Православный календарь
Анонс
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

        7 декабря 2018 года в рамках Рождественских региональных образовательных чтений в Смоленской Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского была проведена конференция «Духовные основы воинского служения Отечеству: нравственная ответственность и свобода выбора».

         В мероприятии приняли участие митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, Почетный член СОО ВООВ «Боевое братство», ведущий инспектор МО РФ генерал-лейтенант Владислав Леонидович Каневский, врио начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны полковник Игорь Ростиславович Стахович, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, помощник начальника Смоленской Военной академии по работе с верующими военнослужащими протоиерей Владимир Дмитриев, офицеры и военнослужащие Смоленского территориального гарнизона, преподаватели, слушатели и курсанты Военной академии, духовенство митрополии.

Военная Академия ПВО СВ РФ, Освщение воинских знаков отличия, 2012 г.

 

 

 

 

 

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО  6 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА В 16:31  106

 

Значение светской и богословской литературы для формирования нравственной личности.

 

Чтобы сохранить опыт, мудрость и знания, люди облекали их сначала в слова, а потом, по прошествии десятков веков, с изобретением письменности и (много позже) чудо-станка Иоганна Гуттенберга, все произведения человеческой мысли, выраженные с помощью речи, стали издаваться в виде книг.

С тех пор всякий homo, если он, конечно, sapiens, в обязательном порядке был ещё и человеком читающим. Но в том огромном, океанических масштабов массиве литературы (научной, художественной, философской), которая накопилась за сотни лет и ежегодно прирастает на сотни, а то и тысячи томов, трудно выделить одну книгу, которая была бы главной и единственной, прочитав которую, можно было бы остановиться и больше вообще ничего не читать. Возможно, если не для всех людей, то, во всяком случае, для христиан такой книгой могла бы стать Библия, что в переводе на русский язык означает «Книги». Именно с большой буквы. Библия – не просто сборник исторических преданий, религиозных правил и нравоучительных историй, написанных пусть мудрыми, знающими, но всё-таки людьми, а Боговдохновенное творение, в котором открывается надчеловеческая мудрость – Божественное откровение.

Что читать кроме Библии

Возможно, православному человеку нет необходимости читать что-либо кроме Библии…

 – Это не совсем так, а точнее – совсем не так. Мы живём в мире, который достиг очень высокого уровня научно-технического прогресса. И каждый день средства массовой информации вещают нам о новых открытиях. А Церковь в прошлом и сейчас призвана познакомить с Евангельским посланием наш народ. Священнослужители постоянно общаются с разными по своему социальному положению людьми, в том числе и с теми, кто имеет достаточно высокий уровень образования: с учёными, инженерами, учителями, медиками, военнослужащими. И, естественно, для того, чтобы Евангельское послание было принято, священнослужители должны быть эрудированными людьми, – говорит старший священник Свято-Успенского кафедрального собора, руководитель комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы протоирей Михаил Горовой.

 

Такого же мнения, но уже в отношении мирян, придерживается заведующая библиотекой духовно-просветительского центра при храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Анна Викторовна Боедова:

– Безусловно, Библия – основная книга для верующего человека. Но чтобы ее понять, у обычного человека нет достаточного запаса информации. Здесь нужны богословские знания, сведения об исторических реалиях, тонкостях эпохи. В этом помогают толкования исследователей-экзегетов: святых отцов (Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Феофилакта Болгарского, Ефрема Сирина), А.Лопухина и других. Но читательские интересы современного человека гораздо шире, разнообразнее. И фонды нашей библиотеки (почти 5,5 тысяч экземпляров  без учета электронных материалов) рассчитаны на то, чтобы удовлетворить даже самого притязательного книголюба.  Большая часть читателей (их более 1000)  – люди с высшим образованием, педагоги, врачи.

 

Каждый из них приходит с определенным багажом знаний, уровнем потребностей, эстетическими пристрастиями. Книги найдутся на любой вкус – и для любителей серьезного, глубокого чтения, и для желающих отдохнуть душой. Энциклопедии,  православная беллетристика, нравоучительная литература, патерики, жития, советы по воспитанию детей и устроению семейной жизни, миссиология, аскетика, книги по истории Церкви – это неполный список тематических групп наших фондов.

Конечно, круг чтения верующего не ограничивается одной книгой, пусть даже содержащей Божественное откровение.

– Тогда возникает вопрос, какие книги может читать православный христианин? Существует ли список запрещенных книг?

– В Православии нет никакого списка запрещенных книг, – рассказывает отец Михаил. – И здесь наш подход абсолютно ясен: создавая первых людей, Бог наделил их свободой. Православная Церковь даёт полную свободу священнослужителям относительно получения образования и повышения своего интеллектуального уровня. Можно читать богословскую литературу (при этом написанную не только православными авторами) и вместе с тем знакомиться с классикой и современными писателями. Самое главное – чтобы священнослужители могли, читая различного рода произведения, отсеивать зёрна от плевел. С другой стороны, священники, которые несут в общество Послание Божие, должны рекомендовать своим прихожанам и вообще мирянам ту литературу, которая будет положительно сказываться на их религиозном, гражданском и патриотическом становлении.

По словам отца Михаила, священнослужители, помимо того, что исполняют различного рода послушания, являются и духовными руководителями прихожан своих храмов. И, конечно, в частных беседах они должны рекомендовать ту литературу, которая будет служить духовному возрастанию личности и вести к интеллектуальному просвещению.

 – Как говорил литературовед и историк культуры академик Сергей Сергеевич Аверинцев, есть книги, которые нужны обществу и служат ему на пользу, а есть книги, которых лучше бы не было. И все священнослужители, возглавляющие на сегодняшний день приходы Смоленской епархии, получили хорошее образование и способны помочь своим прихожанам вне зависимости от их социального положения и образовательного уровня разобраться в том, что следует читать, а на что не стоит тратить время, – поясняет старший священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил.

Для подготовки священников Русская Православная Церковь открывает средние специальные и высшие учебные заведения, в каждом из которых есть прекрасные обширные библиотеки, где представлена как богословская, так и художественная, и научная литература.

– При приходах Смоленской епархии существуют библиотеки для мирян. Наряду с богословскими произведениями и периодическими изданиями Русской Православной Церкви и самой епархии в таких библиотеках, как правило, широко представлены и произведения светских авторов, – продолжает отец Михаил. И тут же уточняет: – Вся наша русская литература, за исключением XVIII века, – христианская по сути. Безусловно, необходимо знакомиться с духовным наследием и идеалом, который отражён в Библии, но священнослужители и прихожане должны знать и творчество писателей, которые прославили нашу русскую землю.

– И кто, по-вашему, относится к числу таких писателей?

– Например, Александр Солженицын, Валентин Распутин…

 

– Но Валентин Распутин – советский писатель, лауреат Государственных премий и Герой Социалистического Труда. Трудно представить, что человек, обласканный коммунистическим режимом, который сделал атеизм, по существу, государственным культом, мог писать о Боге или поднимать религиозные проблемы…

 – В вопросах творчества не всё так просто. Иногда бывает, что писатель прямо не говорит о Боге, но его творчество настолько проникнуто христианской идеей, что совпадает с Евангельским благовестием. Несмотря на идеологические рамки и запреты, каждый истинный художник свободен, и как считает нужным, так и излагает своё видение окружающей действительности в соответствии с запросами современности, – поясняет священник.

Формировать нравственные качества

Приходские библиотеки, о которых говорит отец Михаил, несколько отличаются от привычных светских библиотек. На это указывает и заведующая библиотекой Духовно-просветительского центра при храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Анна Боедова:

– Для прихожан библиотека – это не только возможность познакомиться с наследием святых отцов, с художественной литературой. Это уютное место для общения, дружеских бесед, где можно согреться душой. Читатели приходят не только для того, чтобы взять хорошую книгу, которая для многих – антидепрессант, таблетка хорошего настроения, друг, советчик и, как бы банально это ни звучало, – окно в мир святых, великих людей и их мыслей. Обычно на приходе складываются почти родственные отношения, и читатели знают, что здесь им всегда рады, каждого помнят по имени, всегда внимательно выслушают, здесь можно поделиться своими радостями и горестями, обсудить актуальные проблемы за чашкой чая.

 

 

 

Особенное внимание мы уделяем детскому чтению, ведь ситуация с ним сложилась тревожная. В первую очередь фонды пополняются православной детской литературой. Но мы также стараемся привить вкус к качественной мировой художественной литературе, отдавая предпочтение книгам нравственного содержания. Это произведения великих русских и зарубежных писателей (Ч.Диккенса, В.Скотта, И.С. Шмелева, Х.К. Андерсена, В. Гауфа, Ф. Бернетт и др.). Для подростков, по благословению настоятеля протоиерея Валерия Рябоконь, создан читательский клуб «Листайл», проводятся занятия по христианской литературе, дискуссии, просмотр и анализ экранизаций любимых произведений. Все это помогает воспитывать человека не только читающего, но и нравственного. Ведь прежде чем стать хорошим христианином, нужно научиться быть просто хорошим человеком. Как писал Вальтер Скотт, «мы никогда не сумеем чувствовать и уважать наше действительное призвание и назначение, если не научимся считать миражом все в сравнении с воспитанием сердца».

Фото: Алексей Гусинский

 Алексей ГУСИНСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

     4 декабря 2018 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Божественную литургию в Успенском соборе города Смоленска совершили: председатель Синодального отдела по религиозному и образованию и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.

Архипастырям сослужили: старший священник Свято-Успенского собора протоиерей Михаил Горовой, ключарь кафедрального храма протоиерей Григорий Трубин, руководитель Отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации, благочинный Ярцевского округа протоиерей Василий Мовчанюк, клирики собора и Покровского храма Смоленской православной духовной семинарии, гости епархии в священном сане.

 

В завершение богослужения митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор приветствовал Высокопреосвященных и Пресвященных иерархов, прибывших в Смоленск, чтобы разделить радость совместной молитвы и принять участие в Парламентской встрече и Пленарном заседании IV региональных образовательных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

Свято-Успенский кафедральный собор, 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

Храм святителя Иоанна Златоуста микрорайон Колодня, 26 ноября 2018 г.

 

26 ноября 2018 года, когда Церковь чтит память святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей и учителей Церкви, престольный праздник отметили в Златоустовском храме в микрорайоне Колодня.

Божественную литургию возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Архипастырю сослужили благочинный Петропавловского округа иерей Дионисий Давыдов, председатель Епархиального суда, старший священник Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста протоиерей Андрей Мельничук, духовенство храмов города Смоленска.

В храме молились педагоги и учащиеся школ №№13 и 27, жители поселка Колодня, гости из Смоленска. Многие из них приняли участие в Таинствах Исповеди и Святой Евхаристии.

 

 

Храм святителя Иоанна Златоуста микрорайон Колодня, 2017 г.

 

Храм святителя Иоанна Злотоуста микрорайон Колодня, 2015 г.

 

 

Смоленский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова, 26 ноября 2018 г.

 

         26 ноября 2018 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, состоялось подписание договора о сотрудничестве между Смоленской епархией и Смоленским филиалом РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Документ подписали Глава Смоленской митрополии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и директор филиала РЭУ имени Плеханова Валерий Анатольевич Мельников.

В торжественном мероприятии приняли участие руководитель Отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, председатель Комиссии Смоленской епархии по взаимодействию с библиотеками и кафедрами православной литературы протоиерей Михаил Горовой, руководитель Отдела Смоленской епархии по работе с молодежью протоиерей Сергий Адодин, заместитель руководителя Отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ Мария Жукова, ведущий библиотекарь кафедры православной литературы областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского Анна Некраш, специалист епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Юлия Трифонова, студенты и преподаватели вуза.

           В память о значимом событии митрополит Исидор передал книги для вузовской библиотеки — труды Иоанна Златоуста, одного из трех Вселенских святителей, который известен также как выдающий богослов, ученый и духовный писатель.

 

 

 

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы с вами, совершаем празднование, посвящённое Архистратигу Божию Михаилу и прочим небесным силам бесплотным. В народе этот праздник называется Ангельским днём.

Но откуда нам известно о существовании ангельского мира? Ведь мы с вами живём в физическом, материальном мире и, честно сказать, никогда не слышали пения серафимов, не созерцали жизни херувимов. Это возможно лишь для людей высокого духа. Тем не менее, Бог дал нам Откровение. Сведения об ангельском мире содержатся в Библии. Там в своё время бытописатель Моисей написал следующие слова: «В начале Бог создал Небо и Землю» (Быт. 1:1), то есть мир невидимый, небесный, и мир видимый, материальный. Так, обитателями небесного, духовного мира являются святые ангелы и архангелы. Причём, мир ангелов был сотворён ранее физического мира.

О тайнах жизни ангельского мира Библия открывает людям не так много, но известным является факт, что все сотворённые Богом ангелы изначально были добрыми. Однако после того, как в духовном мире по причине гордыни произошло падение, часть падших ангелов во главе с Денницей была низвергнута с неба. Поэтому в настоящее время, кроме добрых ангелов, мы встречаемся и с духами злыми, с духами злобы поднебесной, но сегодня праздник посвящается добрым ангелам.

Учение об ангельском мире возникло в апостольские времена. Уже тогда ученик апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит изложил это учение древней Церкви. Однако с течением времени в истории человеческого рода появились лжеучителя, которые исказили учение об ангельском мире. Особенно сильный всплеск этой ереси можно было наблюдать в начале IV века. Возникло лжеучение о том, что ангелы, обладая огромной духовной силой, являются творцами тварного мира. С целью опровержения этого ложного учения и был созван в 320 году Лаодикийский собор. На этом соборе отцы и учители Церкви опровергли ересь об ангелах и на все века изложили учение об ангельском мире.

Суть его сводится к тому, что весь ангельский мир состоит из трёх степеней иерархии: высшей, средней и низшей. Высшую составляют Серафимы, Херувимы, Престолы. Среднюю – Власти, Господства, Силы. Низшую – Начала, Архангелы и Ангелы. Во главе ангельского мира Господь поставил святого Архистратига Божия Михаила. Христианское Предание сохранило нам имена и других архангелов Божиих. Это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

Нам известно также, что ангелы – это бесплотные духи. Вот почему мы, состоящие из материального тела и бессмертной души, не можем их созерцать. Но подобно нам они наделены разумом, свободой и бессмертием. Служение ангелов состоит в том, что они славят Небесного Творца, исполняют волю Бога и служат роду человеческому. Указание на это содержится в Священном Писании. Так, в Книге Иова прямо говорится, что, когда Бог создал небо и землю, ангелы прославили Его (Иов. 38:7).

И с тех пор благодарственная песнь ангельского мира в честь Творца совершается постоянно. Мы также, присоединяясь к ангельскому миру, за каждым богослужением во время совершения таинства Евхаристии повторяем ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!»

Что касается служения ангелов и исполнения ими воли Божией, то в Священном Писании сказано, что архангел Гавриил был послан от Бога к Деве Марии и возвестил Ей истину о том, что Она, будучи Девой, станет Матерью Господа. Когда же Она изумилась услышанному, архангел пояснил Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя». Когда родился Богомладенец Христос, ангельский мир спел в честь Него дивную песнь: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Когда над жизнью Богомладенца Христа нависла угроза от царя Ирода, ангел сопровождал святое Семейство в Египет, а после кончины Ирода возвратил их в родную землю.

Перед Голгофскими страданиями во время молитвы Спасителя в Гефсиманском саду ангельские силы поддерживали Его, а когда Господь силой Своего Божества победил смерть, то ангелы первыми возвестили миру весть о Его Воскресении из мёртвых. В тот день, когда Господь возносился от земли на небо, ангелы в лице апостолов также сообщили миру истину о том, что «Сей Иисус, вознесшийся от васна небо, придёт таким же образом» (Деян.1:11) вторично на землю для того, чтобы судить род человеческий.

Каким же образом происходит служение ангелов человеческому роду? Христианские страны и народы имеют покровителей в лице ангельского мира, а каждый человек, принимающий Крещение, получает от Бога Ангела-хранителя. Поскольку мы, люди, принадлежим двум мирам – миру физическому и миру духовному, трансцендентному, то и влияние на нас оказывают оба этих мира.

Ангельские силы, защищают нас и наш духовный мир от влияния духов злобы поднебесной и, конечно же, укрепляют в добре, стараются препятствовать нашему духовному падению.

Сегодня праздник святых архангелов и ангелов, но проповедовать об ангельском мире очень сложно. Легче говорить о духах злобы поднебесной, то есть о демонах. В Священном Писании неоднократно указывается на то, что демоны по попущению Божию за грехи человеческие могут вселяться в духовный мир людей, парализовать их волю и даже бросать в огонь и в воду. Это свидетельство Священного Писания подтверждается и жизнью современного мира. Как часто в святых обителях, где уровень духовной жизни более высок, можно встретить людей, которые по разного рода причинам стали вместилищем злых духов. Там можно увидеть, какой страшный ущерб физическому и духовному здоровью людей приносят эти духи.

Утрата в современном мире религиозной веры и истинных нравственных ценностей неизбежно сопровождается потерей того духовного щита, который должен ограждать духовный мир людей от духов злобы поднебесной. Даже государственные правители, утратив веру в Бога, теряют затем ориентиры в области нравственной жизни. Такие явления западной жизни, как, например, эвтаназия, развратные браки, изменение пола ради острых ощущений, ювенальная юстиция или другие прелести, которые нам западное сообщество не прочь навязать, ясно свидетельствуют об одном: о влиянии на современный мир духов злобы поднебесной. Дьявол всё делает, и будет делать, для того, чтобы лишить людей данной Богом свободы. Ещё придёт то время, когда нам скажут: отдайте нам Богом дарованную свободу, а мы взамен вам дадим электронный рай. И дай Бог, чтобы он не стал для нас электронным концлагерем!

Каким же образом мы можем противостоять духам злобы поднебесной? Бог позаботился и об этом. Кроме Откровения Он основал на земле воинствующую Христову Церковь, которая есть оазис Царства Божия на Земле. В Церкви есть всё необходимое для защиты нашего духовного мира. В первую очередь – это сила Божия, действующая в человеке как благодать. В силу Голгофской Жертвы Христа Спасителя и в качестве бесценного дара от Бога эту благодать могут получить все, кто будет посещать храмы Божии, участвовать в молитвенном подвиге Церкви, проводить евхаристический образ жизни. Тогда непременно благодать Божия защитит нас. Благодать Божия просветит, освятит и поможет нам побеждать царство духов злобы поднебесной.

Аминь!

 

Свято-Успенский кафедральный собор, 2016 г.

 

 

 

          19 ноября 2018 г., в преддверии Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, состоялось очередное учебно-методическое занятие  православных писателей.

Председатель этого творческого объединения, поэт, член Союза писателей России Николай Кеженов от имени собравшихся поздравил с Днем Ангела духовного руководителя православных литераторов, старшего священника Свято-Успенского кафедрального собора протоиерея Михаила Горового и вручил ему Почетную грамоту Смоленской областной организации Союза писателей России «за сотрудничество, поддержку творческих начинаний православных писателей, укрепление связей с библиотеками и учебными заведениями, вклад в социально-культурное и духовно-нравственное становление и развитие Смоленского края».

Священник поблагодарил за награду, поздравил смолян с наступающим большим праздником и сказал всем напутственное слово, напомнил о принесении мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Смоленскую епархию и раскрыл духовный и жизненный подвиг святителя, автора книг и врача-хирурга. Затем все прослушали и посмотрели видеозапись проповеди в день празднования Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных протоиерея Михаила Горового, произнесенной им ранее на праздничной литургии в кафедральном соборе. Писатели узнали, каково служение Ангельского мира и как Небесные Силы бесплотные защищают людей от зла.

Затем сообщение о поэзии и прозе монаха Варнавы (в миру Евгения Санина) сделала поэтесса, педагог и публицист Нина Колобаева. Она познакомила слушателей с содержанием книг названного автора: «Маленькие притчи для детей и взрослых», «Духовная неотложка», «Духовная поэзия». 

Свои стихи, посвященные Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным, прочитали православные поэты.