214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     6 мая 2024 года, в понедельник Светлой седмицы, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пасхальным чином Божественная литургия. Богослужение возглавил клирик собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика храма Воскресения Христова п. Катынь иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: «Пасха – это победа Господа над смертью, грехом и диаволом. Но эта победа должна стать и нашей победой, победой над грехом, который удаляет нас от Бога и друг от друга. Воскресение Христово является залогом общего воскресения. Священное Писание учит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Поэтому воскресение Христово – это и наше с вами воскресение. Мы, христиане, живём эсхатологической надеждой, что после общего воскресения из мёртвых восстанет новое небо и новая земля, где будет обитать правда Божия. Своим Воскресением Христос открыл дверь в жизнь вечную, но для того, чтобы войти туда и стать наследниками вечной жизни, нам требуется постоянно трудиться, усваивая спасительные плоды этого Воскресения". .

                     По окончании богослужения был совершен Крестный ход вокруг собора . Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан с праздником Пасхи и пожелал всем мирной жизни, семейного благополучия и пасхальной радости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     30 апреля 2024 года, в Великий понедельник, в Свято - Успенском кафедральном соборе совершена литургия Преждеосвященных Даров.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика Воскресенского храма архиерейского подворья в Катыни иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: "Сегодня Великий вторник, в Евангельском чтении в качестве назидания нашему вниманию предлагаются притчи: о Страшном суде, о десяти девах и другие. В притче о десяти девах рассказывается, что пять из них были мудрые, а другие пять неразумные. Мудрость дев проявилась в том, что они навстречу с женихом взяли сосуды с елеем для светильников, а неразумные не взяли с собой елея. В полночь прибыл жених и мудрые девы с горящими светильниками вошли в его брачный чертог. Неразумные девы пошли покупать елей для своих светильников, но когда возвратились к жениху, двери чертога оказались закрытыми (Мф. 25, 1-13). Для того, чтобы нам с вами, братья и сёстры, войти в чертоги Царства Божия непременно требуется милосердие и елей добрых дел."

 

Свято-Успенский кафедральный собор, 2024 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     Мы с Вами, братья и сестры, продолжаем проходить через поприще Страстной седмицы Великого поста. Пост в Христовой Церкви - это средство для духовного совершенствования. Церковь, назидая нас учением слова Божия, святоотеческими творениями, образами святости, - призывает к приобретению тех добродетелей, которые служат созиданию Царства Божия на земле: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим. 14,17).

                     Одним из важных средств для приобретения этих добродетелей является примирение с Богом. С глубокой древности людям свойственно было стремление к покаянию. Видимым знаком достижения примирения с Богом служили приносимые в ветхозаветное время кровавые жертвы животных. Но Бог не требует от нас кровавых жертв. Об этом задолго до Рождества Христова свидетельствовал царь и пророк Давид: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Пс. 50, 19). В новозаветное время Богу за грехи человеческие приносится бескровная Евхаристическая Жертва (Мф. 26,26-28).

                     Но за смертные грехи, за популяризацию зла на земле, правда Божия всегда требовала наказания. Апостол и евангелист Иоанн Богослов учит: «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16), но Бог - источник правосудия и справедливости. За тяжкие грехи, как свидетельствует Священная история Ветхого и Нового Заветов, следовало наказание. За нечестие жителей Содома и Гоморры эти города были истреблены с лица земли. И в наше время воды океана потопляют жителей городов, становящихся на путь апостасийности греха и богоборчества.

                     Но Бог есть Бог мира и любви. Когда в человеческом обществепроисходит покаяние - следует и Божественное всепрощение.

                     Поправ нормы отеческой веры, впав в грех идолопоклонства, - народ Израиля семьдесят пять лет находился в Вавилонском плену. Пришлось претерпеть унижение, тяжелый физический труд, грубое отношение: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом» (Пс.136).

                     Но народ сохранил свою веру, обычаи и когда раскаялся, к власти пришёл царь Персидский Кир, который стал орудием Промысла Божия в отношении израильтян. Он не только предоставил им свободу, но и выделил материальные средства на строительство храма и возведение стены вокруг Иерусалима (Езд. 1,1-4). И всё это произошло благодаря покаянию народа.

                     Да и русский народ в XX столетии, предав забвению основы Христовой веры, прошел через горнило революционных событий, гонений за свою веру, а затем понёс великие потери в годы Великой Отечественной войны. Народные испытания носили очистительный характер, но это было время и духовного пробуждения. Сила народа проявилась в вере и единстве - фашистская идеология была побеждена. Уже в то время подвижники отечественного благочестия свидетельствовали о предстоящем духовном возрождении.

 

                     Преподобный Серафим Вырицкий в стихотворной форме писал:

 

                     Пройдет гроза над Русскою землею,

                     Народу русскому Господь грехи простит.

                     И крест святой Божественной красою

                     На храмах Божиих вновь ярко заблестит,

                     И звон колоколов всю нашу Русь Святую

                     От сна греховного к спасенью пробудит,

                     Открыты будут вновь обители святые,

                     И вера в Бога всех соединит.

                     Утихнут грозные невзгоды,

                     Своих врагов Россия победит,

                     И имя русского великого народа,

                     Как гром, по всей вселенной прогремит.

 

                     (Л. Ильюхина. Благословенная Вырица, М, 2021 г., с. 50).

 

                     Актуально пророчество Вырицкого подвижника и в наши дни. Мы непременно, с Божией помощью, преодолеем все испытания и достигнем победы при условии прекращения интеграции в западное сообщество, в проекты глобализации. Еще в 19 веке русские мыслители И.А. Ильин и Н.Я.Данилевский, славянофилы предупреждали: Россия «не спасется никакими видами западничества, ни старыми, ни новыми».

                     Сегодня Великий вторник, в Евангельском чтении в качестве назидания нашему вниманию предлагаются притчи: о Страшном суде, о десяти девах и другие. В притче о Страшном суде излагается свидетельство Священного Писания о том, что нынешний физический мир вследствие энтропийных процессов и греховности рода человеческого прекратит своё существование и Бог в Богочеловеческом облике вторично придёт на землю: «И звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.» (Мк. 13* 25-26). В Евангельском повествовании указывается на то, что никто не знает когда придёт на землю Господь, но нам известно, что пришествие Спасителя мира будет носить внезапный характер: «... Как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». (Мф. 24, 37-39). Господь придёт на землю для суда над родом человеческим. Делавшие добро в жизни будут вознаграждены Богом, а совершивших злые поступки и нераскаявшихся в настоящей жизни ожидает наказание. На Страшном суде нас спросят о том, что доброго мы сделали в своей жизни. Вера в Бога, раскаяние в греховности, добродетели, - вот те средства с помощью которых достигается оправдание перед Богом: «Ибо алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли меня. Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25, 35-36,40).

                     В притче о десяти девах рассказывается, что пять из них были мудрые, а другие пять неразумные. Мудрость дев проявилась в том, что они навстречу с женихом взяли сосуды с елеем для светильников, а неразумные не взяли с собой елея. В полночь прибыл жених и мудрые девы с горящими светильниками вошли в его брачный чертог. Неразумные девы пошли покупать елей для своих светильников, но когда возвратились к жениху, двери чертога оказались закрытыми (Мф. 25, 1-13). Для того, чтобы нам с вами, братья и сёстры, войти в чертоги Царства Божия непременно требуется милосердие и елей добрых дел.

                     Святитель Иоанн Златоуст в комментарии к притче о десяти девах отмечал: «Так как девство к дело великое и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто - либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия осуждается...» (Творения. Беседа 78, Спб., 1901, т.7, с.785.)

                     Под сводами храмов Божиих в эти дни звучит дивное песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь»>,. Постараемся в оставшиеся дни Страстной седмицы усугубить свои молитвы и пост, будем подвигом добрым подвизаться, совершая дела любви и милосердия, тогда и веру укрепим, и греховность победим, тогда и двери Небесного Чертога для нас откроются и с радостью в сердце встретим праздник Светлого Христова воскресения. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     29 апреля 2024 года, в Великий понедельник, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена литургия Преждеосвященных даров.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика собора иерея Дионисия Новикова, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, указал на то, что "сердцевиной Страстной седмицы Великого поста является молитвенное участие и воспоминание Голгофских страданий Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Одной из тем для духовного рассуждения Великого понедельника служит притча о бесплодной смоковнице. ( Мф.21,18-22). Смоковница - духовный символ. Этот символ призван напомнить нам о том, что и в христианстве при отсутствии доброделания, покаяния и примирения с Богом и людьми, - духовная жизнь становится не способной к плодоношению. Церковь нас учит, что земная жизнь, данная нам Богом, должна быть духовно - насыщенной, богатой и плодоносной по своему содержанию."

 

 

 

 

 

 

 

 

                     21 апреля 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пассия. Вечернее богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков кафедрального собора иерея Игоря Маллера, иерея Виталия Тимофеева, клирика Воскресенского храма архиерейского подворья в Катыни иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     Пассия – богослужение, посвященное воспоминанию крестных страданий Сына Божия. Еще в ветхозаветные времена пророк Божий Исаия указывал на значимость страданий Мессии, Спасителя мира: ”Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. (Ис.53,5). Голгофская Жертва Христа носит всемирное измерение: двери Царства Божия открыты для всех народов мира, независимо от расы и национальности. Главным условием вхождения в это Царство является принятие Новозаветного Откровения, как нормы веры и нормы жизни.

                     Проповедь за богослужением произнес иерей Игорь Маллер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     21 апреля 2024 года участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие в тематических рамках «Весна» и «Матрона Московская».

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой свое выступление посвятил пастырскому служению и жизненному подвигу праведного Иоанна Кронштадтского.

                     В частности, он сказал: «Священное Писание нас учит тому, что добрый пастырь жизнь свою полагает за овец. (Ин.10,11).

                     Праведный Иоанн Кронштадтский был добрым пастырем Церкви Христовой. Господь щедро наделил его дарами своей благодати: пастырь – молитвенник, всероссийский духовник, утешитель страждущих и чудотворец. И этими дарами Святого Духа он просвещал, врачевал и духовно обогащал народ Божий».

                     С докладом «О, Вещая душа моя…» о Федоре Ивановиче Тютчеве (1803–1873 гг.) – знаменитом русском поэте, дипломате и публицисте, авторе более 400 стихотворений, выступила поэт Елена Лышковская, исполняющая обязанности председателя Объединения.

                     Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения православных писателей. Своими авторскими произведениями, посвященным теме «Весна» и « Матрона Московская», поделились поэты: исполняющая обязанности председателя объединения Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов – Печерский, сопредседатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Мария Парамонова, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, Любовь Стеклова, Нина Лавренова, Светлана Конфедератова, Виктор Москалев, Сергей Матисов, Светлана Листопад, Лидия Пинская, Светлана Рогова и Светлана Критченкова.

                     На встрече писателей присутствовал иерей Виталий Тимофеев – клирик Свято-Успенского кафедрального собора г. Смоленска.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой еще раз сердечно поблагодарил за замечательное творчество всех участников писательского объединения. Каждому из присутствующих была подарена иконка святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

Наталья Годяева

 

 

 

Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский.

 

                     Ни один месяц в году не насыщен в такой мере памятью всем известных святых, как январь. В январе Святая Церковь вспоминает великих вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, каждого в отдельности и всех троих вместе; празднует память святителя Григория Нисского, брата святителя Василия Великого; память святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского; величайших преподобных: Феодосия Великого, Антония Великого, Макария Египетского, Макария Александрийского, Евфимия Великого, Ефрема Сирина.

                     Эта плеяда угодников Божиих озаряет нас с неба ярким блеском самых крупных звезд, и среди них сияет яркая звезда святого преподобного Ефрема. Его рождение было предвозвещено матери необыкновенным видением: ей снился младенец, из уст которого выросла виноградная лоза; она быстро-быстро распространилась и покрыла всю землю ветвями; на ней выросли чудные грозди; отовсюду слетались птицы и клевали ягоды, но сколько ни клевали, число ягод не уменьшалось.

                     Один святой отец, подвизавшийся в пустыне, увидел сонм Ангелов, сходивших с неба и несших большой свиток, исписанный с обеих сторон. Они спрашивали друг друга: “Кто же может принять этот свиток?” И был голос с неба: “Только Ефрем, избранник Мой”. И привели преподобного Ефрема, и дали проглотить этот свиток.

                     И совершилось дивное дело: как лоза, разросшаяся по всей земле, распространились дивные слова преподобного Ефрема. Он проповедовал неустанно, неумолчно. Тысячи людей сходились слушать его. И он не только проповедовал, но и много писал, и, милостью Божией, до нашего времени дошла немалая часть его святых творений, составляющих пять толстых томов.

                     Он писал о самом важном и нужном для христиан: изъяснял Священное Писание, обличал еретиков, призывал к сокрушению сердечному, которым полна была его душа. Слезы всегда ручьями струились из его глаз, но лицо было светло и сияло радостью. С великой ревностью он всегда говорил о необходимости сохранения чистоты, ибо сердце христианина – это храм Святого Духа, а Дух Святой не может обитать там, где нечисто. И преп. Ефрем учил тому, как надлежит сохранять эту чистоту.

                     Люди чистоплотные, заботящиеся о чистоте одежды, стараются обходить всякого человека, который может испачкать их грязью. Нельзя не уходить от нечистоты: не уйдем – сами испачкаемся. Так и христианам надлежит хранить чистоту сердца, держась подальше от тех, кто полон грязи духовной. Не смешивайтесь с толпой нечестивых людей, сторонитесь их, чтобы не заразиться духовным смрадом, ищите общения с людьми чистыми, благородными, праведными пред Богом. Их очень немного, но они есть рядом с каждым из нас. Прилепитесь к ним сердцем. Идите туда, где чисто, добро, свято; не ходите на те увеселения и зрелища, которых так жаждет грязная толпа, дикими криками восторга приветствующая то, что не заслуживает приветствия.

                     Бойтесь встреч, опасных для души. Бойтесь тех, кто может послужить причиной и поводом к греховному падению. Часто свидания молодых юношей и девушек кончаются тяжким грехом. Удерживайте от них своих сыновей и дочерей. Следите за тем, что они читают, ибо молодые чрезвычайно падки на чтение сладострастных романов, которое развращает души, и яд блуда вливается в сердца их со страниц таких книг. Господь поставил вас хранителями их сердец. Подумайте, какой ответ вы дадите пред Богом, если и сами не будете отстраняться от грязи духовной, и не будете хранить от нее ваших чад. Ведь только стяжав чистоту, мы можем надеяться войти в царство Божие. Храните себя не оскверненными от мира, храните детей ваших от всякого осквернения нечистотой и мерзостью мира сего. Аминь.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери