Православный календарь
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

– Отец Михаил, с какими делами Вам пришлось работать сразу после назначения на должность председателя епархиального Церковного суда?

– 29 сентября 2017 года на Епархиальном собрании духовенства я был избран в качестве председателя Церковного суда Смоленской епархии. За период с начала октября по 15 декабря 2017 года Церковный суд провел два заседания – 25 октября и 11 декабря.

На заседании Церковного суда 25 октября рассматривались прошения о «расторжении церковного брака», а также о церковном отпевании самоубийц.

Брак для Церкви – это Таинство. Семья – малая Церковь. И те супруги, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, вправе принимать участие в Таинстве Брака (венчании). В этом Таинстве супруги получают благословение на совместную жизнь, на деторождение. В Таинстве Брака зримо действует благодать Божия, которая скрепляет супружеские узы.

– В каких случаях Церковный суд может принять решение «развенчать» супругов?

– В Церкви нет такого понятия, как «развенчание». То, что Бог сочетал, – учит Священное Писание, – того человек да не разлучает. Тем не менее, при определенных обстоятельствах церковный брак может утратить каноническую силу. Если в супружеские отношения войдет грех, рано или поздно это может повлечь расторжение брачных уз. Наиболее частыми причинами распада семей являются грехи прелюбодеяния, пьянства, наркомании и другие пороки…

Если супруги расторгают свой брак в ЗАГСе, и одна из сторон вступает в новый брак, то Епархиальный суд вправе, основываясь на положениях Социальной концепции Русской Православной Церкви, констатировать факт утраты церковным браком канонической силы.

Если венчанные супруги расторгли свой гражданский брак, но Церковный суд не вынес решение об утрате церковным браком канонической силы, то ни один из супругов не вправе венчаться вновь. Протокол, который принимается на заседании Церковного суда, направляется правящему архиерею епархии. Решения суда получают каноническую силу после утверждения архипастырем.

– Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, о документах, принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

– Освященный Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве в период с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, принял очень важный документ – «О канонических аспектах церковного брака».

В этом документе перечислены те обстоятельства, которые могут послужить поводом к рассмотрению вопроса о признании церковного брака утратившим свою каноническую силу.

Одно из очевидных условий прекращения церковного брака – смерть супруга.

Среди обстоятельств, при которых брак утрачивает свою силу, следует назвать и такие, как:

отпадение одного из супругов от Православия;
прелюбодеяние одного из супругов;
неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
В этом документе также указывается на то, что «Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности».

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
состоящих в духовном родстве:
крестного отца с крестницей, крестной матери с крестником;
крестного отца с матерью крестника или крестницы, а также крестной матери с отцом крестника или крестницы.
ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;
признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;
осуществивших так называемую смену пола;
удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.
Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

– Вы упомянули также о рассмотренном Церковным судом прошения, связанного с отпеванием «жизнь свою самовольно скончавшего». В каких случаях современная Церковь признает такое поминовение возможным?

– Что касается отношения Церкви к церковному поминовению лиц, совершивших самоубийство, то Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27.07.2011 (журнал №87) дал архипастырям и пастырям следующие указания: Отпевание самоубийцы возможно только в случае, если оно совершено им в состоянии психического расстройства, подтвержденного медицинскими свидетельствами.

Для утешения родственников лица, совершившего самоубийство, совершается специальный молитвенный «чин утешения родственников жизнь свою самовольно скончавшего». По просьбе родственников самоубийцы такой чин может совершаться многократно, как многократно совершается панихида, – всякий раз, когда родственники лица, совершившего самоубийство, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.

Согласно церковным правилам, не дозволяется поминать самоубийц за Божественной литургией, однако Церковь дает благословение на келейную, то есть домашнюю молитву за самоубийц, которую могут совершать родственники и близкие такого человека. В качестве образца рекомендуется молитва преподобного Льва Оптинского.

По давно установленной в Успенском кафедральном соборе города Смоленска традиции (в качестве исключительной духовной меры, отсутствующей в иных местах) именно здесь возможно молитвенное поминовение самоубийц один раз в год – в четверг седьмой недели по Пасхе (так называемый «Семик»). В 2018 году этот день приходится на 24 мая. Поскольку 24 мая – это День славянской письменности и культуры, то поминовение «самовольно жизнь свою скончавших» будет перенесено на 25 мая.

– Расскажите, пожалуйста, о вопросах, которые были рассмотрены на заседании Церковного суда Смоленской епархии 11 декабря?

– На втором заседании епархиальный Церковный суд рассматривал дело, связанное с нарушением церковных канонов одним из диаконов Смоленской епархии. К глубокому сожалению, в течение последних полутора лет этот клирик Смоленской епархии не исполнял должным образом возложенные на него послушания, а с апреля нынешнего года самовольно прекратил свое служение Церкви Христовой.

Неоднократные попытки увещевания, предпринятые, в том числе и мной после вступления в должность председателя Церковного суда Смоленской епархии, не принесли результатов. Поскольку этот диакон назвал в качестве причины отказа от священнослужения состояние здоровья, от лица членов епархиального Церковного суда я предложил ему написать прошение на имя правящего архиерея Смоленской епархии митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора с просьбой почислить за штат с правом священнослужения, если позволит здоровье. На сегодняшний день диакон принял решение оставить Церковь Божию и работать на светском поприще.

Согласно древним церковным канонам, отказ священнослужителя участвовать в богослужениях является грубейшим нарушением церковной дисциплины. Церковный суд Смоленской епархии признал этого клирика Смоленской епархии виновным в нарушении 7-го правила IV Вселенского собора и принял решение запретить его в священнослужении до полного раскаяния. Протокол решения суда утвердил правящий архиерей.

Епархиальный Церковный суд, призывая смоленского диакона к раскаянию, напоминает ему о его обещании служить Богу, которое он дал у Престола Божия. Мы надеемся, что раскаявшись, он вернется в Церковь.

– Стоит ли воспринимать это решение епархиального Церковного суда как наказание?

– Принимая данное решение, Епархиальный суд лишь засвидетельствовал, что каноническое нарушение ведет к отпадению от Церкви. Задача Церковного суда – милостиво указывать на недостатки, помогая их исправлять. Мы искренне желаем отцу диакону скорейшего возвращения. И мы, пастыри Церкви Божией, рады будем после его раскаяния вместе с ним совершать Евхаристию у Престола Божия.

 

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, 2017 год.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Крест хранитель всея вселенныя, 

Крест красота Церкве,  Крест царей держава, 

Крест верных утверждение, 

Крест ангелов слава и демонов язва».

 (Светилен Кресту).

     Такими словами, братья и сестры, Православная Церковь призывает нас с вами почтить Животворящее Древо Креста Господня.    

     Крест – это духовный символ христианства и символ нашего спасения. Когда мы почитаем святой Крест, то свой мысленный взор обращаем к тем событиям, которые произошли более двух тысяч лет тому назад на горе  Голгофа близ Иерусалима. Там была принесена Богу жертва умилостивления за грехи человеческие. Там был распят Сын Божий, там пострадал Праведник за неправедных. Там была пролита невинная кровь Богочеловека Христа. Там род человеческий примирился с Богом. Там были нам отверсты двери Рая. После голгофских страданий Спаситель мира в третий день воскрес из мёртвых и силой Своего Божества победил смерть.

       Христианам первенствующей Церкви и последующим христианам были оставлены святые места: Голгофа, Гроб Господень, Камень Помазания, на котором готовили Спасителя к погребению, Крест, на котором Он был распят. И казалось бы, почитание этих великих святынь, связанных с жизненным подвигом и общественным служением роду человеческому Спасителя мира, будет продолжаться вечно. Но, к сожалению, мы живём в таком мире, где сосуществуют добро и зло, правда и ложь, святость и грех. И порой, проводя греховный образ жизни, люди утрачивают любовь друг к другу. Их духовный мир заполняется другими ценностями. Иногда зло в человеческих сердцах, при утрате веры в Бога, достигает таких гигантских масштабов, что, перестав любить, люди  начинают ненавидеть друг друга. И, в первую очередь, эта ненависть распространяется на всё святое и божественное.

       Ранняя христианская Церковь встретилась с этим явлением уже в первые века своего существования, когда зло приобрело такие масштабы, что оно потоком лилось по лицу земли, истребляя на своём пути всё, в том числе и христианские святыни. Однажды, ещё во время проповеди Господа на земле, когда Он со Своими учениками входил в Иерусалим и они стали восхищаться красотой архитектуры города и Иерусалимского храма, Спаситель мира сказал: наступит  время, и здесь не останется камня на камне. Предсказание Господа сбылось: в 70-м году нашей эры римляне не просто оккупировали Иерусалим, но полностью  разрушили его. От древнего Иерусалимского храма осталась только лишь одна стена. В нынешнее время она именуется «Стеной плача».

     Но мы с вами, дорогие братья и сестры, должны знать, что любое зло, независимо от того, где оно проявляется – в семейной,  общественной,  государственной жизни,  – всегда носит временный характер. И когда зло молниеносно распространяется, мы должны усиливать молитвенный подвиг и надеяться, что добро непременно победит зло. И оно победило!

     В начале IV века правителем Римской империи стал император Константин Великий. Он пришёл к власти, получив религиозный опыт через индивидуальное Откровение. Господь открыл ему силу и значимость Животворящего Креста, и Константин Великий  начал с того, что в империи издал Миланский эдикт, который легализовал христианскую религию. Это дало возможность увековечить великие христианские святыни. С этой целью на Святую Землю была послана мать императора, благочестивая царица Елена, которая возглавила археологическую экспедицию. Святые места пребывали к тому времени в осквернении и запустении. На месте Голгофы был устроен храм языческой богини Венеры. На святых местах были произведены археологические раскопки, в результате которых был обнаружен засыпанный землёй Гроб Господень. Также был обретен ранее утраченный Крест Христов. Для того, чтобы определить, принадлежит ли этот крест Господу, его положили на мертвеца. И произошло чудо – мертвец воскрес. На этом месте собралось множество народа. И тогда патриарх Иерусалима Макарий начал воздвигать святой Крест, высоко поднимая его перед народом. Видя Крест, люди восхваляли пострадавшего ради нас Христа и взывали: «Господи, помилуй». С тех пор обряд воздвижения Животворящего Креста Христова существует в нашей святой Церкви.     

     Крест страданий Господа! Как всё это непросто для восприятия человеческим разумом! Мир нехристианский не принимает почитания Креста Христова, хотя Господь, распятый на кресте, освятил его Своей Животворящей Кровью. Не случайно апостол Павел говорит: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1:18). «Мы проповедуем Христа распятого: иудеям соблазн, эллинам безумие» (1Кор. 1:23).

     Почему же так высоко почитается Животворящее Древо Креста в Церкви Христовой? Да потому, что Голгофа, страдание Сына Божия – это высшее проявление любви Бога к миру. Да и все мы, христиане, подобно основателю нашей веры – Господу нашему Иисусу Христу, идём по этому физическому миру, идём к Голгофе и Воскресению, и любой из нас несёт свой собственный крест: одни – более, другие – менее тяжёлый, ибо Господь даёт крест каждому по его силе.

     Крест складывается из жизненного подвига. Это радости  и скорби, физический труд  и жизненные испытания: болезни, смерть близких нашему сердцу людей. Порой изнемогаем, ропщем, порой говорим: «Господи, дай полегче крест!» Но не бывает креста выше человеческих сил. Когда же наступают трудности, тогда необходимо молиться Спасителю мира и просить у Него поддержки.   

     Крест для нас – это не только символ христианства. Это ещё и источник благодати, источник Божественной силы. Не так давно в городе Смоленске для прихожан кафедрального собора была организована паломническая поездка к святыням Ярославской епархии. Священнослужители вместе с прихожанами прибыли в Годеново, в Никольский женский монастырь. Там в храме, в ковчеге, хранится нерукотворный Крест. У этого Креста совершались молитвы, освящалась вода, и по окончании богослужения, когда для паломников ковчег был открыт, оттуда повеяло тихим ветром Божественной энергии, которая немощное в этом мире врачует и оскудевающее восполняет.

      Божественная сила Креста даётся нам также для борьбы с духами злобы поднебесной. И когда нам говорят, что наш духовный мир может оказаться подверженным влиянию оккультных сил, то мы не должны опасаться этого, ибо освящены силой Креста Господня. Мы носим Крест на груди. Он венчает наши храмы, украшает наши жилища, является проводником Божественной благодати. Не случайно в наших храмах в честь Животворящего Креста Господня звучит такая молитва: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства: яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе силою  распятого Христа».

      Мы ограждаемся Крестом потому, что через него Господь силой Своего Божества защищает нас и дарует нам Свою Божественную помощь  во всех жизненных обстоятельствах.

                 Но для того, чтобы эта сила была реальной в нашей повседневной жизни, совершая свой молитвенный подвиг, нам необходимо чаще осенять себя крестным знамением и славить Господа, пострадавшего на Кресте и воскресшего.

                 Мы должны постоянно обращаться к Богу с молитвой: «Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и сохрани нас от всякаго зла!  Аминь.

 

Проповедь в день возвращения в Смоленск Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
(Свято-Успенский кафедральный собор, 2015 г.)
Дорогие братья и сестры! В эти святые дни торжествует Земля Смоленская и Церковь Русская. В наш славный город, в кафедральный собор, возвратилась икона Божией Матери Смоленская Одигитрия. И для нас, верующих людей, это – огромная радость! Смоленская Одигитрия – это слава и хвала Смоленска, это утверждение Земли Русской! Это молитвенница и Заступница за род христианский! Как свидетельствует историческое прошлое, молитвенным заступничеством Богоматери Господь неоднократно прелагал Свой праведный гнев на милость и спасал Землю Русскую от различного рода испытаний.

Икона Божией Матери – это не только великая смоленская святыня, но и святыня всего христианского мира. Первописанный образ был создан на Святой Земле святым апостолом и евангелистом Лукой. У этого образа молилась первенствующая христианская церковь. У этого образа первые христиане укреплялись в вере, закаляли свой дух, обретали религиозный опыт. А затем икона оказалась в самом центре православия – в Константинополе, во Влахернском храме. У этого образа совершались богослужения, молились люди. Перед этой иконой произошло чудо, когда, слёзно помолившись, прозрели возле неё два слепца. С тех пор образ и получил название «Одигитрия», что означает «Путеводительница». Для слепцов она стала путеводительницей по жизни, а для гречанки царевны Анны – путеводительницей на землю Древней Руси, в славный град Чернигов. Выдавая свою дочь царевну Анну замуж, греческий император Константин, по существовавшей тогда традиции, благословил её в путь святым образом. И вот молитвы у этого образа стали совершаться уже на Черниговской земле. Молитвенным предстательством Богоматери, Бог заступал, спасал и отвращал от людей многие беды и скорби.

Но вот что удивительно и промыслительно – образ Смоленской Одигитрии находился тогда на земле нынешней Украины, в Чернигове, где спасал и защищал людей от противостояния, от военных бедствий и скорбей. И теперь, когда икона возвращается из Москвы в город Смоленск, военное противостояние на Украинской Земле прекращается. Да, это промыслительно, но чтобы перемирие переросло в прочный мир, чтобы братоубийственная брань на Земле Украинской прекратилась навсегда, наши молитвы должны быть усилены!

Гречанка царевна Анна вступила в брак с князем Всеволодом Черниговским, и от этого брака родился сын Владимир Мономах. Он-то и княжил в нашем граде в начале ХII века. Отправляясь в Смоленск, князь взял с собой родовую икону, которая находилась в Мономаховом соборе. Через эту икону Матерь Божия и в городе Смоленске стала заступницей и спасительницей от бед и скорбей. Когда в 1239 году к Смоленску подошли передовые части армии хана Батыя, Царица Небесная спасла Смоленскую Землю: от иконы был услышан голос, повелевающий воину Меркурию организовать конный отряд, отправиться за пределы Смоленска и там вступить в сражение с авангардом войска хана Батыя. Меркурий молился у этого образа и просил у Матери Божией помощи. И Господь послал Свою небесную помощь: с небольшим конным отрядом Меркурий разбил армию хана Батыя. Обойдя стороной Смоленск, устрашённый враг ушёл на север, наш город остался неразграбленным, а смолянам была сохранена жизнь.

У образа Смоленской Одигитрии было много списков. Один их них, именно тот, у которого мы сегодня молимся, нашему граду подарил Борис Годунов. Эта была надвратная икона. Целое столетие находилась она в нише над Днепровскими воротами, охраняя от врагов наш славный град и Землю Смоленскую.

В годы Смутного времени у этого образа совершали молитву Смоленский архипастырь – архиепископ Сергий, воевода Михаил Шеин и смоляне. Одигитрия и тогда подкрепляла смолян. Владыка Сергий во время сражения был ранен, но дух его был настолько высок, что после получения медицинской помощи он остался на передовой вместе с защитниками города. Одигитрия укрепляла патриотические чувства народа. Именно у смоленской крепостной стены прозвучал голос смолян, обращённый ко всем русским людям с призывом организовывать ополчения и защищать Землю Русскую. Этот народный клич подхватил и воплотил в жизнь первосвятитель московский Гермоген. Он также обратился к людям с воззванием встать на защиту родной Земли, и его слова были услышаны: во многих местах стали создаваться ополчения, и, вместе с образом Пречистой, в октябре 1612 года Москва была освобождена от оккупационных войск.

Русские люди прославляли Матерь Божию у этого образа и в советский период, особенно в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что уровень веры в народе был слаб. Но в христианском обществе всегда было, есть и будет то малое стадо, которое является хранителем веры и её основной закваской. И в то время смоляне молились у образа Одигитрии. И тогда возле этой иконы совершались чудеса. Богохульников Бог наказывал, а стоящих в вере и благочестии вознаграждал.

Но вот два года тому назад, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, образ Одигитрии был отправлен на реставрацию в Первопрестольную и находился там до настоящего времени. В сегодняшний день мы видим лик Богоматери таким, каким он был в то время, когда царь Борис Годунов подарил икону Смоленску. Это тот самый лик, у которого молились смоляне в смутное время. Прославляя икону Божией Матери Одигитрию, мы славим и Господа, который даровал нашей епархии, нашему граду такой дивный образ. Ведь единственная сохранившаяся в Русской Земле надвратная икона – это Одигитрия. Мы должны, братья и сёстры, на этой неделе, да и во время Великого поста, чаще приходить в кафедральный собор для того, чтобы славить Бога и Его Пречистую Матерь. Мы прославляем Матерь Божию не случайно, ведь она единственная из всего человеческого рода стала родительницей Спасителя мира. Через Неё Господь воплотился. Она жила в нашем мире – мире не только добра, но и греха, и при этом сохранила Свою личную святость, а после Успения не оставляет род христианский Своим молитвенным предстательством к Богу.

В своё время физически прозревали слепцы, а за всю историю нахождения иконы в нашем святом храме сколько новых поколений пришло в Церковь Божию, сколько людей духовно прозрели, обратились к Богу, изменили свой образ жизни! Но мы должны молиться о том, чтобы и дальше, молитвенным предстательством Богородицы, Господь как можно больше смолян привёл к вере. Когда люди приходят к Богу, тогда высшим авторитетом в жизни становится Закон Божий. Ради любви к Богу мы боремся с грехом, ради любви к Богу мы любим свой град и своё Отечество, ради любви к Богу мы должны совершать дела любви и милосердия. Прославляя образ Пречистой Смоленской Одигитрии, являющийся похвалой граду Смоленску, мы постараемся и сами в оставшиеся дни поста неленостно славить Господа, просить Пречистую Богоматерь, чтобы, по Её святым молитвам, Господь утвердил бы мир во всём мире, послал любовь в наши семьи и даровал нам Свою благодать, просвещающую и освящающую всех людей, живущих в этом мире. Аминь.

http://smolpisatel.ru/org/sopp.html

Проповедь в неделю о самарянине

на Божественной Литургии в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе.

6 мая 2018 года.

 

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

 

     В эти святые дни, братья и сестры, мы отмечаем праздник Святой Пасхи. Церковь посредством своих богослужений и поучений свидетельствует нам о победе Господа над смертью, грехом и дьяволом. За каждым богослужением, в качестве духовного назидания, она предлагает нам Евангельские повествования.

     Вот и в сегодняшний воскресный день за Литургией в нашем храме было прочитано Евангельское чтение, посвящённое беседе Господа с самарянкой (Ин.4: 5-42). Во времена Христа между иудеями и самарянами не существовало мира и согласия. Причин для этого было множество, но одна из них состояла в том, что самаряне, как сообщество, отпали от Богооткровенной религии. И вот случилось неожиданное: у колодца Иакова  произошла встреча Иисуса Христа с женщиной-самарянкой. Спаситель, утруждённый  путём, просит у самарянки испить воды. Удивлённая, она отвечает ему, что между самарянами и иудеями нет общения. Но Спаситель говорит, что если бы она знала, Кто обратился к ней с просьбой, то сама бы попросила у Него воды, и Он дал бы ей воду живую. Женщина спрашивает: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?» «Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок», на что Христос ответил: «Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Тогда самарянка просит и ей дать этой воды, чтобы утолить свою жажду и уже больше не приходить сюда, и не почерпать. Спаситель переводит беседу в духовную плоскость и задаёт женщине вопрос о её  муже. Она отвечает: «Я не имею мужа». И тогда Господь милостиво, с любовью, но при этом, открыто и прямо обличает женщину в её грехе: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». «Вижу, что ты пророк, -  говорит женщина. Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». В ответ Спаситель излагает ей Новозаветное учение об истинном поклонении Богу и о равенстве всех народов перед лицом Божиим.    

     Господь учит, что все народы мира призваны к спасению. Для всех уготовано Царство Божией славы. Христос говорит, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться  Ему в духе и истине». «Настанет время и настало уже, когда будут «поклоняться Отцу в духе и истине» не только в Иерусалиме, но и на всяком месте.   

     Бог почивает Своею благодатию в нашей Церкви. И независимо от того, где проживают люди: в Иерусалиме или в Афинах, в Москве или в Смоленске, - все призываются поклоняться Богу в Духе и Истине. Во Христе равны все народы, и апостол Павел говорит об этом так: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

     Женщина оставила свой водонос, побежала в город и сказала: «Пойдите посмотрите Человека, Который сказал всё, что я сделала: не Он ли Христос?» И тогда народ, проживающий в городе Сихаре, во множестве вышел навстречу с Господом. Многие, слушая проповедь Христа, уверовали в Его Божественное достоинство и теперь уже говорили не со слов женщины, а потому, что сами всё видели и слышали, сами поняли, что перед ними Христос, Спаситель мира.

      В сегодняшний день, братья и сестры, Церковь призывает нас почерпнуть воду живую и сделать всё возможное, чтобы она стала для нас и наших ближних источником, текущим в жизнь вечную. Этой живой водой является для нас Слово Божие.

     Слово Божие – это источник мудрости, и блажен человек, который «поучается в Законе Господнем день и ночь». Слово Божие дано нам как критерий Истины, и всё, происходящее с нами в окружающей действительности, мы должны оценивать с точки зрения Божественного Откровения.. Слово Божие дано нам и для укрепления в вере. Вот послушайте, что говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31).Слово Божие – это ещё и меч обоюдоострый: он посекает нашу греховность и наши пороки. Слово Божие обладает внутренней духовной и нравственной силой, способной давать стимул для перерождения человеческой личности. Как свидетельствует история христианства, множество людей, которые слышали и изучали Слово Божие, изменяли свой прежний образ жизни и становились на путь христианского подвижничества. Многие из них оставили светскую жизнь и ушли для подвигов под монастырские своды. Такими людьми были: преподобный Антоний Великий, который стал основоположником восточного монашества, святитель Филипп, митрополит Московский, подвизавшийся на Соловках, а затем совершавший святительское служение на Московской кафедре, блаженный Августин, который, услышав Слово Божие, принял Святое Крещение и стал пастырем Церкви Божией. Затем Господь возвёл его на кафедру Иппонийскую. Слово Божие живо и действенно во все времена. Так, например, одна из прихожанок нашего храма рассказывала о себе, что когда она прочитала  Священную Книгу Библию, Священное Писание, то начала посещать храм Божий.

     Послушав этот рассказ, вы можете спросить: почему же в наше время атеисты, которые также читают Слово Божие, не только не обращают свои сердца к Богу, а напротив, иногда даже критически относятся к Божественному Откровению. Аналогичный вопрос задали и Иисусу Христу, когда Он ещё был на земле и совершал Своё общественное служение. Во времена Христа в качестве поучений часто использовались притчи, иносказания, и Господь также ответил на этот вопрос приточно. Он  произнёс притчу о сеятеле. В ней  говорится о том, как  вышел сеятель сеять семя. Одно семя упало при дороге, налетели птицы и поклевали его. Другое упало на каменистую почву и вначале произросло, но, не имея влаги, засохло. Третье семя упало в терние, в бурьян, но терние выросло и заглушило его. А четвертое упало на плодородную взрыхлённую почву и принесло свой плод. Спаситель сам истолковал значение этой притчи. Сеятель – это Бог, семя –Слово Божие, почва – нравственное состояние человеческих сердец. Порой бывает так, что люди посредством греховного образа жизни настолько затемняют свой духовный мир, что сердечная почва уподобляется каменистой, и Слово Божие – семя – не плодоносит. Бывает и так, что люди принимают святое крещение, знакомятся со Словом Божиим, но затем попадают под сектантские влияния или увлекаются оккультными учениями. И подобно тому, как терние заглушает семя, так оккультные учения и сектантские доктрины глушат ростки семени Слова Божия. Нередки случаи, когда люди приходят в храм и с радостью слушают Слово Божие, но заботы семейной жизни, повседневный труд, другие попечения уводят их из храмов, и люди становятся индифферентными по отношению  к вере. Но, благо, много таких сердец, почва которых благоприятна, и семя, попадая на эту почву,  приносит стократный плод.

     Церковь призывает нас постоянно проповедовать  Слово Божие. Если мы умолчим, то, как сказано в Священном Писании, камни возопиют и ослица заговорит. Нам, пастырям Церкви, братья и сёстры,  хорошо известны ваши семейные проблемы в области духовного воспитания. Порой слово о Боге вызывает раздражение. Иногда люди вовсе игнорируют слушание Слова Божия. Порой говорят, послушаем тебя в другой раз. Конечно, очень хочется, чтобы Слово Божие было действенным и быстро приносило свои плоды. Однако процесс духовного возрождения бывает длительным, о чём свидетельствует и  Священное Писание: Павел «насадил, Аполлос по­ливал, но воз­растил Бог» (1 Кор.3:6). Но если вы будете проповедовать слово Божие с любовью к людям, с молитвой о Божественной поддержке, то Слово Божие непременно принесёт свой плод. Кроме того, в деле духовной жизни бывают исключения из правил, ведь для Бога нет ничего невозможного в этом мире.  Он способен изменить любые человеческие сердца: сделать из «савлов», гонителей христианства, - «апостолов  павлов», провозвестников Христова учения, может преобразить души падших «марий  египетских» в подвижниц христианского благочестия. Поэтому сейте Слово Божие почаще, сейте его везде: и на каменистой почве, и в терниях, и при дороге, и на обработанной почве. А Бог даст – семя произрастёт и принесёт свой плод. Если наши родственники и ближние обратят свои сердца к Богу, если евангельское учение станет нормой их жизни, это и будет свидетельствовать о том, что Слово Божие стало источником живой воды, текущей в жизнь вечную. Аминь.