Свято-Успенский кафедральный собор, 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня,братие и сестры,мы отмечаем праздник Сретение Господне. Что же это за встреча о которой нам напоминает сегодняшний праздник? Встреча эта произошла в Иерусалимском храме , где Симеон Богоприимец и Анна пророчица встретились с Осноположником Нового Завета Богомладенцем Христом. Божия Матерь в сопровождении Иосифа Обручника в сороковой день по рождении , исполняя предписания закона Моисея ,принесла Первенца в храм для посвящения Богу.
В это время в Иерусалиме проживал праведный Симеон. Он беспорочно ходил пред лицом Божиим,проводя благочестивую жизнь, что позволило ему стяжать благодать Святого Духа.(Лк.2,25). Он ожидал утешение Израиля и спасение через явление в мир Мессии. Ему открыто было посредством откровения от Духа Святого, что он не увидит смерти до встречи с Богомладенцем Христом.
По вдохновению свыше Симеон приходит в храм ,узнает в Богомладенце предсказанного пророками Мессию и приняв Его на руки произносит молитвенную песнь:"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,"Он пророчествует о будущем Богомладенца:"...Сей лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий".(Лк.2,34). И в наше время острыи дискуссии не прекращаются на предмет признания историчности Личности Христа Спасителя или Его Божественного достоинства. Мир греха и порока не может принять как норму жизни Евангельское учение Христа. Предсказывает Симеон Богоприимец и страдания Божией Матери: " и Тебе Самой оружие пройдет душу". (Лк.2,35), указывая на предстояшие Голгофские страдания Ее Сына.
В образе Симеона Богоприимца и Анны пророчицы представлена Ветхозаветная Церковь, состоящая из праведников, ожидавших Мессию - Христа для спасения мира. Ветхозаветная Церковь в лице Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. принимая Богомладенца Христа, приняла в качестве приоритета в деле домостроительства спасения Новозаветное Откровение.
Чему нас учит праздник Сретения Господня? Прежде всего тому,что наша встреча с Богом должна происходить в храме Божием. Храм особое место присутствия славы Божией. Здесь Бог ниспосылает Свою благодать народу Божию в силу Крестных заслуг Сына Божия.(Ин.3,16). Храм Божий - это место молитвы :"дом Мой домом молитвы наречется" - напоминает нам Спаситель мира.( Мф.21,13).
Молитва - дар Бога людям. Она соединяет с Богом и низводит с неба на землю благословение Божие. Подвижник отечественного благочестия преподобный Серафим Саровский считал, что больше всего Духа Божия дает молитва. Молитва призвана всех нас умиротворять и духовно обогащать. Молитвенный подвиг укрепляет в вере и помогает приобретению религиозного опыта.
Значимость молитвы в духовной жизни отмечали учителя и богословы нашей Церкви. Митрополит Антоний ( Храповицкий ) в свое время писал: " Продолжительная молитва нужна не для Бога. а для нас самих - рассеянных и косных, - она согревает сердце человека и влияет на постепенное возникновение в нем религиозной настроенности. Не вдруг в человеке, занятом житейскими делами возжигается религиозное чувство, но для этого требуется продолжительная сосредоченность на молитвенных помыслах и некоторые другие средства." А апостол Павел, ссылаясь на свой духовный опыт, призывает к непрестанной молитве : " Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." ( 1Фес.5,16-17 ). Лучшим средством для этого может послужить молитва Иисусова : " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий , помилуй мя , грешного". Молитвенное делание христианских подвижников позволяло достигнуть такой чистоты сердца и духовных высот, что их озарял Божественный Свет.
Величайшим событием Новозаветной истории христианства является преобра жение Господа нашего Иисуса Христа на Фаворской горе. Там Господь раскрыл славу Своего Божества пред учениками в меру их духовного восприятия. В пределах человеческого земного существования самый краткий путь на гору Фавор к личному преображению проходит через храм Божий. В храме совершаются благодатные таинства и обряды, излагается толкование Священного Писания, происходит назидание образами вселенской святости, народ Божий принимает участие в таинстве Евхаристии.
Евхаристия - источник нашего освящения и духовного преображения жизни мира. Причащаясь святых Христовых Таин мы соединяемся с Самим Господом : " Ядущий Мою плоть и пиющий мою Кровь во Мне пребывает, и Я в Нем ."( Ин.6,56 ).
Евхаристия - залог наследия жизни вечной : " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день." ( Ин. 6, 54 ) .
Евхаристия носит и сотерологический характер. Божественная энергия , излучаемая Святой Евхаристией , помогает нам достигать обожения.
"Как тело Господа прославилось на горе , преображенное в славе Божией и бесконечном свете , так тела святых будут прославлены и воссияют , словно молния... Славу, которую Ты дал Мне , Я дам им. (Ин.17,22 ). Как бесчисленные свечи горят единым пламенем, так тела всех членов Христовых станут тем же , что есть Христос... Наше человеческое естество преображается в полноте Божией , становясь всецело огнем и светом." ( Псевдо-Макарий. Гомилии 15, 38 ).
Итак, необходимым условием для встречи в храме с Богом требуется принадлежность к Христовой Церкви, нравственная жизнь, участие в молитвенном и Евхаристическом подвиге христианской общины, поучение в Законе Господнем и святоотеческом наследии, проведение добродетельной жизни. ( Иак. 2,17 ). Аминь.
Комментарии: