214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

К 85-летию со дня мученической кончины.

 

 

Игумен Израиль (Андреев).

 

                     Игумен Израиль (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1870 году в деревне Хвощевка Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. 30 апреля 1895 года поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре. Духовная дочь отца Израиля Наталия Александровна Верховцева вспоминала:

                     «Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители».

                     12 марта 1900 года Иван Андреевич был пострижен в монашество. 29 августа 1900 года рукоположен во иеродиакона, 3 апреля 1906 года – во иеромонаха. Нес послушание келейника старца Даниила.

                     «Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением. Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни», – пишет Наталия Александровна.

 

 

Черниговский скит.

 

                     С 1915 года отец Израиль – строитель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, в 1916–1918 годах – строитель Гефсиманского скита. 9 марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан игумена в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита. В 1918–1929 годах он – игумен Гефсиманского скита, зарегистрированного к тому времени как сельскохозяйственная артель.

                     «По кончине игумена Даниила и последующих игуменов – Аллария, Мефодия – братия избирает его “Строителем”, а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям не только одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали, сдавали свои позиции».

                     «В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А. В. Комаровский, – отцу Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, так как скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда отца Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряженном в высокие сани или пролетку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда».

 

 

Верховцева Наталья Александровна.

 

                     «На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита, – писала Н.А. Верховцева. – С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек. Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник – казалось, на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения».

                     В 1923 году игумен Израиль был впервые арестован на три месяца. Подробности ареста неизвестны. 19 января 1925 года он был снова арестован по обвинению в том, что, «состоя членом сельхозартели в городе Сергиеве (бывший монастырь), вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданских установлений артели и переходу ее к монашескому положению, так как советской власти скоро будет конец». Содержался в Бутырской тюрьме Москвы. Виновным себя не признал. 3 апреля 1925 года освобожден по амнистии.

                     С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

                     В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания.

                     На допросе говорил:

                     «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

                     29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске.

 

30 декабря 2022 г.

 

Основные источники:

 

1. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 114–115.
2. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 7 / ПСТГУ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев и др. М., 2019. С. 224–225.
3. Верховцева Н. А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний) // Московский журнал. 1992. № 10. С.11.

 

 

Досточтимые отцы, братья и сестры !

 

                     Сегодня вся полнота Русской Православной Церкви и общественность страны отмечаем пятнадцатилетие со дня интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Разделяем это торжество и мы, клирики и миряне Смоленской епархии. Господь щедро наделил Святейшего Патриарха талантами. Богомудрый архипастырь, талантливый проповедник, богослов, тонкий дипломат, миротворец, ревнитель чистоты Православия и преданный Господу христианин.

                     Всматриваясь в пятнадцатилетие служения Святейшего Патриарха Кирилла мы видим, как зримо действовала благодать Божия на его Патриаршее служение. И результатом его трудов стало открытие новых храмов и святых обителей, состоялись хиротонии новых архипастырей и пастырей Церкви Божией.

                     Будучи Смоленским митрополитом, нынешний Святейший Патриарх после празднования тысячелетия Крещения Руси стоял практически у истоков всех сфер развития церковной жизни в нашей Церкви. Это религиозное образование и катехизация, работа с молодёжью, взаимодействие Церкви с Армией и правоохранительными органами, это развитие миссионерского и социального служения. Святейший Патриарх вносит существенный вклад в укрепление церковно-государственных отношений, развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране. По его просьбе Русской Православной Церкви переданы икона Святой Троицы,шедевр древнерусского искусства, и другие святыни - источники благодати Святого Духа. Святейший патриарх совершает много и других добрых дел во благо Святой Церкви и Отечества.

                     И в сегодняшний день - день сугубого торжества и духовной радости, досточтимые отцы, братья и сестры, вознесём молитву, дабы предстательством Божией Матери у иконы Смоленской Одигитрии и предстательством святых, просиявших в подвиге вере и благочестия на Смоленской земле, Господь продлил бы дни жизни пребывания Святейшего Патриарха на земле, укрепил бы его физические и душевные силы, чтобы он и впредь так же мудро правил церковным кораблём. Благодарим Святейшего патриарха Кирилла и за его труды по духовному возрождению Смоленщины. Многая и благая лета Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1 февраля 2024 года в 15-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска совершена Божественная литургия и молебен о здравии в честь Патриарха Кирилла.

                     Молитвенные песнопения за богослужением исполнили певчие Архиерейского хора, регент – Ольга Новикова.

                     По завершении Литургии был совершен Благодарственный молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства города Смоленска и собора.

                     В этот день в храмах Смоленской епархии были вознесены сугубые молитвы о здравии Святейшего Патриарха Кирилла.

                     В 12.00 в честь дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в храмах епархии был совершен колокольный звон.

 

 

 

 

 

 

 

                     30 января 2024 года, во вторник 34-ой седмицы по Пятидесятнице, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик храма "Всех скорбящих радосте" г. Смоленска Смоленского городского благочиния священник Александр Папченко.

                     Акафистное чтение перед образом Божией Матери “Одигитрии” в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно в 18:00.

 

 

 

 

 

 

 

                     В Москве состоялось торжественное открытие XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема форума в этом году — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

Архиепископу Евсевию Никольскому

 

[Сентябрь 1911 г.]

[г. Белгород?]

 

                     

 

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский.

 

                     Дорогой Владыко! Благоговейно приступаю к описанию неописуемого Белоградского церковного торжества.

                     Да не умолкнут уста мои о возвещении славы Божией и о дивных чудесах, проявленных по молитвам верующих над немощными и болящими у гробницы Святителя Иоасафа, во дни прославления этого нового великого всероссийского угодника Божия.

                     Потерпев моим немощам, Господь меня, последнего из людей, поставил свидетелем и очевидцем «Живого Евангелия».

                     Все, что я с благоговением слышал и читал во Святом Евангелии, все возвещенное Господом о силе веры народной, о чудесах, о славе и гонении людей Христа ради, – все это видели мои глаза и слышали уши мои в богоспасаемом Белограде в продолжение 8 дней с 30 августа по 8 сентября. Быть может, избрал Господь меня недостойного очевидцем славных чудес, дабы я нес весть о сем на край света, в далекую Камчатку. Да просветится верою Христовой чрез молитвы Святителя Иоасафа полуязыческая Камчатская страна.

                     Как видимое доказательство нашей веры в это является освященный меховой орлец работы Вашей Камчатской паствы, возложенный Митрополитом под святые стопы угодника Божиего при прославлении Святителя Иоасафа.

                     Слава и благодарение Богу за все.

                     С чувством радости и с сознанием недостоинства, с трепетом душевным я вступил 30 августа вечером в Белгород, когда уже дневная очередь – десятки тысяч народа, поклонившиеся Святителю Иоасафу, благоговейно возвращались на ночной отдых, а другой десяток тысяч богомольцев терпеливо ожидал пропуска в святую обитель к гробнице Святителя Иоасафа. Первая встреча этих богомольцев меня уже умилила... Помещение мне было отведено в духовном училище – семинарии, где я встретил и представился архиепископу Питириму Курскому и прочему духовенству. Владыка Питирим встретил меня очень ласково и с любовию и тут же при всем собрании сказал: «А ведь о. Нестор мне очень полюбился – переходите в мою епархию. Я вас очень хорошо устрою и т. д.», – но я, поблагодарив Владыку Питирима за любовь и предложение, ответил, что не в силах бросить Камчатку и изменить своему делу и Архипастырю.

                     Ночью я отправился к гробнице Святителя Иоасафа, где отслужил сейчас же полную панихиду и приложился к Святителю Иоасафу и потом долго-долго стоял у гробницы и не мог насмотреться на этот св. сосуд с нетленно почивающими мощами и на умилительное молитвенное настроение богомольцев крестьян, припадающих ко Святителю в простоте веры. Вот подходит к гробнице баба-хохлушка и от чистого сердца кается в своих грехах Святителю Иоасафу и, совершенно не замечая окружающую ее толпу богомольцев, говорит: «Святителю Отче Иоасахве, молы-ж Бога о нас, прости мне гришной, глупой бабе усэ грихи мои, исцелы-ж и мене, як усэх исцеляешь». И отходит эта баба с облегченным сердцем и крепкой верой на молитвы и ходатайство пред Господом Богом за ее грешную душу. В 10 часов утра прибыл в Белгород епископ Елевферий Ковенский, новохиротонисанный святитель. С этим весьма благостным Владыкой-молитвенником я пошел в пещеру к Святителю Иоасафу, и мы двое отслужили панихиду. Во время служения этой панихиды полицейские снесли на руках в пещеру нервно больную беснующуюся женщину, которая сильно билась и кричала нечеловеческим голосом, а какова была сила этой худенькой больной женщины, можно судить из того, что она выбилась из рук держащих ее четырех полицейских, двух крестьян и одной бабы-крестьянки, которая неотступно ее крестила и твердила молитвы. Побившись судорожно некоторое время на полу, женщина успокоилась, поползла к гробнице и, поднявшись, поцеловала святые мощи и, прославляя Святителя и Чудотворца, громогласно и с неизъяснимой радостию, с просиявшим лицом, одна вышла из пещеры и из ограды святой обители. Проводив Владыку Елевферия в келью, я вновь возвратился к церкви, где в строгом порядке стоял народ парами, окружая в четыре кольца собор и терпеливо дожидал очереди подойти к гробнице Святителя. Пробираясь в собор, я оказался очевидцем нового необычайного, непостижимого уму человеческому чуда – исцеления буйной бесноватой. Окруженную со всех сторон людьми молодую женщину буйного поведения с большими усилиями толпа вела в пещеру. Женщина, не помня себя, жестоко, но бессознательно обращалась и с ведшими ее под руки людьми, била себя по голове и вырвала клок волос из своей головы, рот ее, широко раскрытый, не закрывался, а крик был подобен звериному вою. Я не устоял спокойно, видя эти страдания, подбежал к больной и начал ее крестить и благословлять, а женщина эта, как бы боясь крестного знамения, билась и кричала еще ужаснее. Но вот подходит одна верующая дама (в шляпе), крестит рот больной и говорит неоднократно: «Именем Господа Бога говорю тебе: изыди, изыди». Кто-то кричал из толпы: «Дайте ей масла от Святителя из лампады». Масло было в руках той же дамы. Дама открыла пузырек и влила масла с верой и молитвой в рот больной. Последний оглушительный визг, и больная, вырываясь из рук толпы, закричала: «Освободилась, освободилась». Быстро эта женщина сбежала по лестнице в пещерку и упала пред гробницею, со слезами громко благодарила Бога и Святителя Иоасафа за исцеление. Из пещеры я повел эту, уже здоровую женщину, к Преосвященному Никодиму для засвидетельствования этого дивного чуда. Народ тысячами двинулся за нами, громогласно и умилительно славил Бога и новопрославляемого Святителя Иоасафа. Владыка вышел в ограду обители, спросил исцелившуюся женщину о ее жизни и болезни, спросил очевидцев об исцелении, благословил ее и весь народ – эту многотысячную толпу, а меня просил Владыка все подробно записать с очевидцами.

                     Женщина та – казачка Донской области Капитолина более 25 лет страдала припадками, три года сидела в сумасшедшем доме и скованная.

                     На другой день эта женщина исповедалась и приобщилась Святых Христовых Таин. День 31 августа – день многочисленных милостей Божиих к страдальцам больным. В сей день прозрела слепая девочка десяти с половиной лет, Евфросиния Полякова – сиротка. Четыре с половиной года она была слепой. Девочку привели к Святителю и, когда она со слезами припала к митре Святителя Иоасафа и целовала ее, в это время о. иеромонах, стоявший у гробницы, накрыл девочку воздухом с лика Святителя. Девочка увидала тогда свет и лежащего в гробу Святителя, а затем уже без посторонней помощи вышла из пещеры. Многие богомольцы были очевидцами сего дивного чуда, а особенно недоумевали и дивились знавшие девочку доселе слепой совершенно. В сей день исцелился расслабленный руками и ногами и согбенный, лежавший на носилках юноша шестнадцати лет Григорий Проскулин, Курской губернии. Когда его родители принесли к Святителю Иоасафу, то Григорий сам, сначала одной ногой встал на пол, а затем и другой, выпрямил доселе согбенную спину и приложился к Святителю сам, без посторонней помощи, затем самостоятельно поднялся по лестнице из пещеры и вместе с радующимися отцем и матерью восторженно благодарил Бога и Святителя Иоасафа и молился. Много богомольцев были очевидцами и этого дивного чуда Божиего. В этот день исцелился Василий Бородин из Орловской губернии. Он четыре года страдал виттовой пляской, руки его так тряслись, что он не в состоянии был что-либо держать в руках, а после того как Василий приложился к Святителю, его руки начали успокаиваться и он сам поставил свечу пред гробницей. В этот день я почти безвыходно был у гробницы Святителя и многажды служил панихиду, а также по просьбе богомольцев читал пред гробницей молитву Спасителю о помиловании немощных. Не довелось мне записать многие чудеса подробно, коих я был очевидцем, так как я в это время служил панихиды; так, в тот день исцелилась глухонемая девица, параличная женщина и множество бесноватых. В 4 часа вечера была совершена панихида епископом Никодимом, а затем молебен. За этими службами было прочтено множество поминаний. Вечером я присутствовал на всенощной, а 1-го литургию служит с епископом Елевферием. Ночью с 31-го на 1-е я пребывал в пещере у гробницы Святителя Иоасафа и служил панихиды, а богомольцы всю ночь непрерывной вереницей в благоговейном молчании шли к Святителю, и лишь только больные или бесноватые нарушали своим стоном и криком ночной покой святой обители.

                     1 сентября в 12 часов дня получила исцеление 30 лет женщина Мария Павлова из Пензенской губернии. Она страдала расслаблением рук и ног и трясением, а также сильными припадками; без посторонней помощи Мария не могла двигаться. Сейчас эта женщина самостоятельно ходит и совершенно здорова. Сегодня же сделался спокойным и нормальным умалишенный господин, который сейчас же по исцелении исповедался пред духовником, а за поздней литургией приобщился Святых Таин. Сильно поразило многих очевидцев дивное чудо, совершившееся сегодня вечером. Крестьянка Евдокия Самарской губернии Бугульминского уезда Викулинской волости с. Соколок восемь лет ходила на костылях и имела одну (кажется, правую) ногу согбенную. С 24 августа Евдокия ходила к Святителю и молилась о исцелении. 1 сентября Евдокия в скорби и с сокрушенным сердцем припала возле монастырской ограды, как вдруг неожиданно для нее самой и для окружающих, точно невидимая сила подняла Евдокию с земли, где она лежала, и без костылей с поднятыми руками кверху Евдокия быстро пошла к монастырским воротам, пробираясь к Святителю Иоасафу; женщина эта шла и кричала громко: «Я сама одна, одна иду. Царица небесная, я Твоя, Твоя». Видя это изумительное явление, даже полиция и стражники очистили вход в ограду Евдокии и не препятствовали ей войти. Сама Евдокия не помнит, как она встала, как шла и что говорила, а видевшие дивились и прославили Бога. Я видел эту женщину и днем еще на костылях, а вечером я своими руками нес эти костыли, Евдокия же, окруженная толпой очевидцев великого чуда, шла со мной самостоятельно и спрашивала, куда ей деть костыли. «Я их оставлю здесь у Святителя, Он их у меня отнял, ну я более их не возьму», – говорила Евдокия. Женщина эта говорила нам, что теперь ноги ее как бы горят, и с какой радостью она села сама свободно на стул после восьмилетних страданий. В этот день еще были дивные чудеса, но я очевидцем их не был, а только видел исцеленных радующимися.

                     Вечером 1 сентября всенощную по парастасу служил епископ Никодим Рыльский, в сослужении множества духовенства, прибывшего на белгородские торжества, в числе коих и я был сослужащим. Торжественно, благоговейно шла всенощная. Храм и ограда монастырская были наполнены молящимися счастливцами, допущенными стражниками. Канон заупокойный за всенощною читал внятно, громко и проникновенно епископ Андрей Сухумский, стоя среди храма в архиерейской мантии. После всенощной в 12 часов ночи я опять отправился в пещеру и служил панихиды у гробницы Святителя Иоасафа. Я не мог оторваться от этого живоносного источника и все любовался верующим народом, как он, подходя к гробнице, насыщался струями «живой воды». Мне казалось, что каждого приходящего и с верою и молитвою лобызающего Святителя Иоасафа Святитель Христов невидимо благословлял, всех и каждого утешал. Все же немощи мои требовали хотя малого ночного отдыха, а наутро я сослужил епископу Никодиму литургию. Целый день 2 сентября приходили в Белгород крестные ходы: лубенский, щигровский, тимский, обоянский, фатежский, суджанский, путивльский и курский. Во всех крестных ходах было богомольцев свыше 100 000 человек. Курский крестный ход был по настоянию члена Государственной думы Маркова, пришедшего с этим крестным ходом, пропущен в город к монастырю, в составе 30 000 человек, а остальные крестные ходы задерживались полицией за городом, и пропуска богомольцам в город к монастырю не было. Возле монастырской ограды и по городу расположились потрясающие душу страдальцы и калеки. Слепцы сидят и хором поют псалмы, а им аккомпанируют на лире и кобзе тоже несчастные слепцы. На носилках, на спинах и на одеялах проносят калек и людей, обиженных судьбой. Вот лежит идиот на носилках, голова его ужасающего объема, а ручки и ножки крошечные; далее лежит страдалец без ног от рождения, и туловище его оканчивается как-то хвостообразно, – Бог с ним. Жутко рассказывать про этих калек – это какое-то только подобие людей. Да помилует их Господь! В сей день я обходил за городом палатки и бараки с богомольцами. Тут можно было встретить людей с разными толками о святой вере православной и святых мощах, здесь ощущалась насущная нужда в проповедниках-миссионерах.

                     Из паломнических бараков я возвратился прямо ко всенощной, которую служили: архиепископ Питирим Курский, Иоанн Рижский, Иоанникий Белгородский, а я в числе прочего духовенства был сослужащим и в эту последнюю заупокойную всенощную. Епископ Андрей опять умилительно читал канон. Особенно торжественно и трогательно было всеобщее пение: «Со святыми упокой, Христе, душу Раба Твоего», – тут в этих словах не было никакого сомнения, но всякий горел верою к новопрославляемому Святому Угоднику Божию. Незабвенны эти радостные звуки всенародного пения, торжественно они огласили своды храма и, неудержимо вырвавшись из храма, пронеслись в тысячеустой толпе, коленопреклоненно молящейся массе под открытым небом, и эхо разносило далеко окрест эти священные слова. По окончании всенощной я беседовал с богомольцами на площади, а ночью еще отслужил панихиду у гробницы Святителя Иоасафа. Литургию раннюю служил епископ Андрей, и я был счастлив служить с моим любимым учителем, руководителем и отцом. Епископ Андрей еще незадолго до выезда из Казани тяжко болел и в Белгород прибыл не совсем оправившись, а здесь мучившая Владыку рана неожиданно для него закрылась и более не беспокоила, ранее же с 1910 года мучительная болезнь причиняла Владыке много страданий. Позднюю литургию служили три архипастыря, а к последней панихиде прибыл из Москвы митрополит Владимир. Панихиду совершали все архиереи, прибывшие на торжества в Белгород: митрополит Московский Владимир, архиепископ Харьковский Арсений, архиепископ Полтавский Назарий, архиепископ Курский Питирим, епископ Иоанн Рижский, епископ Григорий Орловский, епископ Андрей Сухумский, епископ Иоанникий Белгородский, епископ Никодим Рыльский и епископ Елевферий Ковенский с сонмом архимандритов и почетных протоиереев и иереев. Во время этой последней панихиды я прошел в пещеру, где стоял у гробницы один белгородский благочестивый иеромонах. Святитель Христов Иоасаф лежал в полном серебряном-белом архиерейском облачении с открытой десницей, а лик слегка был прикрыт воздухом. В стороне стоял новый кипарисовый гроб, приготовленный для переложения Святителя, а в гробу лежал меховой камчатский орлец. В момент совершения последней панихиды в соборе архипастырями я имел счастье служить последнюю панихиду у самой гробницы Святителя, а благочестивый иеромонах пел. Только мы кончили панихиду, как в пещеру спустились все архипастыри, Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, и после литии совершено архиереями переложение Святителя Иоасафа в новый гроб, и гроб был заперт с двух сторон митрополитом, а ключ вручен ключарю Курского кафедрального собора.

                     3 сентября в 6 часов вечера монастырский колокол, а за ним и все белоградские церковные колокола возвестили о наступившем времени прославления нового Святителя и великого угодника Божия епископа Иоасафа. Этот первый благовест так радостно и чувствительно отдался в сердцах 400 000 богомольцев, что все тогда, как один человек, осенили себя крестным знамением, и прозвучала в устах паломников молитвенно воздаваемая «Слава Богу».

                     В монастырский храм проследовал со славою митрополит Владимир в предшествии певчих и сослужащего духовенства (22 человек), в числе коих Господь привел быть и мне. Началась торжественная всенощная в присутствии Высочайших Особ – Великого князя Константина Константиновича и Великой княгини Елисаветы Феодоровны и множества молящихся. Весь собор иерархов и священнослужителей был в одинаковых золотых – царских облачениях (мое облачение было освящено на мощах Святителя Иоасафа, и в нем я удостоился обносить мощи). Пред выходом на литию колокольный перезвон возвестил всему Белгороду и окрестностям о изнесении святых мощей из пещеры и обнесении вокруг храма.

                     При пении стихир священнослужители вышли чрез Царские ворота и архиереи спустились в пещеру, изнесли святые мощи в храм и поставили на носилках. Все молящиеся стояли с зажженными свечами и храм весь сиял ярким светом, а наипаче всех светильников тогда воссиял изнесенный из подземной пещеры нетленный Светильник, горячо и ярко светящий всему православному миру – Святитель Иоасаф. Затем нами, священнослужителями, гробница была поднята на плечи и при пении «Дивный во Святых Господь в житии Святителя Иоасафа прославися»... (стихира святому) изнесен в ограду обители.

                     Тихий, прекрасный был тот вечер в Белгороде. Сотни тысяч людей с горящими светильниками стояли в обители за оградой, в городе и за городом, все они устремили свой молитвенный взор в святую обитель, украшенную невещественным Светильником.

                     Вечерняя риза небесная, осыпанная мириадами ярких звезд, как бы указывала нам на неизреченное торжество там, на небе у Христа Бога нашего, где гремели хоры ангелов и сонмы святых славили Бога, а можем ли мы вообразить, какова была тогда обитель небесная святой души Чудотворца Иоасафа, где угодник Божий предстоял Христу и молился о спасении всех людей и прославлявших его?

                     Наше земное торжество, духовно веселящее сердца наши, – это было некоторое отражение торжества небесного. Все чувствовали тогда близость Святителя Иоасафа к себе, все шептали Ему о своих скорбях, о нуждах, немощах и грехах. Все плакали, молились, и ничто земное в то время не привлекало, не беспокоило, одни лишь немощи и грехи давали нам чувствовать и сожалеть о неполноте нашей духовной радости. Но блажен, кто тогда умел и желал молиться и каяться, – блажен, ибо его дерзновенная покаянная молитва была приемлема. Эта истина неопровержима, – это чудо веры и молитвы народной явственно и ощутительно было всем. Свидетельствую как очевидец: как только святые мощи были изнесены нами из храма в ограду церковную, здесь поднялся вопль молитвенный всенародный, а мучимые беснованием и умопомраченные люди не могли быть спокойными при виде святыни, они тогда в припадках бесновались, мучились и противились силе веры народной, но так сильна вера народная, так действительна молитва верующих, что многие «страждущие» были помилованы тогда Святителем Иоасафом и бесноватые становились здоровыми и спокойными. Когда мы, несшие святую гробницу с мощами, остановились у западных дверей храма и когда протодиакон произносил ектению: «Спаси, Боже, люди Твоя» – и поминал впервые новопрославленного Святителя Иоасафа, в то время под святую гробницу пронесли бесноватую и расслабленную женщину, и под гробницею сродники ее и держащие ее молились во всеуслышание Святителю Иоасафу об исцелении ее от недуга. Простота их молитвенных слов и громкая дерзновенная молитва умилила нас, иереев, держащих святую гробницу и слышавших мольбы под гробницею. Вот уже окончилась ектения, и мы пошли с гробницею далее, а под гробницей все еще неотступно молились. Несшие гробницу попросили выйти из-под гробницы молящихся и вынести больную, ибо нельзя был идти далее. Не хотелось верить, что больная останется такой же несчастной. И дивны дела Божии! При изведении из-под гробницы доселе неспокойная женщина совершенно спокойно проговорила: «Слава Богу» и исцелилась. При обходе с гробницей вокруг храма больные были подносимы к Святителю. Находящийся близ гробницы глухонемой заговорил и произнес молитву: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа...» По обнесении вокруг храма святые мощи были внесены в церковь. За кафизмами архиепископ Питирим произнес слово о Святителе Иоасафе. По окончании кафизм весь собор служащих вышел на средину храма, и на мгновение воцарилась полная тишина, лишь только были слышны звуки замков святой гробницы, отпираемой митрополитом. Как только крышка от гробницы была снята, все присутствующие в храме опустились на колени и пропели первое величание Святителю Иоасафу. Незабвенным остается этот торжественный момент прославления Святителя Иоасафа. Все люди радовались и ликовали, все весело праздновали этот великий новый праздник. Наступило время приложиться к святым мощам. Неудержимо ринулся православный народ к святой гробнице. Разрывались цепи стражников, тщетны были мольбы и приказания сторожевого караула, ничто не страшило, не препятствовало тогда паломникам, прибывшим за сотни и тысячи верст пробраться к святой гробнице. Снова повели и понесли немощных и калек, и снова показались слепые, хромые, одержимые, расслабленные и т. д., снова слышны крики, стоны, вопли и мольбы. Здесь горе и радость смешались. Снова открылось неисчерпаемое чудес море. Вот пробирается сквозь толпу почтенный священник, лицо его сияет радостной улыбкой, рядом с ним идет старец пятидесяти четырех лет – идет он один без помощи посторонних и умилительно смотрит вперед. Священник этот громко говорит народу: «Свидетельствую, с 6-ти месяцев сей старец был слеп и увидел свет Божий»...

                     По окончании всенощной я испросил благословения у Владыки Иоанникия на служение и беседы с богомольцами на площадях.

                     За монастырской стеной, на улицах и площадях города, стояли сотни тысяч народу с горящими светильниками. Всюду раздавались звуки священных песнопений. Пробрался я чрез толпу на возвышенное место, облачился и приветствовал паломников с наступившим праздником. Затем начал молебен с акафистом Святителю Иоасафу. Богомольцы высоко подняли икону Святителя Иоасафа, дабы было видно всем, и держали пучки горящих и пылающих свеч.

                     Так начался наш ночной духовный пир. Сначала разбитое, а затем скоро настроившееся всенародное пение оглашало улицы Белгорода; как неудержимый поток лавы, полились эти молебные песнопения и из уст далеко стоящих паломников. Даже в окнах домов бодрствующих горожан стояли богомольцы со свечами и усердно молились.

                     Пение и чтение акафистов сменялось поучениями и беседой с народом. Все слушали, радовались, молились и умилялись. Ничто нас не могло в ту ночь разлучить до самого утра. Сон нас не беспокоил, проливной дождь как бы не был нами замечаем, лишь только угасавшие огни от дождя снова загорались и мелькали, подобно звездочкам в ночной темноте. Полуночная влага очевидно тоже не холодила богомольцев, согревавшихся усердной горячей молитвой. Так шел наш пир духовный. И была та ночь веселее всякого дня...

                     Подобно этой священной ночи, протекли и следующие три ночи во всенощном служении с народом. Отрадно было видеть среди ночных молитвенников под открытым небом среди массы простых деревенских богомольцев и людей интеллигентных, тут были и военные – среди которых я узнал своего родного брата Илария, служащего в г. Вятке в Свияжском полку и прибывшего в Белгород в качестве паломника. Здесь, в общей серой толпе, были благочестивые графини и князья. Все эти люди, объединившись в общей молитве, были тогда там равны, одинаково были любезны друг другу, ибо одинаково радовались бело-градскому празднику.

                     Во время нашей общественной молитвы исцелились три болящие женщины. Одна из них, бывшая без движения ног в продолжение двенадцати с половиной лет, встала сама на ноги и пробиралась ближе ко мне. Когда я повел эту женщину за собой в церковь к гробнице Святителя Иоасафа, то на пути встретились мне две бесноватых женщины. Одна в припадке умопомрачения лежала у ограды церковной, кричала и билась, когда же ее приложили к иконе Святителя Иоасафа, она успокоилась, как бы заснула, а затем скоро начала молиться совершенно спокойно. Другая женщина страдала в припадке беснования более первой, из ее рта выходила пена, а когда я приблизился к этой женщине и поднес к ее устам святую икону, то она начала меня дразнить бессмысленно, но, злобно болтая языком, и оплевала меня пеной, забилась в припадке еще более прежнего, но после этого успокоилась и последовала за мною к гробнице, молясь Богу. Проведя исцелившихся женщин в церковь, я возвратился к богомольцам и продолжал службу и беседу. Во время нашей службы немалый страх навел на нас один несчастный молодой человек. Неподалеку от меня стояла пожилая женщина и держала за скованные цепью руки юношу, но юноша этот был крайне неспокоен. Если мы пели церковные песнопения, то этот юноша пел песни, но без всякого смысла и содержания, а иногда плясал, плевался и сквернословил. Самое неприятное впечатление было от его ехидной, злобной улыбки. Глядя на эту страшную улыбку, чувствовалось, что волоса на голове подымаются, и обдавало холодом. Бедный юноша уже второй год страдает таким мучительным состоянием и причиняет беспредельные скорби своей матери, которую (по ее рассказам) не всегда узнает, а иногда норовит и ударить. Причина болезни этого юноши матери неизвестна, так как, ранее здоровый и религиозный, он только прошлый год возвратился с чужой стороны к родителям в ненормальном состоянии. Боже мой! Все, что глаза мои видели и уши слышали в Белграде, – все это трудно передать. Тяжело описывать горе и скорби людей, но непосильно мне высказать и всю радость, весь восторг, которым по сие время преисполнен и я, и большинство паломников, бывших в Белограде. Как торжественна, как благоговейна была литургия в день прославления Святителя Иоасафа!

                     Среди всех нас, сослужащих архиереев и иереев, как бы предстоятельствовал внесенный в царские врата и установленный на горнем месте в алтаре Святитель Христов Иоасаф.

                     Всего, что я по сие время описывал о торжествах в Белгороде, очевидцами и ближайшими участниками было нас немного, сравнительно с количеством паломников, наполнявших улицы Белгорода и стоявших за городом. Но после литургии 4 сентября при обнесении святых мощей по городу, уже принимало участие в торжестве и все прибывшее духовенство в Белгород с разных концов России и паломники, наводнившие улицы Белгорода. При громком всенародном пении, при колокольном трезвоне, под музыкальные звуки: «Коль славен наш Господь в Сионе» – торжественно, величественно и медленно двигалась блестящая церковная процессия. Святую раку несли архимандриты и протоиереи, Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

                     Не умолчу и своей радости, что и я имел счастье участвовать в обнесении святой гробницы с мощами Святителя Иоасафа. Но воздержусь уже я об описании всех дальнейших радостей, ибо не хватит на то ни времени ни сил.

                     Скажу лишь еще раз, что радость, овладевшая моей душой в Белгороде, необычайно велика, словом – безгранична. Ах! кабы она не запятналась в моем сердце, сохранилась бы во мне и сохраняла бы меня, – вот чего я желаю.

                     Святителю Христов Иоасафе, моли Бога о нас!

 

 

Знаки Православного Камчатского братства (1-й, 2-й, 3-й. 4-й степеней). Мастер Н. Линден. Петербург, 1910 г. Государственный исторический музей Из кн.: Апостолы нового времени. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в XII – нач. XX в. М.. 2004.

 

 

Облачение епископа, сшитое на Камчатке местными жителями (оленья замша, кожа, шелк, мех) Нач. XX в. Государственный исторический музей.

 

 

Кафедральный собор в г. Владивостоке, где проходила хиротония епископа Нестора. Разрушен в 1938 г. Из кн.: Старый Владивосток. Владивосток, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     15 января 2024 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась Рождественская встреча смоленских православных писателей с молодёжью.

                     С  приветственным словом выступил руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского объединения православных писателей, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

                     В своем выступлении, в частности, он отметил: «Стало доброй традицией, уважаемые студенты и учащиеся общеобразовательных школ, ежегодно здесь под сводами областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского проводить встречи, посвящённые празднику Рождества Христова.

                     «Рождество Христово – это  всемирно – историческое и надмирное событие. Оно и в наше время оказывает положительное влияние на развитие духовной жизни людей, проживающих в разных странах мира.

                     Русский писатель, философ, психолог Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Человек есть тайна». Тем более глубокую тайну для человеческого разума представляет рождение Богомладенца Христа. Но ключом к разгадке этой тайны является воплощение в жизнь заповеди Божией о любви к Богу и к людям «Люди любите друг друга – вот Божий завет», призывал современников Фёдор Михайлович.

                     Рождение Богомладенца Христа, как вам известно, прославили пастухи Вифлеемских полей и волхвы, прибывшие с Востока. Это были, выражаясь современным языком, астрономы, изучавшие движения небесных тел. В дар Богомладенцу Христу они принесли золото, ладан и смирну. А, что мы, ребята, можем принести в дар Богу? Было бы замечательно, чтобы дарами для Бога послужили ваши успехи в учёбе, поддержка друг друга, желание совершать добро, и, получив прочные знания, внести свой вклад в процветание Смоленского края и Отечества».

                     С молитвенными и другими песнопениями выступил Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора (регент Ольга Новикова).

                     Со своим приветствиями и авторскими произведениями, посвященным теме «Рождество» и « Родина»  выступили: исполняющая обязанности председателя Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, Любовь Стеклова, Людмила Беляева (Мила Клявина), Татьяна Антонова – волонтёр, благотворитель, находящегося на излечении в госпитале воина Евгения, Нина Лавренова , Александр Михайлов, Виктор Москалев и Людмила Суворова.

                     Студенты 1 курса Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова: Юлия Лессенч, Иван Козлов, Сергей Кривошеев (руководящий педагог Елена Амелькович) продолжили тему мероприятия. На ряду со стихотворениями известных писателей, в память о недавно ушедшем из жизни Николае Николаевиче Кеженове, они прочитали его авторские стихи.

                     В ходе встречи исполняющая обязанности председателя Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская передала в дар библиотеке православную литературу. Так же её личные презенты получили и другие участники встречи.

                     Музыкальная страница в ходе встречи была  представлена поэтом и музыкантом Владимиром Глуховым и Вокальным ансамблем “Зарево” районного ДК с. Пригорское. В их исполнении прозвучали русские народные песни в современной обработке (руководитель Екатерина Воробьёва).

                     Светлые и добрые улыбки вызвало выступление детского хора МБОУ «СШ № 19» и Воскресной школы Свято-Успенского кафедрального собора под руководством Галины Фоменковой.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность. Выразил признательность руководящему педагогу Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова – Елене Амелькович и руководителю детского хора МБОУ «СШ № 19» и Воскресной школы Свято-Успенского кафедрального собора – Галине Фоменковой.

Материал подготовила Наталья Годяева

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери