С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Ныне чествуемой Корнелии Ивановне Мазманиди, певчей архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета!
Смоленский
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ
кафедральный собор
13 марта 2025 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Дню Православной книги.
Выступления участников встречи предварил с молитвенными и другими песнопениями Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора (регент Елена Фролова).
С поздравлениями и добрыми пожеланиями в адрес участников встречи обратился директор Департамента Смоленской области по взаимодействию с общественными объединениями Петр Борисович Липатов.
Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой поздравил участников встречи с Днем православной книги, изложил историю книгопечатания, указал на значимость книжной культуры в стране и призвал студентов стать читателями духовно-патриотической литературы на кафедре православной культуры.
В связи с тем, что этот год объявлен в стране годом защитника Отечества, протоиерей Михаил Горовой представил доклад на тему: «Вклад духовенства и мирян в Победу в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.».
В своем выступлении протоирей Михаил Горовой отметил: «За годы Великой Отечественной войны Церковью на нужды Отечества перечислено более 300 млн. рублей.
Молитвы о победе над врагом, самопожертвование на фронтах войны, трудовой героизм в тылу, сбор средств для постройки танковой колонны им. Дмитрия Донского и боевой эскадрильи самолетов им. Александра Невского, организация помощи раненым, посылки подарков на фронт, помощь партизанским отрядам – такова патриотическая деятельность духовенства и верных чад нашей Церкви в годы войны».
Со своим приветствиями и авторскими произведениями, посвященными Дню православной книги и патриотической теме, выступили председатель Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, о. Александр (Михайлов), Наталья Исаенко и Лидия Пинская.
Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Жупаненко и Светлана Критченкова (руководитель Елена Амелькович) продолжили тему мероприятия и прочитали тематические стихотворения.
Музыкальную страницу представил Владимир Иванович Глухов.
В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой пожелал всем мирной жизни и добра, студентам – успешной учебы, надежных друзей, преданности отечеству, а также стремления внести свой вклад в развитие родной Смоленщины.
Протоиерей Михаил Горовой передал в дар библиотеке на кафедру православной культуры православную литературу.
Аникеев Владимир Михайлович. По прошению преосвященного Парфения.
История строительства Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора, еще в начале XIX века названного «великим историческим национальным памятником», до сих пор во многом остается неизвестной. Крайне скудные сведения можно почерпнуть в «Истории губернского города Смоленска» священника Никифора Мурзакевича, который, упомянув присланного из Москвы «мастера Алексея Королькова», больше имен строителей собора нигде не называет, а ограничивается перечислением самодержавных государей и государынь, отпускавших денежные суммы и материалы, и смоленских архипастырей, эти суммы и материалы на строительство собора употребивших. Первым в списке государей называется под 1676 годом царь Алексей Михайлович, который «благоволил прислать денег 2,000 руб., 397 пуд железа и план для строения собора». Сын его, царь Феодор Алексеевич, в следующем 1677 году, когда смоленский преосвященный Симеон попросил у него каменщиков и прибавления материала, «прежде изъявил свое неудовольствие, что, не сообразуясь с материалом, начали толь огромное здание, но напоследок разсмотря план церкви, данный покойным его родителем, повелел Воеводам требование его удовлетворить». Здесь же, под 1677 годом, сообщается, что «Августа 2-го дня заложен собору».
В 1679 году, из-за того, что «Мастер строения предвидя еще великий недостаток материалов отменил по приказанию начальства четвертую стену при Иконостасе, а потому олтаръ большой краями не бывши сомкнут ни с чем без оной стены, при взведении уже вверх с боковыми олтарями от стен церковных до фундамента отделился», последовал указ о приостановке строительства собора. Митрополит Дорофей Короткевич, назначенный на смоленскую кафедру в 1712 году, «начал брошенное каменное соборное строение оканчивать, приделал отвалившиеся олтари, только уменьшив против плану длины до трех саженей». Но этим, похоже, все и ограничилось, а в 1718 году Преосвященный скончался.
10 августа 1728 года в царствование императора Петра II в Смоленск «на епархию» прибыл епископ Гедеон Вишневский. В 1730 году в царствование императрицы Анны Иоанновны «Ея Величество жаловала Преосвященному Гедеону на довершение Успенского собора денег три тысячи руб., железа 2,000 пуд и белого камня 3,000 камней».
В 1740 году «Преосвященный Гедеон имел то удовлетворение, что старанием своим из собранных от разного подаяния (более 31. 000 руб.) довершил семиглавной Успенской собор и освятил Августа 13 дня».
2 февраля 1761 года епископ Гедеон скончался, «быв на Епархии 32 года и 7 месяцов, на 83-м году от рождения». 15 июля того же года викарий новгородский епископ Парфений Сопковский прибыл с назначением на смоленскую кафедру. «Он, усмотри в своде Успенского собора в семи главах великия и опасный трещины, рапортовал о сем Ея Величеству, и получа позволение, начал переделывать весь верьх, как-то: своды, главы, которых вместо семи вознамерился сделать только пять, но гораздо больше и великолепнее прежних, и как их так и весь собор покрыт вместо тесу белым листовым железом».
В 1765 году «Императрица Екатерина II на переделание собора благоволила пожаловать 11,900 руб. Преосвященный Парфений получа сию монаршую милость и к тем тщанием своим от доброхотных подаяний собравший до 45 тысяч рублей, отделал сие великолепное и огромное в России здание прочно, красиво и по всем правилам зодчества».
Из приведенного видно, что основные средства на строительство собора поступали не из государственной казны, а от «доброхотных» пожертвований. Об одном из таких «подаяний» мы находим упоминание в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» в биографии епископа Парфения Сопковского: «Постоянною, можно сказать, любимою мыслию этого архипастыря было созидание и украшение храмов Божиих. Еще при отъезде из Петербурга на паству он испросил через святейший Синод Высочайшее разрешение употребить оставшиеся после преосвященнаго Гедеона “деньги 3700 червонцев, да прочею монетою до 5000 р.” на исправление повредившегося здания Смоленского Успенского собора».
Епископ Гедеон Вишневский был ярым поборником православия и человеком крутого нрава. Местной знати, предпочитавшей держать учителями для своих детей ксендзов, беспрепятственно проникавших в Смоленск, бывший «порубежным городом со стороны Польских владений», частенько доставалось от Преосвященного. В отместку, после смерти, кознями «смоленского гражданского начальства», тело епископа Гедеона оставалось не погребенным 36 дней. И только по распоряжению Священного Синода, по приезде в Смоленск преосвященного Амвросия, епископа Переяславского и Дмитровского, оно было предано земле. 10 марта 1761 года епископ Гедеон Вишневский был погребен в Смоленском Успенском соборе слева от западных дверей в помещении, ставшем впоследствии усыпальницей.
Тому же епископу Амвросию было вменено «совместно членами Консистории освидетельствовать и описать все оставшееся имущество Преосвященного и хранить его в архиерейском доме», что и было исполнено сразу после похорон. По снятию печатей, наложенных гражданской властью, в покоях Гедеона были обнаружены: экземпляр «духовного завещания», реестр смоленских монастырей и храмов, которым епископ назначил раздачу денег на поминовение его души, и в замкнутом и печатью Преосвященного запечатанном сундучке денег 3700 червонных золотых, 1350 серебряными рублями и 150 ефимков. Кроме того, оставшееся имущество епископа Гедеона включало множество золотых и серебряных изделий: медалей, бокалов, чарок, блюд, табакерок, ложек и прочего, а также бархатных и шелковых материй, дорогих мехов, теплых риз и подрясников.
Преемник Гедеона преосвященный Парфений на похоронах не был, он прибыл в Смоленск только 15 июля. Но о духовном завещании Гедеона, реестре и деньгах, обнаруженных в сундучке, его известили гораздо раньше, о чем свидетельствует следующий документ:
«В канцелярии Святейгиаго правительствующаго Синода выписано:
В прошлом 1761-м году апреля 17 дня блаженныя ивечнодостойныя памяти Великая Государыня Императрица Елисавет Петровна Самодержица Всероссийская присудствуя в своем Императорском Зимнем дворце, святейшему правительствующему синоду, в бытность у Ея Императорского величества по словесному святейшаго Синода докладу, и по прошению преосвященного парфения Епископа Смоленского имянным Своим Императорского величества из устнообъявленным указом — всемилостивейше повелеть соизволила: оставите после умершаго гедеона Епископа смоленского собственный наличный в смоленском архиерейском доме имеющийся червонныя золотыя, исеребреной манеты денги, и ефимки отдать наисправление ивозобновление повредившагося здания смоленской Соборной архиереопрестолной Успенской церкви.
И во исполнение онаго имянного Императорского величества высочайшаго указа того ж года майя 7 дня правителствующим Синодом определено; ипосланным к означенному преосвященному парфению Епископу смоленскому указом велено: оставшия по смерти гедеона Епископа наличнохраняшия в смоленском архиерейском доме золотыя червонныя и серебреной монеты денги, и ефимки, Его Преосвященству имея вевоем ведомстве, в росход употреблять посодержанию предписанного имянного Ея Императорского Величества Высочайшаго указа, навышепомянутое смоленской соборной успенской церкви повредившагося здания исправление, ивнутренняго благолепия; украшение, здостоверною чрез кого пристойно сколко когда иначто имянно порознь издержано будет, в особливую книгу запискою идописками. Ав 1762 году октября 7 дня всобранию святейгиаго правителствующего Синода бывшая синодалныя члены преосвященный митрополиты димитрий новгородский, и тимофей московская объявили: что могоже октября 7 дня всепресветлейшая державнейшая великая государыня Императрица Екатерина Алексиевна самодержица всероссийская, в высочайшее свое в московском катедралном чудове монастыре присудствие имя иным своим из устным указом. По словесному оных Синодалных членов докладу, повелев соизволила; оствшее по смерти преосвященного Гедеона Епископа смоленского серебро в сосудах и в протием состоящее все отдать в смоленскую церковь, для церковного употребления на сосуды церковные и крест».
Далее следует более поздняя приписка XVIII века, сделанная другим почерком:
«Ивоисполнение онаго имянного Ея Императорского высочайшаго указа о действительном инепременном пооному исполнении к преосвященному парфению Епископу смоленскому иуказ из Святейшаго Синода послан.
Апрописаннаго соозначенном присланном в святеишии Синод от преосвященного в 765 году майя 20 дня графу фермору на починку смоленского собора знатной сумме имянного указа вканцелярии Святейшаго Синода посправке неоказалосъ инеоткуда обоном знать недано:
Канцелярист иван владиславлев»
Итак, 13 апреля 1761 года Смоленская консистория направляет в Священный Синод донесение об оставшемся после кончины преосвященного Гедеона его имуществе, а уже 17 апреля императрица Елизавета Петровна по докладу Святейшего Синода и по прошению епископа смоленского Парфения «устнообъявленным» указом всемилостивейше повелевает отдать оставшиеся после смерти епископа Гедеона деньги на ремонт Смоленского Успенского собора. 7 октября 1762 года императрица Екатерина II, при посредничестве митрополитов московского Тимофея и новгородского Димитрия, передает в Священный Синод повеление передать Гедеоново «серебро в сосудах и в протчем состоящее» в «смоленскую церковь».
К переделке сводов Успенского собора епископ Парфений приступил сразу. Но прежде, после уплаты, из оставшихся после Гедеона денег, 500 рублей, разрешенных Священным Синодом «употребить на его погребение и на проезд и прием преосвященного Амвросия», епископ Парфений раздал, по завещанию Гедеона, 546 рублей смоленским монастырям и храмам «для надлежащего по христианскому обычаю и церковному установлению по душе его поминовения и за упокой литургии святых». Также была роздана монашествующим учителям семинарии и другим духовным лицам верхняя одежда Преосвященного. Серебряные вещи были перелиты в священные сосуды для Успенского собора и церквей архиерейского дома.
В 1772 году были закончены все работы по переделке свод устройству нового пятикупольного завершения собора. Одновременно были выполнены «все внутренние работы: резьба, позолота, живопись и с таким великолепием и богатством, что еще ныне... после неоднократных поновлений, оне вызывают невольное уважение к владыке, умевшему приобрести достаточные для того средства». 13 сентября 1772 года Смоленский Успенский собор был торжественно освящен.
3 марта 2025 года, в первый день Великого поста, состоялась торжественная встреча Пряжевской иконы Божией Матери в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.
Особо почитаемую святыню Курской земли встречали митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и духовенство кафедрального храма.
Икона была торжественно внесена в собор, после чего перед святым образом был отслужен молебен Пресвятой Богородице, который возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Исидор в сослужении духовенства.
Богослужебные песнопения исполнил хор Смоленской Православной Духовной семинарии (регент Ольга Новикова).
Пряжевская икона Божией Матери будет пребывать в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска по 9 марта 2025 года. Затем святыню доставят для поклонения верующих в Свято-Троицкий кафедральный собор города Вязьмы.
Митрополит Гурий (Егоров).
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие да будут удалены от вас. Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4; 29–32).
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горняго, где сидит Христос одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3; 1–2).
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ ПОМИЛУЙ НАС
Предисловие.
Предлагаем краткое учение об Иисусовой молитве, которая со смирением, верою и любовию к Богу произносится непрестанно.
Христианин, молясь так, получает первый плод покаяния: спокойствие и мир в себе и при взаимоотношениях с другими людьми. Сохраняется этот мир и спокойствие все время, постоянно при непрестанной Иисусовой молитве, произносимой с непрестанным мысленным крестом.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ!
Господь наш Иисус Христос учит нас: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18; 1).
Св. Апостол Павел о том же учит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Фес. 5; 17–18).
Святые Отцы учат: св. Симеон, Архиеп[ископ] Солунский: «Архиереям, священникам, монахам, а также мирянам — всем им необходимо во всякое время глаголати Иисусову молитву, ибо, — говорит он, ссылаясь на Ап[остола] Павла, — нет крепчайшего оружия ни на небе, ни на земле, кроме имени Иисуса Христа» (Добротол[юбие]. Т. 5, стр. 366).
При этом надо знать, что мы, как ни старались бы, не можем заметить ухода своего внимания от произнесения слов Иисусовой молитвы.
Мы свой уход внимания от Иисусовой молитвы можем узнать по приметам, которые позволят очнуться. Эти приметы следующие:
1. Когда зевнем.
2. Когда найдет уныние и скука.
3. Когда ушибемся.
4. Когда тревожит суеверие примет.
5. Когда что-либо встревожит нас, заставит так или иначе всколыхнуть нас и вспомнить: зачем оставили Иисусову молитву. И мы снова молимся до нового незаметного для себя ухода от нее, причем делая для себя правилом при каждом возвращении к произношению Иисусовой молитвы два или три раза повторить Иисусову молитву особо с вниманием и теплым чувством, почти шепотом.
Дальше надо запомнить, что эту непрестанную Иисусову молитву нужно произносить при всех обстоятельствах жизни.
Легко и лучше всего молиться, когда мы спокойны, при ходьбе, в Церкви, когда лежим.
Труднее непрестанно молиться, когда мы горячимся, усиленно работаем или задумываемся, и при каждом разговоре вслух перестаем молиться.
Помни: нам нужно и непрестанно креститься мысленным крестом. Св. Ефрем Сирин учит об этом так: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевая им свои члены и сердце, и не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и возстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлевай крестное знамение: ”Во Имя Отца и Сына и Святого Духа”» (Доброт[олюбие]. Т. 3, стр. 476).
Хорошо также перед утренними и вечерними молитвами с большой горячностью и сосредоточенностью посвящать таковому произношению Иисусовой молитвы 5 или 10 минут; ибо такое произношение Иисусовой молитвы привлекает наше внимание, и оно больше и дольше удерживается при ней, давая нам память Божию и раскрывая нам умно-сердечные очи, т. е. исцеляет нас от духовной слепоты.
Помни, что хульными мыслями при молитве враг спасения противодействует твоему спасению и стремлению к Богу. Такие мысли мы должны немедленно изгонять из головы Иисусовой молитвой и, нисколько не смущаясь, продолжать свое занятие.
Помни, что блудные вожделения прогоняются Животворящим мысленным Крестом (когда на эти мысли или представления накладывается Крест, как бы прочерчивая глазами сначала продольную линию, а потом поперечную), а вместе и Иисусовой молитвой, с памятованием о гееннском огне.
Помни: сама собою, без старания, Иисусова молитва не будет в нас со вниманием произноситься.
Необходимо то и дело вспоминать, что мы незаметно для себя самих ушли от Иисусовой молитвы, причем не забывая иметь заботу присматриваться к приметам, которые позволят очнуться.
Опасно не то, что ушла Иисусова молитва из внимания, а то, что мы не возвращаемся к ней снова от нашего небрежения и потери бодрствования и терпения.
Еп[ископ] Феофан убеждает нас в этом: «У Св[ятых] Отцов было законом нудить, заставлять себя произносить Иисусову молитву дома, в Церкви, и за делами, и на прогулках, и в свободное время» (Ответы Еп[ископа] Феоф[ана] иноку, стр. 31).
Св. Ап[остол] Петр убедительно нас предупреждает: «Трезвитесь и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, ища кого поглотити» (1 Петр. 5; 8).
Итак, мы видим, что Св[ятые] Отцы очень требовательно внушают нам не оставлять нашего старания произносить в себе непрестанную Иисусову молитву при всех условиях и на всяком месте.
Если мы это в себе удерживаем, то бываем невообразимо богаты, здравы, чисты, уподобляясь Ангелам Божиим, которые непрестанно восхваляют величие Божие.
О[тец] Авраамий Арзамасский говорит об этом так: «Имя Иисуса Христа, как бриллиант, да не угасает никогда в сердце твоем. Бдительное внимание к Иисусовой молитве, как жемчужина, пусть будет единственным украшением души твоей» (Иск[ание] непрест[анной] мол[итвы] 57, 4).
Еп[ископ] Игнатий Брянчанинов определенно говорит, что плод молитвы, умную молитву, мы можем получить только тогда, когда навыкнем внимательно произносить Иисусову молитву (Искан[ие] непрест[анной] молитвы, 42).
Итак, бодрствование, трезвение заключается в том, чтобы удерживать во внимании Иисусову молитву при всех обстоятельствах жизни, чтоб этим самым в уме, сердце и воле не допускать ни на одно мгновение греховных мыслей, греховных чувств и вожделений, приучаясь постоянно быть в уповании на Бога и Его милости, быть в старании, ревности, проявляя телесное и умовое или душевное напряжение для прогнания всякого воздействия врага спасения.
Запомни раз и навсегда, что для нас и других — большое несчастье, когда мы не слышим и не произносим в себе с вниманием Иисусову молитву, ибо мы этим самым сейчас же впадаем в мрак и сети греха и теряем мир и спокойствие при взаимоотношениях с другими людьми.
Помни: мы грешим если не делом, так словом, если не словом, так помышлениями — непрестанно. Причем сами не замечаем, что находимся в греховном состоянии под владычеством врага спасения — диавола. Он скрытно находится в нас и старается не обнаружить себя (Еп[ископ] Игнат[ий] Брянч[анинов] т. 2, стр. 365).
Не старайся скрывать свои грехи перед Богом, ибо Он все видит и знает все наши помышления. Сразу же сознайся в своих грехах перед Господом и проси у Него прощения.
Если так — в смирении, кротости и неосуждении других — будешь каяться перед Господом, то получишь первый плод покаяния: спокойствие и мир, тяжесть греха спадет с тебя, а потом, при старании и любви к Богу, и второй плод покаяния — умиление и слезы, и третий плод покаяния — струи радости о Духе Святе, наконец и четвертый плод покаяния — нищету духовную и зрение не только телесных страстей, но и душевных, что является милостию Великого в Троице славимого Бога Отца и Сына и Святого Духа, является даром, благодатью Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия.
При таком состоянии ты не только будешь непрестанно молиться Богу Иисусу Христу, Богородице Марии, но и непрестанно Его благодарить, Любить Его, выполняя две заповеди Его: Любить Бога и ближняго.
Помни: Иисусова молитва этим не кончается. После устной молитвы у нас непрестанная молитва переходит в умную молитву, произносимую умом.
При этом как в виде коротких восклицательных молитв, например: Господи помилуй! Так потом в виде непрестанной Богородичной молитвы: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Дальше увидим, что умная молитва сама собой перейдет в сердечную молитву, когда ум сам спускается из области ума — головы — в область сердца — груди, — и уже непрестанно в области сердца начинаем молиться Богу.
Буди! Буди нам грешным.
Однако не забывая при сердечной молитве быть более Боголюбивыми, чем сластолюбивыми, ибо в такое время враг спасения нападает привтечением струй радости, очень схожих со струями радости от Бога, увлекая нас мокротною сластию.
Эту прелесть, или искушение, или коварный обман, необходимо немедленно прогонять и не допускать в себе ни на одно мгновение, прогонять Иисусовой молитвой и непрестанным Крестом, производимыми уже внутри самого сердца.
Христианин, помни слово Св. Ап[остола] Павла:
«Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. I, 23–24).
Итак: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Фес. 5; 17–18). Аминь.
Ссылка на материал: Митрополит Гурий (Егоров). Краткое учение о непрестанной Иисусовой молитве.
Клирик Свято-Успенского кафедрального собора, протоиерей Михаил Горовой, принял участие в презентации книги-альбома «Смоленщина – земля великих имен» и книги, изданной в г. Якутске, "Воины-Якутяне в Смоленском сражении".
20 февраля 2025 года в Смоленской областной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского состоялась презентация книги-альбома «Смоленщина – земля великих имен», подготовленного Смоленским отделением Международного общественного фонда «Российский фонд мира» в рамках проекта «Мосты дружбы». Это второе издание "Смоленщина - земля великих имен", первое вышло в 2018 году.
- В первой редакции мы представили 56 известных имен. В этом уже 77! И, думаю, будут еще фамилии. Есть предложение готовить третье издание, - рассказала координатор проекта Елена Ульяненкова.
На презентации выступили митрофорный протоиерей Михаил Горовой, старший научный сотрудник музея «Смоленская крепость» Демьян Валерьевич Валуев, научный сотрудник музея скульптуры С.Т. Коненкова Ангелина Валентиновна Алфимова, Жанна Александровна Каплина из Музыкальной школы №1 им. М.И. Глинки г. Смоленска, директор школы №27 им. Э. Хиля – Елена Николаевна Лобанова, Татьяна Александровна Еленева из Художественной школы им. Тенишевой г. Смоленска, президент «Федерации самбо» Смоленской области Руслан Николаевич Воробьёв, заместитель председателя фонда «Мир» Татьяна Георгиевна Чернова и директор Смоленской областной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского Ольга Евгеньевна Мальцева.
Протоиерей Михаил Горовой, член правления Смоленского отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира", приветствуя участников презентации книги-альбома «Смоленщина – земля великих имен» от лица митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, сказал: “Смоленщина - земля героическая. Она овеяна мужеством и героизмом защитников Отечества и прославлена подвигом святых. На нашей священной земле решалась в годы лихолетий судьба не только Смоленска, но и всей России. Вспомним Смутное время начала XVII столетия или Смоленское сражение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Важность презентуемой книги состоит в том, что в ней содержатся очерки, посвященные великим людям земли Смоленской – это ученые, военачальники, писатели, государственные деятели, космонавты, святые и др. Данная книга, вне сомнения, послужит важным вкладом в дело воспитания духовности и укрепления патриотических чувств среди смолян.”
Протоиерей Михаил поздравил всех с наступающим праздником защитника Отечества и пожелал мирной жизни и преданности Отечеству.
Второй частью презентации была представлена книга, изданная в г. Якутске, “Воины - Якутяне в Смоленском сражении”, которая посвящена 80-летию Великой Победы над фашизмом.
В завершение встречи присутствующим было предложено совместно спеть знаменитую песню «Катюша» (композитор - Матвей Блантер, автор слов - Михаил Исаковский).
16 февраля 2025 года участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие в тематических рамках «Сретение Господне» и «Зима».
Традиционно встреча началась с молитвы.
Далее протоиерей Михаил Горовой поздравил председателя Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимира Глухова с 60-летием со Дня рождения и в честь юбилея, вручил ему Грамоту за сотрудничество в духовно-нравственном воспитании и образовании подрастающего поколения и молодежи.
Председатель Смоленского областного объединения православных писателей Лышковская Елена Гурьяновна также поздравила юбиляра от лица православных писателей.
Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой посвятил свое выступление празднику Сретения Господня и в частности, отметил: « Чему нас учит праздник Сретения Господня? Прежде всего, тому, что наша встреча с Богом должна происходить в храме Божием. Храм особое место присутствия славы Божией. Здесь Бог ниспосылает Свою благодать народу Божию в силу Крестных заслуг Сына Божия. ( Ин. 3, 16). Храм Божий - это место молитвы; «дом Мой домом молитвы наречется »- напоминает нам спаситель мира». (Мф 21,13)».
В своём докладе "Защитник Слова и земли русской" председатель Смоленского областного объединения православных писателей Лышковская Елена Гурьяновна познакомила участников Объединения с творчеством лауреата российской литературной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2024 года Владиславом Анатольевичем Бахревским, старейшим писателем, поэтом. Повесть "Складень", о которой было сказано более подробно, обращает ко времени Великой Отечественной войны. События начинают развиваться в начале зимы 1941 года на Смоленщине. Как сказала Елена Гурьяновна Лышковская, получив прививку войной, герои обратились к Богу. Складень, который когда-то вынула из грязи главная героиня Анна - иконами разрушенного монастыря богоборцы устелили деревенскую дорогу, - прошёл с ними тяжелейшие испытания: бомбёжки, потеря жилья и родных мест, пленение, гибель близких, болезни, голод. В течение всей повести складень носит каждый из 8 детей, опекаемых Анной. Происходит как бы соединение двух смыслов: то ли хранитель бережёт его, то ли складень бережёт хранителя и тех, кто с ним. Автор повести правдиво раскрывает не только тяготы войны, но и главное - жизнь без Бога невозможна. Такими выводами поделилась Елена Лышковская и рекомендовала обратиться к творчеству нашего современника В. А. Бахревского, знающего о войне не понаслышке и радеющего о будущем нашего Отечества. Не случайно в аннотации о номинантах на Патриаршую премию, о Бахревском сказано: "Является одним из писателей, которые потрудились над возрождением духовно-нравственного и религиозно-просветительского направления современной литературы для детей и подростков, писали о христианской традиции нашего государства в советское время".
Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения православных писателей. Своими авторскими произведениями, посвященным теме «Сретение Господне» и «Зима» поделились поэты: председатель объединения Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, иерей Александр Михайлов, Александр Грибков, Татьяна Харитонова, Любовь Стеклова, Наталья Исаенко, Нина Лавренова, Галина Гурченко, Светлана Конфедератова, Виктор Москалев, Людмила Суворова, Наталья Андриянова, Ольга Млодикова, Лидия Пинская и матушка Валентина.
Музыкальную страницу представили Владимир Глухов, Виктор Москалев и Владимир Демьянов.
В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой еще раз сердечно поблагодарил за замечательное творчество всех участников писательского объединения и благословил участников встречи на грядущий Великий пост.
Наталья Годяева.
11 февраля 2025 года, во вторник сплошной Седмицы, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.
После акафистного чтения проповедь произнес клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.
Акафистное чтение перед образом Божией Матери “Одигитрии” в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно в 18.00.
9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в храме в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Смоленска состоялись престольные торжества.
Богослужение возглавил председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма, руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, клирики храма иерей Сергий Осиповский и иерей Евгений Пономарев.
Диаконский чин возглавил диакон Виктор Романов.
Песнопения Литургии совершил приходской хор под управлением регента Анастасии Минаевой.
После чтения Святого Евангелия протоиерей Михаил Горовой обратился к молящимся со словами проповеди на тему Недели о мытаре и фарисее, а также рассказал о подготовительных днях к Великому посту:"В сегодняшний день Церковь призывает нас обратить свое внимание на наше духовное состояние.При потере духовной бдительности и впадении в греховность,сердце наше может поразить гордость.Гордый всех осуждает,себя считает лучше всех,в основу построения жизни полагает только свои интересы,-забывая о том,что многие люди нуждаются в его поддержке."Бог гордым противится,а смиренным дает благодать. ( 1 Пет.5,5).
После богослужения совершен молебен святым Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Протоиерей Михаил Горовой поздравил всех прихожан с днем памяти святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
В ответном слове протоиерей Валерий Рябоконь поблагодарил отца Михаила за совместную молитву и поздравил присутствующих с праздником, отметив, что храм Новомучеников – первый храм в России, освященный в честь Новомучеников и Исповедников, созидаемый Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Отец Валерий призвал, что «будучи наследниками святых Новомучеников и Исповедников, мы должны быть так же святителями веры в наше время».
Прихожан и духовенство поздравили ректор Смоленского государственного института искусств Алексей Николаевич Серый и представители МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска.
Всем прихожанам были вручены закладки для книг, изданные храмом Новомучеников к 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
П.М. Сапотько,
директор Мемориального комплекса «Катынь».
Ежегодная конференция, проводимая в Смоленске и приуроченная ко Дню памяти митрополита Смоленского и Дорогобужского Серафима, стимулировала на изучение ряда музейных экспозиций, увековечивающих память священнослужителей, пострадавших за веру в разные периоды истории.
Постоянные экспозиции и временные выставки в музеях являются достойными инструментами как увековечения памяти о священномучениках, так и популяризации в обществе ценностей подвижничества, преданности Церкви и искреннего служения Богу и людям.
После издания декрета «Об отделении церкви от государства» в 1918 году в ходе массовых преследований закрывались храмы, монастыри и духовные учебные заведения, арестовывались и подвергались издевательствам священники, служители церкви и верующие, изымалось и уничтожалось церковное имущество. Согласно данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году было арестовано 136 900 православных священников и церковнослужителей, из них 85 300 расстреляно.
В истории России, равно как и во всемирной истории, годы гонений и репрессий на церковь и священников стали печальным эпизодом, требующим в обязательном порядке своего изучения и увековечения.
Заслуживает внимания Музей новомучеников Санкт-Петербургской Епархии, действующий с 2004 года при храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Санкт-Петербурге. В экспозиции увековечены священномученик Григорий и мученица Екатерина, жизнь которых были непосредственно связана с храмом. Григорий Петроградский (протоиерей Григорий Сербаринов) служил в храме с 1912 по 1922 годы, некоторое время являлся его настоятелем, занимался пастырской и просветительской работой. В 1918 году в период сильных гонений на церковь был арестован и отправлен в ссылку, а в 1934 году осужден на 5 лет концлагерей. В ходе второго ареста в 1937 году снова арестован и приговорен к расстрелу. Екатерина Петроградская (Екатерина Андреевна Арская) – дочь и супруга петербургских церковных старост. По делу «Александро-Невского братства» – церковного общественного движения священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, основанного при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре для борьбы с антирелигиозными гонениями властей, – в 1932 году арестована и осуждена на 3 года концлагеря, а в 1937 году расстреляна.
Ценен опыт Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке, открытый в 2015 году в Екатеринбурге в одном из помещений Малой усадьбы купцов Рязановых. Полноценная музейная экспозиция выросла из выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», которая демонстрировалась во многих городах России и привлекла внимание широкой аудитории темой героизма и подвижничества новомучеников и исповедников. Коллекция музея сформировалась из предметов, переданных семьями священнослужителей и местными краеведами, историками и педагогами. Среди наиболее ценных экспонатов – антиминс, подписанный будущим патриархом Тихоном и епитрахиль (элемент богослужебного облачения) отца Иоанна Крестьянкина. Часть экспозиции повествуют о священномучениках, отстаивающих право соотечественников на православную веру. Среди таких святителей и преданных церкви людей – епископ Рафаил Гумилевский. Получив духовное образование, будущий епископ был рукоположен во священника с обетом безбрачия, в 1924 году получил сан епископа, стал служить викарием Ставропольской епархии. 24 марта 1925 года в Ставрополе арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, приговорен к трем годам и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Через несколько лет Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ссылки на Урал. В 1937 году арестован как участник нелегальной организации «истинно-православных христиан странствующих» и заключен в Казанскую тюрьму, в том же году расстрелян. Представлены в музее также материалы о жизни архиепископа Сергия Василькова – уроженца Псковщины, который в разные годы занимал должности смотрителя Уфимского, Пинского, Арзамасского духовных училищ, епископа Челябинского и Миасского, архиепископа Новосибирского. Неоднократно арестовывался и направлялся в ссылки, 29 июля 1937 года расстрелян в Новосибирске вместе с настоятелем Никольского храма села Новолуговое Новосибирского района архимандритом Сергием Скрипальщиковыв и счетоводом Вознесенской церкви Новосибирска Тихоном Щукиным. Раздел с условным названием «Духовное сопротивление женщин Урала» рассказывает о роли женщин – истинных христианок. Так, «другом всех обездоленных» современники называли Анастасию Золотурину, которая фигурировала в деле отца Рафаила. Она известна как организатор благотворительного движения, поддерживающая многих ссыльных и заключенных священнослужителей и семьи репрессированных. В протоколе одного из допросов обнаружены такие слова Анастасии: «После болезни тифом, после разочарования в жизни и потери жениха я стала жить для других, и смысл жизни нашла в жизни для Христа, о Котором я в Евангелии узнала и Которого полюбила всей душой. Следуя заповеди «нагого одеть, больного посетить, голодного накормить, в темнице посетить», на этот путь я встала 22-х лет, на протяжении этого времени и до сих пор я даю уроки и занимаюсь благотворительностью для всех, для кого придется».
Интересен Музей памяти новомучеников и исповедников Российских, основанный Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (гуманитарным университетом). Открытие музея было приурочено к столетию так называемого Собора новомучеников – поместного собора Русской Церкви 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество на русских землях. Собор получил такое название в связи с тем, что из 500 его участников более половины были расстреляны, направлены в тюрьмы и ссылки; более 50 из них известным нам в качестве святых. В экспозиции отражена тема гонений за православную веру, духовных подвигов священнослужителей и мирян, антирелигиозной политики властей. Здесь и личные вещи репрессированных, и предметы культа, и поврежденные иконы. Полноценные выставочные разделы посвящены выдающемуся святителю Тихону, которого еще при жизни называли «самым добрым патриархом в самое злое время», и священномученику митрополиту Владимиру, основавшему Московский епархиальный дом. Митрополит Владимир является первым иерархом Русской Церкви, пострадавший от богоборческой политики тогдашних властей.
В год 150-летия пресвитера Алексия Смирнова, в 2017 году, открыт Дом-музей священномученика при Христорождественском храме в селе Филатово Московской области. Его создание инициировали владельцы дома, некогда принадлежавшего священномученику Алексию, – Мария Ларикова и Станислав Мякота. Ощутимую поддержку оказали настоятель Христорождественского храма священник Роман Лазарев и краевед Сергей Носиков. Экспозиция музея представляет личные вещи священномученика Алексия и его семьи, предметы быта, мебель, предметы, находившиеся в Христорождественском храме на момент служения пресвитера: крещальная купель для младенцев, старинная печать. Здесь же большое собрание дореволюционных печатных изданий, в том числе с автографами. Уроженец Тульской губернии Алексей Смирнов окончил Московскую Духовную семинарию и стал служить священником в храме Рождества Христова в селе Филатово (в тот период Звенигородский уезд). Этой святыне он отдал 43 года своей жизни. Незадолго до ареста также служил в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Глебово Истринского района. 16 февраля 1938 года протоиерей Алексий был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Жизнь его оборвалась на полигоне в Бутово в 1938 году.
Существенное научное, просветительское и духовное значение имеет созданный в 2017 году при храме святых Флора и Лавра в Московской области Музей новомучеников и исповедников Домодедовских, располагающий уникальными материалами эпохи гонений на веру, имеющих большую историческую ценность. Сам музей расположен в здании конца XIX века, в котором в дореволюционное время размещалась церковно-приходская школа. Знаменательно, что в 2000 году состоялся упомянутый выше юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и до ныне миру не явленных, но ведомых Богу. Среди них – протоиерей Александр Парусников, протоиерей Павел Смирнов, протоиерей Петр Любимов, протоиерей Ярослав Савицкий, священник Иоанн Стрельцов, священник Косьма Коротких, священник Николай Добролюбов, священник Сергий Соловьев, протоиерей Петр Розанов, диакон Павел Любимов, священник Николай Виноградов, староста церкви Надежда Абакумова. Многие служители церкви нашли покой на «Бутовской земле».
В 2019 году открылся Общедоступный церковный музей в Духовно-просветительском центре на территории храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Основа музея – вещи, хранившиеся в церкви, и предметы из частных коллекций. Ряд предметов являются настоящими памятниками истории, например, произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные выдающимися мастерами, иконы известных художественных и ювелирных мастерских конца XIX – начала XX веков, паломнические реликвии, раритетные издания и книги с автографами, изделия шитья из храмовой ризницы и др. Большую ценность имеют икона Богоматери Донской в чеканном серебряном окладе мастера Оружейной палаты, позолоченная водосвятная чаша с чеканным орнаментом, вложенная в 1692 году дьяком Конюшенного приказа Василием Кашкиным в московскую Троицкую церковь (Димитрия Солунского) у Тверских ворот, иконы, написанные мастерами Палеха и Мстеры, Евангелие напрестольное с гравюрами известного мастера Ивана Зубова 1717 года издания. Отдельного внимания заслуживают информационные материалы, посвященные роли личности священнослужителя в разные эпохи церковной истории.
Одно из самых известных и самых печальных мест памяти и скорби – Бутовский полигон. Известно, что здесь убито и предано земле более 20 760 человек. Тут погребено и около 1000 исповедников Православной Церкви, более 300 из которых причислены к лику святых. В целях мемориализации и музеефикации бывшей спецзоны НКВД-ФСБ «Бутово» по инициативе прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне в 2002 году создан Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово». 27 сентября 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершит освящение мемориала «Сад памяти» на Бутовском полигоне. По словам директора Игоря Гарькавого, монумент сооружен в форме раскрытого рва, потому что все погребальные рвы в Бутове сверху выглядят как земляные насыпи, покрытые газонной травой… мы символически как бы раздвигаем землю и спускаемся внутрь этой расщелины по специальному пандусу, вокруг нас каменные доски с именами расстрелянных, и эти имена сгруппированы по дням приведения в исполнение приговоров. Таким образом, мы не просто читаем эти имена, мы читаем исторический документ, который не делил людей на преступников и святых мучеников… Спустившись вниз этой ямы, человек проходит сначала одну дорожку, посвященную 1937 году, которая равна 150 метрам длиной, потом вторую, посвященную 1938 году, такую же по длине. Общая длина гранитных плит, на которых выгравированы имена, составляет 300 метров. Очень важным я вижу то, что человек спускается именно внутрь рва, тогда он чувствует себя на месте тех, кого расстреляли и скинули в эту яму». В центре рва находится колокол памяти, между двумя дорожками разбит яблоневый сад как символ того, что память об убиенных должна жить. В настоящее время среди проектов центра «Бутово» значатся следующие: база данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 годы», научное исследование «Этноконфессиональные традиции обустройства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф», архив воспоминаний «Русское православие в XX веке», интернет-портал «Русская церковь в советское время: воспоминания и свидетельства».
Отдельные музеи в регионах России посвящены жизни и деятельности одного служившего в этих местах священномученика. Так, в Дмитрове есть Дом-музей священномученика Серафима Звездинского в виде мемориальной экспозиции «Все вы в сердце моём…», восстановленного домового храма с престолом, трапезной и помещения для просветительских мероприятий. В этом доме в 1920-1922 годах жил владыка Серафим, епископ Дмитровский. Своеобразным введением в экспозицию является фотокопия Животворящего Креста Господня – главной святыни Дмитрова, находящиеся в Третьяковской галерее и в настоящее время выставленной в храме Николы в Толмачах. Экспозиция имеет уникальное архитектурно-художественное решение: на фоне изображения полуразрушенного Храма Христа Спасителя располагается предметный ряд из разбросанных на земле обломков архитектурных фрагментов храмов, оскверненных икон и иных предметов церковной утвари и др. Тем самым создана атмосфера трагичности событий и стойкости людей, преданных своей вере.
В городе Раменское в Подмосковье находится Дом-музей священномученика Александра Парусникова с воссозданным в первоначальном виде интерьером начале XIX века. Здесь священник жил и с этого места начался трагический эпизод его жизни: арест, тюрьма, допросы, расстрел на Бутовском полигоне. Память об уникальном человеке, который не только проповедовал Закон Божий, но и безвозмездно обучал грамоте местных детей, по достоинству увековечена.
Подобных музеев, являющихся центрами просвещения, институтами памяти, местами поклонения и скорби, множество. Они сохраняют, изучают и демонстрируют богатый материал, посвященной жизни и деятельности священников, организовывают научные конференции, издают каталоги, проводят экскурсии, укрепляя в обществе знания о созидательном жизненном пути, истинном служении, миролюбии и пассионарности.
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Ныне чествуемой Корнелии Ивановне Мазманиди, певчей архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета!
Причастие
Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
Таинство Крещения
Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Таинство Венчания
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00
Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00
Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери