX века. 

                Отец Иоанн родился 24 июня 1879 года в селе Хариново Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье псаломщика местной церкви.

                Отец Ивана Даниловича после смерти жены был переведен псаломщиком в село Новоспасское Ельнинского уезда, бывшее имение композитора Глинки. Здесь, среди красот природы в верховье Десны и проходило детство будущего священника. Отсюда он уехал на учение сначала в духовное училище города Рославля, а затем — в духовную семинарию Смоленска. Незаурядные способности и большое усердие обеспечили Ивану второе место среди учащихся и, следовательно, обучение за казенный счет. По окончании семинарии в 1900 году, после непродолжительного учительства в церковноприходской школе г. Дорогобужа и женитьбы он был рукоположен в сан священника епископом Феодосием.

                Молодой священник из бедной семьи, не имевший протекций, был назначен Смоленской консисторией в захолустное село Духовщинского уезда — Ректу.

                Здесь о. Иоанн и его матушка оказались в окружении неграмотных селян, влачивших полуголодное и полупьяное существование. В селе существовала недостроенная, покосившаяся деревянная церквушка и ладно сооруженная лавка с кабаком. Все население находилось в долгу у лавочника. С приездом батюшки село быстро ожило. Крестьяне охотно помогали молодому священнику в перестройке церкви. Вскоре выяснилось, что он понимает и в сельском хозяйстве и может давать полезные советы. Постепенно селяне стали относиться к молодому пастырю и его семье доброжелательно.

                Священник затеял строительство церковноприходской школы. Однако это начинание не поддержали ни светские, ни церковные власти. Тогда он решил обратиться к о. Иоанну Кронштадтскому. И хотя не сразу, но был принят. Внимательно выслушав все сетования отчаявшегося посетителя, о. Иоанн ласково успокоил его, наставил твердо идти по выбранному пути. Пастырь должен не только совершать богослужения и требы, но духовно опекать и просвещать как взрослых, так и детей. Поэтому нужна и благоустроенная церковь, и церковноприходская школа. Через некоторое время по возвращении домой молодой настоятель получил почтовый перевод на 1000 рублей для реставрации церкви и строительства школы — от о. Иоанна Кронштадтского.

                Но неожиданно над его головой стали сгущаться тучи. Начальство обратило внимание на то, что при успешной деятельности священника имеется давнишняя большая задолженность по уплате прихожанами государственных налогов . Священника ожидали неприятности. Однако, узнав об этом, крестьяне поднатужились и погасили все свои долги.

                Часто бывая в ближайших уездных городах: Духовщине, Рославле, Ельне, — и в губернском Смоленске, о. Иоанн познакомился с интересными людьми, студентами Московской Духовной Академии, приезжавшими на каникулы. Под влиянием этих знакомств у него стало развиваться стремление поступить учиться в Московскую духовную Академию. Одновременно возник большой интерес к философским взглядам Вл. Соловьева.

                Весною 1909 года, невзирая на то, что у него была семья из четырех человек, о. Иоанн едет в Троице-Сергиеву Лавру и блестяще  выдерживает вступительные экзамены в Духовную Академию, с правом получения государственной стипендии.

                Во время учебы он пользуется дружеской поддержкой преподавателя, а затем инспектора Академии — будущего священномученика, тогда иеромонаха, о. Илариона (Троицкого), впоследствии ближайшего сподвижника Патриарха Тихона. В 1913 году о. Иоанн Соколов закончил Московскую Духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию, выполненную под руководством проф. Флоренского.

                Новый выпускник был назначен инспектором Орловского женского епархиального училища. В трудные годы Первой мировой войны и революции он оказался энергичным руководителем и добрым воспитателем, снискавшим любовь учениц и уважение преподавателей. Отец Иоанн с энтузиазмом встретил известия о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. и об избрании Патриарха Тихона. Он одобрил разрыв связи Церкви с государством.

                После революции наступил период испытаний. 11 февраля 1918 года отряд вооруженных матросов захватил территорию епархиального училища. Перепуганная начальница этого учебного заведения заперлась в своей квартире. Навстречу морякам вышел инспектор о. Иоанн Соколов. Матросы требовали у него ключи от общежития учениц под предлогом того, что необходимо изъять оттуда Царские портреты. Разъяренные отказом, матросы стали избивать священника прикладами винтовок. О. Иоанн едва остался жив, во многом благодаря своей супруге: момент, когда лицо инспектора превратилось в сплошное кровавое пятно, находившаяся здесь же его жена Юлия Ивановна с отчаянным криком вцепилась руками в физиономию озверевшего матроса и тот отступил.

                Данное происшествие настолько взволновало учительские круги Орла, что Совет рабочих и солдатских депутатов города счел необходимым отмежеваться от действий матросов и выдал пострадавшему следующее удостоверение: «Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов дает сие удостоверение в том, что предъявитель сего, инспектор Орловского епархиального женского училища Иван Данилович Соколов пользуется полнейшей личной неприкосновенностью. Без предписания Исполнительного Комитета НИКТО не имеет права лично его задержать. Подписи: Председатель, секретарь. 16/3 февраля 1918г. №840» [2].

                В то время, когда о. Иоанн состоял членом епархиального совета Орла при епископе Серафиме (Остроумове), приблизились войска Деникина. На заседании совета он внес предложение не снимать печати с колоколен церквей для трезвона при вступлении белых и не служить молебнов о даровании победы Деникину[2]. В соответствии с этим предложением и было принято решение. В результате при возвращении красной армии был расстрелян только один священник, Чижов, колокольня церкви которого использовалась белыми войсками.

                После закрытия Орловского епархиального училища и храма при нем, о. Иоанн Соколов  возвращается на родину и с конца 1922г. становится настоятелем Нижне-Никольской церкви Смоленска.

                Это было тяжелейшее для Русской Православной Церкви время. Патриарх Тихон был арестован. Руководство церковными делами пыталось захватить так называемое Высшее церковное управление, в состав которого вошли «живоцерковники», стремившиеся изменить канонические основы Православия, одновременно подчинив Церковь государству. В Смоленск ВЦУ назначило нового епископа — Алексия (Дьяконова). В начале 1924г. он намеревался провести в Смоленске епархиальный съезд духовенства с целью укрепления новой церковной власти.

                Но к этому времени был освобожден из-под ареста Патриарх Тихон, который заявил о своей лояльности к властям и обратился с посланием к духовенству и мирянам о незаконности действий ВЦУ. С большими затруднениями послание Патриарха дошло и до Смоленска, и группа наиболее авторитетных настоятелей смоленских церквей поручила о.  Иоанну Соколову составить декларацию о верности духовенства Патриарху Тихону. Декларация, подписанная членами этой группы, была оглашена на епархиальном съезде будущим священноисповедником  Петром Чельцовым, настоятелем Ильинской церкви.

                Вскоре были арестованы священники: Петр Чельцов, Иоанн Соколов, Леонид Смирнов, Николай Лебедев, Иаков Четыркин, Андрей Крылов и Василий Спиридонов. Затем все они (вероятно, за исключением Чельцова) были освобождены и послали о. Иоанна Соколова в Москву, к Патриарху Тихону с прошением прислать в Смоленск верного ему епископа. И после этого был назначен епископ Валериан (Рудич), который вскоре после прибытия в Смоленск и нескольких богослужений в Нижне-Никольской церкви был выслан властями из города.

                Той же участи подвергся и вновь назначенный Владыка Иларион (Бельский). Уже после кончины Патриарха Тихона и признания властями митрополита Сергия (Страгородского) в качестве главы Церкви, в Смоленск был направлен архиепископ Серафим (Остроумов), соратником которого был о. Иоанн Соколов, когда жил еще в г. Орле. Для кафедры нового архиерея была выбрана Нижне-Никольская церковь. Она и прежде хорошо посещалась народом, благодаря прекрасному хору под управлением Садовского, имевшего в своем составе замечательных солистов Борисова и Гоева; привлекали и регулярные проповеди настоятеля, отца Иоанна.

                Архиепископ Серафим и о. Иоанн держались заповеди отдавать кесарю кесарево, а Богу — Божие, выполняя все установленные властями нормы и одновременно борясь за Православие, в частности, отстаивая принцип бескомпромиссности в отношении обновленчества, которому покровительствовали власти. Это было особенно трудно вследствие попыток властей втянуть духовенство в политику. Давление режима было чудовищным. Так, священника Ольховского из Духовщинского района расстреляли за одно высказывание по поводу коллективизации.

                Воинствующие безбожники были раздражены также и деятельностью Владыки Серафима и о. Иоанна. Почти одновременно они подверглись нападению неизвестных злоумышленников. Ночью, когда о. Иоанн спал, кто-то бросил в него камень, который чудом не попал ему в голову. В архиепископа Серафима также швырнули камнем, когда он ехал на извозчике в храм; к счастью, Владыка был лишь слегка ранен в руку. В конце концов воинствующие атеисты подвели дело к тому, что население одного из смоленских районов — Заднепровья, «потребовало» закрыть Нижне-Никольский храм.

                Архиерейская кафедра была перенесена в старинную Петропавловскую церковь. Здесь же стал служить с архиепископом Серафимом и отец Иоанн. Наступали тяжелые времена для всей Русской Православной Церкви, включая и Смоленскую епархию. Общину Петропавловской церкви известили о том, что в помещении первого этажа храма собираются разместить хранилище для зерна, зараженного вредителем. Там будет производиться химическая обработка зерна. В результате люди, приходившие на богослужение, также подвергались химическому воздействию, приводившему к недомоганию и головным болям.

                По всей стране закрывались церкви «по требованию трудящихся» и шли аресты священнослужителей. Однако официально декларировалась формула: преследования верующих и духовенства у нас нет, у нас преследуются лишь контрреволюционеры и враги народа; а церкви закрываются в связи с быстрым ростом атеизма среди населения.

                Жизнь в условиях систематических и непрерывных преследований, травли, не могла не отразиться на здоровье о. Иоанна, которое резко ухудшилось. Врачи диагностировали у о. Иоанна кардиосклероз, сопровождавшейся декомпенсацией сердечной деятельности и приступами стенокардии. Ему были запрещены ходьба и всякое физическое напряжение. В сентябре 1935 года у батюшки открылось  кровотечение из горла при явлениях слабости сердечной деятельности; в октябре того же года кровотечение повторилось и продолжалось несколько дней, тоже при сердечной слабости. В январе 1936г. у него был парез левой руки.

                В середине августа 1936 г. отец Иоанн Соколов был арестован у себя на квартире. Обширная библиотека и его рукописные труды сначала были опечатаны, а через несколько дней, в присутствии двух сотрудников НКВД — сожжены во дворе дома на большом костре.

                Теперь известен и конкретный свидетель против о. Иоанна. Вот что сказал о нем следователю сам обвиняемый: «Я обвиняюсь по ст. 58 п. 10, и, как могу судить по предъявленным мне материалам следствия, — на основании показания одного только гр. Ал. Горанского, который о моей контрреволюционности узнал будто бы из беседы со мной наедине… Отмечу, что когда Ал. Горанский в своих измышлениях касается мест, лиц, дат, то опровергает сам себя» [2].

                Даже сухой протокол допроса о. Иоанна следователем Самусевичем наводит на мысль о крайней грубости последнего. Все эти обстоятельства сказались на здоровье о. Иоанна, и тюремщики вынуждены были поместить его в больницу, где он пробыл несколько месяцев.

                Получив обвинительное заключение, о. Иоанн виновным себя не признал. Первого января 1937 года он написал заявление верховному прокурору СССР. Заключительные строчки этого заявления выглядели так: «Прошу Вас, гражданин Верховный прокурор СССР, освободить меня от ответственности за преступления, которые я никогда не совершал, и дать мне возможность спокойно умереть на своей родной стороне» [2]. Никакой резолюции на заявлении не обнаружено. Скорее всего, оно и не посылалось адресату.

                Постановлением Особого Совещания НКВД Западной области от 27 марта 1937 года « Соколов Иван Данилович, до ареста работавший священником Петропавловской церкви г. Смоленска, признан виновным по статье 58 п. 10 и приговорен к высылке в Казахстан сроком на 10 лет». Однако, согласно справке Смоленского областного суда, дело по обвинению Соколова Ивана Даниловича пересмотрено Президиумом Смоленского областного суда 21 ноября 1958г.», а постановление Особого Совещания НКВД отменено и делопроизводством — за недоказанностью — прекращено» [2].

                Судя по приговорам участников так называемой контрреволюционной группы Остроумова — архиепископа Серафима, — следователи не смогли представить сколько-нибудь убедительного материала, подтверждающего нелепое обвинение. Мало кто из подсудимых признал себя виновным в совершении каких-либо преступлений. Никто из них не был расстрелян.

                По рассказам жены о. Иоанна, у тюремного вагона, прицепленного к московскому почтовому поезду, кроме нее и сестры о. Иоанна, проводить пастыря собралось много его друзей и духовных детей. Они привезли какие-то продукты на дорогу, которые охрана обещала передать по назначению. С арестантом было разрешено краткое свидание. Многие провожавшие плакали.

                По прибытию в город Алма-Ата отец Иоанн  был превращен из арестанта в ссыльного, которому надлежало в тот же день выехать уже без охраны в Семипалатинск, с явкой там в НКВД. Он не удержался и забежал в церковь у вокзала, в которой шла служба. Проведенные здесь тридцать минут принесли духовное наслаждение и укрепили силы.

                В своих письмах этого периода к супруге Иоанн Данилович сообщал о том, что местом ссылки назначен Семиярск, в двухстах пяти километрах от Семипалатинска, куда отец Иоанн отправился пароходом по реке Иртыш, курсировавшим раз в неделю. «Следующее письмо: «Село это (Семиярск) не имеет вида наших поселков. Это вроде пустыни — ни дерева… Приехал я сюда ночью… Севши здесь на лестнице некоего беспризорного амбара, я почувствовал какие-то спазмы в горле и в груди, и из гортани невольно вылился некий ничем не удержимый звук, а из глаз буквально непроизвольно полился точно дождь. И вот, когда спустя несколько часов, я, подобно древнему Ионе, сидел под солнышком один, не имея поблизости ни кустика, с чувством, близким к ропоту, вдруг подходит ко мне, откуда ни возьмись, земляк, Канделинский. Сразу настроение изменилось. Он скоро нашел угол, и я ободрился совсем…» (смоленский священник Канделинский прибыл туда раньше)» [2].

                Еще о. Иоанн писал, что хлеб там продавался только в небольшом количестве, и других продуктов практически нет. Теперь он жил с больным стариком, тоже ссыльным, за которым ухаживал. Они вместе ходили ловить рыбу для пропитания. «Взялся помаленьку пилить дрова, за то хлеба дают без очереди в столовой — и для меня хватает, и для М.» (больного старика). В письмах страдальца сквозит удрученность по причине враждебности местного населения, людей другой национальности и веры. Жившие сами в нищете, они смотрели на ссыльных русских как на нахлебников и питали к ним ненависть» [2].

                Но о. Иоанн не имел ни к кому недоброго чувства. Вот что он пишет в том же письме: «Я всегда старался выразить свое расположение и внимание к тем, кто пережил какое-либо жуткое горе, тем более, если это горе действовало благотворно на них, возвращая их в ту стихию, какою и я дышу» [2]. Позже он писал, что в минуты одиночества искал какое-либо занятие, шел в заросли лозы и плел корзинки или шел на базу сторожить ночью товары.

                В одном письме, отвечая на вопрос, читает ли он газеты, о. Иоанн говорит, что внешняя жизнь его не интересует: «У меня свой мир, чужой для мира, и мир — чужой для меня» [2]. Единственной заботой о. Иоанна теперь был больной старик Михаил. Его внезапная смерть была для батюшки тяжелой утратой. Хотя Михаил был немногословен, с ним было все же не так одиноко.

                В конце навигации в добровольную сибирскую ссылку в Семиярск приехали две женщины: жена о. Иоанна Соколова и жена московского священника о. Феодосия Никольского. По просьбе о. Иоанна жена привезла ему необходимое для совершения богослужения: епитрахиль, крест и прочее. Этим он, очевидно, и пользовался, когда один или с кем-либо из других пастырей совершал у себя дома молитву, что, конечно, не могло оставаться незамеченным начальством, осуществлявшим гласный надзор.

                В середине ноября 1937 г. о. Иоанн был арестован. Два чекиста-казаха, производившие арест, торопили и грубо толкали его, когда он передавал жене серебряные часы — наследство деда — и небольшие деньги, которые были при нем. Это было расставание навсегда с верной спутницей жизни, недавно приехавшей к нему. Супруги о. Иоанна и о. Феодосия Никольского, потрясенные случившимся, оказались, к тому же, отрезанными от внешнего мира, так как навигация по Иртышу уже была закрыта, а переправа через реку еще не установлена. Другие пути были в ведении НКВД.

                Двум пожилым женщинам пришлось переправляться через Иртыш по еще неокрепшему льду, рискуя провалиться в запорошенные снегом полыньи. Но, по их словам, это ничего не значило по сравнению с пережитой трагедией. Прибыв еле живыми в Семипалатинск, несчастные спутницы добивались разъяснений в областном НКВД и даже носили передачи заключенным. В последние дни ноября в этом учреждении им сообщили, что их мужья приговорены к десяти годам заключения без права переписки. Но у тюремных ворот кто-то им сообщил, что большую группу духовенства вывезли из Семипалатинска якобы для расстрела. Причем поезд состоял из открытых платформ, и полураздетые священники ехали под вооруженной охраной солдат в теплых полушубках. Родственники же продолжали верить и надеяться.

                В своих воспоминаниях сын отца Иоанна пишет: «В конце декабря 1990 года я получил бумагу от Семипалатинской прокуратуры: «Ваше заявление, поступившее в облпрокуратуру, нами проверено. Сообщаю, что Ваш отец, Соколов Иван Данилович, 1879 года рождения, был арестован 13 ноября 1937 г. органами НКВД и ему было предъявлено обвинение в том, что он является активным членом контрреволюционной группы церковников» [2].

                Постановлением особой тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области от 25 ноября Соколов Иван Данилович был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Постановление приведено в исполнение 28 ноября 1937 года. Место захоронения неизвестно» [2].

                Распоряжением президиума Семипалатинского областного суда от 26 марта 1996 года «постановление особой тройки УНКВД по ВКО от 25 ноября 1937 года в отношении Соколова И.Д. отменено, а дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления» [2].

                Потребовалось 60 лет, чтобы тьма отступила, а истина восторжествовала. Но так горько осознавать, сколько «светлых» людей, истинных столпов Веры Христовой  безвинно погибло в гуще этой тьмы.

                Завершая статью, хочется отметить, что если в XX веке Церковь вернулась к своим первым временам, когда исповедование Имени Христова стоило жизни. Тертуллиан, богослов эпохи первых гонений, говорил: «Кровь мучеников — семя Церкви». Если XX в. соответствует первохристианской эпохе, то наш ХХI век — нечто вроде начала «Константиновской эпохи». Тогда нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих». Тем важнее не забывать мучеников — истинных столпов Церкви [4].

 

                       Литературные источники

1.      Максимов Г. Настоящие герои ХХ века: новомученики и исповедники российские/Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского. - Москва, 2013. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

2.      Путь Православия. 1995. № 4 // Умолкнувшие колокола: Новомученики Российские. Жизнеописание. М., 2002. С. 137–157

3.      https://www.pravmir.ru/russkaya-golgofa-neocenennyj-podvig-novomuchenikov

4.      https://blog.predanie.ru/article/novomucheniki-i-ispovedniki-rossijskie-knigi-lektsii-filmy-pesnopeniya)

 

Письмо Е.А. Волочкова, сына священника Алексея Волочкова, репрессированного вместе с архиепископом Смоленским и Дорогобужским Серафимом (Остроумовым) в 1936 году, архиепископу Смоленскому и Вяземскому Кириллу от 5. IX. 1989 года.( Смотри пункт 1.)

Уважаемый владыка Кирилл!

                Я благодарен Вам за правильную оценку содержания моего прошлого письма к Вам.

                Прежде всего о Вашей просьбе в части присылки материала о репрессированном духовенстве г. Смоленска. Я только могу дать список согласно сохранившимся в моей памяти лиц, но конец их судеб, увы, мне неизвестен. Кроме того, с начала 30-х годов я в Смоленске уже не проживал, но аккуратно ежегодно приезжал в отпуск, чтобы навестить своих родителей с младшим братом. От своего отца и не менее от о. Иоанна Соколова я и получил всякую информацию о всех «новостях», о положении духовенства в частности. Вообще я об о. Иоанне мог очень много рассказывать. Тем более его сын был моим первым другом детства, а сам о. Иоанн был товарищем с моим отцом по семинарии.

                Не думалось мне, что так может трагически оборваться жизнь мне дорогих людей. Мне говорили, что сам о. Иоанн умер в Казахстане в лагере, матушка сошла с ума, и друг мой Вася тоже умер (у него был туберкулез  смолода). (Смотри пункт 2.) Во все это я верю, т.к., будучи в Смоленске в то страшное лето для духовенства, я уже видел саму матушку не в своем уме.

                Конвой выводил уже «осужденных» для отправки по этапу. В числе их был владыка Серафим, о. Иоанн и мой отец. Мой младший брат с матерью были свидетелями этой страшной картины. Брат как-то смог пробиться через цепь и получить последнее благословение Серафима. Он и среди уголовников был архиереем, в клобуке с крестиком архиепископа. Вспоминая прошлое, через много лет (в 78 г.), умирая брат от рака за день смерти мне сказал: «Я счастлив, что в молодости  меня свела судьба с владыкой Серафимом». Даже пройдя Сталинградскую и Курскую битвы, ставши хорошим историком-педагогом, брат не мог забыть образ замечательного иерарха. Не могу забыть и я. Мне не один раз приходилось с владыкой, даже иногда в алтаре, разговаривать, когда я приезжал в отпуск.

                Их троих «рассеяли» в пути по различным лагерям. Отец попал в Карагандинский ГУЛАГ, где и отбыл 6 лет. Вышел из «привратки» с 700-гр. «пайкой» хлеба в неизвестность. Без дома, без угла. Сыновья защищали родину. Жена, наша мать, где-то в Тагиле в эвакуации. Побрел отец, собирая милостыню, по Казахстану, и кто-то посоветовал ему ехать до ст. Акколь, до села его имени «Алексеевка», где есть русские. Вот там он и остановился у одного «раскулаченного» и чуть ли не у своего бывшего прихожанина по Смоленщине. Здесь нелегально он крестил детей. Крестил без мира. Это крещение наверное было вполне законно и канонично в тех условиях. Первые христиане тоже не имели мира, но они заложили фундамент Церкви. В это время он получил известие, что умерла спутница, наша мать. Он ходил ее отпевать в лес. Так, видимо, ему надо было. В этом селе ему разрешили открыть молитвенный дом, где он служил два года. Но вот «грянул гром». Алма-атинскому архиепископу Николаю (впоследствии митрополиту) последовал донос, что священник с. Алексеевка срывает «займовую компанию». Это была ложь. Отец действительно не мог подняться на 5000 р. и  просил уменьшить взнос, но донос сделал свое дело. Николай уволил  отца без права поступления в его епархии. В дальнейшем отец стал служить в Ижевской епархии в селе «Каменное Заделье». Здесь он умер от рака пищевода. Его хоронило духовенство г. Глазова. Помяните его в день 40-летия его смерти, 18 сент. 1949 г. В Смоленском соборе он получил благодать священства от епископа Петра. Он это священство пронес все 46 лет, не покривив своей совестью.

               Назову мною запомнившиеся имена церквей г. Смоленска.

1.       Спиридонов о. Василий. Митроф. Протоиерей. Благочинный. духовник. Старейший клирик города еще с начала XX века. Настоятель Всехсвятской церкви.

2.       Чельцов о. Пётр. Протоиерей. Академик. Был настоятелем Ильинского храма до моего отца. Репрессирован в 1928 г.

3.       Зверев о. Иоанн. Протоиерей. Настоятель Петропавл. церкви.

4.       Егоров о. Иоанн - // - настоят. Одигитриевской ц.

5.       Афонский о. Иоанн - // - наст. Тихвинской ц.

6.       Лебедев о. Николай - // - наст. Крестовоздвиж. ц.

7.       Ширяев о. Димитрий - // - бывш. настоятель собора и потом Вознесенск. монастыря.

8.       Бурьков о. Николай – настоят. Верхне-Никольской ц.

9.       9. Кулюкин о. Василий - // - Александроневского храма.

               Все они давно умерли, кто в лагерях, кто, может, и вернулся «домой», но долго уже не мог прожить. Все они прошли крестные пути, и для них не нужно никакой «реабилитации» или «архивных данных» в гражданском или церковном понимании. Может, из них (да, было и так) кто и погрегшил, поддавшись слабости духа, но «несть человек, который жил и не согрешил». Все они заслуживают доброй памяти. Эту память первым долгом должна беречь Церковь. Я думаю и Вы, владыка Кирилл, будете крепить эту память и своими молитвами и своими проповедями.Новые поколения верующих о своих предшественниках должны помнить.         

               Я посылаю фотографию владыки Серафима. Еще в 1964 году, спустя 25 лет, я посетил Смоленск и в первую очередь зашел в собор рано утром на  Николин день. Как открыли собор, у свечного ящика я разговорился и спросил, нет ли кого из «ветеранов», обслуживающих или служащих в старых церквах. Оказалось, одна была монашка, некогда прислуживавшая во Всехсвятской церкви.Она  хорошо знала отца. Здесь она мне показала портрет вл. Серафима. При мне был фотоаппарат, и я переснял. Вот и я пересылаю небольшой портретик Вам. Монашки этой уже давно нет в живых. Она жила при соборе и помогала при службах.

               В Смоленском соборе я был в последний раз в 1987 году летом. Мне очень понравился хор. Не знаю чья музыка – исполнялась «Херувимская песнь»,  - но я был зачарован. И голоса очень молодые. Но вот очень плохо, что много «любопытных» и даже непристойно себя ведущих. Понравилось мне, что Вы во всенощной читали Евангелие на русском языке. Вообще, хоть славянский язык и красив, но все же люди «обрусели».

               Вашу статью «Законы и убеждения» я читал с приходом мне очередного номера журнала «Наука и религия». Эта первая статья, столь смелая, аргументированная, отражающая действительность в так называемом «правовом» государстве. Трудно сказать, будет ли на нее отклик, но я заметил, что на статьи, нечто похожие на Вашу, откликов не поступает. И причина на этот счет ясна. За семьдесят лет и «атеизма» как такого не было. Дальше «Занимательной библии» Ярославского и хулиганских стихов Д. Бедного и не пошло. Только в 20-х годах некоторое время были диспуты между Луначарским и А. Введенским, правда, весьма эрудированными представителями двух противоположных мировоззрений. Ну а сейчас все по-прежнему. При облисполкомах подбивают «процентовку», сколько крестят, хоронят, венчают. Вот Вам неделю назад сетовал первый секретарь обкома г. Перми:

               В последнее время наблюдается активизация деятельности церковников и верующих. Это проявляется в росте религиозной обрядности, доходов церкви, заявлений верующих об открытии и регистрации новых общин…» И дальше «резюме» - «мы должны учитывать существующую ситуацию в обществе». Вот так. Ранее он приводил процентовку даже регионам области. Конечно, такой стереотип не заслуживает, чтобы с ним вступать в полемику, но и надо все же иметь в виду. При обсуждении закона о совести как раз должен быть первый и главный пункт – это оградить человеческую совесть от всякого вмешательства со стороны различных «уполномоченных». Да и вообще Церкви нечего бояться, если она выступает за мир, нравственность, милосердие, культуру, за лояльность к «перестройке». В таких случаях ее огромная сила.

               Я очень много Вам написал, но и все равно всего не напишешь. Наверное, я уточнил все. Извините меня, может, за некий светский тон моего письма. Несколько слов о себе.

               Я родился в 1910 г. Третий сын в семье. Отец не навязывал нам, сыновьям, своих убеждений и взглядов. Никто из нас не пошел по духовной линии. Но все мы очень были далеки от всякого «антирелигиозного фанатизма» 20-30-х годов. Все мы стали инженерами за исключением младшего брата, который окончил Пермский университет уже после войны. Всем нам троим братьям было очень трудно из-за своего соц. происхождения, но мы никогда и в мыслях не упрекнули своего отца. Трое из нас были участниками Отечественной войны. После фронта и к/лагеря я подвергся репрессии. Отбыл 6 л. После XX съезда реабилитирован. У меня есть семья с внучками. Вот и все. Но вообще каждый человек – история.

               С глубоким уважением к Вам

               /Волочков Е.А./ 5/IX-89г. Подпись.

               Сноски:

1.       Источник: АСЕУ. Письмо Е.А. Волочкова, сына священника Алексея Волочкова, репрессированного вместе  с архиепископом Смоленским и Дорогобужским Серафимом (Остроумовым) в 1936 году, архиепископу Смоленскому и Калининградскому Кириллу от 5. IX. 1989 года.

2.       Сведения о судьбе протоиерея Иоанна Соколова и его семьи, переданные кем-то Е.А. Волочкову, не во всем соответствует действительности. Так, отец Иоанн был расстрелян в Казахстане, в окрестностях г. Семипалатинска, 28 ноября 1937 г. Его жене сообщили, что он якобы осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. О расстреле мужа она узнала намного позже. Сын отца Иоанна, Василий, не умер, но прожил долгую жизнь и оставил воспоминание о своем отце. См.: В.И. Соколов. Тайна расстрела шести священников, [w:] «Православная Москва». Москва, 1997, nr 36 (132), с. 6; Его же: Папка Пандоры, [w:] «Человек», Москва, 1996, nr 6, с. 124-137; Его же: Мятежное детство [w:] «Вестник РХД», Париж – Нью-Йорк – Москва, 1995, nr 172, с. 173-197; Его же: И тьма не объяла свет. История жизни, гонений  и скорбей одной православной семьи в советское время. Изд. «Ковчег», «Параклит». Москва, 2003, с. 4-7, 352-377.

   

   

 

 

  

 

 

 

                    14 октября 2021 года, в день празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии праздничную Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска совершил старший священник собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении клириков собора.

                    В проповеди, посвящённой Великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерей Михаил призвал прихожан к почитанию Божией Матери. Он, в частности, отметил, что:

                    “…молитвенное заступничество Богоматери, ходатайство небесных сил и святых, — вот тот Божественный покров, призванный в пределах земного существования защищать всех нас от бед, скорбей и болезней…”

                    По окончании богослужения священник поздравил прихожан, пришедших в храм разделить молитвенную радость, с праздником, пожелав всем мирной жизни, добра, духовной радости, семейного благополучия и помощи Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии: “…чтобы Покров Матери Божией не из-за наших подвигов, а по нашему смирению защищал всех нас и землю нашу Смоленскую.”

                   

                    Дорогие ребята, уважаемые участники настоящих Елизаветинских чтений!
                    Позвольте всех вас сердечно поприветствовать от лица правящего архиерея нашей епархии митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора и духовенства Cвято-Успенского кафедрального собора.
                    В очередной раз мы собрались в областной библиотеке для детей и молодёжи им. Соколова-Микитова для того чтобы, получив новые знания, расширить свой научный кругозор, познакомиться с образами русской святости,проникнуть в историю родного края и, всё это осмыслив, получить стимул как для духовного возрастания так и патриотического становления.
                    Для нас духовным символом добра и любви является святая преподобномученица княгиня Елизавета.
                    Замечательные слова о любви в своё время произнёс апостол Павел:"Любовь долготерпит, любовь милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не радуется неправде, но сорадуется истине. Любовь никогда не перестаёт..." (1 Кор. 13; 4, 6, 8). Носителями этой любви были святые Церкви Русской.
                    Но как же полюбить людей, если все такие разные и многие нам добро не делают? Первой ступенью на пути приобретения добродетели любви является совершение дел добра. Добро подымает дух людям, даёт стимул дя уверенности в завтрашнем дне и духовно обогащает.
                    Второй ступенью на пути приобретения дара любви является борьба со злом и с личными недостатками. Побеждая зло, мы самоутверждаемся в добре, а преодолевая недостатки становимсчя лучше. В окружающей нас действительности можно встретиться с такими пороками как пьянство, наркомания, игромания, предательство, жестокость человеческих сердец. Люди, порабощённые пороками не способны ни к подвигам ни к доброделанию.
                    Сердцевиной любви является самопожертвование. Самопожертвование во благо своей семьи, друзей, своего народа, во славу Отечества. И таких примеров в истории русской святости множество. Приведу некоторые из них.
                    Святая преподобномученица княгиня Елизавета после трагической смерти своего мужа - князя Сергея Александровича поставила своей целью служение больным, страждущим, бездомным, детям-сиротам, всем, кто нуждался в её помощи. Но когда к власти пришли большевики, над её жизнью нависла угроза безопасности. Посол Германии предложил ей эмиграцию. Но она настолько полюбила русских людей, русскую культуру, Православие, что решилась на самопожертвование и испила ту чашу страданий, которую приготовило ей то жестокое время.
                    В этом году в нашей стране отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Святой князь жил в эпоху XIII столетия, когда опасность потери независимости русских земель существовала как с востока так и с Запада. Князь Александр строил свои отношения с Западом посредством меча, а с Востоком посредством дипломатии. Длительное время ордынское иго тяготело над русской землёй. Русским людям приходилось платить регулярно дань Орде, терпеть унижения и оскорбления. Спасая русскую землю от разграбления и разрушения, Александр Невский несколько раз ездил в Орду,богатыми подарками и искусством дипломатии умилостивлял хана, сохраняя мирные отношения с Ордой. И в последний раз его визит в Орду завершился успехом: он добился положительного решения вопроса о непризыве в ордынскую армию русских людей. Там, в Орде. он заболел и по дороге во Владимир скончался. Своим княжеским подвигом Александр Невский совершил самопожертвование во славу Земли Русской.
                    И в годы Великой Отечественной войны нашему народуприсущи были милосердие и любовь.
                    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, будучи профессором медицины, в годы войны трудился в качестве хирурга в полевых госпиталях и спас от смерти тысячи наших солдат.
                    И в наше время совершается добро и самопожертвование. Без дел добра мир не сможет существовать.
                    Одного школьника спросили что такое любовь, и он ответил: "Это когда на улице дождливая погода, а мы с подругой идём по улице и я ей отдаю свой зонтик от дождя, а сам продолжаю идти по улице накрывшись капюшоном от дождя."
                    Мы с вами также должны учиться совершать добро. Помните что добро обладает обогащающей и преображающей духовной силой. Всё то доброе, что Вы сделали для других, обогатит Вас. Помните Новозаветную мудрость: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает и Бог в нём." (Ин. 4;16) Будьте милосердны, как и Бог милосерден есть. (Лк. 6, 36) Спешите делать добро!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

                    Пятнадцатые детско-юношеские Елизаветинские чтения “Белый ангел России” состоялись 12 октября 2021 года в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова. Мероприятие состоялось в год 20-летия первой на Смоленщине кафедры православной литературы, открытой именно в этой библиотеке в городе Смоленске.

                    С приветственным словом к участникам обратилась директор Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова Светлана Александровна Петрищенкова. Советник-эксперт Департамента Смоленской области по культуре Деверилина Надежда Владимировна вручила Благодарственное письмо от Департамента за помощь библиотекам Смоленской области в открытии кафедр православной литературы и проведение Елизаветинских чтений председателю Комиссии по работе с православными библиотеками и кафедрами православной литературы Смоленской епархии, протоиерею Михаилу Горовому, который выступил на открытии Чтений.

                    В своём слове протоиерей Михаил призвал ребят к совершению дел добра и милосердия:

                    “Помните, что добро обладает огромной обогащающей и преображающей силой. Всё то доброе, что Вы сделали для других, обогатит Вас. Будьте милосердны, как и Бог милосерден есть. (Лк. 6, 36) Спешите делать добро!”

                    Первыми на Пятнадцатых Елизаветинских чтениях прозвучали доклады, способствующие сохранению памяти о великой княгине Елизавете Фёдоровне и Царственных мучениках. С докладом-презентацией на тему «Отражение мира души Елизаветы Фёдоровны в искусстве» выступил Пётр Харламов, ученик 11 класса лицея № 1 им. Академика Б. Н. Петрова города Смоленска. Свой доклад и презентацию на тему “Великий князь Сергей Александрович” представили учащиеся 9 класса МБОУ “СШ № 7” г. Смоленск.

                    Продолжили Чтения выступления, раскрывающие тему совершения подвигов во славу Бога и Отечества. О святом благоверном князе Александре Невском в своём докладе-презентации рассказали учащиеся 8 класса МБОУ “СЩ № 24” города Смоленска. Антоненков Иван, ученик 5 класса ЧОУ “Смоленская Православная гимназия” представил доклад-исследование “Августовская победа. Военно-исторические события под Покровом Пресвятой Богородицы” о происхождении иконы “Августовская Пресвятая Богородица”.

                    Отдельное слово нужно сказать о литературной композиции “Я пал в кардымовских лесах”, исполненной учащимися 11 класса МБОУ “СШ № 3” г. Смоленска и повествующей о судьбе солдата-связиста, погибшего в годы Великой Отечественной войны, но найденного одним из поисковиков и благодаря этому оставшегося в памяти и истории. В своём выступлении ребята не только сумели создать атмосферу погружённости в события многолетней давности, вызвать чувства сопереживания, но и максимально творчески решили эту задачу. Стихи, исполненные в композиции, были сочинены и ими самими. Кроме того, на выступление школьники принесли настоящую флягу времён Великой Отечественной войны, благодаря которой по оставленной на ней надписи поисковики смогли узнать имя и фамилию найденного солдата: Сергей Петров.

                    Также литературно-музыкальную композицию под названием “Смоленский святой Макарий Алтайский” исполнили учащиеся 8 класса МБОУ “СШ № 19” им. Героя России Панова г. Смоленска.

                    О служении милосердия в наши дни на примере жизни Елизаветы Петровны Глинка в своём докладе и презентации “Подвиг доктора Лизы” рассказали учащиеся 5 класса гимназии № 1 им. Н. М. Пржевальского города Смоленска. Тему творчества Фёдора Михайловича Достоевского как православного писателя раскрыл в своём докладе и презентации ученик 10 класса МБОУ “СШ № 12” города Смоленска Сологуб Святослав.

                    Всем школьникам, выступившим на Пятнадцатых детско-юношеских Елизаветинских чтениях и их руководителям председатель Комиссии по работе с православными библиотеками и кафедрами православной литературы Смоленской епархии протоиерей Михаил Горовой задавал вопросы по теме выступлений и затем вручал в дар с напутственными словами Святое Евангелие и православную литературу. Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова протоиерей Михаил подарил красочно иллюстрированную книгу о святом благоверном князе Александре Невском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Смоленская областная специальная библиотека для слепых. 2021 год     

   

        

Пригорская сельская библиотека. 2021 г.      

 

 

Велижская районная библиотека. 2021 г.    

         

                    28 сентября 2021 года состоялось заседание Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы в храме Иоанна Предтечи Центра подготовки церковных специалистов Смоленской епархии.

                    Встреча была открыта молитвенными песнопениями, исполненными студенческим хором Центра подготовки церковных специалистов под управлением регента иерея Олега Ефимова. После выступления хора был показан видеоролик о работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, с  инвалидами, в том числе по зрению, в 2021 году, подготовленный Смоленской областной специальной библиотекой для слепых. 

                    В 2021 году отошла ко Господу директор Смоленской областной специальной библиотекой для слепых Алесюк Татьяна Георгиевна, много потрудившаяся в деле духовно-нравственного просвещения. Собравшиеся почтили её память. 

                    С приветственным словом к присутствующим обратился руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, протоиерей Михаил Горовой. Он сердечно поприветствовал всех собравшихся на заседании Комиссии от лица правящего архиерея, митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора и духовенства Свято-Успенского кафедрального собора.

                    В своём выступлении протоиерей Михаил отметил, что в настоящее время в Смоленской епархии работают 25 кафедр православной литературы, и выделил наиболее важные мероприятия, проводимые на них ежегодно, в частности, в 2021 году. Говоря о празднованиях по случаю Дня Православной Книги, протоиерей Михаил зачитал статистику проведения мероприятий по благочиниям Смоленской епархии:

                    “Всего в Смоленской епархии в 2021 году было проведено 131 мероприятие, посвящённое Дню Православной книги. 100 из них было проведено в г. Смоленске, остальные – в благочиниях Смоленской епархии.

Борисоглебское благочиние: в вузах  и школах – 57, в библиотеках и на кафедрах православной литературы – 4, на приходах — 10, всего 71.

Петропавловское благочиние: в вузах  и школах – 24, на приходах — 2, всего 26.

Демидовское благочиние: в вузах  и школах – 14, в библиотеках и на кафедрах православной литературы – 7, на приходах — 5, всего 26.

Ярцевское благочиние: в вузах  и школах – 1, в библиотеках и на кафедрах православной литературы – 3, на приходах — 4, всего 8.

Итого 131 мероприятие.

                    Протоиерей Михаил Горовой сообщил о состоявшемся накануне важном событии, проведенном в 2021 году в новом формате “круглого стола” — 20-летии кафедры православной литературы в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи им. И. С. Соколова-Микитова. Также священник отметил важность проводимых ежегодно образовательных чтений:

                    “Серьёзным подспорьем в нашей работе с населением, с гражданами Смоленщины, являются образовательные чтения: Свято-Елизаветинские детско-юношеские чтения, Рождественские чтения, Кирило-Мефодьевские чтения…

                     …Что касается образовательных чтений, то они призваны не только просвещать духовно-нравственно и патриотически школьников и молодёжь, но и носят воспитательных характер. И воспитательной базой является Русская святость. Святость – это универсальная добродетель, и она включает в себя сочетание высокой духовности, нравственности, трудолюбия, совестливости, любви к Богу, к людям. Вот на этой базе мы и стремимся воспитывать подрастающее поколение”.

                      В первой части мероприятия с сообщениями выступили: протоиерей Михаил Горовой с докладом на тему ”Князь Александр Невский – государственный правитель, дипломат, защитник земли Русской и Святой Русской Православной Церкви”; священник Владимир Баринов, настоятель прихода свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Велиж с докладом “Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя”;  Полина Овсюкова, студентка IV курса отделения “Живопись” ЦПЦС с докладом “Новомученики и Исповедники земли Русской.”

                     Во второй части заседания сотрудниками библиотек и кафедр православной литературы были представлены отчёты о работе в виде докладов, презентаций, видеороликов. Со своими отчётами по работе в г. Смоленск по темам “Опыт работы кафедры православной литературы в период пандемии” выступили: главный библиотекарь Смоленской областной библиотеки для детей и молодёжи им. И. С. Соколова-Микитова  Елена Владимировна Маллер и заведующая отделом тифлоинформационной и социокультурной деятельности ГКУК “Смоленской областной специальной библиотеки для слепых” Людмила Анатольевна Пахомова.

                    Демидовское благочиние представили директор Велижской районной библиотеки  Галина Михайловна Григорович с отчётом по теме ”Опыт работы кафедры православной литературы в период пандемии” и руководитель Гусинской сельской библиотеки Краснинского района  Ирина Фридриховна Егорова с отчётом по проделанной работе на кафедре православной литературы за последнее пятилетие — с 2017 по 2021 гг.

                    Борисоглебское благочиние представляла заведующая Пригорской сельской библиотекой – филиал 21 МБУК  “Смоленской МЦБС”  Елена Евгеньевна Новикова, выступив с отчётом о работе за последние 5 лет, с 2017 по 2021 гг. Отчёт о проделанной работе за последнее пятилетие был также зачитан представителем Ярцевского благочиния, библиотекарем кафедры православной литературы п. Верхнеднепровский Дорогобужского района Светланой Петровной Горбачёвой.

                    Все представленные отчёты, содержавшие поистине бесценный опыт многолетней работы с детьми, молодёжью и взрослыми в православных библиотеках и на кафедрах православной литературы, с большим интересом и вниманием были приняты присутствовавшими. После подведения итогов мероприятия руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы протоиерей Михаил Горовой наградил благодарственными грамотами от комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы Смоленской епархии за сотрудничество в духовно-нравственном воспитании и образовании  подрастающего поколения и молодёжи: протоиерея Романа Павлишова, настоятеля Свято-Георгиевского храма села Пригорское; Елену Евгеньевну Новикову, заведующую Пригорской сельской библиотекой; священника Алексея Лупёхина, настоятеля прихода храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского посёлка Верхнеднепровский; Светлану Петровну Горбачёву, библиотекаря кафедры православной литературы п. Верхнеднепровский; cвященника Андрея Меньших, настоятеля храма в честь Державной иконы Божией Матери села Гусино Краснинского района;  Ирину Фридриховну Егорову, руководителя Гусинской сельской библиотеки.

                     В завершении заседания Комиссии для всех православных библиотек и кафедр православной литературы были переданы православные книги и журналы.

 

 

 

 

Смоленская областная библиотека для детей и молодежи имени И. С. Соколова-Микитова                 

 

Смоленская областная библиотека для детей и молодежи имени И. С. Соколова-Микитова, 2021 г.

 

                23 сентября в Смоленской областной библиотеке для детей и молодежи имени И. С. Соколова-Микитова в рамках празднования 20-летия кафедры православной литературы состоялся круглый стол «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Библиотека – территория партнёрства». Для обсуждения этих важных тем организаторы пригласили библиотекарей города и области, педагогов, руководителей детских творческих коллективов.

                С приветственной речью к гостям обратились директор библиотеки С. А. Петрищенкова и советник Департамента Смоленской области по культуре Н. В. Деверилина.

                 Работу круглого стола возглавил руководитель комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы Смоленской епархии, старший священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.  В своём докладе отец Михаил отметил особую значимость воспитательных задач, которые стоят сегодня перед руководителями детским чтением, подчеркнув, что их решение невозможно без взаимодействия со Смоленской епархией, и подарил в фонд библиотеки книги и периодические издания духовного содержания. От лица правящего архиерея митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора отец Михаил вручил архиерейскую грамоту директору библиотеки С. А. Петрищенковой в связи с 20-летием кафедры православной литературы.

                Департамент Смоленской области по культуре отметил подвижническую деятельность протоиерея Михаила Горового на ниве духовно-нравственного просвещения Поздравительным адресом, который вручила советник Департамента Н. В. Деверилина.

              Программа круглого стола была очень насыщенной. Сотрудник Смоленской областной специальной библиотеки для слепых Л. А. Пахомова поделилась уникальным опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Заведующая библиотекой № 6 ЦБС г. Смоленска И. В. Зайцева рассказала о взаимодействии со Смоленским Домом для мамы. Педагог-организатор Смоленской Православной гимназии Г. В. Набатова остановилась на проектной деятельности как одной из самых интересных форм работы, влияющей на развитие нравственных качеств личности. Она представила разнообразные проекты учащихся гимназии. Педагоги М. Ю. Холомьева (СШ № 7) и З. Е. Ковалёва (Глинковская средняя школа) продемонстрировали яркие презентации, раскрывающие многогранные аспекты воспитательной деятельности школ, в которых они работают.

                С огромным вниманием участники отнеслись к выступлению заслуженной артистки России Л. С. Лисюковой, посвятившей тридцать лет своей творческой деятельности библиотечному Театру книги. Юные актёры под руководством Людмилы Степановны постигают не только основы театрального мастерства, но и получают бесценные уроки приобщения к духовным ценностям. Прекрасное выступление воспитанницы Театра книги, ученицы Смоленской Православной гимназии Ирины Тереховой заставило зрителей поверить в то, что высокая литература преображает человека. Отрывок из воспоминаний дочери Ф. М. Достоевского, прочитанный Ириной, – это маленький спектакль, подготовленный Театром книги в год празднования 200-летия со дня рождения писателя и уже получивший высшую награду на X Международных Достоевских чтениях в Москве.

                  Огромный интерес вызвало выступление руководителя литературной студии «Родничок», члена Союза писателей России Т. А. Харитоновой. Татьяна Анатольевна представила участникам круглого стола свою новую книгу «Княжна», которая повествует о детских годах юной русской княжны и будущей святой Русской Православной Церкви Евфросинии Полоцкой. Автор подарила несколько экземпляров книги библиотекам.

                 В рамках круглого стола состоялось награждение сотрудников кафедры православной литературы в связи с её 20-летием. Высокой наградой – медалью в честь преподобного Авраамия Смоленского­ – была отмечена работа главного библиотекаря Е. В. Маллер.

                Грамоты Комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы были вручены сотруднику библиотеки Т. В. Голубцовой, руководителю Театра Книги Л. С. Лисюковой, руководителю литературной студии «Родничок» Т. А. Харитоновой.

Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова выражает благодарность всем участникам круглого стола.

               Протоиерей Михаил Горовой подчеркнул: "Кафедры православной литературы в настоящее время служат популяризацией православной литературы и являются центрами по духовному и патриотическому просвящению смолян. Кто-то, взяв православную книгу, интелектуально обогатиться, кто-то получит стимул для духовного роста, а кого-то православная книга приведет к храму. Хочется надеяться, что это доброе начинание получит широкое распостранение и в других епархиях нашей Церкви"

            19 сентября 2021 года, в день перенесения мощей благоверных князей Петра и Февронии, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено таинство Брака.

            Таинство над Токаревым Сергеем Ивановичем и Лышковской Еленой Гурьяновной совершил старший священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

            В  своем слове протоиерей Михаил Горовой пожелал бракосочитавшимся в таинстве Брака Сергею Ивановичу и Елене Гурьяновне мирной жизни и добра, крепости брачных уз и семейного благополучия.

"Для того, чтобы Ваш брак носил вечный и неразрушимый характер, будьте преданы друг другу в словах, делах и мыслях: "друг друга тяготы носите , и тако исполните закон Христов." (Гал. 6, 1-2).

              12 сентября 2021 года в день престольного праздника, посвященного перенесению мощей блгв. кн. Александра Невского, в храме села Вонлярово Смоленского района совершеня Божественная литургия.

               Богослужение возглавил священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении настоятеля прихода храма священника Алексия Болтушенкова и протоиерея Иоанна Божелко.

Верующие причастились святых Христовых Таин.

По окончании Божественной литургии был совершен Крестный ход и праздничный молебен.

              В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой призвал молящихся к подражанию благоверному князю Александру Невскому в его мужестве, преданности Богу и своему народу.

«Святой князь Александр Невский, будучи государственным правителем, заложил прочный фундамент в строительство в будущем российской государственности; сохранил для людей земли Русской цивилизационный выбор своего равноапостольного князя Владимира; засвидетельствовал своим жизненным подвигом, что феномен святости – главное достижение христианской жизни».

            Протоиерей Михаил Горовой поздравил настоятеля храма священника Алексия Болтушенкова, протоиерея Иоанна Божелко, прихожан храма с престольным праздником и 800-летием со дня рождения благоверного князя Александра Невского, и пожелал мирной жизни и добра, духовной радости и семейного благополучия, приходу – процветания.

Священник Алексий Болтушенков поблагодарил протоиерея Михаила Горового за участие в престольных торжествах.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери