214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

Добавлено 22.07.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     9 июля 2024 года, в день престольного торжества в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Новоспасское совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Рославльской епархии протоиерея Николая Привалова, настоятеля храма Рождества Христова г. Вязьмы Вяземской епархии иеромонаха Иакова (Степкина), настоятеля храма святителя Николая села Деменщина Смоленского района Смоленской епархии священника Федора Зинченко и настоятеля храма святителя и чудотворца Николая села Ворга Ершичского района Рославльской епархии священника Иоанна Привалова.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, указал на то, что "Тихвинская икона Божией Матери - это великая святыня земли Русской. В 1383 году произошло явление этой иконы Божией Матери нашему народу. На Ладожском озере ее встречали рыбаки, монашествующии, народ Божий. На месте явления иконы была сооружена Успенская церковь,а позже возник монастырь. Да, в то время еще продолжало господствовать на Руси ордынское иго, но чудесно явившись Своим образом на Ладожском озере, Матерь Божия распростерла покров Своего заступничества над Русской землей. Духоносным людям уже тогда было понятно, что пройдет некоторое время, и Русь, молитвенным заступничеством Богоматери свергнет ордынское иго. И в настоящее время этот образ является источником благодатного утешения для всех, кто с верой и любовью прибегает к молитвенному заступничеству Божией Матери."

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен и Крестный ход. Протоиерей Михаил Горовой поздравил настоятеля храма протоиерея Николая Привалова, духовенство, а также паломников, прибывших из Смоленска, Вязьмы, Ельни и Починка, с престольным праздником и пожелал духовной крепости и Божьего благословения на добрые дела. Протоиерей Николай Привалов поблагодарил духовенство и паломников за участие в престольном торжестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     24 июня 2024 года, в День Святого Духа, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клирика храма Воскресения Христова п. Катынь иерея Николая Фокина, иерея Александра Михайлова, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: "В День Пятидесятницы Господь ниспослал Духа Святого на святых апостолов, на первую христианскую общину. Как достигнуть богопознания в наши дни, если Бог пребывает " во свете непреступном"? Бог в наше время открывается посредством божественной энергии, благодати Святого Духа.

                     Для богопознания необходим универсальный подход: молитвенный и евхаристический образ жизни, посещение храмовых богослужений, ознакомление с жизнью святых и подвижников христианского благочестия, систематическое чтение слова Божия, святоотеческих и духовно - назидательных книг, борьба с греховностью человеческой природы и повседневная молитва о самораскрытии нам Божества."

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником Святого Духа, пожелал мирной жизни,крепости духовной и стяжания даров благодати Христовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     23 июня 2024 года участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие в тематических рамках «Лето» и «Святая Троица».

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой свое выступление посвятил празднику Святой Троицы.

                     В своём слове он, в частности, отметил: «Учение о Боге Святой Церкви триадологично по своему содержанию. Бог отец вечен в своём бытии, Сын Божий предвечно рождается от отца. Дух Святой предвечно от Отца исходит. Все совершенства Божеские равно принадлежат Отцу и Сыну и Святому Духу.

                     В наше время Бог открывается народу Божию посредством божественной энергии, благодати Святого Духа, пребывающей в святой, соборной и апостольской Церкви».

                     Дальнейшее выступление заведующей библиотекой Духовно - просветительского центра храма свв. Новомучеников и Исповедников Церкви Русской А. В. Боедовой было посвящено деятельности Н. Е. Пестова. Особое внимание было уделено его судьбе, удивительным историям из семейного архива. Анна Викторовна рассказала о детях и внуках писателя, провела обзор книг "Современная практика православного благочестия", "Свет совершенной радости", "Жизнь для вечности", "От Савла к Павлу".

                     Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения православных писателей. Своими авторскими произведениями, посвященным теме «Лето» и « Святая Троица», поделились поэты: исполняющая обязанности председателя объединения Елена Лышковская, председатель Смоленского отделения Союза писателей России Виктория Бобарыкина (Анастасия Самофралийская), сопредседатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Мария Парамонова, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Любовь Стеклова, Нина Лавренова, Людмила Беляева (Мила Клявина), о. Александр ( Михайлов), Пётр Глазков, Ольга Млодикова, Светлана Конфедератова, Виктор Москалев, Сергей Матисов, Татьяна Бажина, Светлана Листопад, Людмила Суворова и Светлана Рогова.

                     Музыкальную страницу представили гости из г. Рудни (Виктор Москалев, Ольга Млодикова, Наталия Качанова и Нелли Тининика).

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой еще раз сердечно поблагодарил за замечательное творчество всех участников писательского объединения.

 

Наталья Годяева.

 

 

                     Память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить каждому из нас особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности.

                     Мы представляем себе их лица на пожелтевших фотографиях, когда читаем в Писании о тех, что «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11: 35–37).

                     В ряду священнослужителей смоленской епархии, кровью вписавших свои имена в историю Русской Православной Церкви в годы кровавых репрессий, мы встречаем имя потомственного священника, отца Александра Соколова.

                     Материалами к написанию настоящего очерка о жизни и судьбе священника Александра Соколова, настоятеля Свято-Казанской церкви с. Каспля, пострадавшего в годы репрессивной политики советского государства в отношении Русской Православной Церкви послужили: архивные документы, отложенные в Государственном архиве Смоленской области, Архиве Управления ФСБ по Смоленской области, личных документах родственников.

                     Александр Евграфович Соколов, родился в 1881 году в семье священника Евграфа Ильича Соколова в селе Пронино Ельнинского уезда Смоленской губернии.

 

 

Евграф Ильич Соколов

 

                     В 1903 году окончил курс Смоленской духовной семинарии,

 

 

Соколов Александр Евграфович 

 

                     после чего – 9 июля 1903 года был определен на псаломщицкое место к церкви с. Каблуково Краснинского уезда [1].

                     15 апреля 1904 года  был определен на священническое место к церкви села Ивановское  [2].

                     9 мая 1904 года о. Александр вступил в брак с дочерью священника села Ивановское Краснинского уезда – Лидией Григорьевной Чернавской [3].

 

 

о. Александр с супругой матушкой Лидией

 

                     В апреле 1910 года Его Преосвященством к празднику Пасхи о. Александр был награжден набедренником [4], а в 1914 году – скуфьей [5].

                     После закрытия храма в Ивановском, священник Александр Соколов был назначен настоятелем в Свято-Казанский храм с. Каспля, где прослужил до осени 1937 года.

 

 

о. Александр Соколов

 

                     20 сентября 1937 года он был арестован. События того дня известны довольно подробно, благодаря записанным и сохранившимся воспоминаниям дочери Евгении: «Утром отец поздравил меня с Днем Ангела, а братьев с дорогой именинницей, обещав устроить праздничный обед, и мы побежали в школу. Возвратившись, не узнали своего жилья – всё сдвинуто, перевернуто, разбросано. Отец исчез, не оставив записки».

 

 

о. Александр с дочерью Евгенией

 

                     Священник Александр Соколов был арестован с предъявлением ему обвинения по ст. 58 ч. 10 УК РСФСР. Содержался в тюрьме города Смоленска до ноября 1937 года [6].

                     Согласно материалам уголовного дела в вину вменялись контрреволюционные действия, выражавшиеся в антисоветской пропаганде и агитации, высказываниях в защиту Троцкого, восхвалении жизни крестьян при царизме и призывах к организованной борьбе с советской властью.  Однако, в предъявленном обвинении отец Александр себя не признал и, более того, на вопросы следователя 11 ноября 1937 года давал ответы о том, что с называемыми следователем людьми он не был никогда знаком и не общался [7].

                     13 ноября 1937 года постановлением тройки УНВД Смоленской области приговорен к расстрелу. 20 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение [8].

                     28 апреля 1959 года Президиумом Смоленского областного суда дело пересмотрено, постановление тройки УНКВД было отменено в связи с отсутствием в действиях состава преступления [9].

                     Родным и близким о судьбе священника Александра Соколова стало известно в 1989 году.

                     В настоящее время ведется архивная работа по исследованию жизни и судьбы священника Александра Евграфовича Соколова.

                     Но уже сейчас сохраним в своей памяти имя еще одного новомученика, священника Александра Соколова, положившего душу свою за Христа, чтобы мы могли ныне веровать, потому что мужеством мучеников и, конечно, их молитвенным предстательством Господь сохранил Церковь Русскую.

 

Литературные источники.

 

                     1. СЕВ. 1903 г. № 14. С. 794

                     2. СЕВ. 1904 г. №8. С. 458

                     3. ГАСО. Ф. 48. ОП. 6 Д.365

                     4. СЕВ. 1910 г. №7. С. 115

                     5. СЕВ. 1914 г. №7. С. 119

                     6. АУФСБ, Д 165535-С

                     7. Там же. С. 57-58.

                     8. ГАСО. Справка от 18.03.2014 г. № 7-33

                     9. Справка Смоленского областного суда от 29.11.1989 г. № Н-13

 

 

 

                     Ты испытываешь непрестанное желание видеть Господа Христа. Воистину, нет желания похвальнее этого. Но трудно лицезреть царя, пока не войдешь в его чертог, а в чертоги царские впускают только тех, кто носит достойные одежды. О духовном одеянии говорит мудрый апостол Павел: /Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 12–14). Только в таких облачениях мы можем быть допущены в чертоги Царя Небесного и лицезреть Его лик, когда придет время. Ибо наш земной век – время приготовления к встрече с Ним: подобно тому как невеста готовится к венчанию с женихом своим, так и душа каждого христианина должна готовиться к встрече с Господом Иисусом Христом.

                     Но есть и было немало христиан, которым дал Господь уже в этом веке на миг узреть Его лик. Созерцали Его мученики, страдавшие за веру; созерцали Его верующие люди, которым были попущены большие страдания, ибо Он является тем, кто с верой в Него несет скорби. Когда друг великого русского писателя Гончарова, человека, преданного Христу и глубоко верующего, утешая его, тяжелобольного, говорил, что вскоре он поправится, писатель ответил ему: «Нет, нет, я умру: этой ночью явился мне Господь… И Он все простил мне!».

                     А ты, если не можешь узреть Господа, потрудись и почувствуешь Его присутствие в своем сердце. Ощущение Христа в самом себе важнее видения Его в этой жизни. Очисти сердце, и Господь вселится в храм твоего сердца, а ты в свое время войдешь в Его храм небесный.

                     Мир тебе и благословение Христово.

 

 

 

Елена Лышковская.

 

                     Имя писателя Ивана Александровича Гончарова – родоначальника русского классического социально-психологического романа - большинство из нас связывает со словом «обломовщина», которое мы порой используем для обозначения рутины, апатии, уныния. Впервые это слово прозвучало в романе Гончарова «Обломов» - из уст Андрея Штольца, друга главного героя Ильи Ильича Обломова, а потом уже употреблялось и самим Обломовым.

                     Любопытный факт аналогии. Гончаров очень медленно писал свои произведения, за что в писательской среде получил прозвище «принц де Лень», которое, как и его герой, стал сам к себе применять - порою так подписывая свои письма: «Гончаров, иначе принц де Лень». В этом, как мне кажется, проявлялось некое юродство – через принятия на себя образа глупого человека.

                     Если проследить жизненный путь Гончарова с рождения (18 июня 1812 года) до упокоения (27 сентября 1891 года), мы заметим, что Иван Александрович пытался гармонично соединить две линии жизни в одну – бытовую и внутреннюю, духовную.

                     Эти попытки он перелагал и на своих героев - они становятся полем для экспериментов писателя. Тот же Обломов, с которым он сам себя порой сравнивал. Например, безбрачие не было принципом жизни Гончарова. Писатель искал спутницу жизни, но его патриархальное представление о семье, утверждённое в нём с детства, разбивалось о современность. Дамы его сердца шли в ногу со временем – их внешняя красота и душевность не приближались к той степени духовности, которую он желал бы видеть в своей избраннице. Это представление остановило его, чтобы сделать предложение Юнии Гусятниковой, родственнице Майковых – после многолетней переписки с Гончаровым она вышла замуж за другого человека. Длительная симпатия и переписка были у писателя с Елизаветой Толстой, и он был готов жениться, но всё также завершилось её браком с другим человеком.

                     Известному адвокату Анатолию Кони – с ним у И.А.Гончарова дружеские отношения длились долгие годы - он так писал: «Поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, «небритый, бледный и худой», победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это всё вместе взятое глупо и комично. Словом, мучаясь субъективно, я смотрел на весь ход такой драмы и объективно — и, разложив на составные части, находил, что тут смесь самолюбия, скуки, плотской нечистоты, и отрезвлялся, с меня сходило всё как с гуся вода».

                     Обломов переживает подобные страсти, влюбившись в Ольгу Ильинскую. Но даже любовь не пробуждает сонного барина, который ничего не умеет делать, только лежит на диване и философствует. При этом в романе «доминирует тщеславие молодой женщины, способной оживить уже немолодого мужчину, вдохнуть в него жизнь. ...Эта способность, неожиданно явившаяся для неё самой, поражает её воображение, вызывает прилив сил, желание поиграть этой страшной для мужчины силой. Но способность не воплощается в великом спасении души. Драма романа любовного в «Обломове» именно в том: созидательная сила, не сознав своего долга, отступила – и стала разрушительной». Так пишет наш современник, исследователь творчества А.И.Гончарова, доктор филологических наук Владимир Иванович Мельник, с чьим мнением сложно не согласиться. Позволю себе добавить: эта сила стала разрушительной не только для Обломова, влюбившегося в Ильинскую, но и для неё самой - она теперь уверена, что может позволить себе просто заигрывать с другими объектами её внимания. Не получив скорого желаемого результата, Ольга утрачивает интерес к Илье Ильичу, переключается на другое лицо – деятельного Андрея Штольца, чем наносит ещё больший удар в сердце главного героя. Добивает его на диване в халате и тапочках. Мы явно видим, что внешняя красота может не только созидать, но и разрушать, т.к. за ней сокрыто иное – самолюбование, взращенное на эгоизме. А Обломов полагал, что и такого, как он, «диванного» может полюбить всем сердцем столь жизнедеятельная женщина. «Боже мой, какая она хорошенькая! – думал он, глядя на неё почти испуганными глазами. – Эта белизна, эти глаза, где, как в пустыни, темно и вместе с тем блестит что-то, душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова… как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом… Боже мой, какое счастье смотреть на неё! Даже дышать тяжело». К сожалению, и в этом восторге нет иной деятельности, кроме созерцания – счастье смотреть! Почему же нет отражения желания делать её жизнь счастливой, чтобы эта улыбка не сходила с её лица?

                     Тема красоты волновала многих писателей. Философ Владимир Соловьёв в статье «Красота в природе» (1859 г.) детализирует в отношении женщины: «прекрасное женское тело» - «высший синтез животной и растительной красоты». Но при этом он добавляет, что красота сама по себе не спасает - спасает красота в благе. Со словом «благо» связано слово «добро» - как бы деятельное благо. Старое русское слово «добротолюбие» означает любовь к красоте и, как мы видим, в основе его лежит слово «доброта», «добро».

                     Похоже, что и И.А.Гончаров был занят этой мыслью и разрабатывал её во всех своих произведениях.

                     Складывается впечатление, что писатель составляет портреты своих героев, словно рассматривает цветы, посаженные на одну почву, но всходящие и цветущие в разное время, удивляющие многообразием форм, ароматов, гаммами оттенков. Конечно, зёрнышки разные, а некоторые и от корня мощного растут, но почва, погода, полив одинаковы. Сад пестрит, удивляет и даже поражает. Сезоны сменяются, как эпохи в истории, а люди, как цветы, - каждый по-своему реагирует на смену эпох, сезонов.

                     Иван Александрович ещё со времён университета был хорошо знаком с учениями различных античных философов и прочно придерживался мысли, что нравственное начало исходит от природы человека, его представлений о прекрасном. Особый интерес он проявлял к представлениям о нравственном идеале поэта и философа Фридриха Шиллера, автора «Писем об эстетическом воспитании человека», что отражается в переписке Гончарова с Софьей Александровной Никитенко, историком, переводчицей, которой впоследствии Иван Александрович передал весь свой архив.

                     Писатель понимал, что красота это не только рациональная природа человека, но и внутренняя духовность. «Гончаров идёт дальше своих предшественников (поскольку религия остаётся для него всегда на первом плане): понятие красоты для него существует в двух неразрывно связанных ипостасях: эстетической, пластической (земной) – и духовной, религиозной (небесной)» - отмечает профессор Владимир Мельник. А значит, идеал красоты - Христос – средостение, отклонение от которого влечёт искажение образа Божьего в человеке, искажение Божественной красоты.

                     Как отмечает В.И.Мельник, у писателя «эстетический подход к морали человека, почти концептуально, проявился в 1840-е годы в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху». Гончаров говорит о возможности приближения человека к нравственной вершине, но как бы поэтапно, поднимаясь по ступеням:

                     первая ступень – «франт», то есть внешняя красота, умение одеться красиво, ожидание реакции окружающих, «это обыкновенно мелкое и жалкое существо»;

                     вторая ступень – «лев», которого интересует уже не только одежда, но и окружающая атрибутика, у него есть потребность в реакции окружающих и хотя границы эстетического начала шире, но внутреннее не затронуто;

                     третья ступень – «человек хорошего тона», у которого уже добавился такой элемент развития, как такт, соблюдение внешних приличий, хотя со своей стороны и не исключает обман, а потому являет собой переходный этап от внешней к внутренней красоте, но его внутренняя свобода ещё ограничена;

                     четвёртая ступень – «порядочный человек», это высшая ступень, в которой сочетается внешнее и внутреннее, но внешнее не довлеет, а дополняет образ, где акцент стоит на внутреннем.

                     Не знаю, на какую ступень ставил себя автор этой системы, но в июне 1860 года в письме к С.А.Никитенко звучит покаянное признание Гончарова в многочисленных жизненных ошибках - так как «искал наслаждений», вызванных воспитанием, где было «мелочное тщеславие, хвастовство, деспотизм общественный, семейный, всякий…». Осознание этого вызывало в нём не просто ужас, но некое онемение, являющее собой «кару»: «Воротить прошлого нельзя, исправить некогда, идти вперёд – нет сил: всё увяло. Всё, что я смог сделать – это изобразить обломовщину – и эту заслугу я оказал».

                     И всё же, несмотря на такое самобичевание, которое, видимо, давно начало формироваться в его сознании, писатель «изображает человека в его стремлении к равновесию, его последовательный путь к идеалу. Его героям противопоказаны резкие изменения настроений» (В.И.Мельник). Гончаров сеет и выращивает своих героев, словно селекционер в поисках лучшего. А на это требуется время. Отсюда и длительные сроки создания произведений. Поиск Божественной красоты продолжался долгие годы. Это особенно заметно по роману «Обломов», который создавался 10 лет, был завершён в 1858 году и только спустя год опубликован – всё это время он редактировал своё детище. Писатель так сказал об этой книге: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

                     В 1876 году в статье «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» Иван Александрович так излагает свою позицию: «На искусстве лежит серьёзный долг – смягчать и улучшать человека… оно должно представлять ему нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями, словом – осветить все глубины жизни, обнажить ее скрытые основы и весь механизм, тогда с сознанием явится и знание, как остеречься».

                     За несколько месяцев до смерти И.А.Гончаров пишет очерк «Май месяц в Петербурге», в котором прямо указывает на тесную связь в человеке внутреннего и внешнего, на то, что дисгармония пожеланий и воплощений, наряду с безвкусицей, свидетельствуют о грубой корыстной душе.

                     Герои Гончарова двигаются к нравственной вершине – Александр Адуев (в первой половине романа «Обыкновенная история», 1846 г.), Илья Ильич Обломов (роман «Обломов», 1858 г.), художник Борис Павлович Райский (роман Обрыв, 1868 г.). Автор ведёт их по пути благоговейной любви, но у каждого свой порог на пути в Вечность, и «только Райский задумывается о нравственном смысле красоты» (В.И. Мельник).

                     В одном из писем к С.А. Никитенко Гончаров пишет, что потребность в красоте свойственна человеческой природе и воплощение красоты совершается в какой-либо форме, рождающей воображение, которое не бесстрастно. И далее продолжает, что «…идей любить нельзя, их можно сознавать», любить можно их воплощение, но идеален, совершенен только Бог, «но это уже любовь нечеловеческая, это – благоговение». Тем самым писатель называет наивысшую ступень красоты, которая свободна от земного и внешнего – «красота внутренняя», красота Бога» (В.И.Мельник).

                     В 79 лет Иван Александрович Гончаров серьёзно заболел воспалением лёгких. В последние дни перед кончиной он засыпал всегда с молитвой «Отче наш» - начинали читать близкие, потом он повторял за ними и только затем засыпал. На утешительные слова окружающих о том, что болезнь отступит, он отвечал: «Я знаю, что умру, ну что ж, пожалуй, я ведь спокоен. Я видел сегодня во сне Христа – и Он меня простил».

                     27 сентября 1891 года писатель отошёл ко Господу. Панихиды служились неоднократно, и на них присутствовало множество лиц, в том числе приехавших из других городов.

                     1 октября 1891 года его погребли в Александро-Невской Лавре. За гробом шла тысячная толпа, гроб до Лавры несли на руках, а на катафалке везли венки, в том числе несколько серебряных.

                     Вся жизнь Ивана Александровича Гончарова, обстоятельства прощания свидетельствуют о колоссальном значении его творчества для России. Земной путь завершился, но писатель оставил нам наследие, где показывает, что путь к Богу лежит через поиск Божественной красоты, который совершали не только его герои, но и он сам.

 

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери