214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

Свято-Успенский кафедральный собор, 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     С целью домостроительства спасения рода человеческого Бог создал Святую Церковь. Условно Церковь можно подразделить на Небесную торжествующую и земную воинствующую.

                     В состав Церкви Небесной торжествующей входят Богоматерь, небесные силы, сонм святых угодников Божиих. Церковь земную воинствующую составляем мы - архипастыри, пастыри и народ Божий. Церковь Небесная вместе с ангельскими силами прославляет Творца, принимает соучастие в Божественной жизни Пресвятой Троицы, возносит молитвы и ходатайства о нас земных пред престолом Божиим.

                    Церковь земная, совершая миссию по спасению рода человеческого, вместе с тем ведет духовную брань с греховностью и злом мира сего (1Ин.5,19), с духами злобы поднебесной. И для победы в этой духовной брани Церкви в силу искупительных заслуг Сына Божия дана благодатная сила. Церковь - это сокровищница благодатных даров Святого Духа. Ярко излучал эту благодать  своей жизнью ныне почитаемый Святой Церковью святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

                    В Священном Писании содержится указание на то, что добрый пастырь полагает жизнь свою за овец (Ин.10.11). Таким добрым пастырем в истории Церкви был святитель Николай. Церковь называет его правилом веры, образом кротости и учителем воздержания. На его духовное становление значительное влияние оказал его дядя, епископ Патарский Николай. Он совершил поставление его во чтеца, затем рукоположил в священный сан. По преставлении архиепископа Иоанна, Николай был избран епископом Мир Ликийских.

                     Как архипастырь Церкви Божией он проявлял попечение о народной нравственности,основывал новые христианские общины, рукополагал священнослужителей,проповедовал слово Божие, заботился о чистоте христианской веры. Но особенно прославился как христианин, любящий Бога и людей. Он жил в эпоху формирования христианских догматов и письменности. В 4-ом веке на Востоке составляли свои богословские и нравоучительные произведения святые каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святитель Афанасий Александрийский, на Западе - святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, блаженный Иероним и другие.

                     В это время разразилась арианская ересь. Александрийский пресвитер Арий начал распространять ложное учение о Боге. Он утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу. Следовал вывод, что Сын Божий Господь Иисус Христос не равночестен Богу Отцу и отрицалась троичность Божества. Для опровержения ереси был созван в Никее в 325 году 1-й Вселенский собор. Дух Божий зримо действует через соборный разум Церкви. На соборе гармонично сочетались образованность отцов и учителей Церкви и их духоносность. Святитель Спиридон Тримифунтский, приводя аналогию из физической жизни с целью раскрытия тайны триединства Божества, взял и придавил кирпич, из него вышел огонь, потекла вода и осталась в его руках глина. Отцы Церкви,в числе которых был святитель Николай, опровергли арианское лжеучение.

                     В оросах 1-го и 2-го Вселенских соборов выражено учение Церкви о триадологичности Божества. Бог Отец самобытен в Своем существе, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца через Сына в мир. В настоящее время за Божественной литургией в храмах поется Никео-Цареградский Символ веры в котором прославляется Троица Единосущная и Нераздельная. Сила веры, добродетельная жизнь, исполнение заповедей Божиих - помогли святителю стяжать благодатные дары Святого Духа. И этой харизмой благодатных даров он щедро делился со своей паствой. Вот что говорится об этом в его жизнеописании.

                     Когда голод поразил Миры Ликийские, святитель Николай всемерно поддерживал народ, призывал состоятельных людей делиться хлебом с бедными и чудесным образом спас жителей города от голода:он в сонном видении явился к купцу,плывшему мимо Ликии на нагруженном зерном корабле и велел продать  зерно в Мирах,купец выполнил поручение.

                    Отличался архиепископ Николай и своим милосердием по отношению к пасомым, ревнуя о их нравах. Узнав о том, что некогда богатый человек материально обанкротился и для того, чтобы поправить материальное положение замыслил троих дочерей отдать на блудодеяние для спасения от голода, святитель Николай в ночное время трижды подбрасывал в окно дома мешочки  с золотыми монетами, тем самым оказал поддержку семье и спас от греховного падения и позора.

                     Своей молитвой он укротил бурю на море и паломники благополучно прибыли на Святую Землю для поклонения святым местам, связанным с земным служением Господа. Защитил святитель Николай и несправедливо осужденных градоначальником. Однажды он прибыл на место казни троих мужей своего города,освободил их и избавил от смерти. Совершал святитель много и других добрых дел и чудес.

                     В середине 4-го века он преставился о Господе. Господь прославил святителя Николая:его мощи не предались тлению и на протяжении многих веков источают многоценное милости миро. В слове Божием говорится: "праведники живут во веки" (Прем.5,15). Промыслительно его мощи в 1087 году были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Они являются источником благодати и великой святыней христианской Церкви. Благодать Божия посредством мощей действует и в наше время,врачуя духовные и физические заболевания. Вот почему к этой святыне никогда не зарастет народная тропа.

                    Сегодня град Барский радуется, ликует с ним и вся полнота Церкви Христовой по случаю его дня памяти. Паломники из разных стран мира принимают участие в этом торжестве. Святитель Николай является молитвенником и скорым заступником за всех обращающихся за помощью к нему.

                    Попросим и мы с вами, братья и сестры, святителя Николая, дабы его молитвенным предстательством Господь благословил миром землю нашу, ниспослал бы в семьи наши любовь и согласие, пастырям Церкви даровал ревность о славе Божией, народу - преданность святому Православию, любовь к идеалу святости и Отечеству.

                     Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     19 декабря 2023 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клирика собора протоиерея Александра Мельничука, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: “В Евангелии содержится свидетельство о том, что добрый пастырь жизнь свою полагает за овец" (Ин.10,11). Таким добрым пастырем был в истории Церкви святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Он жил в эпоху формирования христианских догматов и письменности. С ревностью о славе Божией отстаивал чистоту Христовой веры на 1-ом Вселенском соборе в 325 году в Никее. Сила веры, исполнение заповедей Божиих, добродетельная жизнь помогли ему стяжать благодать Святого Духа. И этой харизмой благодатных даров он щедро делится и в наше время со всеми пребывающими в ограде Церкви Христовой".

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен.

                     Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником святителя и чудотворца Николая, пожелал всем мирной жизни, семейного благополучия, подражания кротости и смирению святителя Николая.

 

 

 

 

 

 

 

                     9 декабря 2023 года, в субботу 27-ой седмицы по Пятидесятнице, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение.

                     Богослужение возглавил клирик собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: ”Каждый воскресный день Церковь возвещает миру истину Воскресения Христа из мертвых. Воскресение Христово - главный догмат христианской религии. Еще в середине первого века апостол Павел писал в одном из своих посланий: "Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера ваша (!Кор.15,14). Но Господь действительно воскрес из мертвых - силой Своего Божества победил смерть. Своим Воскресением Господь положил начало общему воскресению из мертвых. И главной миссией христианства в наше время является проповедь Воскресения Христова и свидетельство миру о том, что в жизни будущего века праведники будут пребывать в Невечернем Свете Царствия Христова".

                     Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с воскресным днем и призвал быть проповедниками Воскресения Христова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     8 декабря 2023 года, в Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского, на архиерейском подворье в Катыни состоялись памятные мероприятия.

                     В храме-памятнике в честь Воскресения Христова митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию. Высокопреосвященнейшему митрополиту Исидору сослужили благочинный Смоленского городского благочиния иерей Дионисий Давыдов, благочинный Смоленского районного благочиния , настоятель храма Воскресения Христова, директор Смоленской Православной гимназии г. Смоленска протоиерей Святослав Худовеков, настоятель храма в честь Архангела Михаила протоиерей Павел Петровский, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами иерей Сергий Марков, духовник отдельного отряда спецназначения «Меркурий» Росгвардии иерей Димитрий Литвищенко, настоятель храма св. блгв. кн. Андрея Смоленского г. Смоленска протоиерей Николай Котусев, духовенство Смоленской епархии.

                     Песнопения богослужения исполнили певчие Архиерейского хора, регент – Елена Фролова.

                     После причастия Высокопреосвященнейший Владыка Исидор обратился с архипастырским словом к участникам богослужения, в котором отметил:

                     “Те испытания, которые сейчас проходит наше Отечество, противодействуя нацизму, пытающемуся разрушить нашу общность, разрушить Церковь Божию, эти все вызовы мы легко будем преодолевать, если будем следовать примеру наших новомучеников и исповедников Церкви Русской, примеру подвигов священномученика Серафима, память которого мы сегодня отмечаем.

                     Завершая наше богослужение, мы торжественно всем духовенством и народом пойдём к нашему православному Кресту в Катынском лесу, для того чтобы не только молитвенно, Евхаристически, в храме, но и на месте убиения мучеников Церкви Христовой, как на священном антиминсе, который распростёрт через весь Катынский лес, совершить ещё раз молитвенное поминовение. Ещё раз сверить духовные часы, как принято говорить. Сверить то, как служили они и как служим мы. Сверить благочестие этих великих людей со своей духовной расслабленностью. Чтобы нам, сверив эти часы, попытаться самим исправить что-то в своей жизни, преодолеть ту духовную слабость, которая пытается настигать нас, чтобы и нам, приободрённым и духовно обновлённым, подражая их примеру, самим совершать положенные для нас духовные подвиги, которые требуются”.

                     По окончании Литургии был совершен молебен священномученику Серафиму (Остроумову), всем новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

                     Затем состоялся Крестный ход к Поклонному кресту, расположенному на территории мемориального комплекса «Катынь» и совершена заупокойная лития о всех невинно убиенных и замученных в Катынском лесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 декабря 2023 года, в преддверии дня памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, на территории храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни состоялась конференция, посвящённая увековечиванию Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

                     Конференция организована Смоленской епархией, совместно с сотрудниками мемориального комплекса «Катынь» и при активном участии председателя Комиссии Смоленской епархии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Михаила Горового.

                     На мероприятии присутствовали Глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, директор мемориального комплекса «Катынь» Алексей Николаевич Серый, духовенство Смоленской епархии, и ученые, занимающиеся темой духовенства и мирян, пострадавших за веру в годы репрессий, учащиеся Смоленской православной гимназии, сотрудники комплекса.

                     Открывая конференцию, Высокопреосвященнейший Владыка Исидор, отметил:

                     «Наша конференция является значимым вкладом в выявление этих замечательных личностей: священнослужителей и мирян, которые явили собой пример подвига, героизма, верности служению Русской Православной Церкви. И в тех исторических обстоятельствах, когда наша страна ведёт борьбу с нацистами, очень важно, чтобы мы все следовали примеру наших лучших сыновей, дочерей, коими являются, конечно же, Новомученики и Исповедники Церкви Русской».

                     Директор мемориального комплекса «Катынь» Алексей Николаевич Серый, приветствуя участников, отметил важность взаимодействия музея и Русской Православной Церкви в увековечивании для нас, для современников, памяти о подвигах всех пострадавших за веру в годы репрессий.

                     Состоялась презентация совместной выставки Смоленской епархии и мемориального комплекса «Катынь» «Они пострадали за веру», посвящённая увековечиванию памяти репрессированных священнослужителей и мирян в 1918 – 1953 гг.

                     Затем участники конференции выступили с докладами:

                     • Протоиерей Михаил Горовой, председатель Комиссии Смоленской епархии по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской: «Крестный жизненный путь епископа Рославльского Вениамина (Глебова), викария Смоленской епархии»;

                     • Солдатенков Ярослав Андреевич, заведующий научно-просветительским отделом Мемориального комплекса «Катынь»: «Репрессированные настоятели церкви Михаила Архангела (Зарубинки)»;

                     • Протоиерей Святослав Худовеков, директор Смоленской православной гимназии: «Древние и новые жития мучеников: проблема сравнительного анализа»;

                     • Иерей Владимир Баринов, настоятель храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Велижа: доклад о Велижских Новомучениках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 декабря 2023 года, в день памяти святого воина, мученика Меркурия Смоленского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Меркурьевском храме г.Смоленска.

                     Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили благочинный Смоленского городского благочиния иерей Дионисий Давыдов, настоятель храма в честь святого мученика Меркурия протоиерей Владимир Дмитриев, настоятель Преображенского храма г. Смоленска и храма вмч. Георгия Победоносца г. Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами иерей Сергий Марков, настоятель храма  св. блгв. кн. Андрея Смоленского г. Смоленска протоиерей Николай Котусев, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой,  настоятель храма св. блж. Матроны Московской иерей Святослав Будревич,  настоятель храма в честь Пророка Илии деревни Шестаково Кардымовского района иерей Сергий Петров.

                     Богослужебные песнопения исполнили певчие Архиерейского хора, регент – Елена Фролова.

                     За богослужением молились руководство, преподаватели, курсанты и слушатели Военной академии, воспитатели и воспитанники Православного детского сада № 4, прихожане храма, смоляне.

                     После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди.

                     По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма с сандалиями и иконой святого мученика Меркурия Смоленского. В этот день в храме пребывали сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, Небесного покровителя Прихода, доставленные из Свято-Успенского кафедрального собора.

                     По возвращении в храм Высокопреосвященнейший Владыка Исидор поздравил присутствующих еще раз с престольным праздником:

                     “Дорогие отцы товарищи, офицеры, братья и сестры! Сегодня день памяти нашего Небесного покровителя, святого мученика Меркурия, к которому мы каждый раз обращаемся, прося его заступничества перед Господом нашим и Царицей Небесной.

                     Сегодня большой праздник для нашего города. Сегодня в актовом зале нашей прославленной Военной академии пройдет секция Рождественских образовательных чтений, посвящённых воинскому служению и роли Православия в воинском служении.

                     Пусть Господь благословляет наши труды! Пусть мученик Меркурий всегда председательствует за нас всех и особым образом покровительствует нашему славному воинству!

                     Храни вас всех Господь!”

                     Со словами благодарности Высокопреосвященнейшему Владыке Исидору и настоятелю Прихода протоиерею Владимиру Дмитриеву выступила заведующая Православным детским садом №4 Ирина Викторовна Каплина. Воспитанники детского сада прочли стихотворения.

                     Архипастыря, духовенство и всех молящихся поблагодарил за радость совместного богослужения и молитвы настоятель Прихода протоиерей Владимир Дмитриев.

                     После Престольного торжества в храме на базе Военной академии войсковой ПВО ВС РФ прошла военная секция Рождественских образовательных региональных чтений  “Православная и Отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     3 декабря 2023 года, в канун праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы,в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение.

                     Богослужение возглавил клирик собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: ”В трехлетнем возрасте Матерь Божию родители привели в храм для посвящения Богу. В храме произошло Ее духовное становление и Она послужила великому делу Боговоплощения,став храмом Божества. И в наше время храм является местом селения славы Божией. В храме посредством изучения слова Божия, мы получаем знание о Боге, о христианском призвании и Священной истории. А через молитвенное делание,Евхаристический опыт Церкви и подражание образам вселенской святости - достигаем стяжания благодатных даров и обожения”.

                     Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником, призвал любить храм Божий, с раннего детства детей воцерковлять и почаще приходить в это святое место для духовного обогащения и встречи с Богом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     28 ноября 2023 года, во вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик храма в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских г. Смоленска Смоленского городского благочиния священник Евгений Пономарев.

                     В этот вечер в собор прибыло множество смолян для того, чтобы приложиться к ковчегу-иконе с частицами мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

                     Акафистное чтение перед образом Божией Матери “Одигитрии” в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно в 18.00.

 

Новиков Никодим Филиппович (1863-1937).

 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ, Е. Петрова.

 

Подвижник — это тот, кто двигается навстречу Богу.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

                     Подвижниками называют людей, которые ради достижения высоких целей работают на износ, терпят любые лишения. В истории известны подвижники науки, просвещения и т. д. Для христианских подвижников такой целью является соответствие евангельскому идеалу. Благочестие — это образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей. Подвижниками благочестия именуются праведники, люди святой жизни, мученики и исповедники за Христа, ещё не прославленные Церковью в лике святых.

                     Со Смоленской землей связаны имена многих подвижников, таких, например, как митрополит Смоленский Сильвестр II (Черницкий) († 1706), митрополит Смоленский Сильвестр III (Крайский) († 1712), митрополит Смоленский Дорофей (Короткевич) († 1718), митрополит Смоленский Парфений (†1795); Иван Яковлевич Корейша, московский юродивый (†1861); Михаил Иванович Сущинский, смоленский юродивый (†1854); архиепископ Смоленский Тимофей (†1862); игумения Макария, настоятельница Смоленского Вознесенского монастыря (†1885); священник Антоний Эльснер (†1937).

                     В ХХ веке этот список пополнили новые имена, среди которых значится и имя иеромонаха Никодима (Новикова), настоятеля тайной церкви под башней Веселуха. Отец Никодим, в миру Никодим Филиппович Новиков, родился в 1863 году в деревне Ископская Курской губернии в крестьянской семье. О мирской жизни иеромонах Никодима каких-либо сведений найти не удалось. По словам самого о. Никодима, представленным в протоколе допроса по уголовному делу о «подпольном монастыре», до 1921 он был монахом. 24 (26?) сентября 1937 года работники НКВД арестовали в Смоленске членов религиозной общины, так называемого «подпольного монастыря». Им было предъявлено обвинение об участии в контрреволюционной деятельности. Руководителем общины был иеромонах Никодим (Новиков), который пользовался большим почитанием у верующих смолян как прозорливый старец. Члены общины создали «катакомбную» церковь в башне Веселуха крепостной стены, и отец Никодим совершал в ней регулярные богослужения. В своей книге «И тьма не объяла свет» В.И. Соколов описывает некоторые подробности ареста отца Никодима.

                     В частности автор отмечает следующее: «К 1937-му году в Смоленске, кажется, были закрыты все церкви (возможно, и обновленческие). Из города были высланы или направлены в лагеря все священнослужители. Атеистам впору было торжествовать: религия побеждена. И все-таки не получилось убедительного процесса против духовенства. Никого из священнослужителей не удалось подвести под расстрел. Парадоксальным оказалось то, что вскоре приговоренными к расстрелу оказались следователь Самусевич и главный свидетель обвинения, член епархиального совета священник И. Афонский, являвшийся многолетним секретным сотрудником НКВД. Судил их военный трибунал.

                     Да и победа безбожия в Смоленске оказалась мнимой. А произошло вот что. Как известно, Смоленск еще во времена Бориса Годунова был окружен мощной крепостной стеной с многочисленными башнями. Последний раз крепостная стена играла оборонительную роль в 1812 году при нашествии наполеоновских войск. После революции стена стала разрушаться: реставрация не производилась давно; к тому же ряд участков стены домовитые смоляне разобрали на кирпич. Тем не менее, в целом стена производила внушительное впечатление. Отдельные башни и бастионы оставались популярным местом для различных самодеятельных игр подростков (например, башня Веселуха). Как-то ранним утром к одной из таких башен забрела группа ребят, увлеченных какой-то игрой. Они обнаружили, что к соседней башне поодиночке направляются старушки и женщины помоложе. Ребята залегли в засаде. Вплотную к башне подъехала телега, запряженная тощей лошадью, с телеги слез древний старичок, которому помогал идти возница. Любопытство заставило ребят подкрасться к таинственной башне и подняться по уступам на стену к удобному пункту наблюдения. Им открылось необычайное зрелище: приехавший старичок, на плечах которого была какая-то накидка, а на голове черная шапочка с белым крестом, что-то читал нараспев, а женщины и старушки довольно стройно пели; иногда они становились на колени. Ребята бесшумно покинули пост наблюдения, поспешили домой, чтобы рассказать взрослым о своем открытии. Родители некоторых из них являлись осведомителями НКВД, так что очень скоро чекистам стало известно о существовании в Смоленске подпольного молитвенного помещения типа римских катакомб. Вопрос представился весьма важным, и было немедленно организовано секретное, тщательное наблюдение за богомольцами».

                     Позже о завершении данной истории В.И. Соколову рассказала одна из его знакомых, а ей, в свою очередь, - участница «подпольных богослужений» Настенька. Девушка поведала следующее: «В летний праздничный день 1937 года несколько истинно верующих жителей Смоленска, не привлекая постороннего внимания, собрались под заброшенной башней у стены Смоленского кремля. Было раннее утро. Убедившись, что посторонних поблизости нет, они прошли несколько метров и скрылись в проломе крепостной стены. Как и обычно, к пролому подъехала телега со священником — о. Никодимом, возница, сосед Настеньки, помог ему выбраться на проторенную тропинку. После этого возница привязал лошадь к соседнему дереву, повесив ей на шею торбу с овсом. Лошадь не была собственностью возницы, но находилась в полном распоряжении его, как ответственного за доставку стеклотары в какую-то торговую точку. Встретив о. Никодима, Настенька, поддерживая его под руку, помогла ему пройти по неровной поверхности основания башни, которую нельзя было назвать полом. Другая женщина наскоро развесила несколько икон, натянула занавеску, имитирующую иконостас, и вытащила из куста, росшего в башне, обычный пюпитр, на который набросила полотенце с вышитым крестом, что создало подобие аналоя. Кто-то вынул из чемодана несколько богослужебных книг, кто-то приготовил тлеющие угли, положив их в самодельную кадильницу. Началась Литургия с соответствующим чином каждения, причем вместо ладана использовалась смола. Проникновенно произносил возгласы и ектений иеросхимонах о. Никодим.

                     Стройно, но вполголоса, приглушенно пели собравшиеся: «Блаженни изгнаннии правды ради, яко тех есть Царство Небесное». И вдруг за стенами башни прогремел выстрел, спугнувший стаю ворон на деревьях и послуживший сигналом к штурму крепостной башни. Из всех возможных проходов и проломов, даже откуда-то сверху, появились вооруженные люди в военной форме. Рядом с о. Никодимом вырос человек в желтой кожаной куртке, с наганом в правой руке, взятым наизготовку. В руке у о. Никодима была кадильница, сделанная из консервной банки, мирно покачивающейся на четырех шнурках. Прозвучала громкая команда: «Всем оставаться на своих местах!». Тем временем два красноармейца повели, а точнее - поволокли, монаха к выходу: тот с трудом передвигал ноги. Два других красноармейца сооружали кострище, куда бросали иконы, богослужебные предметы. Самодельную фелонь священник не успел снять, а черная скуфья упала на землю, обнажив белоснежные седины. Один из красноармейцев поднял и надел скуфью на голову о. Никодима. Вслед за ним стали выводить из башни остальных участников службы, подгоняя замешкавшихся штыками винтовок. О. Никодима конвойные подняли на телегу; лошадь, погоняемая одним из красноармейцев, ступала по разбитой дороге. Сзади шел конвой, а несколько поодаль, также под конвоем, двигалась группа арестантов, включая и возницу.

                     С лица о. Никодима всю дорогу не сходила улыбка, а правой рукой он время от времени благословлял богомольцев. Но вот его впихнули в автобус, остальным указали на грузовики и на них доставили в НКВД, на улицу Дзержинского».

                     Всего по уголовному делу о подпольном монастыре было арестовано 24 человека. Все арестованные по данному делу каких-либо показаний об антисоветской деятельности ни о себе, а также о других не дали. Из их показаний следует, что они посещали Новикова Никодима с целью помолиться и получить от него благословение. Сам отец Никодим на допросе 26 сентября 1937г. Показал: "… до 1921 года я был монах. В последнее время имел чин иеромонаха. Когда монастырь был закрыт, я поселился в доме 38 по Загорной улице, где ко мне начали ходить верующие для моления".

                     Арестованная по этому же делу Дрестрель (Дмитриева) Анна Афанасьевна на допросе показала: "начало монастыря относиться к 1923–1924 годам. Служивший ранее в монастыре диакон Новиков Никодим, после того как монастырь был закрыт поселился в Новых Садках и жил на моем иждивении. В 1922–23г. мы с ним переехали на квартиру в дом 38 по Загорной улице. Примерно с этого времени в нашей квартире начались богослужения, которые проводились редко и на них присутствовало людей мало. С 1926 года мы переехали в другую комнату в том же доме. С разрешения владельца дома стали делать к дому пристройки... Монастырь имел к 1937 году следующие помещения: кроме комнаты были пристроены жилых три комнаты, трапезная и комната церковь, где происходили моления. Помимо этого был сделан чердак, имеющий перегородки. На чердаке были устроены постели на 5–6 человек. Служения происходили по воскресным и праздничным дням, присутствовало на них от трех до десяти человек. Посещали служения не только городские жители, но и из деревень...".

                     Несмотря на то, что большинство свидетелей ни о какой контрреволюционной деятельности Новикова и других, якобы входивших в состав нелегального монастыря, показаний не дали, охарактеризовали их только с религиозной стороны, 11 человек приговорили к расстрелу, 10 человек к 10 годам ИТЛ, и 3-х человек к 8 годам ИТЛ.

                     Иеромонаха Никодима (Новикова) 21 октября1937 года тройка при УНКВД по Смоленской обл. приговорила к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 октября 1937 г. в 18 часов, под Смоленском в Катынском лесу около д. Катынь.

                     Реабилитирован отец Никодим (Новиков) Президиумом Смоленского областного суда 9 апреля 1956 года.

                     85 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, осуществлявшихся властью в отношении своих собственных граждан. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей –мужчин и женщин, монашествующих, священнослужителей, мирян, пострадавших за верность Христу. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения сегодня.

Литературные источники.

1. Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.
2. Соколова В.И. "И тьма не объяла свет" — М.: «Ковчег», «Параклит», 2003.
3. http://subscribe.ru// Собор смоленских святых.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери