214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Подвижнический подвиг и мученическая кончина настоятеля «тайной церкви» иеромонаха Никодима.

Добавлено: 29.11.2023

 

Новиков Никодим Филиппович (1863-1937).

 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ, Е. Петрова.

 

Подвижник — это тот, кто двигается навстречу Богу.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

                     Подвижниками называют людей, которые ради достижения высоких целей работают на износ, терпят любые лишения. В истории известны подвижники науки, просвещения и т. д. Для христианских подвижников такой целью является соответствие евангельскому идеалу. Благочестие — это образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей. Подвижниками благочестия именуются праведники, люди святой жизни, мученики и исповедники за Христа, ещё не прославленные Церковью в лике святых.

                     Со Смоленской землей связаны имена многих подвижников, таких, например, как митрополит Смоленский Сильвестр II (Черницкий) († 1706), митрополит Смоленский Сильвестр III (Крайский) († 1712), митрополит Смоленский Дорофей (Короткевич) († 1718), митрополит Смоленский Парфений (†1795); Иван Яковлевич Корейша, московский юродивый (†1861); Михаил Иванович Сущинский, смоленский юродивый (†1854); архиепископ Смоленский Тимофей (†1862); игумения Макария, настоятельница Смоленского Вознесенского монастыря (†1885); священник Антоний Эльснер (†1937).

                     В ХХ веке этот список пополнили новые имена, среди которых значится и имя иеромонаха Никодима (Новикова), настоятеля тайной церкви под башней Веселуха. Отец Никодим, в миру Никодим Филиппович Новиков, родился в 1863 году в деревне Ископская Курской губернии в крестьянской семье. О мирской жизни иеромонах Никодима каких-либо сведений найти не удалось. По словам самого о. Никодима, представленным в протоколе допроса по уголовному делу о «подпольном монастыре», до 1921 он был монахом. 24 (26?) сентября 1937 года работники НКВД арестовали в Смоленске членов религиозной общины, так называемого «подпольного монастыря». Им было предъявлено обвинение об участии в контрреволюционной деятельности. Руководителем общины был иеромонах Никодим (Новиков), который пользовался большим почитанием у верующих смолян как прозорливый старец. Члены общины создали «катакомбную» церковь в башне Веселуха крепостной стены, и отец Никодим совершал в ней регулярные богослужения. В своей книге «И тьма не объяла свет» В.И. Соколов описывает некоторые подробности ареста отца Никодима.

                     В частности автор отмечает следующее: «К 1937-му году в Смоленске, кажется, были закрыты все церкви (возможно, и обновленческие). Из города были высланы или направлены в лагеря все священнослужители. Атеистам впору было торжествовать: религия побеждена. И все-таки не получилось убедительного процесса против духовенства. Никого из священнослужителей не удалось подвести под расстрел. Парадоксальным оказалось то, что вскоре приговоренными к расстрелу оказались следователь Самусевич и главный свидетель обвинения, член епархиального совета священник И. Афонский, являвшийся многолетним секретным сотрудником НКВД. Судил их военный трибунал.

                     Да и победа безбожия в Смоленске оказалась мнимой. А произошло вот что. Как известно, Смоленск еще во времена Бориса Годунова был окружен мощной крепостной стеной с многочисленными башнями. Последний раз крепостная стена играла оборонительную роль в 1812 году при нашествии наполеоновских войск. После революции стена стала разрушаться: реставрация не производилась давно; к тому же ряд участков стены домовитые смоляне разобрали на кирпич. Тем не менее, в целом стена производила внушительное впечатление. Отдельные башни и бастионы оставались популярным местом для различных самодеятельных игр подростков (например, башня Веселуха). Как-то ранним утром к одной из таких башен забрела группа ребят, увлеченных какой-то игрой. Они обнаружили, что к соседней башне поодиночке направляются старушки и женщины помоложе. Ребята залегли в засаде. Вплотную к башне подъехала телега, запряженная тощей лошадью, с телеги слез древний старичок, которому помогал идти возница. Любопытство заставило ребят подкрасться к таинственной башне и подняться по уступам на стену к удобному пункту наблюдения. Им открылось необычайное зрелище: приехавший старичок, на плечах которого была какая-то накидка, а на голове черная шапочка с белым крестом, что-то читал нараспев, а женщины и старушки довольно стройно пели; иногда они становились на колени. Ребята бесшумно покинули пост наблюдения, поспешили домой, чтобы рассказать взрослым о своем открытии. Родители некоторых из них являлись осведомителями НКВД, так что очень скоро чекистам стало известно о существовании в Смоленске подпольного молитвенного помещения типа римских катакомб. Вопрос представился весьма важным, и было немедленно организовано секретное, тщательное наблюдение за богомольцами».

                     Позже о завершении данной истории В.И. Соколову рассказала одна из его знакомых, а ей, в свою очередь, - участница «подпольных богослужений» Настенька. Девушка поведала следующее: «В летний праздничный день 1937 года несколько истинно верующих жителей Смоленска, не привлекая постороннего внимания, собрались под заброшенной башней у стены Смоленского кремля. Было раннее утро. Убедившись, что посторонних поблизости нет, они прошли несколько метров и скрылись в проломе крепостной стены. Как и обычно, к пролому подъехала телега со священником — о. Никодимом, возница, сосед Настеньки, помог ему выбраться на проторенную тропинку. После этого возница привязал лошадь к соседнему дереву, повесив ей на шею торбу с овсом. Лошадь не была собственностью возницы, но находилась в полном распоряжении его, как ответственного за доставку стеклотары в какую-то торговую точку. Встретив о. Никодима, Настенька, поддерживая его под руку, помогла ему пройти по неровной поверхности основания башни, которую нельзя было назвать полом. Другая женщина наскоро развесила несколько икон, натянула занавеску, имитирующую иконостас, и вытащила из куста, росшего в башне, обычный пюпитр, на который набросила полотенце с вышитым крестом, что создало подобие аналоя. Кто-то вынул из чемодана несколько богослужебных книг, кто-то приготовил тлеющие угли, положив их в самодельную кадильницу. Началась Литургия с соответствующим чином каждения, причем вместо ладана использовалась смола. Проникновенно произносил возгласы и ектений иеросхимонах о. Никодим.

                     Стройно, но вполголоса, приглушенно пели собравшиеся: «Блаженни изгнаннии правды ради, яко тех есть Царство Небесное». И вдруг за стенами башни прогремел выстрел, спугнувший стаю ворон на деревьях и послуживший сигналом к штурму крепостной башни. Из всех возможных проходов и проломов, даже откуда-то сверху, появились вооруженные люди в военной форме. Рядом с о. Никодимом вырос человек в желтой кожаной куртке, с наганом в правой руке, взятым наизготовку. В руке у о. Никодима была кадильница, сделанная из консервной банки, мирно покачивающейся на четырех шнурках. Прозвучала громкая команда: «Всем оставаться на своих местах!». Тем временем два красноармейца повели, а точнее - поволокли, монаха к выходу: тот с трудом передвигал ноги. Два других красноармейца сооружали кострище, куда бросали иконы, богослужебные предметы. Самодельную фелонь священник не успел снять, а черная скуфья упала на землю, обнажив белоснежные седины. Один из красноармейцев поднял и надел скуфью на голову о. Никодима. Вслед за ним стали выводить из башни остальных участников службы, подгоняя замешкавшихся штыками винтовок. О. Никодима конвойные подняли на телегу; лошадь, погоняемая одним из красноармейцев, ступала по разбитой дороге. Сзади шел конвой, а несколько поодаль, также под конвоем, двигалась группа арестантов, включая и возницу.

                     С лица о. Никодима всю дорогу не сходила улыбка, а правой рукой он время от времени благословлял богомольцев. Но вот его впихнули в автобус, остальным указали на грузовики и на них доставили в НКВД, на улицу Дзержинского».

                     Всего по уголовному делу о подпольном монастыре было арестовано 24 человека. Все арестованные по данному делу каких-либо показаний об антисоветской деятельности ни о себе, а также о других не дали. Из их показаний следует, что они посещали Новикова Никодима с целью помолиться и получить от него благословение. Сам отец Никодим на допросе 26 сентября 1937г. Показал: "… до 1921 года я был монах. В последнее время имел чин иеромонаха. Когда монастырь был закрыт, я поселился в доме 38 по Загорной улице, где ко мне начали ходить верующие для моления".

                     Арестованная по этому же делу Дрестрель (Дмитриева) Анна Афанасьевна на допросе показала: "начало монастыря относиться к 1923–1924 годам. Служивший ранее в монастыре диакон Новиков Никодим, после того как монастырь был закрыт поселился в Новых Садках и жил на моем иждивении. В 1922–23г. мы с ним переехали на квартиру в дом 38 по Загорной улице. Примерно с этого времени в нашей квартире начались богослужения, которые проводились редко и на них присутствовало людей мало. С 1926 года мы переехали в другую комнату в том же доме. С разрешения владельца дома стали делать к дому пристройки... Монастырь имел к 1937 году следующие помещения: кроме комнаты были пристроены жилых три комнаты, трапезная и комната церковь, где происходили моления. Помимо этого был сделан чердак, имеющий перегородки. На чердаке были устроены постели на 5–6 человек. Служения происходили по воскресным и праздничным дням, присутствовало на них от трех до десяти человек. Посещали служения не только городские жители, но и из деревень...".

                     Несмотря на то, что большинство свидетелей ни о какой контрреволюционной деятельности Новикова и других, якобы входивших в состав нелегального монастыря, показаний не дали, охарактеризовали их только с религиозной стороны, 11 человек приговорили к расстрелу, 10 человек к 10 годам ИТЛ, и 3-х человек к 8 годам ИТЛ.

                     Иеромонаха Никодима (Новикова) 21 октября1937 года тройка при УНКВД по Смоленской обл. приговорила к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 октября 1937 г. в 18 часов, под Смоленском в Катынском лесу около д. Катынь.

                     Реабилитирован отец Никодим (Новиков) Президиумом Смоленского областного суда 9 апреля 1956 года.

                     85 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, осуществлявшихся властью в отношении своих собственных граждан. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей –мужчин и женщин, монашествующих, священнослужителей, мирян, пострадавших за верность Христу. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения сегодня.

Литературные источники.

1. Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.
2. Соколова В.И. "И тьма не объяла свет" — М.: «Ковчег», «Параклит», 2003.
3. http://subscribe.ru// Собор смоленских святых.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери