214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский.

 

                     Господи и Владыко живота моего! Дух уныния не даждь ми.

                     Что такое дух уныния? Это то, что называют упадком духа. Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что вся религия христианская полна духом уныния. Глядя на монахов, ходящих в черной одежде потупив глаза и перебирая четки, думают, что вся религия уныла, как вид монахов. А это совсем не так. Это противоречит тому духу, которым проникнуто все христианство, ибо скажите, человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами? Конечно, нет.

                     Наша религия – не религия уныния, наоборот, она – религия бодрости, энергии, силы воли, силы характера. Религия наша плодом своим имеет не уныние, а нечто совершенно противоположное, то, о чем говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23).

                     Вот это подлинный дух, сущность нашей религии: вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом. Разве обладающий этой радостью может быть унылым? Конечно, нет.

                     Люди часто ошибаются, оценивая внешность человека. Подлинный христианин не имеет такого вида, как люди, предающиеся радостям жизни. Он всегда мирен, часто бывает на вид глубоко задумчив, ходит, опустив голову, предаваясь своим размышлениям. Разве значит это, что он уныл, упал духом? Это значит, что радости мирские, которые ценят другие люди, далеки от христиан, чужды ему, как чужды взрослому человеку детские игры и забавы.

                     Мысли христианина сосредоточены на вечном, на Царстве Божьем, обращении к Господу Иисусу Христу, поэтому он всегда серьезен и задумчив. Иногда бывает, что и христиане становятся по временам унылыми, наступает упадок духа. Они, уже далеко уйдя по пути Христову, пути отречения от мира, иногда мыслями возвращаются на прежний путь; им кажется, что напрасно сошли они с этого пути, что хорошо было бы идти по широкому проторенному пути, по которому идет большинство людей. Тогда впадают в уныние.

                     Это состояние тех людей, которые познали великие тайны Христовы, оставили широкий путь соблазнов мира, пошли по пути страданий за Христом. Их соблазняет дьявол, останавливают легионы бесов, мешают идти по Христову пути, представляя картины радостной жизни, которую оставили, картину счастья семейного, блаженства дружбы, тянут с великого пути обратно, обратно на этот путь.

                     И нередко бесам удается достигнуть своего: человек впадает в уныние, падает духом, теряет ревность о Господе Иисусе Христе, и это уныние – великая опасность, подстерегающая каждого христианина на пути его за Христом, это соблазн дьявольский. Этим наветам духов тьмы подвергались все святые, и в огромном большинстве случаев молитвой, постом, бдением побеждали христиане духа уныния, навеваемого от дьявола. Но были и такие, дух уныния в душах которых все возрастал и возрастал, и уходили они с пути Христова. А когда уходили, чувствовали себя оставленными Богом, пустота и тяжесть жизни становились им невыносимыми, и кончали они часто жизнь самоубийством.

                     Вот почему все святые считали уныние великой опасностью, великим несчастьем и все силы направляли на борьбу с духом уныния.

                     В уныние могут впадать даже люди святые. Почему, откуда? Уже не от сатаны, не от духов тьмы. Уныние возникает, когда временно бывают они оставлены Божьей благодатью. Это бывало со всеми святыми, это необходимое испытание каждого подвизающегося в благочестии. Необходимо оно, чтобы человек не приписал себе, своим силам, своим достоинствам, все, чего уже достиг. Нужно ему напомнить, что не своими силами достиг этого, а только Божьей благодатью.

                     Когда человек достигнет высокой жизни, возомнит он иногда о себе, и Божия благодать его на время оставляет. Впадает он тогда в тяжелое, невыносимое состояние духа, сердце в нем сразу пустеет. Вместо тепла, от Бога посылаемого, водворяется в сердце холод, настает вместо света непроглядная тьма, вместо радости – глубокое уныние. Это Господь делает для того, чтобы напомнить подвижнику, что не своими силами, а благодатью Божией идет по Христову пути.

                     Это один источник уныния. Какие еще есть источники его? Я говорил вам о праздности, вам должно быть понятно, что праздность – одна из матерей уныния. Люди праздные, не работающие и вполне обезпеченные, утопающие в роскоши, люди, которые пресыщены благами жизни, теряют вкус к жизни, все им надоедает, все становится неинтересным, скучным, ни в чем не находят радости, сердце их наполняет уныние – этот тяжкий и опасный враг нашего спасения.

                     Еще один источник уныния: есть люди, которые склонны видеть все в мрачном свете, их называют пессимистами. Они склонны быть в таком настроении, сосредотачивать мысль на темном – греховном. Ставят они вопрос: где справедливость Божия, где правда, если бедный, но благочестивый страдает, а неверующий богат, идущий кривыми путями блаженствует?

                     Если склонен человек замечать в жизни только темное, только дурное, овладевающее им уныние все возрастает, доходит до того, что человек не видит ничего доброго и кончает жизнь самоубийством. Так силен дух уныния. Второй раз говорю, как может он довести до самоубийства.

                     Есть и еще источник уныния, наиболее частый источник. Это горести, прискорбные случаи, которые испытываем в жизни. Умрет близкий, любимый человек, умрет ребенок, муж, мать. Впадает человек в уныние. Свет ему не мил, думает только об умершем своем дорогом, человек бедный блуждает мыслью около могилы, представляет себе своего близкого лежащим в гробу и разлагающимся. Глубже и глубже становится уныние.

                     Какое средство избавиться от этого уныния? Не надо блуждать около могилы мыслями своими, вспоминать прошлое, проливать слезы. Умерший далеко-далеко. Надо унестись туда, куда ушел дорогой, любимый всей силой мысли. Знайте, что душа его предстоит Богу и ангелам, радуясь своему освобождению. Если сосредоточиться не на темном, а на светлом, не на тленном, а на вечном, – дух уныния уйдет.

                     В уныние повергают иногда тяжкие телесные болезни. Есть много людей, нетерпеливо переносящих болезни. А были люди святые, которые всю свою жизнь лежали прикованные болезнью к постели и славили за это Бога. Нужно помнить о таких и уметь принимать посылаемые от Бога болезни. Не надо отказываться от помощи врача, ибо премудрый сын Сирахов говорит: «Врача сотворил Бог на помощь людям» (Сир.38:1, 12).

                     Врач – это слуга Божий, который может облегчить страдания и отогнать дух уныния.

                     Вот каковы источники и причины уныния. Главное средство борьбы с ними – молитва. Это средство, много-много веков испытанное всеми святыми. Нет средства более действенного, чем молитва, постоянная просьба к Богу о помощи.

                     Когда вступаете в беседу с Богом, Он утешает вас, отгоняет духа уныния. Когда приходите в храм Божий, где все так далеко от мирской суеты, вслушивайтесь в песнопения, и уйдет дух ваш из темной области уныния и воспарит.

                     А если приступите к могущественному средству борьбы с унынием, которое дал Господь Иисус Христос, если на исповеди откроете сердце пред пастырем Церкви и если вслед за этим причаститесь Тела и Крови Христовой, почувствуете облегчение и радость, и тогда дух уныния с позором будет прогнан от вас.

                     Не сосредотачивайте мыслей на мрачном, на греховном, на тяжком, но, возносясь духом горе, сердцем своим пребывайте у Бога, в чертогах небесных, куда нет доступа темным духам, навевающим уныние.

                     Вот что нужно знать об унынии каждому христианину.

                     А что сказать о людях, не знающих почти Христа, идущих путем мирским, ищущих радость и утешение от мира? Они по виду часто кажутся довольными, бодрыми, веселыми, как будто нет у них уныния. Не думайте, что это так, не соблазняйтесь их видом, но подумайте об уклонении их с пути. Если бы знали, что происходит в глубине их сердца. В глубине их души никогда не прекращается обличение совести. Совесть услышать никто не может. Внутренний человек поднимает временами голову и начинает вопить. Это постоянное страдание тех, кто гонится за мирским благополучием. Апостол Павел говорит: «Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделывает, печаль же мирская смерть соделывает» (2Кор. 7, 10).

                     Если не обратитесь от печали по миру к печали по Богу – погибнете. Помните о тяжести уныния, помните, что сердце христианина должно быть наполнено радостью о Духе Святом, радостью стремления к свету, должно быть чуждо печали, которая наполняет сердца грешников.

                     Помните об этом всегда, и да помилует вас Господь Бог, а святой Ефрем да содействует вам молитвами своими. Аминь.

 

 

Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский. 

 

                     Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

                     Так начинает святой Ефрем Сирин свою великую молитву. Почему начинает он с прошения избавить от праздности, как будто нет более тяжких пороков, чем праздность?

                     Святой Ефрем говорит о праздности, а ему виднее, чем нам, что важнее, что гибельнее, какой порок сильнее, опаснее, и, если говорить о праздности, начинает свою молитву с моления не дать духа праздности, значит, праздность есть весьма опасный порок.

                     Наблюдая праздность с обычной, житейской точки зрения, видим, что праздность презренна, заслуживает всеобщего осуждения. Смотрите, как низки праздные люди, не хотящие работать, проводящие свою жизнь в полной праздности и доходящие до многих-многих пороков. Праздность является матерью огромного количества пороков. Лежат праздные люди, ничего не делая, сидят и мечтают. О чем? Ни о чем, мысли их блуждают часто совершенно бесцельно; они вспоминают прошлое, то счастье, те радости, которые пережили, мечтают, чтобы все это повторилось. Думают только об этом, ни о чем серьезном, не сосредотачиваются мыслью своей на глубокой серьезности жизни, на огромной ответственности, которая лежит на каждом не только пред людьми, но и пред Самим Богом.

                     Праздный человек – вредный член общества, вредный член государства. Праздность доводит до больших и тяжких пороков. Праздные люди не способны работать, впадают в бедность, в нищету. Сами по себе не приходят деньги, не приходит богатство, работать не хотят, а ничто не приходит само по себе, и человек нуждается во всем, что необходимо для жизни, и кроме того, в том, что превышает предел необходимого: нужны ему удовольствия, нужна роскошь в жизни.

                     Чтобы достать денег, он измышляет разные, нередко греховные, средства, становится способен на всякую низость, на темные дела, воровство, ложь, обман, взятки. Так презренна праздность уже с точки зрения чисто житейской.

                     А что скажем, если будем говорить о праздности в духовной жизни нашей? Неужели она заслуживает меньшего осуждения, чем в области жизни нашей материальной? Еще гораздо более гибельна она в жизни духовной. Всякая способность наша, остающаяся без упражнения, теряется. Если музыкант, достигший совершенства в игре, перестает упражняться, на долгие годы оставит совсем музыку, он теряет свое совершенство в игре.

                     Каждый орган нашего тела без упражнения приходит в состояние вялости, неспособности работать. Человек, который всегда лежит и лежит, теряет способность ходить. Кто не работает руками своими, доводит мускулы рук до дряблости. При физическом бездействии силы тела угасают.

                     Также и способности души: всякая духовная способность, оставленная без упражнения, теряется. Если человек не молится, то теряет способность молиться. Человек, который всегда отвергает пост, не заставит себя молиться. Кто не следит за духом, за сердцем своим, становится распущенным в духовном отношении, никогда ни за чем не следит. Душа, оставшаяся без упражнения, становится подобной ниве, не возделанной несколько лет, которая зарастает бурьяном, негодной травой, колючками, которую трудно сделать плодоносной. Праздность духа, неупражнение в добрых делах приводят к гибели души, к зарастанию души всеми сорными травами греха. Как это ни тяжело, в этом еще не вся беда.

                     Гораздо большая беда, что теряем дни духовного делания – краткие дни своей жизни, а они даны от Бога для того, чтобы достичь великой и святой цели, чтобы подготовиться к Страшному Суду, к ответу на Суде, чтобы стали мы достойными в очах Божиих, чтобы не поставил Он нас в левую сторону и не сказал: «Идите..., проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

                     Жизнь нам дана для того, чтобы мы спешили, спешили делать великое дело очищения сердца своего, следуя за Господом Иисусом Христом. А ведь это следование – напряженное делание, нередко тяжкий труд, а не праздность. Это перенесение страданий за Господа Иисуса Христа, а праздность не страдает, избегает страдания.

                     Знаете ли вы, что все святые, которые, казалось бы, и не нуждались в труде, которые все время жизни посвящали духовным подвигам, делили время суток на три части: одну часть – молитве, другую часть – чтению слова Божьего, одну часть – работе, труду. Они жили в пустыне, в дикой Ливийской пустыне, жили в лесах Дальнего Севера, в непроходимых дебрях, и посвящали труду одну часть своего времени.

                     Разный труд избирали они: плели корзины, рогожи, разводили огороды, рубили лес, строили келии, церкви и целые монастыри. То, что делали руками, продавали в ближайший город, питались сами и питали нищих. Считали они труд важным и необходимым делом.

                     Святой апостол Павел проповедовал по целым дням Бога, а по ночам делал палатки. При свете луны или лампы он усердно трудился, считая для себя обязательным труд. Главный труд, главное его стремление было в том, чтобы бежать, чтобы спешить сколько было сил к цели – бежать в Царство Божие.

                     Знаете ли его удивительные слова: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13–14).

                     Он, нисколько не считая себя достигшим, стремился все вперед, забывая уже достигнутое, стремился к цели высшей, к получению высшего звания Божественного во Христе Иисусе.

                     Это пример жизни, противоположной жизни праздных людей. Никакого следа праздности не найдете в жизни апостола Павла, в жизни отшельников-постников, в жизни монашеской, в жизни великих святых. Все они занимались с утра до ночи. Праздности чуждались, праздность считали великим и гибельным злом.

                     Надо, слыша молитву святого Ефрема Сирина, которая так часто повторяется, внимательно вслушиваться в каждое слово молитвы, запоминать, вникать в смысл этих слов и запечатлеть их навсегда в сердце своем. Буду помогать вам запечатлевать их. Сегодня запечатлел прошение святого Ефрема об избавлении от духа праздности.

                     Помните, что жизнь коротка, надо спешить, спешить, как апостол Павел спешил, – надо спешить в делании Господу. Аминь.

 

 

Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский. 

 

                     «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».

                     Вы знаете, что это молитва преподобного Ефрема Сирина, о котором уже говорил вам, и некоторые из великих творений которого зачитывал. Почему этой молитве Святая Церковь уделяет такое необычно видное место в богослужении, почему так много раз повторяется она во время всех великопостных богослужений? Не без особой причины – чувствуете сами сердцем вашим, в чем причина – эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее.

                     Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы.

                     Для начала скажу, что чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога, чтобы избавил его от всего порочного, что противно Богу, чтобы Господь сподобил его добродетелей, важнейших великих добродетелей. Почему просит об этом? Есть люди, и в особенности были такие в прежние языческие времена, которые во всем полагались на себя, думали, что все достижимо силами их ума, их чувства. Есть и теперь люди, которые не понимают, что многое, и притом самое важное, самое драгоценное, самое сокровенное нашему уму и чувству недоступно.

                     Люди, понимающие это, помнят, что сказано святым апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилье идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел.

                     Святой Ефрем, глубоко сознавая это, молил Бога, чтобы избавил от пороков, чтобы дал силу творить добро. Силу творить добрые дела получаем только от Бога, силу избавиться от пороков получаем только от Бога. Это смутно сознает душа каждого христианина, и потому так трогает молитва святого Ефрема Сирина.

                     Вникните глубже в эту молитву, подумайте, почему не просит он просто, чтобы Бог избавил от таких и таких пороков и дал такие и такие добродетели. Почему говорит: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему говорит о духе пороков, говорит о духе добродетелей – это важно понять.

                     Вы знаете, что вещи имеют свой запах, свойственный им. Если в вашей комнате останутся вещи ваши, сосуды разные, все, что потребляли при жизни в ней, и комната останется запертой, в ней останется запах ваш, дух этих вещей. Знаете, что, если в сосуд влить вещество благовонное, потом опорожнить сосуд и вымыть, надолго останется аромат; и напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго-надолго. Так бывает и в человеческой душе. В душе человека оставляют свой дух, свой след все пороки, которыми грешит человек, оставляет, с другой стороны, свой свет все добро, которое творит он. Если человек всегда творил злые дела, если его душа пропитана пороками, в душе останется навсегда дух этих пороков. Если человек живет доброй жизнью, творит много добра, если душу освящает постоянно молитвой, он проникается духом молитвы, духом добродетелей, духом праведности.

                     Знаем по житейскому опыту, что мы можем уже при кратком знакомстве, иногда при первой же встрече, можем уловить, какого духа человек. Если встретимся с человеком, погрязшим в грехах, уловите, какого духа этот человек. Это подобно тому, как собака ищет по запаху, который остается даже на следах человека, и приводит к этому человеку.

                     Есть у каждого человека свой дух, и вот святой Ефрем Сирин просит Бога не только о том, чтобы избавил его от пороков и дал добродетели, просит, чтобы дал ему Господь дух этих добродетелей, избавил бы его от духа порока – даже, чтобы не было следа, запаха порока, чтобы благоухало Христом.

                     Надо знать, что гораздо легче избавиться от отдельных пороков, чем избавиться от духа этих пороков. Дух этот чрезвычайно цепко держится у сердца нашего, и совсем избавиться от духа порочного возможно только постепенно, молясь Богу о помощи, чтобы Бог избавил от этого зловредного духа. Так нужно понимать слова Ефрема Сирина. Может быть, и более прямо можно их понимать.

                     Всегда живем мы и действуем под духовным воздействием двух родов: с одной стороны – благодатное святое воздействие Самого Бога, Ангелов святых и, в особенности, нашего Ангела Хранителя, с другой стороны – темным потоком всегда изливается на нас дух сатаны, дух бесовский. И как среди Ангелов света есть Ангелы-носители отдельных святых добродетелей, так и среди бесов есть носители отдельных грехов, воздействующие на нас всегда. Вот и просит святой Ефрем Бога о том, чтобы благодатью Божией были отогнаны темные, лукавые духи бесовские, которые ведут нас ко греху.

                     Вот видите, что значат эти глубокие слова Ефрема Сирина. Просите сознательно того, чтобы освободиться нам от самого духа нечестия, злобы, всех пороков, что чрезвычайно трудно, так как власть бесов над нами чрезвычайно сильна. Помните, что собственными усилиями не можете избегнуть темного, гибельного влияния этих духов и смиренно молитесь Богу, как научает молиться Ефрем Сирин:

                     «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».

 

 

 

 

 

 

 

                     14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пассия. Вечернее богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков кафедрального собора иерея Игор Маллера, иерея Геннадия Дегтяра, иерея Виталия Тимофеева, духовенства собора.

                     Пассия - богослужение, посвященное воспоминанию крестных страданий Сына Божия: "Ибо так возлюбил Бог мир,что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,16). Страдания Сына Божия - залог наследия народом Божиим жизни вечной.

                     Проповедь за богослужением произнес иерей Геннадий Дегтяр.

                     Пассия будет совершаться в соборе в 5-ю неделю Великого поста.

Акция «Белый цветок».Добавлено 10.04.2024

 

 

                     Осенью по городам России в 2014-м году распустились белоснежные поляны цветов. Думаете это старая – добрая сказка о 12 месяцах изменила ход времени?

                     Нет! Это организаторы благотворительной акции «белый цветок» своими добрыми делами украсили улицы наших городов России.

                     Благотворительность всегда была основой русского общества. Это праздник, объединивший тысячи людей с «чумой века» - туберкулезом, был принят во всем мире.

                     С 1911 года по инициативе государя Николая второго «Дни цветков» стали проводиться во многих городах России.

                     Сама императрица Александра Фёдоровна организовывала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных. Императрица, наследник и княжны собственноручно готовили для праздника поделки и сами же их продавали на благотворительном базаре. Александра Фёдоровна писала Николаю во время Первой мировой войны: «выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

                     В празднике «белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч Цветков и передавались в комитеты «белого цветка».

                     Ромашка была эмблемой лиги и обозначала белый цветок, распространённый в России. В « Дни белой ромашки» члены общества выходили на площади, в сквер, на паперти церквей с жертвенными кружками, в которую простые люди вносили свою лепту. Слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института забирали букеты из комитета и шли по всему городу раздавать их за пожертвования.

                     Когда в стране разразился голод, императрица из своих собственных средств отдала 50 000 руб., чтобы хоть как-то облегчить, страдания людей в наиболее пострадавших от голода регионах. Она вместе со своими детьми помогала и поддерживала туберкулёзных больных, причём, совершенно бесстрашно подходила и разговаривала с ними, привозила им лекарства, фрукты, цветы. почему вы спросите она это делала? В дневнике она писала так: «каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных, прекрасных растений и цветов. Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупали из мрака окружающие нас и преобразили в прекрасное».

                     Александра Фёдоровна помогала всем без исключения, она говорила, что все достойны помощи и писала так: «добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, придает, вредит». «Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта».

                     Даже тем, кому было не помочь вовсе, она ободряла, помогала словом, и из её записей следует: «один из первых секретов умение помогать – это способность ободрить других. Ободрения нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие возможности. Потом приходит кто-то, кто видит твои способности и возможности, о которых ты никогда не подозревал, и говорит тебе об этом. Ты понимаешь, что это для тебя значит».

                     Императрица и её семья были высоконравственными людьми, умели помогать и делать это от всего сердца. Организация «дня белого цветка» самая важная по значимости, императорская семья лишь подтолкнула людей к помощи.

                     Как и в те далекие дни, благотворительность, желание придти на помощь, спасти всегда были первостепенной основой нашего народа.
Акция «Белый цветок» возродились и проходят во всех городах, селах, станицах нашей Родины с 2011 года. Официально можно считать эту дату датой возрождения, но это не так: мы, россияне, никогда не оставляли в беде ближнего.

                     В Крыму, например, с 2015 г. проходят республиканский день благотворительности и милосердия, который возрождает традицию сбора средств нуждающимся и страждущим так, как Крым – неотъемлемая часть России. В акции принимают участие: учебные заведения, молодежные и волонтёрские объединения, дома творчества, мастерские, учреждение культуры, художники и музыканты.
В Краснодаре в рамках акции строят больницы; центры милосердия, проводят мастер-классы и патриотические лекции.

                     В Белгороде традиционно на аллеях парка проходят благотворительные ярмарки, концерты, аукционы.

                     В Воронеже также проводится ряд мероприятий. По традиции, на улицах, в парках, в торговых центрах волонтёры за пожертвования вручают прохожим белые цветы.

                     В наши дни «день белого цветка» возрожден. В Смоленске акция проводится с 2011 г. С её помощью были собраны средства на открытие православного центра семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы». В нашей школе МБОУ «СШ№ 24» проводится акция «тёплые пяточки», где мы вяжем изделия и передаем их в детские дома. В наших школьных акциях мы помогаем не только детским домам, но и солдатам, которые сейчас находятся далеко от дома, и им нужна помощь и поддержка. Наши родители, учителя принимали участие в помощи вместе с нами, они вязали теплые носки солдатам, покупали и передавали палатки, всей школой мы писали письма, которые наверняка останутся в сердце наших солдат навсегда!

                     «Белый цветок» – акция о том, что каждый человек, вне зависимости от возраста и материального положения, может помочь ближнему, которому в этот момент больно и одиноко. Помощь сейчас нужна России, как никогда. Это показали трагические события, произошедшие в «Крокусе». Не удалось нашим врагам сломать, рассорить, разъединить наш народ. Народ, о котором Господь сказал: «Вот завет, который завещаю: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». (Ап. Павел гл.8 10-12) А наши дети, которые наравне со взрослыми помогали спасать тех, кто оказался в беде. На вопрос «Почему вы не испугались и не ушли?»-девочка ответила: «Есть заповеди в которых написано, что каждый должен помогать своему ближнему.» Дети очень отзывчивы на добро потому, что они острее, чем взрослые, чувствуют присутствие Божье в своих сердцах «…Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне…» (Еван.Мтф.гл.19,14» Вот почему так важно, чтобы уроки основ православия: ОРКСЭ, ОДНКНР, ИПКЗС преподавались в каждой школе. Ребята любят эти предметы так, как их сердца открыты для восприятия.

                     Помощь сейчас нужна России, как никогда. Ведь это наша Родина, а все ее жители – это Семья.

                     Мы вместе – от мала до велика! И как трогательно звучат строки из уст ребенка:

 

Я – русский, спасибо Господи,

Я – поле. Бабушкин крест

Я – избы Рязанской области,

Я – синь. Подпирающий лес.

Я – русский! По самое горлышко.

Во веки веков. На сквозь.

Я – лебедя белого пёрышко.

Я – воина павшего кость.

Какие б не выпали горести,

Всем бедам хриплю назло:

Я – русский! Спасибо, Господи!

Я – русский. Мне так повезло!

Пусть времени кружатся лопасти,

Меня у меня – не отнять.

Россия, как крепость над пропастью,

Стояла и будет стоять!

 

Советник директора МБОУ «СШ №24»
Милосердная Валентина Николаевна,
Учащиеся 5, 6, 8 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пассия. Вечернее богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клирика кафедрального собора иерея Игоря Маллера и настоятеля храма святых праведных Иоакима и Анны села Буценино Смоленского района иерея Алексия Зуева. духовенства собора.

                     Проповедь за богослужением произнес протоиерей Михаил Горовой. В своей проповеди протоиерей михаил Горовой, в частности, отметил: "Крест – это духовный символ христианства и символ нашего спасения. Когда мы почитаем святой Крест, то свой мысленный взор обращаем к тем событиям, которые произошли более двух тысяч лет тому назад на горе Голгофа близ Иерусалима. Там была принесена Богу жертва умилостивления за грехи человеческие. Там был распят Сын Божий, там пострадал Праведник за неправедных. Там была пролита невинная кровь Богочеловека Христа. Там род человеческий примирился с Богом. Там были нам отверсты двери Рая. После голгофских страданий Спаситель мира в третий день воскрес из мёртвых и силой Своего Божества победил смерть".

                     Пассии будут совершаться в соборе в 4-ю и 5-ю недели Великого поста.

 

 

                     Сегодня ни для кого не секрет, что после октябрьского переворота 1917 года Советская власть заняла по отношению к церкви суровую воинственно-атеистическую позицию.

                     В феврале 1922 года, ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. В строго секретном письме В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года В. И. Ленин писал: «изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет они ни о каком сопротивлении не смели и думать» [4].

                     Началась повсеместная реализация указаний вождя по ограблению церквей и устранению идеологических конкурентов — духовенства. По Советской России прокатилась мощная волна выступлений верующих против этого декрета и «перегибов» в его реализации. После их подавления была устроена кампания образцово-показательных судов.

                     Смоленск в этом отношении не был исключением. Здесь весной-летом 1922 года, произошли события, получившие впоследствии название «Процесс смоленских церковников».

                     Началось все 12 марта, когда при Смоленском Успенском соборе — главном храме города, состоялось общее собрание верующих соборного братства. Обсуждали декрет ВЦИК. Инженер Залесский (тов. председателя Совета соборного братства) предложил резолюцию, которая были принята собранием. В ней говорилось, что «использование на помощь голодающим священных сосудов, риз с икон и т.д. противно законам церкви и оскорбительно для совести верующих. На помощь голодающим могут быть употреблены только предметы, не имеющие религиозного значения, но эти предметы могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом» [4].

                     Кроме того, в резолюции отмечалось, что необходимо ходатайствовать перед ВЦИК об отмене его постановления, а также, что «организацию помощи голодающим должны взять на себя сами верующие (устройство столовых, питательных пунктов и т.д.)». Под резолюцией было собрано 5 тысяч подписей.

                     На следующий день верующие не впустили в собор подкомиссию губисполкома, которая пришла проверять «наличие ценностей». В соборе было установлено ночное дежурство и охрана по 5 человек от двух церквей города.

                     Через несколько дней прошло совещание губисполкома вместе с представителями церковных братств. Стороны остались каждая при своем мнении. Тогда губернская комиссия, согласно директивам центра, прекратила всякие переговоры с верующими и приступила к изъятию ценностей.

                     На рассвете 26 марта у собора и двух монастырей был выставлен вооруженный караул из курсантов-красноармейцев. А 28 марта, около 10 часов утра, у собора стала собираться толпа. В разных местах Смоленска в церквях раздался набат. Толпа увеличилась до 4-х тысяч человек. В адрес курсантов раздались ругань и угрозы, полетели комья снега, камни, плевки в лицо. У некоторых из них было отнято оружие.

                     Командир полка особого назначения дал распоряжение стрелять вверх из винтовок, но это не подействовало. Тогда стали стрелять вверх из пулемета. После этого толпа быстро рассеялась. Несколько человек было ранено.

                     Комиссия по изъятию ценностей подошла к собору, но он был заперт и забаррикадирован изнутри. Двери взломали — внутри оказались верующие мужчины, женщины и дети — всего 21 человек.

                     Тем временем в городе начался еврейский погром, который быстро ликвидировали армейские части. Задержали четверых погромщиков и одного красноармейца-подстрекателя. Однако в организации погрома обвинили верующих.

                     В ночь на 29 марта начались аресты церковников. Настоятель кафедрального собора протоиерей Ширяев был арестован только за то, что не пустил представителей губисполкома в собор, т.к. у него не было ключей.

                     Срочно была создана комиссия, в которую вошел М.Н. Тухачевский. Комиссия, ознакомившись с делом, предложила передать его в Ревтрибунал Запфронта.

                     Предварительное следствие длилось четыре месяца. В результате «судебный» процесс над смоленскими «церковниками» начался только 1 августа и продолжался почти целый месяц, до 24 числа.

                     Перед выездной сессией Верховного Трибунала ВЦИК предстало 47 обвиняемых, большинство из которых церковниками не было. Очерки «из зала суда» публиковала местная газета "Рабочий путь".

                     Начался процесс «с выявления классового происхождения». Как замечает газета: «Говоря о своем социальном положении и профессии, подсудимые старательно перекрашиваются в пролетарские тона».

                     Почти половину обвиняемых составляла группа запершихся в соборе. Эта группа, пострадала меньше всех: многие из них имели хорошие пролетарские корни. В этом спектакле им надлежало играть роль обманутых, темных и забитых "овечек", которых вели в пропасть злые, хорошо образованные "пастухи" — организаторы контрреволюционного мятежа по свержению Советской власти.

                     В числе задержанных «преступников», врагов Советской власти был В.Е. Залесский, который обвинялся в том, что «составил и провел на собрании верующих резолюцию, открыто призывающую не исполнять законное требование власти».

                     Владимир Евгеньевич Залесский родился 30 июля 1881 года в городе Смоленске в семье потомственных дворян. О детских годах В.Е. Залесского известно не много. В основном мы узнаем о них из воспоминаний его родной сестры Марии Евгеньевны Мирчинк (в девичестве Залесской). Она пишет, что в детстве они с братом «росли в небольшом имении Смоленской губернии. Эта область имеет много особенностей. Та ее часть, где мы жили, населена преимущественно белорусами. В период возникновения Руси она лежала на древнем пути «из варяг — в греки». Впоследствии, находясь между Россией, Литвой и Польшей, она постоянно была ареной войн между этими государствами и часто переходила из рук в руки, это все наложило на нее своеобразный отпечаток. Белорусы вообще выделяются своей мечтательностью, поэтичностью, и у них, вместе с их грустными красивыми песнями, сохраняются многие легенды, поверия; наряду с этнографическими памятниками сохраняются и многие исторические древние городища, следы укреплений, следы водных путей, где происходила перегрузка судов или где суда двигались «волоком». Всем этим с детства живо интересовался мой брат: он не только пользовался всеми печатными материалами, правду сказать, довольно скудными, но старался непосредственно, из уст самого народа услышать все, относящееся к истории нашего края. Юношей он жадно отыскивал стариков и старух, которые могли бы ему что-либо полезное сообщить» [2].

                     В последствии, живой, врожденный интерес к окружающему и острый ум позволили Залесскому стать первоклассным специалистом и на профессиональном поприще. Владимир Евгеньевич Залесский, был инженером, окончившим в 1913 году Московское техническое училище (ныне Технический университет им. Баумана) — по специальности «мосты». В 1915 году он был мобилизован и всю войну провел на передовых позициях. Так как в полосе его ведения шли непрерывные бои, а местность на большей своей площади состояла из болот, часто непроходимых, то вопрос дорог и мостов был особенно ответственным и требовал исключительно напряженной постоянной работы.

                     Октябрьская революция застала его на передовых позициях. На собрании своего отряда после Октября он говорил, что теперь, когда власть отдана народу, надо все силы приложить для того, чтобы создать сильное и культурное государство; надо работать самоотверженно, потому что сейчас мы должны работать для всего народа.

                     В 1920 году вспыхивает война с Польшей. Учреждается Западный фронтстрой, в котором Залесского назначают заместителем начальника. Западный фронтстрой занимался ремонтом и строительством мостов, дорог и зданий в прифронтовой полосе. По окончании войны 1920 года Западный фронтстрой был реорганизован в Комитет государственных сооружений Западной области, где Залесский остается заместителем председателя по технической части.

                     В Смоленске в 1920 году, по инициативе Тухачевского, организуется Смоленский милитаризованный политехнический институт, предназначенный для подготовки инженеров, как для военного ведомства, так и для народного хозяйства. Владимир Евгеньевич привлекается к организации и чтению в нем лекций. Будучи патриотом своего города, своей области, своей родины, горячим поборником расширения технического образования, он с большим увлечением отдает этому делу свои силы и является одним из главных создателей инженерно-строительного факультета. Высокий уровень профессионализма, авторитет среди коллег приводят к тому, что в 1921 году Залесский был выдвинут и единогласно выбран депутатом Смоленского областного совета. А с 1921г. до ареста был заведующим отделом промышленности Совнархоза Западной области.

                     Однако высокие посты и ответственные должности не помешали Владимиру Евгеньевичу сохранить высокую внутреннюю мораль и нравственный стержень. Залесский был глубоко патриотичный человек. Понимая трудное положение, в котором очутилось государство в такое переходное время, он всеми своими силами стремился служить своей стране, своему народу. Человек принципиальный, нравственный, в высшем смысле этого слова, он был вследствие этого всегда искренним. Он был убежден, что новый строй, который провозглашает принципы демократии, свободы и равенства, действительно искренне к этому стремится, стремится это все лучшее осуществить. Он думал, что если в реальной действительности происходят грубые нарушения этих великих принципов, то это есть лишь проявление зла отдельных лиц, извращения, но отнюдь не программа, строго обдуманная и последовательно проводимая сверху.

                     Вместе с тем светская интеллигентность гармонично сочеталась в его личности с высоким уровнем религиозности. Залесский был человеком глубоко верующим.

                     М. Е. Мирчинк в своих воспоминаниях пишет, что «...Религиозная община, которая возникла совершенно законно после отделения церкви от государства и взяла на себя обязательства сохранения церкви, зная брата как хорошего инженера и религиозного человека, поручила ему исправить центральное отопление в Успенском кафедральном Соборе, что, конечно, он и сделал безвозмездно» [2].

                     С этого момента и до 1922 года Залесский занимает должность члена комиссии соборного приходского Братства.

                     И именно Владимир Евгеньевич был выдвинут в качестве главного представителя от соборного братства на переговорах властей с членами религиозных общин по поводу изъятия церковных ценностей, которое состоялось 12 марта 1922 года при Смоленском Успенском соборе.

                     На этом заседании В.Е. Залесский, как образованный, глубоко верующий человек, был уполномочен защищать интересы церкви, как член комиссии соборного приходского Братства, предложил резолюцию, в которой говорилось: «использование на помощь голодающим священных сосудов, риз с икон и т.д. противно законам церкви и оскорбительно для совести верующих. На помощь голодающим могут быть употреблены только предметы, не имеющие религиозного значения, но эти предметы могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом» [3].

                     Именно после этого заседания 20 марта 1922 года Залесский был арестован и помещен в большую Заднепровскую тюрьму. Но уже 1 июня 1922 года В.Е. Залесский был выпущен на свободу до 1 августа, т.е. до суда, и вернулся на свое рабочее место — зав. отделом промышленности Совнархоза Западной обл.

                     Вспоминая это событие, Мирчинк пишет: «Брат мой знал, что ему угрожает большая опасность, но совершенно не понимал за что. Он был религиозен. На собрании религиозных людей, совместно с председателем губисполкома, на вопрос, хочет ли религиозная община отдать церковное имущество, он совершенно искренне ответил, что среди этого имущества есть предметы, которые для христианина священны — чаша и крест и что отдать их тяжело. Он, конечно, ни в каких организациях, враждебных правительству, не участвовал, в жизни своей он был до предела честен, скромен и демократичен. Все свои силы, все свои знания он вкладывал в работу, желая этим способствовать восстановлению порядка и благосостояния своей родины» [2].

                     По отзывам того времени, следствие в Смоленске велось довольно беспристрастно, что, конечно, не удовлетворяло Москву. Весь следственный материал был отправлен в Москву и там подвергся соответствующей обработке. Насколько это дело было подтасовано, показывает следующий факт.

                     Мария Евгеньевна в своих воспоминаниях пишет об этих событиях следующее: «Я обратилась с просьбой к одному доброму человеку, близко знавшему Менжинского (Менжинский состоял одним из руководителей Чека). Он хлопотал в Москве и сказал Менжинскому, что мой брат его близкий друг, на что Менжинский сказал: «Где ты был раньше? Теперь мы сделали из него главную фигуру процесса. Мы от него отказаться не можем» [2].

                     Когда же дело снова вернулось из Москвы в Смоленск, 80 документов из него были изъяты и защите было запрещено на них ссылаться.

                     В ожидании суда, все два месяца Владимир Евгеньевич, по воспоминаиням близких очень много работал и молился по ночам, желая как можно лучше обеспечить свою семью на время его заключения. Супруга Залесского (Вера Ивановна Залесская) на том момент ждала их третьего ребенка, который родился 22 июля, за неделю до судебного заседания. Еще у Владимира Евгеньевича и Веры Ивановны были сын Федя 11-ти лет и дочка Таня 5-ти лет.

                     1 августа утром В.Е. Залесского снова взяли под стражу и доставили на судебное заседание.

                     Суд был гласным, показательным. На суд билеты были розданы преимущественно рабочим. Процесс был ярко инсценирован. Инсценировка этого процесса состояла главным образом в том, чтобы показать народу, кто является его врагами, по вине кого происходят те бедствия и лишения, которые он терпит.

                     Главной фигурой процесса сделали В.Е. Залесского. Председателем на суде был В.В. Сорокин, общественным обвинителем — Красиков. Главное обвинение в адрес Залесского - «связь с заграницей и организация мятежа в Смоленском соборе». Процесс был очень громким, хорошо и широко освещавшимся прессой.

                     В газетных очерках того времени о процессе писали следующее:

                     «Залесский — инженер-путеец. Хорошие манеры и костюм. Из-под усов блистают золоченые зубы. На вопрос о партийной принадлежности заявил, что он прогрессист. "Партии прогрессистов?" — спросил председатель. "Нет, это я в смысле общего направления, а не в смысле политической группировки...". Дворянин, помещик...". Из обвинения: «Признается виновным в том, что с заранее обдуманным намерением использовать религиозные предрассудки масс, он на собрании верующих 12 марта 1922г. предложил собравшимся открыто призывающую не исполнять законные требования власти резолюцию, в которой, ссылаясь на законы Церкви, говорил о невозможности изъятия предметов религиозного культа, каковая резолюция в несколько дополненном виде была впоследствии широко распространена среди верующих города Смоленска и послужила основной причиной в происшедших позже событиях, причем, будучи освобожден во время следствия под расписку, Залесский с целью сокрытия содеянного вычеркнул из резолюции несколько наиболее существенных слов» [3].

                     Своим поведением на суде В.Е.Залесский возмущал судей. — «Ему грозит смертная казнь, а он не раскаивается и отвечает — «Да, верую» и делает крестное знамение»[3].
На показательном суде, к которому было привлечено 47 человек, кроме В.Е. Залесского, приговор высшая мера наказания — расстрел вынесли еще троим участникам процесса, не имевшим никакого отношения к изъятию ценностей в Смоленском соборе: студенту политехникума Вадиму Пивоварову, 22 лет, офицеру Сергею Мясоедову, 34 лет, служащему из г.Рославля Вячеславу Демидову, 23 лет. Остальные подсудимые — проф. Успенский, епископ Филипп, несколько духовных лиц и членов церковного совета — все были полностью оправданы.

                     М.Е. Мирчинк вспоминает: «Когда произнесли брату приговор, он быстро провел рукой по лицу и голове» [2].

                     Приговоренных к смертной казни перевели в тюрьму, так называемую «Американку», которая находилась в южной части Смоленска, за костелом, между Рославльской и старой Киевской дорогой. Как рассказывали те заключенные «Американки», которым удалось спастись, смертники на стене камеры нарисовали большое распятие.

                     Целый ряд учреждений послали в Москву просьбу о помиловании, в том числе студенты Политехникума, рабочие подведомственных В.Е. Залесскому предприятий. Администрация ставила на телеграммах визу: «Помещик, дворянин». Это и была его единственная смертная вина. И все-таки усилиями родных и соратников казнь удалось отложить на 7 недель. По воспоминаниям сестры Владимира Залесского , они прошли в непрерывной смене отчаяния и надежды. Она писала: «Пожалуй, нас все-таки как-то усыпил этот срок. Казалось, что раз казнь отложена на такой большой срок, то она и не будет исполнена. Мы успокоились и перестали хлопотать. Как мы горько ошиблись. В течение шести недель к моему брату ходили на свидание жена и дети. В то время у моего брата кроме Сашеньки, который родился за десять дней до суда, было двое: Комендант тюрьмы был человечен. Дети с утра прибегали к тюрьме, часами лежали на земле и смотрели в подворотню: они смотрели, ходил ли комендант по двору и куда идут его ноги. Если комендант шел к воротам, то дети надеялись упросить его, и он пускал их на свидание с отцом. Володю как инженера использовали и в тюрьме на разных работах, так, даже в день смерти он чинил паровой котел» [2].

                     Окончательный приговор В.Е. Залесскому был подписан в Москве. Подписали его Енукидзе, Милютин и Калинин. Калинин, подписывая, сказал: «Красин хлопочет за него как за выдающегося инженера, но он нам вреден как человек» [2]. Этот окончательный приговор был получен в Смоленске вечером в воскресенье, 1 октября.

                     А уже 2 октября в 3 часа дня во двор тюрьмы подъехал «черный ворон» и вышла стража. Залесского и еще троих смертников, вызвали и начали им читать приговор. Потом, как полагалось, список их личных вещей, одежды, которые будут возвращены родственникам после их смерти. В конце этого списка они должны были расписаться. Как говорили очевидцы, во время этой процедуры Владимир Залесский был совершенно спокоен и безучастен. Он обратил свои глаза к небу. Их посадили в «черный ворон» и повезли по старой Киевской дороге.

                     Со слов коменданта трибунала, присутствовавшего при казни, и мальчиков, пасших коз, которые наблюдали за всем, спрятавшись в кустах, через некоторое время «черный ворон» сломался, и они продолжили путь пешком. Место казни было в овраге, поросшем по склонам ореховыми кустами. Приведя на место казни, их заставили, как обычно, копать себе могилы. Когда могилы были готовы, В.Е. Залесский попросил разрешения молиться. Он стал на колени и так углубился в молитву, что его товарищи-смертники стали его торопить. Тогда он поцеловал землю и, обращаясь к своим убийцам, сказал: «И вашей советской власти я не хотел никакого зла, но если я сделал зло, пусть простят меня». И после этого он сказал: «Я готов» [3].

                     По сведениям, вероятно, приговор приведен в исполнение под Смоленском в Катынском лесу около д. Катынь. Он упал сразу.

                     И пусть советская власть могла физически уничтожать лучших представителей человечества, до последней минуты жизни мужественно отстаивавших православную веру. Ни жестокими пытками, ни реками безвинной крови не смогла она сломить в душах и сердцах истинно верующих их главное богатство — любовь и упование на Господа.

                     Нет больше той власти и того государства, а Церковь есть и она будет стоять всегда, милостью Божьей, вспоминая мученический подвиг своих верных сыновей и дочерей.

 

Литературные источники.

 

1. Залесский Владимир Евгеньевич http://www.pstbi.ccas.ru

2. "Но на пути их стала вера...": (Из записок М.Е.Мирчинк). Приложение к воспоминаниям М.Е. Мирчинк // Философско-литературные штудии. Вып. 2. Минск, 1992. С.280–327.

3. Валуев Д. Смоленская Голгофа // Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.

4. Тихонов Д. Процесс смоленских церковников. Русское поле. http://suzhdenia.ruspole.info/node/3793

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1 апреля 2024 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Спаса Нерукотворного Образа («Окопный» храм) города Смоленска.

                     Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили благочинные Смоленского городского благочиния иерей Дионисий Давыдов, благочинный Смоленского районного благочиния протоиерей Роман Павлишов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Николай Морозов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска иерей Александр Припутников, клирик Свято - Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, духовенство Смоленской епархии.

                     Песнопения Литургии исполнил приходской хор храма в честь Спаса Нерукотворного Образа.

                     После чтения Святого Евангелия архипастырь обратился со словами проповеди к молящимся.

                     По завершении праздничного богослужения Высокопреосвященнейший Владыка Исидор возглавил чтение молебного канона ко Пресвятой Богородице, который был совершен перед Её иконой «Умиление».

                     В завершение богослужения Владыка обратился к верующим с поздравлением – с днем почитаемой иконы Божией Матери:

                     Дорогие отец Михаил, отец Николай, духовенство города Смоленска, дорогие братья и сестры нашего храма Образа Спаса Нерукотворного. На этом Окопном месте – очень важный духовный центр нашей епархии, нашей митрополии, всего нашего региона.

                     Это, действительно, то место, которое связано с героическими подвигами нашего народа. Это и храм, который в годы лихолетий XX века служил пристанищем для духовенства прихожан. Это и место, где начинали своё священническое служение многие пастыри, в том числе, отец Михаил здесь был рукоположён. Это и место, в котором мы чествуем наших прославленных земляков, почивающих своими останками за восточной частью нашего храма. Это и место притяжения всего народа Божьего.

                     Поэтому пусть Царица Небесная, охраняющая это святое место в нашем граде, покроет и нас честным Своим омофором. Пусть Господь хранит всех нас. А вам, дорогой отец Николай, пусть Господь подаёт крепость сил душевных и телесных неленостно совершать пастырское служение!

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери