В 23-ю седмицу 20 ноября 2019г. в канун Собор Архистратига Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных в Свято-Успенчком соборе г. Смоленска было отслужено Всенощное бдение.
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/
да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/
сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/
от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
«В принятом у нас чине проскомидии между святыми, за которых изъемлются из просфор частицы, не упоминаются Ангелы. Это, конечно, потому, что крестная жертва, воспоминаемая на Литургии, принесена не за Ангелов, которые не согрешили, а только за людей. Но в греческом чине Литургии, принятом в Великой Константинопольской Церкви и на Афонской горе (Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Βενέτιας, 1851), при изъятии частиц за святых положено первую из них вынимать в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех Небесных Сил бесплотных. Равно и блаженный Симеон Солунский, говоря о просфоре в честь святых, пишет, что первую частицу иерей изъемлет в честь и память Честных Небесных Сил. Эта особенность в чине проскомидии, чуждая принятому в Русской Церкви чину, не может быть признаваема неуместной. Правда, Сын Божий воплотился не для Ангелов и страдал и умер на Кресте не за них; но плоды крестной жертвы Христовой простираются на весь мир, видимый и невидимый. Кровию Креста Сына Божия умиротворено все, и земное и небесное (Кол. 1, 20). Небесное (небожители) и земное были разделены крепкой стеною, и эта стена разрушена смертию Христовою; то и другое Христос соединил в одну Церковь и стал ее Главой (Еф. 1, 22). И потому Ангелы, пришедшие в ближайшее общение с людьми, радуются о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 10) и служат спасению всех, желающих получить оное (Евр. 1, 14). Если такое общение мира и любви между святыми Ангелами и человеками есть плод крестной жертвы, то воспоминание Ангелов перед Бескровной жертвой может быть оправдано желанием возблагодарить Господа за этот спасительный плод и вместе привлечь молитвенную помощь к нам Ангелов» (Виссарион (Нечаев), еп. Объяснение Божественной Литургии. М., 2005. С. 38–39).