214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     6 февраля 2022 года в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялись престольные торжества в храме, названном в честь пострадавших в годину гонений за веру Христову.

                     Божественную литургию в храме в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской города Смоленка возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук; настоятель храма, руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь; наместник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска игумен Николай (Золотов); председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой, клирики храма св. Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, духовенство Смоленской епархии.

                     За богослужением молились сотрудники храма, прихожане и жители города Смоленска.

                     Песнопения Литургии исполнил приходской хор (регент – Анастасия Минаева).

                     После чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший митрополит Исидор обратился к верующим со словами проповеди, в которой подчеркнул важность подвига святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в духовной жизни современных христиан.

                     За богослужением митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил дьяконскую хиротонию Николая Владимировича Фокина, выпускника Смоленской Православной Духовной семинарии, алтарника храма в честь Воскресения Христова в поселке Катынь.

                     В завершении Божественной литургии митрополит Исидор  поздравил духовенство и прихожан храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской с престольным праздником.

                     От лица духовенства и прихожан настоятель храма протоиерей Валерий Рябоконь поблагодарил Владыку за радость соборной молитвы и вручил памятный барельеф с изображением храма изготовленный прихожанином Максимом Цевменко.

                     Смоленский архипастырь удостоил наград Смоленской епархии клириков и мирян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      4 февраля 2022 года делегация Российского фонда мира посетила Свято-Успенский кафедральный собор г.Смоленска. Делегацию сопровождала председатель правления Смоленского отделения Российского фонда мира Елена Александровна Ульяненкова.

                      Экскурсию по Свято-Успенскому кафедральному собору провел член правления Смоленского отделения Российского фонда мира, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой. Священник рассказал о святынях и истории собора, пожелал гостям города успехов в миротворческих трудах, а также подарил каждому по иконе Божией Матери Одигитрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили протоирей Михаил Горовой и протоиерей Александр Мельничук, духовенство кафедрального храма.

                     Молитвенные песнопения исполнил Архиерейский хор под управлением регента Елены Фроловой.

                     После Чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся с проповедью, в которой рассуждал об исцелении Спасителем слепого человека, сидящего при дороге у города Иерихона (Лк. 18,35-43).

 

 

                     В литературной жизни Смоленщины произошло значимое событие: издана повесть «Княжна. Синь-город» о знаменитой белорусской подвижнице благочестия преподобной Евфросинье, игуменье Полоцкой.  Автор этой замечательной книги, повествующей об отрочестве будущей святой,   –  прозаик, поэт и педагог-психолог, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Татьяна Харитонова.

                     Само название книги свидетельствует, что главная героиня повести  княжеского рода, а мировосприятие ее было безоблачным, как небесная  синева. Все остальное можно узнать, перечитывая страницу за страницей. А они наполнены поэзией, старославянской речью и особенностями быта наших далеких предков.

                     На это указывает и доктор филологических наук Елена Крикливец (Витебск) в своем предисловии к повести «Княжна»: «Книга изобилует этнографическими особенностями, реконструирующими  быт XII века. Вставные фольклорные элементы, письма, которые также присутствуют в повести, являются фундаментом для создания национального колорита и для осмысления специфики национального характера в далекий для современного читателя исторический период…»

                     А как юная княжна укоренилась в православной вере, кто помог ей в этом? На этот далеко не риторический вопрос автор отвечает в самом начале повести, в главе «Учитель – грек Максим». Оказывается, отец Предславы (так звали героиню) пригласил в свой княжеский терем одного высокообразованного грека-христианина, который путешествовал по дальним странам вместе с купцами. Этот гость много знал о разных городах и людях, владел языками и читал священные книги, а главное, он всей душой любил Бога. Поэтому по просьбе Предславы князь Святослав уговорил гостя остаться у него и обучать дочь разным премудростям. «И остался он в Синь-городе на целых четыре лета, обучал ее грамоте, языкам – греческому и латинскому, учил рисовать и выписывать буквицы на загляденье… Любила она уроки эти пуще забав своих».

                     Постепенно в душе Предславы созрело твердое решение стать невестой Христовой – принять монашество. А родители готовили ей иную участь – хотели отдать замуж за могущественного свенского князя Магнуса и даже пригласили его в гости, чтобы окончательно решить этот вопрос – заручиться о свадьбе. После этого и решила Предслава совершить побег из дома в ближайший монастырь, где игуменьей была ее тетка Романа. Главы «Побег», «Путь в монастырь», «Погоня», пожалуй, самые драматичные в повести. Два спутника будущей монахини погибли от рук напавшего на них разбойника и только чудом она сама спаслась и достигла желанной цели, пройдя остаток пути пешком по снегу. Игумения Романа, узнав все обстоятельства побега, пошла ей навстречу и постригла юницу в иноческий чин. И когда князь Святослав через несколько дней оказался в монастыре, он узнал, что теперь у дочери другое имя – Евфросинья. Она стояла перед ним в иноческом облаченье и на вопрос отца: «Что же ты наделала?», ответила кротко и уверенно: «Тесно мне батюшка в тереме, воздуха не хватает… Я обручена Самому Христу и останусь на земле Его невестой».

                     «На то Божья воля, князь, не моя…» — поставила последнюю точку в этом разговоре игуменья Романа.

                     Изданная книга положила начало более пространному повествованию о преподобной Евфросинье Полоцкой и ее духовных подвигах. Над художественным  изложением  жития подвижницы Татьяна Харитонова продолжает активно работать. Отрывок из будущего произведения с названием «След Евфросиньи» уже был опубликован в третьем выпуске альманаха «Свет Одигитрии».

                     Плодотворной работе над новой книгой способствовали  белорусские корни Татьяны Харитоновой. Она окончила Гродненское музыкально – педагогическое училище, а затем Минский государственный педагогический институт. Трудилась в детских учреждениях, преподавала в педагогическом колледже. С 2002 года проживает в Смоленске. Здесь долгое время работала в гимназии № 4 педагогом – психологом. Написала и издала пять книг духовно-нравственного содержания.  Удостоена литературной премии Смоленской епархии.

                     Успех автора книги «Княжна» в полной мере разделяет смоленское издательство «Маджента», подготовившее повесть к печати. По сути это подарочное издание с яркой обложкой и цветными иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     12 января 2022 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Рождеству Христову.

                     На торжественном мероприятии выступили писатели, члены Смоленского объединения православных писателей (Одигитриевского), учащиеся МБОУ «СШ № 19»,  студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

                     Духовенство на встрече представлял председатель комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы Смоленской епархии, духовный руководитель Одигитриевского творческого объединения, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

                     Выступления участников встречи предварил Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора.

                     С приветственным словом выступил протоиерей Михаил Горовой. В своем выступлении протоиерей отметил:

                     «Стало уже доброй традицией, уважаемые студенты и учащиеся, ежегодно нам с вами встречаться под сводами Смоленской областной универсальной научной библиотеке А.Т. Твардовского для того, чтобы вместе отметить праздник Рождества Христова.

                     «Рождество Христово —  это духовное всемирно историческое и надмирное событие, которое до сегодняшнего дня оказывает положительное влияние на духовную жизнь людей, живущих в разных странах мира. Закон Христа — по любви к Богу и людям является актуальным на все века. Миссию Христа в наше время осуществляет Святая Церковь. Она будит человеческую совесть и призывает к духовному возрастанию. На протяжении 1000-ия существования Российской государственности, православное христианство обогащало, и впредь будет обогащать наш народ».   

                     Со словами приветствия и поздравления в адрес молодежи выступили заместитель председателя Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) педагог, поэт и публицист Нина Ивановна Колобаева, председатель Смоленского отделения Российского союза писателей Владимир Иванович Глухов, Татьяна Харитонова, Елена Гурьянова, Любовь Стеклова, Александр Грибков, Наталья Годяева и Виктор Москалёв.

                     Музыкальные произведения были представлены поэтом и бардом Владимиром Глуховым, ансамблем казачьей песни «Братчина».

                     В дар библиотеке была передана православная литература. Елена Гурьянова преподнесла книгу Евгения Борисовича Глушакова. Татьяна Харитонова подарила свою авторскую книгу «Княжна».

                     В ходе этой дружественной встречи протоирей Михаил Горовой также вручил заведующей библиотекой Смоленской Праволавной Духовной семинарии Людмиле Анатольевне Пахомовой грамоту «За сотрудничество в духовно-нравственном воспитании подросткового поколения и молодёжи, в связи с 50-летием со Дня рождения».

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник  высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, и поблагодарил за труды и просветительскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     9 января 2022 года в неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, в  Свято- Успенском кафедральном соборе было совершено две Божественных литургии.

                     Позднюю Божественную литургию возглавил клирик собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении протоиерея Григория Трубина, иеромонаха Анатолия (Ефименкова), духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой обратил внимание прихожан на то, что "Боговоплощение совершилось ради нас и нашего ради спасения. Оно обусловлено было необходимостью примирения неба с землей, Бога с людьми; основанием Новозаветной Церкви; врачеванием человеческой природы от греха и указанием подлинного пути к обожению"."Слово воплотилось, чтобы мы обожились". (Святитель Афанасий Александритский).

                     Прихожане собора причастились Святых Христовых Тайн.

                     По окончании Божественной литургии протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан с воскресным днём и праздником Рождества Христова. Священник всем пожелал мирной жизни и добра, радостных праздничных святочных дней и всех благ от Бога. 

 

Милосердная Валентина Николаевна

Учитель МБОУ «Средняя школа № 24»

 

                     Духовно-нравственный потенциал уроков « История православной культуры земли Смоленской» и « Основы духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

 

                    Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети - это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений. В действительности так должно быть. Но, к сожалению, не всегда так  происходит. Факты говорят о другом. За долгие годы учительства мне приходилось работать с разными детьми: в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением предметов, где учились талантливые дети, легко овладевающие предметами физико-математического,  химико-биологического цикла. Многие ученики хорошо владели музыкальными инструментами, показывали высокие достижения в спорте. Каждая школа относится ответственно к своим выпускникам и интересуется тем, как сложилась их жизнь после окончания школы. Проводя исследования  дальнейшей жизни выпускников, можно было сделать вывод, что не все бывшие ученики, на которых возлагали большую надежду, достигли ожидаемых результатов. Невольно возникал вопрос: «Где, на каком этапе развития и обучения произошел сбой? Что повлияло - семья, школа, окружающая среда?» Напротив, дети, которые не проявляли столь яркой одаренности, достигали больших результатов. И как показали исследования, основой или фундаментом успеха являлись нравственные законы, усвоенные еще в детстве, а отсутствие таковых давало сбой. Легко полученные, в силу своего таланта, знания, но отсутствие желания трудиться, лень, слабохарактерность, своеволие и другие отрицательные проявления  повлияли на дальнейшие результаты.  Именно эти размышления дали мне основание для написания этой работы.

                     В словаре С.И. Ожегова понятие одаренности формулируется как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

                     Выделяют различные виды одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, спортивная. Все эти виды специальной одаренности объединяет то, что дети  проявляют повышенный интерес к избранной области деятельности.

                     С одной стороны, совершенно очевидно, что подобные способности являются тем, что дано человеку изначально, особым даром Божьим, которым ребенок наделен от рождения. Однако многочисленные исследования показывают, что проявление одаренности связано также и с теми условиями, в которых растет и развивается ребенок. С другой стороны, очевидно, что одаренность - это непросто наличие определенных способностей в какой-то деятельности, а повседневный труд в овладении знаниями, умениями и навыками.

                      Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей, но одной школе с такой задачей справиться было невозможно, так как содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира. В настоящее время одним из приоритетных направлений в современной школе является духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:  «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». [1]

                     Именно эти уроки помогают осмыслить, что, получив Божественный дар жизни, человек должен быть ответственным за него. Исходя из этого, можно сказать, что одаренность-это открытие человеком в себе духовной жизни и способность творчески, т.е. самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир, постоянно углубляя и расширяя свои знания.

                     «Чем дальше уходит человечество по пути духовного интеллектуального развития, тем очевиднее для меня то, что подлинная религиозность достигается не из-за страха перед жизнью и смертью, не благодаря слепой вере, а через стремление к знанию»,- писал Альберт Эйнштейн.

                     Задача современной школы заключается в том, чтобы с помощью уроков духовной направленности  раскрыть потенциальную возможность каждого ребенка, пробудить в ребенке стремление не просто учиться, а добывать знания самостоятельно. Древняя китайская пословица гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки - и я научусь». Слово «вовлеки» означает, помоги ребенку раскрыть в себе те нравственные законы, которые заложены в каждом человеке изначально «Вот завет... -говорит Господь, -вложу законы Мои и в сердца их, и в мыслях их напишу их…» [2]

                     Первостепенной задачей уроков ОРКСЭ и ОДНКНР является создание условий для пробуждения и развития духовной жизни и сохранение внутреннего мира ребенка от пороков. Одаренность или талант особенно проявляется в духовной сфере. Именно духовность помогает раскрыть все стороны таланта.

                     Основная задача современной  школы - дать не только знания, но и   возможность каждому ребенку заглянуть внутрь себя. «Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся». Эти слова Альберта Эйнштейна лежат в основе методики по духовно-нравственному воспитанию. Самое трудное для ребенка - разобраться в правильности своих поступков и помыслов, понять свои ошибки, признать их и постараться исправить: научиться просить прощение и самому уметь прощать, и знать, что «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».[3]

                     С детства ребенок имеет понятие о добре и зле. Учитель русских учителей Константин Дмитриевич Ушинский полагал, что главным в «усовершенствовании природы человеческой» является формирование нравственных привычек и навыков. Знать, что такое пороки(грехи) и что такое добродетели, и уметь их четко различать, обязан каждый человек. Слово грех имеет синоним «огрех»,что означает «промах, непопадание в цель». Когда человек поступает против совести, нарушает законы духовно-нравственной жизни, он совершает ошибку и не достигает высокой цели ,к которой призван Богом.

                     Нельзя, чтобы в душе человека, тем более ребенка, гнездились злоба, ненависть, ложь, зависть, распущенность… Эти пороки разрушают, не дают жить спокойно. Совесть начинает бить тревогу. «У совести нет зубов, а загрызет до смерти. Не теряйте совесть! Совесть потерять - самое  страшное». [4]
Совесть есть закон законов. Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчётливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она  метафизика сердца. Народная мудрость гласит:

Без ног - калека, без  Совести - полчеловека.
Без Совести и при большом уме не проживёшь.
Говори по делу, живи по Совести.
Как ни мудри, а Совесть не перемудришь.
Совесть - тысяча свидетелей..
Самое главное украшение - чистая совесть.

                     Огромное значение в формировании нравственности К.Д.Ушинский отводил родному русскому языку.

                      «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?.. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду». [5]

                     Делаем вывод: если человек любит добро, красоту, правду, то и речь его и жизнь  наполняются добрыми, прекрасными словами и делами. Если же в душе живет злоба, ненависть, то и речь его будет отражать недобрые чувства. Работая над темой «Такие разные слова»,  дети входят в прекрасный мир русского языка. Вспоминают обязательные слова, знакомятся с мудрыми и святыми словами, забытыми словами и  неологизмами. Но есть слова, которые засоряют язык. Невнимательность в речи вредит и самому говорящему. Известная пословица: «Язык мой - враг мой» говорит о том, что каждый должен быть ответственным за свои слова. Необходимо помнить, какие слова приносят добро, а какие слова приносят зло. Произнося плохие слова и совершая плохие поступки, человек,  сам того не осознавая, становится заложником греха. Важно привнести в жизнь ребенка порядок, но для искоренения злой привычки требуется время, терпение и педагогический такт. В этом  очень помогает литературное чтение.

                     К каждой теме урока по духовно-нравственному воспитанию есть прекрасные рассказы белорусского писателя Бориса Ганаго. Все рассказы этого автора несут в себе огромный нравственный потенциал. Читая и обсуждая их, дети учатся сочувствовать, сопереживать,  не завидовать,не лгать, не просто радоваться, а сорадоваться успехам тех, кто рядом. И, наконец, любить! Любить семью, Родину, природу. Любить, беречь и трудиться, чтобы сделать жизнь счастливой и радостной.

                     Ключевое слово «трудиться» является основой развития одаренности. «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»[6]. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно помочь воспитаннику задать себе вопрос: «Что я умею, что мне нравиться, кем я хочу стать?». И главный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь желаемых результатов?» Ответ заключен в пословице: «Без труда нет плода». А.Д.Сахаров говорил: «Важно, чтобы все, чем бы ни занимался человек, шло на созидание, а не на разрушение». Из каждого дня, из каждого поступка складывается будущее. Как в доброй сказке о лягушонке, который  выбрался из кувшина, взбив молоко, так и в жизни: человек достигает желаемых результатов своим упорным трудом.

                     В заключение хочу вспомнить слова выдающегося русского ученого Н.И.Пирогова. На вопрос: «Кем бы Вы хотели, чтобы стал Ваш сын?» Он ответил: «Человеком». Нет более высокой одаренности на земле, чем одаренность быть человеком. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»[7]. Говоря об этом даре, хочется вспомнить о тех девочках и мальчиках, которые, жертвуя собой, спасали утопающих, выносили детей из горящих домов, сказать слова благодарности нашим летчикам, спасшим жизни людей, нашим воинам, день и ночь несущим службу, защищая нас и наших детей. Много имен можно назвать. Но задача учителя и смысл жизни – помочь нашим детям открыть в себе свой единственный, присущий только ему дар и развивать его во благо жизни на земле.

 

Список литературы

 

1.«Слово пастыря. Бог и человек. История спасения». Митрополит Кирилл, 2004 г.

2.«Тебе и мне Бог письмо написал » протоиерей Андрей Ткачев,2014г.

3.«Человек важнее всего» протоиерей Андрей Ткачев 2016г.

4.«Возвращение»Архимандрит Нектарий,2016г.

5. «Новый завет». Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014 г.

6. Источник: https://ru.citaty.net/avtory/albert-einshtein/

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Педагогика, 1974. 



[1] Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761.
[2] посл.Евр.гл.10,ст.16
[3] Еванг.Лк.-6:45
[4] Архимандрит Павел Груздев
[5] Соборное послание святого  апостола  Иак. 3:11-13
[6] Пабло Пикассо
[7] Еванг.Ин. 15:13.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери