214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

Зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечнике (о книге Л.Пантелеева "Верую!").

А.В. Боедова, преподаватель литературы отделения СПО СПДС,

учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского" г. Смоленска.

 

                     Всю жизнь исповедуя христианство, я был плохим христианином». Так начинается удивительная, не похожая на другие произведения этого писателя, книга. Некоторые исследователи называют ее «посмертной исповедью». Почему посмертной? Все дело в том, что Леонид Пантелеев (именно о его произведении пойдет речь) дал четкое указание Самуилу Лурье, которому завещал свой архив, опубликовать книгу после его (Пантелеева) смерти.

                     Почему же исповедь? Автора мучит то, что свою веру он опасался исповедовать, понимая, чем это может обернуться для него самого и его творчества. Пантелеев пишет об этой своей слабости: «…от кого-то услышал или где-то прочел слова Н. Огарева о том, что невысказанные убеждения — не есть убеждения. А ведь я почти весь век свой (исключая годы раннего детства) должен был таить свои взгляды».

                     Эта книга – открытие. Не потому, что она позволяет иначе взглянуть на личность писателя, имеющего в глазах читателей шаблонный облик беспризорника, ШКИДовца, достигшего определенных высот, что называется, выбравшегося из грязи в князи. А потому, что приподнимает покров над сокровенным миром жизни души как самого Пантелеева, так и многих из писательской среды, кто верил, но страшился открыть свою веру. Ненастоящее имя (Леонид Пантелеев –псевдоним Алексея Еремеева, сына казачьего офицера, хорунжего, который впоследствии был расстрелян новой властью), ненастоящая биография (в повести «Ленька Пантелеев» он сообщил, что она автобиографическая, о чем жалел после не раз). Самуил Лурье, хорошо знавший писателя, говорил: «Действительно, эта повесть утвердила ту самую, общественно-полезную версию его жизненного пути, которая так пригодилась ему вначале и так раздражала под конец, когда нестерпимо хотелось поговорить с читателем от собственного имени, настоящим своим голосом, о подлинной своей судьбе». Всю жизнь его мучила «тоска по самому себе», скрытому псевдонимом и выдуманной биографией. Книга «Верую!» - духовный дневник, который много объясняет, делает понятным.

                     В ней перед читателем предстает настоящий писатель, Алексей Еремеев, с подлинной судьбой, отцом, запомнившимся своим благородством. От отца у писателя остались лишь воспоминания и крест, который тот на прощание подарил сыну.

                     Жанр своей книги Пантелеев определяет как «исповедальную повесть». И в ней рассказывает не только о себе, своем духовном пути, но и о дружбе с людьми верующими. В дни оголтелого безбожия жизнь свела его с людьми искренне верующими или ищущими Бога. Одним из них был Евгений Шварц. Случайно узнав о религиозности друг друга, они словно породнились. Как говорит автор, это было понимание того, что они «братья, дети одного Отца». Пантелеев рисует портрет Шварца с уникального ракурса: «Молиться же в церковь на моей памяти не ходил. Но не только без усмешки, а с большим уважением рассказывал о людях богомольных, — например, о Владимире Ивановиче Смирнове, о нашем прославленном математике, академике, — о том, как тот каждую субботу ездит из Комарова в Никольский Морской собор ко всенощной. И с еще большим почтением (даже с некоторым трепетом) отзывался Евгений Львович (да и он ли один?) об архиепископе Крымском и Симферопольском Луке — об этом удивительном человеке. <… >В доме Шварцев я познакомился с сыном преосвященного Луки — М. В. Войно-Ясенецким, известным патологоанатомом».

                     Не щадя себя, Пантелеев рассказывает о периоде, в который он был диким, «неистовым, воинствующим, скотоподобным» безбожником. История про то, как в ШКИДе он травил Сережу Лобанова за его религиозность, растерзал его ладанку, которую дала мама, до старости терзала совесть писателя. Как ни удивительно, ребята подружились, сохранили на всю жизнь теплые отношения. Сережа не раз выручал Пантелеева в трудную минуту. Но веру, детскую искреннюю веру, после того случая он потерял, как ни старался воскресить ее. И в этом виновен Пантелеев. Писатель говорит об этом, как о самом страшном грехе, «который никогда и ничем не оплатишь». Он не смог писать главу про Лобанова для книги «Республика ШКИД». Было стыдно. Отрывок про Лобанова в исповедальной повести автор заканчивает так: «На своем веку я знал несколько человек, которые, не считая себя верующими, исповедуя атеизм, оставались тем не менее до конца истинными христианами. Так по-христиански, по-божески прожил свою трудную жизнь и член КПСС Сергей Иванович Лобанов».

                     Задумывается писатель над вопросом: откуда пришла к нему вера? Отец не был слишком набожен: крестился перед сном, перед едой и после еды, носил нательный крест, ходил, вероятно, как положено было, к исповеди и к причастию. «Что отец верил в Промысел Божий, в этом я не сомневаюсь», - говорит Пантелеев. Но религиозно одаренным человеком в их семье была мама. Она была его первым наставником на духовном пути. Удивительно теплые страницы книги – о ней. Вера не мешала маме писателя радоваться жизни, любить праздники, на которые она непременно брала с собой и детей:на благотворительные вечера, спектакли, кино, в гости. Но в то же время «ни девочкой, ни девушкой, ни после замужества— не пропустила она, я думаю, - говорит Пантелеев, - ни одной субботней всенощной и ни одной воскресной обедни». Поэтому и писатель с детства любил службы, они не были ему в тягость, в храме ощущал «близость Бога, присутствие благодати». Приучала мать сына к делам милосердия, для него самыми любимыми стали церкви «домовые, при лазаретах и больницах».

                     С необыкновенной любовью описывает Пантелеев свои детские впечатления: «…литургию я представляю почему-то непременно в большом храме и непременно в погожий, летний или весенний день, когда синеватый, пронизанный ладанным дымом солнечный столп косо падает откуда-то сверху, из купольного окна. Округло, выпукло блестит золото предалтарного иконостаса. Пронизанная светом пурпурно алеет в прорезях царских врат таинственная завеса. Все радует меня, трогает, веселит мое сердце». Подробно делится он с нами воспоминаниями о своих мыслях, чувствах перед причастием, о подготовке в исповеди. Этот свет веры помог писателю пережить годы мрака: «Одна за другой гаснут свечи. И в полумраке храма только лампады — малиновые, зеленые, густо-синие, по моим представлениям неугасимые, никогда не гаснущие, неярко светятся, мигают и тоже на всю жизнь оставляют след в твоей памяти и в твоей душе».

                     Что же потом? Провал, падение. Период безбожия Пантелеев называет «черной ямой». Первая кража была у монахинь, в монастыре. Это при том, что незадолго до этого истово молился, хотел постричься (по словам сестры). Запутался, заплутал. Неслучайно про таких говорят «заблудший». Сбился с дороги, так и недолго погибнуть… И верно утверждение о том, что свято место пусто не бывает: «Неправда, будто я орал слова Интернационала. Я истово пел, а не орал. Ушел Бог, но пришли идолы. Мировая Революция. Коминтерн. Ленин. Троцкий. Зиновьев.

                  — Долой, долой монахов, Долой, долой попов, — кричал я вместе со всеми на первомайской или октябрьской демонстрации». Страшная картина. Честно, безжалостно рассказывает о себе писатель, ведь это исповедальная повесть…

                     Много страниц книги посвящено историям о том, насколько удивительны и непостижимы бывают пути человека к Богу. Пантелеев рассказывает о вере акадаемика Павлова, писателя Александра Грина, приводит высказывание физика Эрвина Шрёдингера, создателя квантовой механики, который в своей известной книге «Жизнь с точки зрения физики» писал, что успехи генетики утверждают нас в идее Божественного промысла и существования души.

                     Одна из глав книги- о чуде. О неоднократном вмешательстве Промысла в его судьбу. В бюрократической неразберихе писатель лишился паспорта (не по своей вине), во время эвакуации не уехал из осажденного Ленинграда. Все, что он выдержал, иначе как чудом не назовешь, ведь несколько месяцев первой, самой лютой блокадной зимы пришлось жить без продуктовых карточек.

                     Однажды его, не имевшего паспорта, чуть не арестовали. Проверяющий пошел с ним до дома. Пантелеев всю дорогу молился: «Вразуми, Господи! Помоги! Огради меня от дурного! Спаси и сохрани! Научи этого человека доброму... Да будет воля Твоя!..». Сотрудник органов через некоторое время остановился, отпустил его. «А я пошел домой, - вспоминает автор. - И, став на колени, долго молился, благодарил Небо за дарованную мне жизнь...». Пантелеев задается вопросом: «Почему, скажите, этот в кожаном пошел в сторону? Кто, кроме Бога, мог внушить ему этот внезапный, ничем как чудесным наитием не объяснимый порыв?»

                     Другая «случайность» произошла, когда его с дистрофией третьей стадии и парезом конечностей машина скорой помощи по ошибке привезла в больницу не на Крестовский остров (как было сказано в путевке), а на остров Каменный. Главный врач, ее сестры, дочь и племянник оказались его читателями. Благодаря их заботе писатель через месяц уже мог ходить.

                     Последняя история связана с ситуацией утраты документов в начале блокады. Пантелеев, ослабевший от голода, не мог ходить, когда пришла повестка явиться в отделение милиции. Милиционер Титов за шкирку волочил его по улице (сам автор не мог идти, отнимались ноги) в отделение. Вскоре принесли документ о предстоящем трибунале и расстреле. Но даже эта ситуация оказалась не безвыходной. Конвоир – бывший офицер- помог бежать, отпустил писателя на свободу. Пантелеев сокрушается: «Вообще-то мне следовало стать перед этим человеком на колени. Но я только крепко-крепко сжал его руку. Человек спас мне жизнь. А я даже имени его не знаю. Не знаю, кого поминать в своих молитвах. Так и молился и молюсь до сих пор:

                     — Спаси и сохрани того, кто помог мне бежать...» Уже в мирное время писатель встретился со своим мучителем, который тащил его за шиворот в отделение. И… простил его. «Нет, я не жалею, что не возбудил против этого человека «дела», -говорит он.- Знаю, что дурно, когда твоя судьба и судьба твоих ближних зависит от таких подонков, но знаю и другое — что на душе у меня сейчас было бы куда хуже, если бы я нарушил в тот раз заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Жалею я не об этом. Жалею, что не узнал, не придумал способа узнать имя и дальнейшую судьбу человека, сказавшего мне тогда:

                     — Идите…». Известно много послереволюционных сборников, в которых люди публиковали истории о промысле Божием. Например, «Непридуманные рассказы» Л. Запариной, некоторые рассказы Шмелева. Книга Пантелеева такого же рода – свидетельство очевидца, прожившего наполненную смертельными опасностями жизнь. Человека, который осознавал каждое вмешательство воли Бога в его судьбу, человека, благодарившего за это чудесное участие.

                     В начале книги Пантелеев сокрушается, что был плохим христианином, не исповедовал свою веру, скрывал ее, жил двойной жизнью. Но язык его произведений, как писатель сам выразился, - это «эзопов язык христианина». Все произведения Пантелеева, даже детские рассказы, - о нравственности, совести, порядочности, чести и честности. И в последней своей повести писатель верен себе: честно, без саможаления, он открывает главную тайну своей души и всей своей жизни перед миром.

                     Свою книгу писатель оставил нам как наследство, как завещание, как урок жизни. Жизни в молитве, в вере, которая проведет через, казалось бы, невыносимые испытания, сохранит, поможет сохранить человеческий облик там, где очень просто его потерять. Не решаясь вслух исповедовать свои убеждения, он оставил труд, ставший итоговым в его творчестве. И теперь никто не сможет сомневаться в его праве сказать твердо, на весь мир: «Верую!».

Использованная литература:

1. Верую... : Последние повести / Л. Пантелеев; [Предисл., сост., подгот. текста С. Лурье]. - Сов. писатель : Ленингр. отд-ние, 1991.
2. https://vogazeta.ru/articles/2019/8/7/culture/8809-byl_i_nebyl_leonida_panteleeva
3. https://literratura.org/criticism/1891-olga-kanunnikova-byl-i-nebyl-leonida-panteleeva.html

 

 

 

 

 

 

 

                     25 января 2023 года в Государственном кремлевском дворце г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

                     В числе почетных гостей на церемонии открытия Чтений в Государственном Кремлевском дворце присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.В. Яцкин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О. Толстой; министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев; министр высшего образования и науки РФ В.Н. Фальков; министр просвещения РФ С.С. Кравцов; министр культуры РФ О.Б. Любимова; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Е.С. Иванов; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко.

                     Делегацию Смоленской епархии возглавил Глава Смоленской митрополии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. В состав делегации вошли заместитель Губернатора Смоленской области Вита Михайловна Хомутова, секретарь Архиерейского совета Смоленской митрополии, председатель Коллегии по образованию Смоленской митрополии, благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк, начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Елена Петровна Талкина, благочинный Борисоглебского благочиния протоиерей Андрей Мельничук, помощник Управляющего Смоленской епархией иерей Лев Гарин, руководители и сотрудники отделов Смоленской епархии,руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы протоиерей Михаил Горовой.

                     Ведущим мероприятия выступил председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

                     Во вступительном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, в частности, отметил:

                     «Определением Священного Синода и Вашим Первосвятительским благословением Международные Рождественские образовательные чтения 2023 года посвящены теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

                     С сентября 2022 года и по сей день в епархиях Русской Православной Церкви проходит региональный этап Чтений. Не менее миллиона человек приняло участие в работе форума во всех регионах страны и в епархиях зарубежья. Из новостей, прямых трансляций региональных чтений очевидно насколько глубокий резонанс вызвало обсуждение заявленной темы. Налицо формирование в народе, в больших и малых городах, внутри семей иммунитета, обеспечивающего непринятие зла, неприятие навязываемых нам ложных ценностей. Верим, этот иммунитет поможет нам защитить и себя, и наших детей.

                     Мы надеемся, что наши совместные усилия помогут строить жизнь на Земле по спасительным заповедям воплотившегося Бога. Полагаем, что наши труды в ходе нынешних Чтений внесут свою лепту в это благое делание».
Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к участникам торжественного собрания.

                     Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев.

                     Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков зачитал приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина.

                     Приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко огласил первый заместитель председателя Совета Федерации А.В. Яцкин.

                     Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О. Толстой огласил приветствие председателя нижней палаты Российского парламента В.В. Володина.

                     К собравшимся обратились министр просвещения РФ С.С. Кравцов, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев и министр культуры РФ О.Б. Любимова.

                     С приветствием от имени министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова выступил заместитель министра Е.С. Иванов.

                     Приветствие мэра российской столицы С.С. Собянина огласил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко.

                     В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подвел итоги пленарного заседания.

                     Трансляция осуществлялась на телеканалах «Россия 24»,«Союз»,«Спас», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, а также на портале Международных Рождественских чтений и в мобильном приложении «ПравОбраз».

По материалам: http://www.patriarchia.ru

Поздравление Митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.

 

 

Поздравление Архиепископа Корейского Феофана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     14 января 2023 года, в праздник Обрезания Господня и в день памяти Свт. Василия Великого в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика собора протоиерея Александра Мельничука, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой указал на то, что: «В ветхозаветное время обряд обрезания служил знаком союза людей с Богом. В Новозаветное время союзом людей с Богом служит таинство Крещения. Это таинство — дверь вхождения в Церковь Христову. В таинстве Крещения происходит очищение от первородного греха и народ Божий получает благодать от Бога, укрепляющую человеческие силы на жизненном пути. Вместо кровавых жертв животных в Новозаветной Церкви Богу приносится Бескровная Жертва за человеческие грехи: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.»

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником Обрезания Господня и днем памяти Свт. Василия Великого, пожелав народу Божию мирной жизни, семейного благополучия, духовного возрастания в Церкви Христовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     12 января 2023 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Рождеству Христову.

                     На торжественном мероприятии выступили писатели, члены Смоленского объединения православных писателей (Одигитриевского), учащиеся МБОУ «СШ № 19″ студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

                     Духовенство на встрече представлял руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Одигитриевского Смоленского объединения православных писателей, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

                     Выступления участников встречи предварил Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора.

                     С приветственным словом выступил протоиерей Михаил Горовой. В своем выступлении он отметил:

                     «Рождество Христово —  это всемирное событие. Оно положило начало летоисчислению нашей эры. Богомладенец Христос своим рождением и пришествием на землю открыл людям путь к святости, миру, добру и подлинному счастью в жизни.

                     Христианские ценности и в наше время оказывают благотворное влияние на духовную жизнь людей, стимулируя развитие научного знания, культуры, социальной жизни. Христианство призывает граждан нашего Отечества к патриотизму и любви к своему народу: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положил за друзей своих (Ин.15,13)»»

                     Со словами приветствия и поздравления выступили секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Татьяна Харитонова, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, Елена Гурьянова, Александр Грибков, Людмила Беляева (Мила Клявина), Мария Парамонова, Любовь Стеклова, Наталия Годяева и Галина Поддубная.

                     Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (руководитель Елена Амелькович) прочитали стихи известных поэтов.

                     Музыкальные произведения были представлены поэтом и бардом Владимиром Глуховым, ансамблем казачьей песни «Братчина». Трогательное выступление детского хора МБОУ «СШ № 19″(под руководством Фоменковой Галины)особо взволновало присутствующих.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     8 января 2023 года, в неделю 30-ю по пятидесятнице, по Рождестве Христовом, в Свято - Успенском кафедральном соборе совершено две Божественнылитургии. Позднюю Божественную литургию возглавил старший священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика собора протоиерея Александра Мельничука, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, указал на то, что главной целью Боговоплощения является духовное преображение и спасениерода человеческого. Христос приходит на землю для того, чтобы "прежде падший воскресить образ" человека. Христос приходит , чтобы показать нам путь к подлинному счастью. И ключом к этому счастью в пределах земного существования является возрождение духовной жизни в стран. Миссию Христа в настоящеевремя продолжает Церковь Христова.

                     В этот праздничный день многие прихожане собора причастились святых Христовых Таин. По окончании богослужения протоиерей Михаил поздравил прихожан с воскресным днем, праздником Рождества Христова , пожелал духовной крепости и руководства в жизни Евангельским Законом Христовым.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     В сегодняшнем Евангельском чтении повествовалось об исцелении Господом десяти прокаженных. Совершая общественное служение роду человеческому, Господь путешествовал из Галилеи в Иерусалим, при входе в одно из селений Он повстречался с прокаженными.

                     В то время на Востоке свирепствовала болезнь проказа. Болезнь носила заразный характер, прокаженных общество стремилось изолировать. В древние времена прокаженные жили в пещерах за пределами городов и селений, в новое время в специальных местах – лепрозориях, вдали от жизни общества. У заболевших проказой тело покрывалось гнойными струпьями, волосы выпадали,пораженные  болезнью начали гнить заживо.

                     Относительно прокаженных Ветхий Завет предписывал: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист, нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13, 45-46).

                     Но бывали случаи и выздоровления от болезни. Тогда выздоровший должен был показаться священнику. Священник производил освидетельствование и давал разрешение на жительство в обществе. Исцелившемуся требовалось принести в жертву двух чистых живых птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерстяную  нить и иссоп.

                     В Евангелии говорится, что прокаженные, повстречавшись с Господом, обратились с просьбой: «Иисус Наставник! Помилуй нас!» (Лк 17, 13). Сердцеведец Господь увидел веру в сердцах этих страдальцев и повелел им пойти показаться священнику: и когда шли, очистились. Получив исцеление, поблагодарить Господа пришел лишь один самарянин. Девять израильтян, исцелившихся от заболевания проказой, не посчитали нужным поблагодарить Бога.

                     Нередко и мы забываем благодарить Господа в нашей повседневной жизни. За что необходимо благодарить Бога? Прежде всего за бесценный дар жизни. Жизнь – это самая высокая ценность. Жизнь необходимо любить, ценить. И жить так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы."

                     В жизни необходимо достигнуть богопознания и научится, совершая дела добра, любить Бога и ближних.

                     Лучшим средством для благодарения Бога за все материальные и духовные блага для нас христиан является святая Евхаристия, таинство Благодарения. Евхаристия носит характер космического измерения. Евхаристическая Жертва приноситься Богу за грехи всего мира: «за всех и за вся». Она призвана духовно преображать мир. Причащаясь святых Христовых Таин мы достигаем обожения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём». (Ин. 6, 56). Духовно обогащая нас, Евхаристия служит подлинному просвещению: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Ин. 7, 12).

                     Практика редкого причащения способствует понижению уровня духовной жизни. Это ярко можно было наблюдать  в Синодальный период, не изжито это  явление на некоторых приходах и в наше время. Сквозь пласт веков звучит голос Спасителя, обращенный к нам: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь и засохнет». (Ин. 14, 5-6).

                     Благодарить Бога мы должны и посредством молитвы. Апостол Павел учит: «Непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1Фес. 17-18). Молитвы наши должны носить не только просительный, но и благодарственный характер.

                     Важно за исполнение наших просьб и ниспослание земных благ заказывать в храме благодарственный молебен, а в домашних условиях читать благодарственный акафист «Слава Богу за всё» (и за скорбь и за радость).

                     Несмотря на то, что мы проходим через полосу жизненных испытаний: преодоление ковидной инфекции, отстаивание свободы человеческой личности, суверенитета страны и традиционных духовно-нравственных ценностей посредством боевых действий (спецоперации) с "коллективным Западом", - мы должны быть благодарны Богу за настоящее время.  Мы имеем возможность беспрепятственно исповедовать свою веру, посещать и строить храмы, воспитывать детей в истинах веры Христовой. В общеобразовательных школах дети знакомятся с духовной культурой своего народа. Но ведь были времена и лихолетий, гонений на веру Христову. Поражаешься мужеству, силе духа и веры святых Новомучеников и Исповедников нашей Церкви. Их подвиг жизни – свидетельство миру правды Божией, но это и отражение Фаворского света, призванного освещать и наш жизненный путь. Находясь в узах темничных за исповедание веры в Бога, невинно страдая, они стремились идти за Христом на свою голгофу к Воскресению и благодарили Бога.

                     В качестве примера приведём содержание одного из писем священномученика Виктора Киранова к своим близким: «Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова – сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению…

                     Страдаю я, как вам известно, совершено невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чём не повинен, весь город это может подтвердить…

                     Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер – отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я его лишь благодарю за милость исправления этим путем». (Протоиерей Николай Доненко. Новомученики Бердянские. Феодосия – Москва. 2009, с. 155).

                     Будем помнить, братья и сестры, что благодарить Бога за каждый прожитый день наш долг. Ведь Голгофа Спасителя мира – это высшее проявление любви Божией по отношению к миру, а голгофа Номучеников Церкви нашей – это благодарность Богу за всё. Поистине «праведный верою жив будет» (Евр. 10, 38).

Аминь.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери