214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

                     27 сентября 2022года, в день праздника Воздвижения Креста Господня, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". Богослужение возглавил клирик Свято- Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов г. Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик храма Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста г. Велижа Демидовского благочиния протоиерей Александр Астапеня.

                     Акафистное чтение перед образом Божией Матери "Одигитрии" в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно по вторникам в 18.00.

 

Припеченкова Светлана.

 

Обоснование.

                      На пороге XXI век... Что придёт в нашу жизнь вместе с третьим тысячелетием: ра­дость или горе, любовь или ненависть? Гово­рят, что XXI век будет веком прогресса, компьютеризации... Сколько новых, незнакомых слов! А, может быть, в этом веке всё вернётся на круги своя, и все люди станут братьями и вновь начнут прислушиваться к Божьим заповедям. Мо­жет быть, действительно все наши беды, войны, несчастья из-за отсутствия в нас чистой христиан­ской любви?

                      Серьёзно задумавшись над этими вопросами, я решила обратиться к православной литературе. Может быть, она подскажет нам выход из этого мира зла, грубости и насилия?

Грехи свои давай искупим,

Должны безгрешными мы быть.

Давайте, как Христос поступим,

И миру во всём мире быть.

Давайте в Иисуса мы поверим -

Он Господь наш. Спаситель наш.

Он обойти всем нам поможет

Жестокой жизни злой вираж.

Перекрестимся на дорогу,

И в путь скорей — мы ищем Бога.

(Марина Хордовская)

 

                      А ведь верно, если бы все люди обратились к Богу, жили по Его законам - воцарилось бы на зем­ле добро и счастье.

                      Я очень заинтересовалась историей, судьбой Русской Православной Церкви, жизнью истинных христиан. А что нам о них известно? К своему сты­ду, я отвечу - ничего. Это и подтолкнуло меня к выбору темы реферата об одном из наших смолен­ских святых. Ведь это наша история, история хри­стиан.

 

Вступление.

                      «Видел я... князей ходящих, подобно рабам, пешком», — говорит Екклесиаст. Из таковых был и благоверный князь Смоленский Андрей, Пе­реяславский чудотворец, представлявший собой тип столь любимых народом властителей, которые, низвергнувшись с высот земной славы, не потеря­ли трезвения и бодрости духа, не предались уны­нию и печали из-за жизненных напастей, но в сми­рении и добротолюбии покорились воле Господней и сподобятся доброго ответа на Страшном суде Христовом.

Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде, чем начать рассказ о нелёг­кой судьбе святого, на мой взгляд, следует обра­титься к истории Русской Православной Церкви в те годы, чтобы лучше представить эпоху князя, глубже понять и осмыслить его жизненный путь.

                      Положение Русской Православной Церкви в XIII -XIV веках

                      Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде чем начать рассказ о его не­лёгкой судьбе, стоит отлистнуть страничку истории и вспомнить положение Русской Православной Церкви в эту эпоху.

                      В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль иг­рала Православная Церковь. В течение относитель­но короткого времени, двух-трёх веков, христиан­ство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых ав­торитетных институтов. Она оставалась важней­шим связующим звеном всех русских земель в пе­риод феодальной раздробленности до татаро-мон­гольского нашествия.

                      Во время татаро-монгольского ига ее значение ещё больше возросло. Православие служило духов­но-нравственной опорой русского народа в годы тяжёлых лишений. На её авторитет опирались ве­ликие князья московские, проводя свою объедини­тельную политику. Известно, что глава Русской Православной Церкви митрополит Владимирский Пётр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, по­долгу жил в Москве, где и умер в 1326 году, и был погребён в Успенском соборе. Его преемник мит­рополит Феогност окончательно поселился в Мос­кве, которая таким образом стала церковной сто­лицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

                      Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное ду­ховенство. Особые заслуги в этом имеет основа­тель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдох­новителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

                      Куликовская битва, как следует из вышеизло­женного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Боже в 1378 году. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготов­ку к усмирению русских. Русь так же начала гото­виться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего ду­ховно-нравственного настроя Сергием Радонеж­ским. Именно в это время подготовки Руси к вели­ким испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духов­ные откровения имели огромное влияние на на­строение и состояние духа людей. Весть о «явле­нии Богородицы» Сергию быстро распространи­лась по русским землям, что способствовало подъёму патриотического чувства, единения рус­ского народа. Обещание Богородицы оберечь рус­скую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.

                      Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сраже­ния от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословени­ем Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монасты­ря — богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поедин­ком с татарским богатырём Челубеем открыл Куликовское сражение.

                      Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способство­вал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерёг Рязанского князя Олега от выступления на сторо­не Орды. И князь Олег послушался увещевания ав­торитетного священнослужителя, что, без сомне­ния, способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году он настоял на бра­ке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сня­ты проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир.

                      В формировании единого русского государства большое значение имело становление националь­ной Русской Православной Церкви.

                      В процессе становления национальной Русской Православной Церкви можно выделить две сторо­ны: формально-организационную и содержатель­но-духовную. Формально-организационная сторо­на связана с постепенным обретением Русской Православной Церковью самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса ав­токефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская Православ­ная Церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должност­ное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности  греки. В XIII — XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

 

Русская Православная Церковь на Смоленщина (XIII —XIV вв.).

                      Благоверный князь Андрей Смоленский... Прочитав имя святого, каждый заметит в нём  указание на принадлежность к Собору Святых  Смоленских. Значит, этот князь бывал в нашем го­роде и, возможно, правил. Так давайте обратимся к истории Православной Церкви на Смоленщине в XIII веке.

                      Смоленск XII — начала XIII веков — очень круп­ный город Древней Руси. По количеству монасты­рей — центров культуры и просвещения — Смоленск занимал 4-е место после Киева, Новгорода (по 17 монастырей) и Владимира (6 монастырей). По сведениям Е. Е. Голубинского, в Смоленске было 5 монастырей, по другим сведениям -8.

                      К началу XIII века относится проповедническая деятельность св. Авраамия Смоленского (умер около 1219 года).

                      Спустя несколько лет (в 30-х годах) на Русь об­рушивается страшный удар — нашествие татаро- монголов, Смоленск уцелел от татаро-монгольско­го разорения. Победа над врагами осмыслена как следствие заступничества Богоматери, сложив­шейся над городом и оказавшей ему чудесную по­мощь, повелев благочестивому воину Меркурию поразить татар на пути к Смоленску.

Отбивал ты многие атаки,

Город мой любимый, постовой.

Славно против половцев сражался,

Не захвачен был татар ордой.

Воин твой возлюбленный Меркурий

Город спас от силищи лихой.

В стан проник он конницы татарской,

Принял там неравный бой...

(Лысенко Андрей «Страницы истории»)

 

                      И хотя полчища татаро-монголов и не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске.

                      Далее в истории православной церкви нашего края упоминается имя святого князя Феодора Ростиславича, в руки которого перешла власть в кня­жестве после смерти Смоленского князя Михаила Ростиславича (1279 год). Прежде чем вступить во владение Смоленской вотчиной, Феодору следова­ло получить официальное разрешение хана (Смо­ленск всё же покорился хану, и платил дань). Князь едет в Орду за ярлыком на княжение, где ему при­ходится задержаться на долгие три года ради ис­полнения придворной службы. Получив долгожданный ярлык, Феодор из Орды отправляется в  Ярославль, т. к. одновременно являлся князем  и Ярославским.

                      Занятый событиями в Ярославле, Феодор Ростиславич оставил наместником в Смолен­ске своего племянника Андрея Глебовича (святой Андрей Смоленский), который «за некую крамолу и братоненавидение» удалился в Переславль.

                      Власть Феодора закончилась в 1299 году.

                      С XIV века Смоленск начал переживать упадок, связанный с нашествием татаро-монголов.

 

Жизненный путь благоверного князя Андрея Смоленского.

                      Мало известно о жизни многострадального князя Андрея Смоленского: его имени летописи не упоминают, написанное в древности житие его к XVI столетию было утеряно, а народная память сохранила немного фактических известий о нём.

                      Рассказывали, что он, изгнанный «за некие крамолы от братии», вероятно, потерпев поражение в династическом споре за престол, тайно оставил своё княжество и под видом нищего пришёл в Переславль, где и прожил, никем не узнанный, бо­лее 30 лет (приблизительно с 1260 по 1290 год), служа пономарём в Святой Никольской церкви.

                      Жизнь и подвиги свои тщательно скрывал от взоров человеческих.

                      Лишь по смерти благоверного Андрея на теле его нашли «златую цепь и перстень, и малое о нём списаньице» — собственноручную запись о проис­хождении: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей».

                      Как видим, о князе-пономаре знали чрезвычай­но мало.

                      Гробницу благоверного Андрея сограждане ок­ружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писал­ся на иконах. Ему была составлена особая служ­ба. Однако в XVI веке память его была забыта, и тщетно старался преподобный Даниил Переяслав­ский добиться его прославления.

                      Святой князь причислен к лику святых только в 1748 году.

                      Дошедшие до нас сведения о благоверном кня­зе Андрее лишь в самых общих чертах излагают жизненный путь святого.

                      На многие вопросы, связанные с личностью князя-пономаря, был бы найден ответ, если бы со­хранилось его житие; в том числе, наверняка, мы узнали бы, почему тело святого (вероятно, по его завещанию) было обёрнуто берестой. Надеемся, что когда-нибудь на них отыщется ответ, а память о святом Андрее Смоленском не прекратится во­век, ибо Господь всегда прославляет угодивших ему.

 

Обретение мощей святого.

                      Вот как предстаёт перед читателем история об­ретения мощей благоверного князя Андрея в изло­жении автора жития святого Даниила Переяслав­ского:

                      Переяславский игумен Даниил, находясь в 1539 году в Москве с ходатайством о необходимо­сти возобновления Переяславль-Залесских храмов Иоанна Предтечи и Святого Николая, докладывал, кстати, малолетнему Великому князю Ивану Васи­льевичу и митрополиту Иоасафу, что 27 октября он «неким от Бora извещением обрёл мощи блажен­ного князя Андрея Смоленского у церкви Святого Николая перед вратами града (сокрытые в земле), от которых тогда были многие исцеления недуж­ным». При атом он просил благословения влады­ки на открытие гробницы князя, чтобы собствен­ными глазами убедиться в истинности народного мнения о покоящихся в ней нетленных чудотвор­ных мощах. Получив просимое разрешение, он вскоре сообщил об обнаруженном: «хотя тело при­частно тлению, но, однако, суставы вместе были, не рассыпались». Видом покойный князь Андрей оказался русоволос, с отпущенными волосами; его одеяние с медными пуговицами сохранилось в це­лости и лежало рядом; сами же нетленные кости были обёрнуты испускавшей благоухание берес­той, обладавшей целительной силой для прикасав­шихся к ней с верою.

                      Однако присланная из Москвы комиссия для освидетельствования чудотворных мощей в соста­ве Чудовского архимандрита Ионы и Успенского протопопа Гурия признала неудовлетворительны­ми свидетельства трёх человек о чудесных исце­лениях у гроба благоверного князя. Поэтому, не­смотря на то, что игумен Даниил показал им древ­нюю икону этого смоленского чудотворца, а также и записанные «в старых книгах» стихиры и канон, которыми ещё недавно почитали в церкви память благоверного князя, убедить архимандрита и про­топопа не удалось, и останки святого были вновь погребены в земле в новом гробу.

Поражённый недоверием к святыне, преподоб­ный игумен предрёк не поверившим в истинность чудотворений «митрополиту Иоасафу скорое отлу­чение от престола, архимандриту же Ионе скорби нахождение и власти лишение, протопопу же Гу­рию — любимейшего сына лишение». Но те лишь, посмеялись над Даниилом; «Он от великой старо­сти рассудка лишился!» Хотя впоследствии всё свершилось по словам преподобного.

 

Архиепископ Филарет Гумилевский о благо­верном князе Андрее Смоленском.

                      Преосвященный Филарет (Гумилевский), под­вергая сомнению истинность даты кончины, указанной в святцах (1292 год), предлагал свой взгляд на проблему. Он считал, что этим святым был сын князя Феодора Константиновича Слепого Андрея Коробя. Феодор Слепой был современни­ком Великого князя Симеона, а сам Андрей, по мнению преосвященного Филарета, умер не ранее 1390 года. В подтверждение своего предположения автор обосновал странничество князя дроблением Смоленского княжества, а также предположил, что Иван III мог взять цепь и перстень Андрея, ибо от кончины прошло не столь много времени и они ещё хорошо сохранились. Думается, однако, что эта гипотеза малообосно­ванна, как и предложенная поправка обозна­ченного в святцах года преставления святого кня­зя: 6898 (1390) вместо 6800.

                      Нам же кажется, что «старыми» книгами, «древ­ней» иконой вряд ли могли называться Даниилом предметы лишь столетней давности, да и само от­сутствие подробного сказания об Андрее Смолен­ском также указывает на более раннее время жиз­ни сего князя. То, что его не упоминают летопис­цы в повествованиях об этом периоде отечествен­ной истории, также не удивительно. С другой сто­роны, нет достаточных оснований не доверять по­казанию Святцев. Так рукописные святцы Отенского монастыря называют дату успения святого Ан­дрея Смоленского — «лето 6800» (1292 год).

                      Таким образом, если князь Андрей преставил­ся в 1292 году, следовательно, он пришёл в Переяславль в начале 1260-х годов.

                      Следовательно, можно с уверенностью ска­зать, что благоверный князь Андрей Смоленс­кий жил в XIII веке.

 

Заключение.

                      Не один век прошел после преставления святого князя, но память о нем вечна.

                      До нашего времени он покоится в Свято-Никольской церкви.

                      Принадлежит к Собору Святых Смоленских и Ростово-Ярославских.

                      Память благоверному князю Андрею отме­чается 9 ноября/27 октября (перенесение мо­щей в 1539 году) и 5 июня/23 мая.

                      Очень трудно говорить о святости Благоверно­го князя Андрея Смоленского, ведь нам так мало о нем известно. Но даже исходя из этих немного­численных фактов, я уверена, что Благоверный князь сыграл большую роль и при жизни, и после преставления.

                      Мы говорим о его подвигах, не зная, каковы они, но зло и гнусные дела ни в какие времена не назывались громким словом — подвиг. Он немало сделал для Святой Никольской церкви, и я думаю, помог не одному человеку.

                      Люди, приходившие к нему с верой и почитани­ем, получали исцеление.

                      Мы много не знаем об этом Святом, но такой высокий чин святости, благоверный князь Андрей Смоленский получил за веру в Бога, за добрые дела, за истинную христианскую любовь к людям...

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Энциклопедия православной святости. Т. I. Москва, 1997.

2.      Русские Святые; подвижники благочестия и агиографы. Словник-указатель. Сост. И. В. Владышевская, В. Л. Сороки­на. М.: «Русский мир», 1992.

3.      Свет Христов просвещает всех. Сост. протоиерей Ми­хаил Горовой, Т. Н. Юрченко. Смоленск, 2000.

4.      Смоленские епархиальные ведомости. №№ 3—4, 1997.

5.      «История», приложение к газете «1 сентября» № 40, 1996.

6.      Смоленские новости. 15 окт. 1994.

7.      Филарет «Нравственность христианина». АО «Россий­ский писатель». Москва, 1991.

8.      Смоленские епархиальные ведомости. № 1, 1996.

9.      Смоленск. Краткая энциклопедия. Гл. ред. Д. И. Буда­ев. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.

10.   История России. Ред. А. А. Радугина. М.: «Центр», 1997.

 

 

 

 

 

                     Имя епископа Серафима (Кокотова) мало кому известно, он пока не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, однако подвиг его яркого и открытого исповедничества поражает, и в день мученической кончины владыки мы хотели бы рассказать о его жизни, служении и праведной кончине.

                     Епископ Серафим (в миру Григорий Кириллович Кокотов) родился 10 января 1891 года в селе Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Ракитянской волости Курской губернии[1] в семье священника. В 1918 году окончил Петроградские богословские курсы. 21 ноября 1921 года рукоположен в сан диакона, 19 марта 1922 года – во иерея. С 1922 по 1926 год служил в храме во имя святителя Николая города Рыльска Курской губернии и в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Курской губернии.

                     28 марта 1926 года пострижен в мантию архимандритом Анастасием, настоятелем Путивльского Молченского монастыря. После пострига по ходатайству митрополита Курского и Обоянского Назария направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа. С 1926 по 1929 год служил в станице Темиргоевской Кубанской области, где под молитвенный дом, а также для проживания причта и ведения хозяйства, вдовой Марией Дмитриевной Самойловой было отдано два жилых дома и два деревянных сарая. С августа 1929 года по май 1931 года служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края[2].

                     После пострига отец Серафим был направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа
27 мая 1931 года в 10 часов вечера отец Серафим приехал из Курской губернии в Загорск к монахине Марии Константиновне Сергеевой. В это время монахини не было дома – она скрылась во время облавы на монашествующих Загорского района в апреле 1931 года. Отец Серафим был арестован в ее доме в ночь с 27 на 28 мая во время массовых майских арестов в Загорском районе – как непрописанный монах без определенного места жительства. 16 июня 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере по «церковному делу П–18393 (1931 г.)»[3].

                     17 декабря 1934 года отец Серафим был хиротонисан во епископа Гомельского, но епархией не управлял. С 27 мая 1935 года по 31 мая 1936 года – епископ Томский. Служил обычно в Воскресенской церкви Томска на втором этаже (первый этаж принадлежал григорианцам), проживал на квартире сапожника артели «Кожмех». 23 марта 1936 года арестован в Томске. 13 мая 1937 года по ст. 58–10 УК РСФСР по групповому «делу епископа Серафима (Кокотова) и др., Томск, 1937 год» как «руководитель контрреволюционной организации ссыльного и монашествующего духовенства» обвинен в «контрреволюционной агитации, антисоветской проповеди, помощи ссыльному духовенству».

Из показаний иподиакона Николая Дмитриевича Богданова:

                     Я вместе с ним молился в устроенной у него на квартире молельне. В беседах со мной он высказывал мысль, что нужно все свои стремления направить к сохранению веры, не боясь никаких гонений на Церковь…Епископ Серафим с момента своего приезда приближал к себе ссыльное и монашествующее духовенство (Михаила Соколова, Капитона (Елисеева), ссыльного иеродиакона Василиска (Шарова), отбывающего наказание в концлагере, монаха Афиногена (Евдокимова), ссыльного протоиерея Гавриила Скорнякова и др. <...> Все ссыльные и монашествующие служили у него в Воскресенской церкви... Каждая служба с участием их носила торжественный характер и привлекала большое число молящихся».

Из показаний сторожа церкви Ивана Митрофановича Яковлева:

                     «Епископ Серафим предлагал организовать группу верующих в селе Семилужки, собрать подписи, избрать церковный совет – двадцатку, которая бы выхлопотала у горсовета разрешение на открытие церкви. Епископ Серафим надеялся, что горсовет отменит решение о закрытии церкви».

На следствии епископ Серафим заявил:

                     «Да, я считаю в этом [дезорганизации Церкви, падении религиозности] виновниками безбожников-коммунистов, …которые довели Церковь и религию вообще до совершенного упадка и поставили нас, служителей Церкви, в самые тяжелые, невыносимые условия. Я считаю своим необходимым долгом вести с ними борьбу».

                     С 10 июля 1937 года епископ Серафим отбывал срок в Смоленской тюрьме.

                     «Кокотов в камере систематически выполняет религиозные обряды и всегда защищает религию…»

В следственном деле имеется заявление заключенного Цареградского начальнику тюрьмы от февраля 1938 года, в котором говорится:

                     «Кокотов в камере систематически выполняет религиозные обряды и всегда защищает религию… На вопрос, нравится ли Вам советская власть, Кокотов заявил: “Мне нравится та власть, которая не притесняет проповедование религии”… На мои предложения: раскайтесь, откажитесь от своего сана, напишите заявление, вам заменят более легким наказанием, Кокотов ответил: “От своих убеждений я не откажусь, лучше умру”… Кокотов говорит: “Сколько бы меня ни мучили, я все равно свою идею буду проповедовать и не откажусь”».

Из справки помощника начальника тюрьмы лейтенанта Кузнецова от 23 марта 1938 года:

                     «Открыто заявляет: “Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать, как проповедовал раньше”».

                     25 марта тройкой при УНКВД СССР по Смоленской области по ст. 58–10 УК РСФСР епископ Серафим был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). 3 апреля 1938 года в 17 часов приговор был приведен в исполнение.

Подготовил иеромонах Пафнутий (Фокин).

ИСТОЧНИКИ:

ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П–18393;
Арх. УФСБ по Томской обл. Д. П–8880;
Арх. УНКВД по Смоленской обл. Д. 15550;
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 6. С. 53;
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 990;
Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С. 80, 105–110, 296, 367.
[1] По другим данным, родился в д. Граховка Курской губ. (см.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 80), что не совпадает с показаниями на допросе.

[2] По другим данным, служил в Николаевске-на-Амуре с 1928 г. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.

[3] Возможно, приговор был изменен, потому что есть сведения о том, что с 1931 по 1933 гг. иеромонах Серафим служил в одной из сельских церквей Калужской епархии, а в 1933–1934 гг. служил в Покровском соборе г. Могилева. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.

 

 

 

                      14 сентября 2022 года состоялось заседание комиссии Смоленской епархии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

                      Работа комиссии проходила под председательством протоиерея Михаила Горового. На заседании присутствовали секретарь комиссии протоиерей Георгий Свитцов, руководитель Миссионерского отдела Смоленской епархии; протоиерей Валерий Рябоконь, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма свв. Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Смоленска и иеромонах Лука (Лисовский), насельник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска, клирик храма свв. Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

                      На заседании комиссии были рассмотрены материалы о жизни и пастырском служении священнослужителей, репрессированных в 1930-е годы ХХ-го столетия: Вениамина (Глебова), епископа Рославльского, викария Смоленской епархии; епископа Серафима (Кокотова), протоиерея Василия Спиридонова, протоирея Иоанна Соколова и архимандрита Варлаама (Владыкина). Были затронуты вопросы увековечивания памяти новомучеников и исповедников земли Смоленской.

                      В связи с тем, что исследование материалов по протоиерею Василию Спиридонову уже завершено, комиссия постановила направить материалы на дальнейшее рассмотрение правящему архиерею Смоленской епархии, Высокопреосвящннейшему митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору.

                      Также комиссией было принято решение создать базу сведений данных по Новомученикам и Исповедникам земли Смоленской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     12 сентября 2022 года,в праздник перенесения мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в Свято-Троицком женском монастыре г. Смоленска совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении клириков монастыря священников Олега Ефимова и Алексия Сологубова. 

                     В своей проповеди протоиерей Михаил ,в частности, отметил:"Благоверный князь Александр Невский- это прежде всего государственный деятель, дипломат, воин- защитник земли Русской и святой нашей Церкви.Его образ сквозь пласт веков сияет Нетварным Фаворским Светом, призывая нас жить в мире и согласии со всеми людьми доброй воли,но в то же время помнить завет древний:"Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет."Подвиг св. блгв. кн. Александра Невского беззаветного служения Отечеству и Церкви Христовой- яркий образец для подражания всем нам."По окончании богослужения был совершен праздничный молебен.

                     В этот день настоятельница монастыря игумения Николая (Сатерова) отметила свой 75-летний юбилей. Протоиерей Михаил Горовой поздравил игумению Николаю с 75 -летним юбилеем, преподнес в дар икону Божией Матери Смоленской Одигитрии, пожелал крепости духовных и физических сил, благодатной помощи на ниве монашеского делания. К поздравлению протоиерея Михаила Горового присоединились клирики и прихожане монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3 сентября 2022 года, в день памяти преподобного Авраамия Смоленского, митрополит Смоленский и Дорогобужский совершил чин освящения креста и купола строящегося храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в микрорайоне Киселевка г. Смоленска.

                      Высокопреосвященнейшему архипастырю сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа, настоятель храма протоиерей Андрей Мельничук, руководитель отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь,клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, духовенство Смоленской епархии.

                      На освящении присутствовали благодетели храма, жители города Смоленска.

                      По окончании богослужения митрополит Исидор обратился к присутствующим со словами поздравления со знаменательным событием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     29 августа 2022 года, в день вспоминания события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска.

                     Высокопреосвященнейшему архипастырю сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Николай Морозов, председатель Комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, клирик  Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма в честь Архангела Михаила города Смоленска протоиерей Павел Петровский, клирики других храмов Смоленской епархии.

                     Песнопения богослужения исполнили певчие Архиерейского хора (регент – Елена Фролова).

                     Разделить радость соборной молитвы вместе с архиереем и духовенством в престольный праздник храма пришли многочисленные верующие города Смоленска и паломники.

                     После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся с архипастырским словом.

                     Затем, в честь престольного торжества, Высокопреосвященнейший Владыка Исидор, духовенство и миряне совершили Крестный ход вокруг храма, во время которого были вознесены сугубые молитвы об упокоении почивших от века священнослужителей, чьи могилы находятся в заалтарной части храма, и всех христианах, упокоенных на церковном кладбище.

                     В народе день вспоминания события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа называют Ореховым Спасом. Правящий архиерей освятил орехи нового сбора, которые затем были розданы верующим.

                     Высокопреосвященнейший митрополит Исидор поздравил отца настоятеля, духовенство и прихожан с престольным праздником Спасо-Окопного храма:

«Дорогие отцы, братья и сестры! 

                     Сегодня престольный праздник нашего Спасского храма, намоленного и очень значимого для духовной жизни Смоленска и Смоленской епархии. Поэтому мы, духовенство, призываем вас, дорогие прихожане, любить этот старинный храм, помнить, что в течение своей истории и до сегодняшнего дня этот храм является для нас символом победы Духа, символом победы православного человека над силами зла.
Пусть Господь наш Иисус Христос, явившийся Нерукотворным Своим Образом, защищает всех нас. Пусть наши обращения ко Господу, к Его Божественному Лику всегда будут не ленностны, но всегда будут смиренны и наполнены любовью к Богу и ближним».
В ответном слове протоиерей Николай Морозов выразил правящему архиерею признательность за возможность разделить радость престольного торжества.

                     Владыка Исидор поздравил протоиерея Михаила Горового с 37-летием священнической хиротонии, пожелав ему помощи Божией в пастырском служении, здоровья, благополучия.

                     Престольные торжества продолжились во дворе храма, где для всех участников богослужения была приготовлена праздничная трапеза.

 

 

                      29 августа 2022 года, в день вспоминания события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, по окончании богослужения в храме Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор поздравил председателя Комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, клирика Свято-Успенского кафедрального собора протоиерея Михаила Горового с 37-летием священнической хиротонии. Правящий архиерей пожелал отцу Михаилу помощи Божией в пастырском служении, здоровья и благополучия.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери