Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются —будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают: не лучше ли бы деньги, употребленный на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? Что сказать таковым?
Скажем, что и «сие подобает творити и онех не оставляти»; т. е хорошо помогать и нищим, но также хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно также несомненно и то, что и за последнее наградить Он.
Скажут: чем это последнее можно доказать?
Отвечаем: во первых тем, что церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во святом храме Божием, и каждый день вопиет: «освяти любящих благолепие дома твоего», а молитва церкви всегда сильна пред Богом; а во 2-х можно доказать и тем, что в житиях святых находим указания на то, что Господь и Царица Небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли с Своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указаний для вашего назидания, братие, мы и намерены привести в настоящем слове.
Преподобный Еразм, инок Печерский, память коего св. церковь совершает 24 февраля, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатство и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить оное на украшение церковное и многие иконы в церкви Печерской оковал золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения - когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, если б роздал имение свое нищим- Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь, лишился языка и зрения и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «горе, горе душе его! Поелику он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал:
- Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние».
- Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поелику ты украсил церковь мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, церкви же моей не имели. Итак, возставши, покайся и прими великий ангельский образ; в третий же день я возьму тебя чистым к себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братией исповедовать грехи свои, и затем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Чет. Мин февр. 24).
Итак, любящие благолепие дома Божия, не беспокойтесь, ваши жертвы, которые вы делаете на храмы святые, не пропадут, Господь видит их, и они, как вы могли убедиться из сейчас приведённого примера, приятны Ему, и несомненно за них и вам Он явит Свое милосердие, как явил оное чрез Свою Пречистую Матерь и святому Еразму. Да и может ли быть иначе? Вы украшали храм Божий для Бога: а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он остаться у кого в долгу? Очевидно нет; ибо Тот, у Которого в руках богатство и слава всего мира, не может остаться в долгу у кого-либо из нас, и несомненно поэтому и освятит и прославить, т. е. вознаградить и тех, которые, по любви к Нему, любят и благолепие дома Его и, по той же любви, плодоносят и добродеют в нем. И заметьте еще и то, как вознаградить: вот что говорится в заключении жития Еразмова: «украшение церкви Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно есть и в лике святых вчиняет! После сего нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же - ваших жертв на храм? Думаем, что нет, и что приведённые святоотеческие слова сами собою сильны убедить вас. В виду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрою рукою благотворили дому Божию, с надеждою сторицею получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей. Аминь.