214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Добавлено: 23.12.2023

 

Свято-Успенский кафедральный собор, 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     С целью домостроительства спасения рода человеческого Бог создал Святую Церковь. Условно Церковь можно подразделить на Небесную торжествующую и земную воинствующую.

                     В состав Церкви Небесной торжествующей входят Богоматерь, небесные силы, сонм святых угодников Божиих. Церковь земную воинствующую составляем мы - архипастыри, пастыри и народ Божий. Церковь Небесная вместе с ангельскими силами прославляет Творца, принимает соучастие в Божественной жизни Пресвятой Троицы, возносит молитвы и ходатайства о нас земных пред престолом Божиим.

                    Церковь земная, совершая миссию по спасению рода человеческого, вместе с тем ведет духовную брань с греховностью и злом мира сего (1Ин.5,19), с духами злобы поднебесной. И для победы в этой духовной брани Церкви в силу искупительных заслуг Сына Божия дана благодатная сила. Церковь - это сокровищница благодатных даров Святого Духа. Ярко излучал эту благодать  своей жизнью ныне почитаемый Святой Церковью святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

                    В Священном Писании содержится указание на то, что добрый пастырь полагает жизнь свою за овец (Ин.10.11). Таким добрым пастырем в истории Церкви был святитель Николай. Церковь называет его правилом веры, образом кротости и учителем воздержания. На его духовное становление значительное влияние оказал его дядя, епископ Патарский Николай. Он совершил поставление его во чтеца, затем рукоположил в священный сан. По преставлении архиепископа Иоанна, Николай был избран епископом Мир Ликийских.

                     Как архипастырь Церкви Божией он проявлял попечение о народной нравственности,основывал новые христианские общины, рукополагал священнослужителей,проповедовал слово Божие, заботился о чистоте христианской веры. Но особенно прославился как христианин, любящий Бога и людей. Он жил в эпоху формирования христианских догматов и письменности. В 4-ом веке на Востоке составляли свои богословские и нравоучительные произведения святые каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святитель Афанасий Александрийский, на Западе - святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, блаженный Иероним и другие.

                     В это время разразилась арианская ересь. Александрийский пресвитер Арий начал распространять ложное учение о Боге. Он утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу. Следовал вывод, что Сын Божий Господь Иисус Христос не равночестен Богу Отцу и отрицалась троичность Божества. Для опровержения ереси был созван в Никее в 325 году 1-й Вселенский собор. Дух Божий зримо действует через соборный разум Церкви. На соборе гармонично сочетались образованность отцов и учителей Церкви и их духоносность. Святитель Спиридон Тримифунтский, приводя аналогию из физической жизни с целью раскрытия тайны триединства Божества, взял и придавил кирпич, из него вышел огонь, потекла вода и осталась в его руках глина. Отцы Церкви,в числе которых был святитель Николай, опровергли арианское лжеучение.

                     В оросах 1-го и 2-го Вселенских соборов выражено учение Церкви о триадологичности Божества. Бог Отец самобытен в Своем существе, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца через Сына в мир. В настоящее время за Божественной литургией в храмах поется Никео-Цареградский Символ веры в котором прославляется Троица Единосущная и Нераздельная. Сила веры, добродетельная жизнь, исполнение заповедей Божиих - помогли святителю стяжать благодатные дары Святого Духа. И этой харизмой благодатных даров он щедро делился со своей паствой. Вот что говорится об этом в его жизнеописании.

                     Когда голод поразил Миры Ликийские, святитель Николай всемерно поддерживал народ, призывал состоятельных людей делиться хлебом с бедными и чудесным образом спас жителей города от голода:он в сонном видении явился к купцу,плывшему мимо Ликии на нагруженном зерном корабле и велел продать  зерно в Мирах,купец выполнил поручение.

                    Отличался архиепископ Николай и своим милосердием по отношению к пасомым, ревнуя о их нравах. Узнав о том, что некогда богатый человек материально обанкротился и для того, чтобы поправить материальное положение замыслил троих дочерей отдать на блудодеяние для спасения от голода, святитель Николай в ночное время трижды подбрасывал в окно дома мешочки  с золотыми монетами, тем самым оказал поддержку семье и спас от греховного падения и позора.

                     Своей молитвой он укротил бурю на море и паломники благополучно прибыли на Святую Землю для поклонения святым местам, связанным с земным служением Господа. Защитил святитель Николай и несправедливо осужденных градоначальником. Однажды он прибыл на место казни троих мужей своего города,освободил их и избавил от смерти. Совершал святитель много и других добрых дел и чудес.

                     В середине 4-го века он преставился о Господе. Господь прославил святителя Николая:его мощи не предались тлению и на протяжении многих веков источают многоценное милости миро. В слове Божием говорится: "праведники живут во веки" (Прем.5,15). Промыслительно его мощи в 1087 году были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Они являются источником благодати и великой святыней христианской Церкви. Благодать Божия посредством мощей действует и в наше время,врачуя духовные и физические заболевания. Вот почему к этой святыне никогда не зарастет народная тропа.

                    Сегодня град Барский радуется, ликует с ним и вся полнота Церкви Христовой по случаю его дня памяти. Паломники из разных стран мира принимают участие в этом торжестве. Святитель Николай является молитвенником и скорым заступником за всех обращающихся за помощью к нему.

                    Попросим и мы с вами, братья и сестры, святителя Николая, дабы его молитвенным предстательством Господь благословил миром землю нашу, ниспослал бы в семьи наши любовь и согласие, пастырям Церкви даровал ревность о славе Божией, народу - преданность святому Православию, любовь к идеалу святости и Отечеству.

                     Аминь.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери