214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

                      29 августа 2022 года, в день вспоминания события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, по окончании богослужения в храме Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор поздравил председателя Комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, клирика Свято-Успенского кафедрального собора протоиерея Михаила Горового с 37-летием священнической хиротонии. Правящий архиерей пожелал отцу Михаилу помощи Божией в пастырском служении, здоровья и благополучия.

 

 

 

 

 

 

                     19 августа 2022 года, в день праздника Преображения Господня, в Свято-Елизаветенском женском монастыре г. Минска совершено три Божественные литургии. 

                     Позднюю Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери клирик Свято-Успенского кафедрального собора г. Смоленска протоиерей Михаил Горовой сослужил клирику Свято-Елизаветенского монастыря г. Минска протоиерею Сергию Храпицкому.

                     Проповедь за Божественной литургией произнёс клирик Смоленской епархии протоиерей Михаил Горовой. В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, указал на то, что "феномен преображения Спасителя мира на горе Фавор - яркое свидетельство того, что в Лице Господа нашего Иисуса Христа соединились как Божественная, так и человеческая природы. Фаворская гора далеко отстоит от нас, но Бог позаботился о том, чтобы гора Фавор была рядом с нами, и этой горой являются для нас храмы Божии и святые обители. Здесь есть все условия для преображения совести человеческой. Здесь мы слышим слово Божие, просвещающее наш разум. Здесь врачуют страсти человеческие и укрепляют людей в добре. Здесь существуют сокраментальные таинства и обряды, которые невидимо освящают и изменяют нас."

                     После окончания богослужения было совершено славление празднику и освящение плодов.

                     Протоиерей Михаил Горовой поздравил инокинь и прихожан монастыря с праздником Преображения Господня, пожелал мирной жизни, крепости физических и духовных сил, духовного преображения, укрепления добрых отношений между русским и белорусским братскими народами.

 

ЖИЗНЬ, СЛУЖЕНИЕ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ЕПИСКОПА РОСЛАВЛЬСКОГО, ВИКАРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ВЕНИАМИНА ГЛЕБОВА

(Глебов Василий Алексеевич (1886-1938))

 

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей психологии СмолГУ,

член Комиссии Смоленской епархии по увековечению памяти

Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

 Е. Петрова.

 

«Я предвижу восстановление мощной России,

еще более сильной и могучей.

На костях мучеников, как на крепком фундаменте,

будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу,

крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу».

Иоанн Кронштадтский.

 

                      Философ Иван Ильин писал: «Православие … дало русскому народу глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения. Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверх национального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному…».

                      Без Православия, без живой веры человек, оказывается, слаб и не защищен от духов злобы и готов отдаться тому, что ему кажется сейчас важным. О том, что безбожное общество обречено на вымирание, красноречиво говорят трагические события истории России минувшего века. Высоким примером живой веры являются святые новомученики земли Российской.

                      В настоящей статье мы расскажем об одном из верных служителей Христовых, на долю которого выпало жить в первой половине ХХ века — епископе Вениамине (Глебове).

                      Епископ Вениамин, в миру Василий Алексеевич Глебов, родился 1 января 1886г. в семье потомственного дворянина, надворного советника, секретаря канцелярии Смоленского архиерея, с 1887г. — старосты кафедрального Богоявленского собора Архиерейского дома, позже священника Алексея Степановича Глебова и его жены Ольги Михайловны (25.03.1864–1894), в девичестве Потаповой. Дед будущего епископа по материнской линии Михаил Михайлович Потапов (14.05.1831–03.04.1899) был надворным советником, из вольноотпущенных, кавалером многих орденов (св. Владимира IV степени, св. Анны и св. Станислава III ст.) участковым приставом Тверской части в Москве. Бабушка будущего епископа Екатерина Александровна Потапова (1842–25.03.1864), урожденная Виноградова, умерла при родах Ольги Михайловны, матери епископа. Прадед будущего епископа, отец Екатерины Александровны Александр Апполонович Виноградов, был священником Николо-Голутвинской церкви в Москве. Василий, будущий епископ, был старшим из пятерых детей в семье Глебовых. Известно, что у Василия были сестры Ольга Алексеевна (в замужестве Архарова) и Александра Алексеевна. Мать семейства Ольга Михайловна умерла в 1894г., также при родах (последнего сына, Алексея).

                      О детстве и юности еп. Вениамина почти ничего не известно. В 1906 году он окончил Смоленскую духовную семинарию, а в 1911 году — юридический факультет Харьковского университета.

                      В октябре 1913 года поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь, а в 1915 году принял монашеский постриг с именем Вениамин.

                      С 1916 года о. Вениамин состоял в братии смоленского Троицкого монастыря (архиерейского дома), был рукоположен во иеромонаха.

                      В 1918 году мобилизован в Красную Армию, служил в тыловом ополчении в Смоленске.

                      26 сентября 1920 года был хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии. Хиротонию в московском храме во имя преподобного Сергия в Рогожской слободе возглавил патриарх Тихон (Беллавин).

                      Во время кампании по изъятию церковных ценностей, пытаясь предотвратить столкновения, 29 марта 1922 года обратился к приходам Рославльского уезда с воззванием, в котором призывал «выполнить все требования комиссии по изъятию; при изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения».

                      В период острого кризиса высшей церковной власти, когда патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 — 25 июня 1923) и власть узурпировало обновленческое Высшее церковное управление, епископ Вениамин  склонялся к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо епископа Вениамина архиепископу Антонину (Грановскому) от 23 апреля 1923 года, не отрицал возможности церковных реформ, которые должны были осуществляться по программе «Союза церковного возрождения», возглавляемого архиепископом Антонином, а не по программе «Живой церкви», руководимой Владимиром Красницким (Антонин выступал против требований «Живой церкви» о введении второбрачия духовенства, закрытии всех монастырей, упразднении епископата и др.). В Рославле к конце 1922 года существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви» во главе с протоиереем В. Ширяевым, значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского монастыря архимандритом Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения». Епископ Вениамин пытался примирить общины викариатства, однако все его усилия закончились тем, что 31 октября ВЦУ уволило о. Вениамина «на покой… с назначением местожительства в г. Задонске Воронежской губ.» (20 сентября «был уволен на покой» архимандрит Рафаил). Увольнение епископа Вениамина, возможно, имело одной из причин конфликт между руководителями «Живой церкви» и «Союза церковного возрождения», в результате которого 22 сентября 1922 года архиепископ Антонин заявил о своём разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сентября постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей.

                      Осенью 1922 года епископ Вениамин, по-видимому, предполагал уехать из Рославля. 13-24 ноября 1922 года совет православной общины, принявшей в пользование рославльский преображенский монастырь, постановил: «Никакого В.Ц.У. как духовного руководителя над собой не признавать и в молитвенное общение с ним не входить. Оставаясь строго православными, признавать своим духовным руководителем и главою еп. Вениамина Рославльского, просить его оставаться в г. Рославле». 5 февраля 1923 года совет полоцкого Софийского православного братства направил епископу Вениамину письмо с просьбой в случае, если слухи о его намерении оставить Рославль «из-за своих строго православных взглядов на обновленческое движение» и уйти на покой правдивы, возглавить православных в Полоцке в их противостоянии обновленцам.

                      Постановление об «увольнении на покой» епископа Вениамина и архимандрита Рафаила и сообщение о том, что они не подчинились этому постановлению и остаются в Рославле, ВЦУ направило в Смоленский губполитотдел (поступило 23 декября 1922). 27 февраля губотдел ГПУ предложил уполномоченному по Рославльскому уезду арестовать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила.

                      8 марта 1923 года епископ Вениамин был арестован, заключён в смоленский исправдом, 27 марта переведён в дом предварительного заключения №2. На вопрос следователя об отношении к проблеме церковного управления в новых исторических условиях епископ Вениамин сказал: «Высшая церковная власть в православной Церкви должна принадлежать Поместному российскому Собору православной Церкви и тем органам, которые он создаст, и до созыва Собора право созвать собор принадлежит Высшему церковному управлению… Реформы в Церкви необходимы, и я им сочувствую».

                      Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями) об освобождении епископа Вениамина и архимандрита Рафаила. В ходатайстве, в частности, говорилось, что епископ Вениамин и архимандрит Рафаил «никогда не были против советской власти… оба они истинные христиане, учили нас и словом, и примером любви и нравственности в духе христ. веры, чем способствовали уменьшению хулиганства и разного рода проступков и пороков (пьянство и проч.)… Оба никогда не были корыстными, всегда довольствовались тем весьма немногим, что мы могли дать им (еп. Вениамин заявлял, что ему нужно только иметь 1 ф. хлеба в день), чем и учили нас довольствоваться тем же, в настоящее тяжёлое время и не искать богатства и прочих благ мира».

                      10 апреля 1923 года в Смоленском губотделе ГПУ было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что главная вина епископа Вениамина и архимандрита Рафаила состоит в противостоянии «Живой церкви»:

                      «Глебов… являлся главой реакционного духовенства и в целях активного противостояния обновленческому движению церкви бросил лозунг автокефальной церкви… Еп. Вениамин достиг того, что подчиненные ему в церковном отношении попы один за другим стали подавать заявления о непричастности их к т. н. Живой церкви, и вообще гр-н Глебов как епископ своим авторитетом, отмежевавшись под давлением архим. Рафаила от всех обновленческих групп… хотел создать в Рославле крепкую автокефальную церковь с тихоновской окраской… Этим фактом они объявили беспощадную и успешную борьбу с обновленцами и тем самым создали бы невозможность обновленческому движению иметь желательное развитие». Предлагалось выслать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила «в места отдалённые Сибири и Севера».

                      22 мая 1923 году епископ Вениамин направил в ГПУ прошение, в котором заявлял, что «никогда не занимался измышлением и распространением ложных слухов или непроверенных сведений, могущих… возбудить недоверие к власти или дискредитировать её», и просил поскорее рассмотреть дело и освободить его из заключения ввиду слабости здоровья. 7 июня 1923 года он был переведён в Москву в бутырскую тюрьму. Здесь обвинение было переформулировано в стандартное — «антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация». По постановлению Коллегии ОГПУ от 8 августа 1923 года архиерей был освобожден, дело следствием прекращено. После освобождения жил в Москве, служил в церквах святителя Митрофана и святителя Николая Явленного на Арбате.

                      12 апреля 1925 года подписал акт о вступлении в должность патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

                      28 апреля епископ Вениамин был вновь арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении злостных непроверенных слухов с целью дискредитирования сов. Власти», заключён в Бутырскую тюрьму. Обвинение не подтвердилось, 22 мая епископ был освобожден, дело следствием прекращено.

                      С 1926 года еп. Вениамин жил на хуторе Крутяки Бологовского района на иждивении сестёр.

                      А в 1928 году владыка поселился в Ригодищинской сельскохозяйственной монашеской артели в Ленинградской области.

                      С 1930 года жил в городе Валдае. В 1932 году ездил в Москву для лечения.

                      В это время владыка Вениамин вёл замкнутый образ жизни, отличался крайней осторожностью, квартиру его посещали лишь несколько монахинь и священников.

                      По показаниям еп. Вениамина на допросе в 1938г.:

                      "Мои официальные знакомые: отец Иван Иванович Плодовитов, ныне арестован и отец Александр Николаевич Надеждин, оба в сане протоиерея. Бельская Антонина Александровна Лосева — соседка, ее муж Василий Алексеевич работает в шоссейной конторе. Бойцова Елена — у нее беру молоко... Федорова (или Андреева) — она тоже носит мне молоко. Ко мне в 1937 г. приезжала Заболоцкая, жена священника с.Медведево. Из Бологова навещала племянница. Приезжала из Москвы ее двоюродная сестра Александра, она работает в Москве домашней работницей и каждый год приезжает пожить недели на две. Больше никто ко мне не приезжал, и знакомых больше не имею. В 1932 г. я ездил в Москву лечиться. В 1936 г. ездил в пос. Мста к священнику Варсонофию Антипову исповедоваться. Больше никуда из г. Валдая не выезжал".

                      Однако, даже в таком незначительном его окружении была завербована женщина, получившая псевдоним «Своя» и около года собиравшая компромитирующий материал на владыку. В одном из донесений в 1937 года она писала:

                      10 апреля с.г. я заметила, что священник Надеждин пошел к епископу. Видя это, пошла и я. В разговоре с приживалкой епископа я слышала, что разговор между попами идет о церкви, причем Надеждин говорил, что на Пасху ему, по-видимому, служить не придется, так как НКВД, по слухам, думает арестовать его. Епископ стушевался, указал глазами на меня и сказал: "На всё воля Божья, надо пережить всё"...

                      16 февраля 1938г. в квартире владыки был произведен обыск.
17 февраля 1938г. органами Валдайского РО НКВД  еп. Вениамин был арестован.
В документе о составе семьи владыки было указано: "Состав семьи: холост. Сестра Ольга Алексеевна Архарова, проживает в Москве, ул.Молчановка, д.11, библиотекарь на рабфаке; сын сестры (племянник епископа) Алексей Михайлович Архаров, студент; двоюродная племянница Осипова Евдокия Михайловна, инвалид, проживает в моей квартире".

                      Из протокола допроса 21 февраля 1938г.:

                      "— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, которую Вы проводили среди жителей Валдая...

                      — Да, я действительно, будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и
советского правительства при встречах с верующими (фамилии которых я назвать не могу) высказывал свои контрреволюционные взгляды, направленные против политики партии и советского правительства. Особенно мне хорошо памятно, когда я среди верующих доказывал мысль о неизбежности гибели Советской власти и приближении войны. Доказывал, что в эти годы народ бросил веровать в Бога, и поэтому люди сидят босые и голодные. Мне также приходилось доказывать верующим, что Советская власть всеми средствами лишает всех благ честных людей, начиная с закрытия церквей и кончая другими репрессиями. Я призывал верующих терпеть, доказывая им о скором времени, когда наступит конец Советской власти. Свою контрреволюционную работу я проводил большей частью у себя в квартире, куда заходили верующие женщины с просьбами о совершении религиозных обрядов, которые я проводил подпольно у себя на квартире, особенно в религиозные престольные праздники. Мои взгляды всегда поддерживал и разделял священник кладбищенской церкви Надеждин Александр Николаевич, который часто посещал мою квартиру, где мы и вели разговоры на политические темы, истолковывая их в контрреволюционном направлении.

                      — Расскажите о Ваших связях с Плодовитовым И.И. и в чем они заключались.
— До ареста Плодовитова И.И. я был с ним хорошо знаком, всегда мы сходились в своих контрреволюционных убеждениях в отношении политики партии и Советской власти по церковному и крестьянскому вопросах. Хорошо его знал также и священник Надеждин А.Н. Кроме этого, мне также приходилось встречаться с ныне арестованным органами НКВД бывшим благочинным Валдайского собора Дьяконовым, но разговоров у меня с ним на политические темы не было".

                      22 февраля 1938г. Валдайский РО НКВД закончил рассмотрение дела.
                      Из материалов дела:

                      "ГЛЕБОВ В.А., будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и Советской власти, а также находясь ранее в контрреволюционной связях с участниками контрреволюционной организации церковников и ныне осужденными к В.М.Н. с ПЛОДОВИТОВЫМ и др., находясь здесь, в Валдае совместно с НАДЕЖДИНЫМ А.Н. вел контрреволюционные беседы, направленные против существующего строя, высказывал недовольство по отношению к политике ВКП(б) и Советской власти.

                      В 1937г. во время изъятия контрреволюционного враждебного элемента заявил: "На все Воля Божия, только надо переживать это все". Виновным себя признал и изобличается показаниями обвиняемого НАДЕЖДИНА А.Н...."

                      Дело было направлено на рассмотрение тройки НКВД по Ленинградской обл.

                      Постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области от 4 марта 1938 года за "систематическую контрреволюционная агитацию, проведение контрреволюционных сборищ под видом религиозных обрядов" приговорён к расстрелу.

                      6 марта 1938 года в Ленинграде приговор был приведен в исполнение. Похоронен владыка Вениамин в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

                      Позднее двоюродная племянница епископа Евдокия Михайловна Осипова подала жалобу, на которую 7 апреля 1940 г. был дан ответ прокурора Ленобласти:

                      " 1. Осужденный ГЛЕБОВ виновным в проведении им контрреволюционной агитации полностью себя признал и изобличается показаниями осужденного НАДЕЖДИНА, проходящего по этому делу.

                      2. Осужденный НАДЕЖДИН виновным себя в проводимой им контрреволюционной агитации признал частично, однако изобличается показаниями свидетелей..., которые привели факты контрреволюционной агитации, проводимой НАДЕЖДИНЫМ...".

                      Реабилитирован епископ Вениамин (Глебов) заключением прокуратуры Ленинградской области 26 апреля 1989 года.

                      Чтобы осознать святость, нужно время и реальное понимание, что люди, столь самоотверженно стоящие за веру Христову, молитвенно участвуют в нашей жизни. 70 лет гонений — краткий миг Всемирной истории. Очевидно, что происходит медленное обретение памяти. Память о Новомучениках учит нас мужеству, верности, истинной вере.

 

Литературные источники.

1. Архив УФСБ России по Смоленской обл. Д. 10912-с;

2. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. По материалам сайта http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe.

3. « Свет негаснущих звезд. О новомучениках Российских» – Русь православная. 2009г.

4. Урбанович Г., свящ. Гонения на РПЦ в Смоленске в 20-е годы XX в. (по мат-лам смоленских архивов): Курс. соч. / СПбДА. СПб., 1999. С. 100-102. Ркп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      7 августа 2022 года, накануне Одигитриевских торжеств, участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие, совпавшее с восьмилетием со дня начала деятельности этого творческого сообщества, созданного при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.

                      К собравшимся обратился руководитель комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедам  православной литературы,  клирик Свято-Успенского кафедрального собора г. Смоленска протоиерей Михаил Горовой и поздравил всех с памятной датой. Священник отметил, что за этот период сделано очень много, в частности, изданы три номера литературно-художественного и просветительского альманаха «Свет Одигитрии», к выходу в свет готовится четвертый сборник, проведены встречи с молодежью Смоленска. Он сообщил, что по итогам литературного конкурса в этом году лауреатом премии Смоленской епархии в номинации «Поэзия» стала участница объединения Мария Парамонова, и вручил ей архиерейскую грамоту.

                      В своем выступлении духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей протоиерей Михаил Горовой раскрыл актуальную тему о дне памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, который отмечался 6 августа.

                      Он отметил: «Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб были первыми, прославленными на Руси в лике святых. Их подвиг святости и братолюбия неоднократно останавливал тех князей, которые стремились посредством насилия и кровопролития достигнуть могущества власти».

                      Анна Боедова выступила с интересным докладом, посвященным творчеству Леонида Пантелеева (Алексей Иванович Еремеев, 1908 – 1987), известному советскому писателю, автору десятков повестей, рассказов и сказок. Он знаком читателям по своим ярким творческим произведениям «Республика ШКИД», «Лёнька Пантелеев», «Наша Маша» и другим рассказам. Этот писатель прошел нелёгкий путь христианина, затем стал безбожником. Но в конце жизненного пути он написал автобиографическую повесть «Я верую!», которая впервые была опубликована в 1990 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины.

                      Со своими поздравлениями выступил председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Николай Николаевич Кеженов. Также он подарил памятную фотографию отцу Михаилу.

                      Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения. Свои стихи, посвященные празднику Одигитрии, прочитали поэты: Николай Кеженов, Анастасия Самофралийская, Владимир Глухов, Татьяна Харитонова, Мария Парамонова, Александр Грибков, Владимир Королев, Виктор Москалев, Светлана Конфедератова, Светлана Листопад, Петр Глазков, Наталья Годяева.

                      Секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Татьяна Анатольевна Харитонова представила новых участников сегодняшней встречи. Свои творческие работы представили: Екатерина Рогачева, Галина Поддубная, Наталья Исаенко, Галина Гурченко, Наталья Толбатова, Василий Колтунов, Ольга Заборская, Владимир Сысоев.

                      Музыкальную страницу представил творческий коллектив из г. Рудни и бардом Владимиром Глуховым. Они темпераментно исполнили несколько популярных песен.

                      Протоиерей Михаил Горовой подарил всем участникам встречи иконки Смоленской Одигитрии, поздравил всех с наступающим праздником Одигитрии и ознакомил с программой торжества в Свято-Успенском кафедральном соборе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     6 августа 2022 года, в храме святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида, города Смоленска совершена Божественная литургия. Богослужение по случаю престольного праздника возглавил клирик Свято -Успенского кафедрального собора протиерей Михаил Горовой в сослужении настоятеля храмов Архистратига Божия Михаила и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба г. Смоленска протоиерея Павла Петровского, настоятеля храма Державной иконы Божией Матери в Гнездово г. Смоленска протоиерея Игоря Буштры, настоятеля храма пророка Божия Илии священника Сергия Петрова, священника храма мучеников благоверных князей Бориса и Глеба г. Смоленска Владимира Сысоева.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой указал на то, что " христианство раскрыло людям Древней Руси высокий Евангельский идеал. Воспитывало в человеческих сердцах любовь к Богу и людям. Ввело Русь в круг высокоцивилизованных европейских государств, что спосоствовало ее процветанию. Братья-страстотерпцы, князья Борис и Глеб, первыми воплотили на Руси в  жизнь Христов идеал и были причислены к лику святых."

                     По окочании богослужения был совершен праздничный молебен и Крестный ход на место мученической кончины благоверного князя Глеба. Протоиерей Михаил Горовой поздравил настоятеля храма протоиерея Павла Петровского, духовенство, принимавшее участие в богослужении, прихожан и гостей с престольным праздником и пожелал всем мирной жизни и добра, семейного благополучия, молитвенного заступничества святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба.

                     В ответном слове протоиерей Павел Петровский поблагодарил протоиерея Михаила Горового, духовенство, прибывшее на престольный праздник, прихожан и гостей прихода за участие приходских торжествах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      1 августа 2022 года в КВЦ имени Тенишевых города Смоленска при поддержке Российского военно-исторического общества состоялся лекторий, посвященный Дню памяти героев Второй Отечественной войны 1914-1918 гг.

                      С лекциями, посвященными военно-революционным событиям в Российской империи начала XX века, выступили известные российские историки.

                      В мероприятии приняли участие смоленские историки, преподаватели и студенты Смоленской Православной Духовной семинарии, Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского и других смоленских вузов, священнослужители и миряне Смоленской епархии, смоляне, интересующиеся Отечественной историей.

                      На YouTube канале Российского военно-исторического общества велась онлайн-трансляция мероприятия.

                      Открыл лекторий главный научный сотрудник Института Российской истории РАН, доктор исторических наук Владимир Лавров, выступивший с докладом о предпосылках и военной компании второй Отечественной войны 1914-1918 гг. и сущности российских революций начала XX века.

                      Затем участникам мероприятия было представлено выступление кандидата исторических наук Андрея Борисюка, которое было посвящено главным фактам и мифам войны 1914-1918 года. Стоит отметить, что ранее Андрей Борисюк уже выступал перед смолянами с лекцией на тему: «Император Николай II как государственный деятель».

                      Также участникам лектория был представлен доклад кандидата исторических наук Петра Мультатули, правнука Ивана Харитонова, старшего повара императорской кухни, убитого вместе с царской семьёй в доме Ипатьева 17 июля 1918 года. Выступление было посвящено рассмотрению предпосылок революционных событий 1917 года, а также осмыслению роли императора Николая II накануне Второй Отечественной войны 1914-1918 гг.

                      После каждого выступления слушателям была предоставлена возможность задать интересующие вопросы по теме докладов. Священнослужители и миряне Смоленской епархии стали активными участниками дискуссий. Наибольший интерес вызвали темы, касающиеся внешнеполитических отношений Российской империи, а также роли западных государств в истории Второй Отечественной войны 1914-1918 гг. Студенты СПДС задали ряд вопросов, связанных с формированием национальной русской идеи в первые годы Второй Отечественной войны, а также с теми факторами, которые стали решающими предпосылками революций начала XX века.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2 августа 2022 года, в день памяти пророка Божия Илии, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил клирик собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении протоиерея Григория Трубина, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой,в частности, отметил: "Пророк Божий Илия жил в 9-ом веке до Рождества Христова. В то время язычество достигло широкого развития: культ почитания Ваала. Язычество отождествило Бога с природой, завело людей в мировоззренческие тупики, стимулировало нравственную деградацию общества. Обличая политеизм язычества, пророк Илия призывал народ преданности Истинному Богу и отеческим традициям."

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником, пожелал мира и добра, семейного благополучия, ревности о славе Божией по примеру пророка Илии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      31 июля 2022 года, в неделю 7-ю по Пятидесятнице, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено две Божественных литургии. Позднюю Божественную литургию возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении протоиерея Григория Трубина, духовенства собора.

                      В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности отметил: "В Евангельском чтении повествуется об исцелении Господом двух слепцов и об изгнании нечистого духа из немого бесноватого. Врачевание Господом человеческих болезней и изгнание бесовской силы-яркое свидетельство Его Божественного достоинства. Почему Церковь такое значительное внимание уделяет воспитанию духовности в нашем обществе? Да потому, что духовность- это фундамент, духовная основа человеческой жизни. Это тот твердый камень, на котором созидается дом общественного благополучия в настоящее время и в будущем."

                      По окончании богослужения протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан с воскресным днем, пожелал мирной жизни, семейного благополучия, крепости физических и деховных сил, воспитания в семьях духовности.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери