Православный календарь
Анонс
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Выступление на педагогической конференции в г. Опочка Псковской области, 25 ноября 2010 г.

Добавлено: 01.10.2018

Педагоги  Опочецкого района Псковской области в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.


        Ваши высокопреподобия, уважаемые власти, досточтимые педагоги и все присутствующие в этом зале, позвольте от себя лично и от тех педагогов, которые прибыли со Смоленщины, сердечно приветствовать вас. Замечательное событие – конференция – проводится сегодня в Педагогическом колледже в Опочке. Эта конференция посвящается вопросам развития в общеобразовательных школах духовности, нравственности, патриотизма, и, самое главное, введению в общеобразовательный процесс христианских ценностей. Что касается Смоленщины, то вы, знаете, что мы уже не первый год преподаем в общеобразовательных школах курсы православных дисциплин, и опыт нашего региона может оказаться для вас полезным. Мы будем обмениваться опытом и делать всё необходимое для того, чтобы наша страна, наш народ, подрастающее поколение были бы счастливы и все вместе построили бы великую и могучую Россию. Надеемся, что наше общение приведёт не только к обмену опытом, но ещё и поможет достигнуть того, к чему мы стремимся - введению в учебный процесс предмета «Основы православной культуры». Всё это находится в русле той общей политики, которая сейчас осуществляется в нашей стране. Всем вам известно, что Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с лидерами традиционных для России конфессий обратился к Президенту страны Д.А.Медведеву поддержать инициативу РПЦ и других лидеров Межконфессионального Совета РФ о введении в общеобразовательные школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Президент поддержал предложенную инициативу, и с апреля этого года в 19 субъектах Российской Федерации этот проектуспешно стартовал. Что это означает - «основы религиозных культур и светской этики»? Это означает, что по желанию детей и по выбору родителей в различных регионах можно избрать следующие предметы: основы православной культуры, основы культуры ислама, основы иудаизма и основы буддизма. А дети из нерелигиозных семей смогут изучать светскую этику. Поскольку в вашем федеральном округе преобладает население, которое отождествляет себя с православной культурой, то сегодня речь пойдёт именно об основах православной культуры.

Итак, 19 субъектов РФ ввели у себя новый обязательный учебный предмет. С этой целью, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата была образована комиссия для составления учебного пособия «Основы православной культуры». Секретарём этой комиссии назначен известный протодиакон Андрей Кураев. Пособие написано, одобрено и введено в учебный процесс. Оно предназначено пока только для младших классов, и количество выделенных для предмета часов невелико (4-я четверть в четвертом классе – 36 часов, 1-я четверть в пятом классе – 36 часов). Это, конечно, недостаточно, однако с чего-то необходимо начинать.

Кроме этого, в Отделе по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата разрабатывается многоуровневая программа, которая предполагает осуществление воспитания подрастающего поколения в период с дошкольного возраста по 11-й класс школы. Однако это ещё дело будущего.

Больше всего православие получило поддержку в таких регионах, как Ставропольский край и Тамбовская область. Свыше 70% родителей выбрали для своих детей предмет «Основы православной культуры». Тверская и Калининградская области – 55% и 45%, другие регионы – 35% и ниже. Вот то, что мы имеем на сегодняшний день. Но поскольку курс успешно проходит свою апробацию, то есть надежда, что через два года положительный опыт этого эксперимента будет распространён по всей России, в том числе, на Псковской земле. Поэтому к введению в школы курса «Основы православной культуры»мы должны быть подготовленызаранее. Отсюда перед Комитетами по образованию встаёт задача подготовки специалистов, которые смогут преподавать этот предмет на достаточно высоком уровне. Возможно, кто-то, слушая мои слова, скажет: «Ну, это нас пока ещё не касается. Мы подождём, подумаем…» Но такое размышление, на мой взгляд, будет неправильным. Уже на протяжении двух лет Министерство образования РФ совместно с Московским Патриархатом при поддержке Свято-Тихоновского гуманитарного университета для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для нас с вами, проводит Всероссийскую олимпиаду по основам православной культуры под названием «Русь святая, храни веру православную».

Если Псковская область ещё не участвовала в этой олимпиаде, то можно будет принять участие в следующем году.

Возможно, Русская Православная Церковь и Министерство образования РФ предложат педагогической общественности нашей страны в плане ознакомления с православными ценностями участие в Рождественских образовательных чтениях. Этот международный педагогический форум ежегодно проводится в Москве. Ежегодно проводятся образовательные Рождественские чтения и в федеральных округах. Были проведены они и у нас, и второй год смоляне получают первую премию в номинации «Духовно-нравственное воспитание и обучение подрастающего поколения».

А теперь предлагаем познакомиться с нашим опытом, который разрабатывался на Смоленщине на протяжении 20 лет.

Обратите внимание, что мы вступали на порог школы в период, когда коммунистические власти уходили, а демократические приходили им на смену. Используя этот благоприятный момент, мы стали трудиться и первоначально ввели факультативный курс «Основы православной культуры». Нас охотно поддержали директора школ и родители.

Чего мы достигли за эти 20 лет нашего сотрудничества между Церковью и школой на Смоленщине? За этот период была создана юридическая база, был подписан ряд важных соглашений и договоров между епархией и светской властью (губернаторами или администрацией области) на предмет сотрудничества между Церковью и школами. Последнее соглашение скрепили своими подписями епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт и губернатор Смоленска С.В.Антуфьев. Такая юридическая база позволяет нам сегодня преподавать в общеобразовательных школах два предмета: основы православной культуры в младших классах и в 8-х классах - Историю православной культуры земли Смоленской. Поскольку второй предмет носит культурологический характер, он является обязательным для изучения. Вот перед вами учебное пособие, которое я хотел бы подарить присутствующим здесь руководителям районных Комитетов по образованию и духовенству. Это пособие написано смоленскими педагогами и издано областной администрацией и Смоленской епархией тиражом 30 тысяч экземпляров. Теперь у каждого ученика 8-х классов находится в руках этот учебник!

Хотелось бы, чтобы такие учебники были у представителей и других конфессий. В этом случае они имели бы возможность познакомиться с нашими духовно-нравственными ценностями,которые носят универсальный, общечеловеческий характер и поэтому могут быть приняты всеми людьми доброй воли. Историю православной культуры земли Смоленской мы стали преподавать с 2003 года, а до этого в школах преподавался предмет «Основы православной культуры и этики». По этому предмету нам удалось подготовить учебное пособие с 1-го по 4-й класс. Мы записали для вас диски, и я бы попросил в перерыве руководителей Комитетов образования районов получить их у меня и затем размножить и раздать преподавателям предмета «Основы православной культуры».

Правильно поступает Министерство образования РФ и Церковь, что вводит преподавание данного предмета именно в начальных классах. В связи с этим расскажу вам поучительную историю, которая касается времён античности. К греческому философу Сократу мать принесла ребёнка и говорит: «Философ, скажи что-нибудь поучительное для воспитания моего ребёнка!» Сократ спросил, сколько ребёнку лет. Мать ответила, что ему только два года. «Уже поздно!», - сказал ей философ. Поздно или рано начинать воспитывать детей с двух лет – это вопрос дискуссионный.А вот что необходимо с дошкольного возраста прививать ребёнку такие ценности, как любовь к матери, любовь к природе, любовь к родной земле, к отечественной религиозной культуре, со мной, думаю, согласятся все. И, конечно, было бы замечательно, если бы на Псковской земле духовенство и педагоги, присутствующие на этой конференции, смогли бы уже начать преподавание курса «Основы православной культуры».

Каким же образом, спросите вы, идёт подготовка педагогов для этого предметов? В 2001 году в Смоленском педагогическом колледже мы первыми в стране открыли специализацию «коррекционная педагогика в начальной школе», а при этой специализации – преподавание предмета «Основы православной культуры и этики». Из-под сводов педагогического колледжа вышли выпускницы, которые получили диплом государственного образца, позволяющий им параллельно преподавать общеобразовательные дисциплины, и курс основ православной культуры и этики. Мы желаем и вам открыть у себя аналогичный курс, а если это не удастся сделатьбыстро, то мы будем рады принять представителей Псковской земли у себя на Смоленщине в нашем педагогическом колледже. Через три года вы получите специалистов.

В процессе преподавания мы занимаемся не только чтением лекций, но используем также и другие формы работы с детьми. Часто проводятся конкурсы на лучшие детские творческие работы. 20 лет тому назад, когда мы только переступали порог школы, слышались такие реплики в наш адрес: «А что это даст?», «А смогут ли дети из светских семей принять христианские ценности?» Своим оппонентам заранее говорю: «Успокойтесь! Если кто и не принимает христианские ценности, дети принимают!» И вот доказательство: это сборники лучших детских творческих работ. Темы, поверьте, непростые! Вот этот сборник посвящён теме поиска Истины русскими писателями и поэтами. Дети блестяще справились с поставленной задачей. Другой сборник посвящён теме христианской нравственности. Я хотел бы передать эти сборники в Комитет по образованию. Вы сможете познакомиться с ними, почитать и сделать для себя соответствующие выводы. Кто-то может задать вопрос: «Ну, а как? Если работытакого уровня, то для этого нужна научная база!» Да, нужна! В начальной школе в качестве формы творческой работы предлагается рисунок. Тема: «Красота Божьего мира». В средних и старших классах школы – это сочинение и реферат. С этой целью в 20 районных библиотеках открыты кафедры православной литературы.

Я надеюсь, что недалёк тот день, когда мы и у вас откроем первую кафедру православной литературы. Иногда говорят в таких случаях: «Да, кто там будет читать эту литературу?» Не переживайте! В областной детской библиотеке Смоленска на кафедре православной литературы 660 читателей. Дети приводят туда и мам, и пап, и бабушек. Конечно, православная библиотека имеется на каждом приходе, и вот здесь я хотел бы успокоить моих собратьев-священников: уверяю вас, оттока читателей из приходских библиотек не произойдёт, читатели были, есть и будут всегда! В Смоленске, например, существует 4 кафедры православной литературы и в 22-х храмах открыты свои библиотеки. И читателей хватает везде, но всё же ни при одном храме нет такого абонемента, который бы насчитывал 660 человек.

Как открыть кафедру православной литературы? Договориться с администрацией, с педагогами, приобрести 200-300 книг православного содержания. В какой-либо праздник, в Рождественские дни или на Пасху, освятить библиотеку и провести торжественный акт открытия кафедры. Затем необходимо будет периодически проводить различные мероприятия: праздники, тематические и творческие встречи

В Смоленске ежегодно проводится межвузовская студенческая конференция «Шаг в науку», на которой работают две секции – студенческая и школьная (с 5 по 11 класс). Работа ведётся по следующим направлениям: история России, история Русской Православной Церкви, глобализация и православная культура. Работы участников конференции публикуются в сборниках. Кроме того, для студентов проводятся ежегодные Авраамиевские чтения.

На будущий год у нас будет юбилей детско-юношеских Елизаветинских чтений. Они проводятся всегда на кафедре православной литературы в Смоленске в областной детско-юношеской библиотеке 31 октября. Пользуясь возможностью, я рад пригласить на эти Елизаветинские чтения учащихся с Псковской земли, из тех районов, педагоги которых присутствуют здесь сегодня. В этом году наши дети- участники 4-х Елизаветинских чтений будут выступать в Москве на Рождественских чтениях. А теперь я хотел бы попросить вашего внимания и обратиться к вам с пастырским словом.

Итак, христианство существует в мире свыше двух тысяч лет. И за этот период времени оно оказало положительное влияние на все сферы жизнедеятельности европейских народов, внесло весомый вклад в развитие культуры и научного знания. Христианство на всём протяжении своего существования формировало духовный облик народов Европы и укрепляло их патриотические взгляды. Благодаря христианству, были созданы выдающиеся памятники архитектуры, искусства и литературы. Весь мир гордится Собором Парижской Богоматери, а если вы приедете в Германию, в Кельн, то вы получите приглашение посетить Кельнский кафедральный собор готической архитектуры. И там вы увидите мощи тех мудрецов, которые в день Рождества Христова принесли Богомладенцу дары: золото, ладан и смирну. Вот вы живёте, вблизи Санкт-Петербурга и знаете, что собором Российской империи считался кафедральный собор святого Исаакия. В 2000 году в Москве был освящён кафедральный собор в честь Христа Спасителя. Чарует глаз и радует сердце кафедральный собор вашего города Пскова в честь Святой Троицы. Но если вы приедете в Смоленск, то посетите самый красивый собор России –Свято-Успенский кафедральный собор, главной святыней которого является икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия», та икона перед которой молилась вся русская армия в 1812 году.

И ещё один пример из области культуры. Всем памятна икона Андрея Рублёва «Троица». Андрей Рублёв изобразил Святую Троицу в образе трёх ангелов и написал эту икону в похвалу своему учителю преподобному Сергию Радонежскому. Эта икона была задумана с особой целью. Вот что писал в своё время древний летописец: «Она написана с той целью, дабы люди, созерцая её красоту, преодолевали рознь мира сего». Если перевести эти слова на общедоступный язык, то цель её в том, чтобы люди, созерцая красоту духовного мира, учились бы жить в мире, любви и согласии. Да, христианство внесло высокий вклад в развитие научного знания. Всем известно, что после Крещения Руси в 988 г при открывающихся храмах и монастырях открывались также школы и библиотеки. Первая библиотека была открыта при храме святой Софии в Киеве. Ну, а что касается священнослужителей, то и они не стояли в стороне от развития научного знания. Вот вам примеры. Кто является автором первого летописного свода на Руси? Монах Нестор Летописец. Это он написал «Повесть временных лет». Кто открыл гелиоцентрическую систему Вселенной? Священник Николай Коперник. Первым кто изобрёл физическую карту Европы? Священник Николай Кузанский. Закон генетики открыл монах Мендель. В нашем городе Смоленске первым историком стал священник Никифор Мурзакевич. Перечень подобных примеров можно продолжить, но это свидетельствует лишь о том, что между верой и знанием нет, и не может быть никакого противоречия. «Подождите, батюшка, - скажете вы, - а как же те мифы, которые нам так глубоко внедрили за последние десятилетия – о противоречиях между наукой и религией?» Да, были такие времена. И на этот вопрос мне хотелось бы ответить словами основоположника русской науки М.В.Ломоносова, который говорил, что «вера и знание две сестры родные», «дщери одного Всевышнего Родителя».Они приходят в противоречие лишь в том случае, «если кто-нибудь из ложной вражды, из ложного тщеславия на них вражду восклеплет». Таким образом, вера и знание не могут быть в противоречии. Предмет изучения религиозного знания и предмет знания научного – это разные предметы. Наука занимается изучением явлений природы, физического мира, а религиозное знание, которое мы получаем при помощи веры, - это знание о метафизическом, трансцендентном мире или, проще говоря, о мире духовном. Ломоносов призывал это чётко разграничивать и говорил:«Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии». Бог дал, говорил учёный, две книги: одна Библия, а другая – окружающий мир. Первую должны читать богословы и священники, а другую – учёные и естествоиспытатели. Мир физический после его изучения даёт ответ на вопрос о всемогуществе Бога, о Его силе и премудрости, а изучение Библии знакомит людей с планами Творца по созданию рода человеческого, с теми задачами, которые Бог перед нами поставил.

Я также говорил, что христианство всегда воспитывало патриотизм в нашем народе. Это действительно так. Если мы обратимся к любому периоду нашей истории, то всё это увидим. Вот период нашествия монголо-татар – 1237 год. Дикие орды напали на нашу древнюю землю. Огнём и мечом истребляется культура, навязывается свой религиозный стереотип. Известно ведь, что если хочешь покорить народ физически, покоряй его духовно. Вот почему вначале идут миссионеры, а затем уже войска. И если появились в наше время миссионеры, то это тоже заставляет задуматься, какие цели они преследуют. В годы лихолетий Бог из недр народной жизни всегда избирал людей особой силы духа и силы веры. Возьмём пример преподобного Сергия Радонежского, который, казалось бы, не сказал ничего нового русским людям, но он любил повторять такую аксиому: «сила народа в его единстве». Его голос, подобно могучему набату, звучал по Русской земле. Он обращался ко всем: к князьям, к воинству, к священству, призывая всех объединяться вокруг великого князя Московского. И когда объединение произошло, то Русь за свой духовный идеал получила название «святая». Какой высокий идеал! Мы его должны ценить и передавать из поколения в поколение.

В 1380 году на поле Куликовом решалась судьба не только Русской Земли, но и всей Европы, и князь Дмитрий Донской, по благословению преподобного Сергия Радонежского, разбил войска хана Мамая. В связи с этим событием и была установлена родительская Дмитриевская суббота. Первым, кто отслужил панихиду по воинам, был преподобный Сергий Радонежский. И с тех пор мы ежегодно в ноябре поминаем воинов, а люди –своих почивших сродников. Я призываю делать всё возможное, чтобы в нашем народе сохранить историческую память. Возникает вопрос, а каким образом? Вначале необходимо самим придти в храм, поставить свечку, подать записку, в которой записать всех своих почивших родственников, а затем постоять, помолиться и поразмышлять. Подумать о том, что история Русской Земли – это целая система исторических связей, цепь исторической преемственности, и моя семья – одно из звеньев в этой цепи исторической памяти. Крепить историческую память – это не только задача священнослужителей, но также и педагогов.

Следующий исторический период: смутное время. Историки назвали так начало XVII столетия потому, что тогда на русском престоле не было царя, царская династия пресеклась. Это время ознаменовалось стихийными бедствиями, тяжелыми социальными потрясениями, польско-шведской интервенцией. И вот в это непростое время христианским символом сохранения Российской государственности стала Казанская икона Божией Матери.

В 1610 году Патриарх Гермоген, находящийся в то время под стражей, отправляет послание в Нижний Новгород и призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Новгородцы откликнулись на призыв первосвятителя и собрали ополчение под руководством Минина и Пожарского. К этому ополчению присоединились и казанские дружины, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. Перед этим образом молились, совершали молебны защитники Земли Русской о спасении от врагов и разорения, об освобождении отечества от оккупационных войск.4 ноября 1612 г (по новому стилю) находившемуся в плену архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». И Россия была спасена. В память об этом событии был установлен праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, а теперь ещё учреждён и государственный праздник – День народного единства.

Приведу и ещё один пример. Великая Отечественная война. Немцы 22 июня 1941 года напали на нашу землю. Пока Сталин находился в раздумье о том, как объявить о начале войны, митрополит Сергий (Старгородский) обратился с воззванием к своему народу. Это было в первый день Великой Отечественной войны. Вот его слова: «Все от мала до велика, должны взять оружие и стать на защиту священных рубежей своего Отечества» А немного позже, в другом послании, тоже в начале войны, он писал: «Наш народ непременно победит!» И победили, благодаря мужеству, патриотизму и героизму нашего народа. Русская Церковь направила в фонд Красной Армии не только финансы, но на средства РПЦ была создана танковая колонна им. Дмитрия Донского. В ответ на всё, рассказанное мной, вы можете сказать: «Ну, что ж, Церковь – это такая же институция в обществе, как и все другие». И вы будете правы! Однако Церковь – это не только религия Земли, это ещё и религия Неба. Поэтому деятельность Церкви как общественной организации недостаточна. Главная её задача – познакомить людей Земли с Откровением, с Божиим Посланием к ним. Это Откровение содержится в Книге с греческим названием Библия. «Библио» - в переводе «книги», «сборник». Библия состоит из двух неравных частей, которые называются Ветхий Завет и Новый. Содержание Ветхого Завета охватывает период до нашей эры, Новый Завет посвящён христианской эпохе. В Ветхом Завете Откровение было дано одному народу – народу древнего Израиля. Этот народ призван был сохранить Откровение и передать его Новозаветной Церкви. Перед народом древнего Израиля стояла трудная задача. Вокруг господствовало язычество, а язычники, имели совсем другое представление о божестве. Осуществляя поиск Бога в мире, они отождествили Его с природой. В науке употребляется такой термин – пантеизм. Язычники и были пантеистами. «Подумаешь,- скажет какой-нибудь скептик, - ну, и пусть кланяются природе!» Нет, дорогие! Ложная религия порождает и ложную нравственность! Вот почему нам не безразлично, будут ли кланяться крокодилу или, с помощью западных сателлитов, вводить развратные браки, лёгкие наркотики, ювенальную юстицию, всеобщую чипизацию или что-нибудь подобное. Скажут: «Дайте нам дарованную Богом свободу, а мы вам – электронный рай!» Хорошо, если это будет рай! А вдруг вместо рая мы получим электронный концлагерь! Будущее на этот вопрос ответит, но уже великие умы в сегодняшнем мире (а я только возвратился из Греции) выражают обеспокоенность по поводу той опасности, какую несёт в себе глобализация. Например, митрополит Анфим (Фессалоники) уже прямо говорит о том, что в основе глобализации порой просматривается и процесс демонизации. Наше пастырское призвание - противостоять этим процессам, а не просто наблюдать. Владыка Анфим отмечает, что мы постоянно уступаем глобализации, что эти уступки следуют одна за другой и дорого нам даются. К чему это приведёт в конечном итоге? Вот об этом должны хорошо подумать!

Что же касается Откровения, то оно дано людям как норма жизни. В Ветхом Завете шкалой нормы жизни послужил Декалог, Десять заповедей. Вы их знаете, но давайте повторим. Первая заповедь: Я есть Господь Бог твой, и пусть не будет у тебя других богов. Вторая заповедь: Не сотвори себе кумира и чего-то подобного. Третья: Не упоминай имени Бога твоего всуе. Четвёртая: Освящай день субботний (в Новом Завете – воскресный). Пятая: Почитай твоих родителей, и благо тебе будет. Господь обещает долголетие на земле. Шестая: Не убивай. Седьмая: Не прелюбодействуй. Восьмая: Не кради. Девятая: Не лжесвидетельствуй, то есть не возводи ложного свидетельства на ближнего твоего. И, наконец, последняя, десятая, данная, в том числе, и с целью укрепления института семьи: Не пожелай дома ближнего твоего, ни жены его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Вот на базе, каких нравственных ценностей предлагаем воспитывать подрастающее поколение. Новозаветная Церковь, продолжая Ветхий Завет, установила ещё более высокую шкалу нравственных ценностей. В Новом Завете мало сказать «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради!» Новый Завет – это религия любви, феномена святости и феномена чуда. В Новом Завете мы не только постулируем высокие нравственные требования, но ещё подкрепляем их конкретными примерами исполнения этой философии жизни. И всегда на русской земле были те люди, кто достигал любви, праведности и святости. Вспомните Лескова: праведники всегда были, есть и будут.

Не бойтесь, когда на уроки по православию придут дети из других конфессий. Наши ценности – ценности универсальные, и в основе их – любовь. И среди святых русской Церкви не все из них являются русскими по национальности. И одна из таких святых – сестра последней российской императрицы Александры Фёдоровны Елизавета Фёдоровна. Она родилась в далёком Дармштадте, и звали её Элла. Семья не была православной, но христианские начала, конечно же, имели место в её укладе жизни. С ранних лет родители готовили своих дочерей к вступлению в жизнь: учили музыке, наукам, прививали практические навыки, развивали волевые качества и силу духа. Такую силу духа и обнаружила хрупкая телом, но сильная духом женщина, которая пошла на место гибели своего супруга, собрала его тело, предала погребению и, повинуясь голосу своей религии, направилась в тюрьму, чтобы навестить убийцу своего супруга. Это была Елизавета Федоровна. Войдя к преступнику, она преподнесла ему. Евангелие, и сказала: «Покайся!» А он, оправдываясь, говорил ей: «Я Вас не убивал, я всякий раз, когда Вы выезжали с Сергеем Александровичем, старался Вас щадить». Елизавета Федоровна ему ответила: «Убив моего мужа, ты убил заживо и меня». После этого она оставляет мир, в котором жила до тех пор и уходит в мир, ещё более прекрасный – мир бедных, сирот, страдающих, вдов, стариков, больных. Она открывает в Москве Марфо-Мариинскую обитель, и сестры обители начинают нести ежедневную вахту милосердия.

Участь самой Елизаветы Федоровны оказалась трагической, и она разделила судьбу всей царской семьи. Но даже в последние часы своей жизни святая мученица проявила поистине христианское милосердие и любовь к ближнему. В той шахте, куда она была сброшена, рядом с ней оказался князь Иоанн, который, падая, тяжело ранил голову. Оказавшись на этом же уступе шахты, Елизавета Федоровна разорвала своё монашеское одеяние, свой апостольник, и там же, сама находясь одной ногой на пороге смерти, перевязала голову истекающему кровью князю Иоанну. Но дальнейшей жестокости палачей не было предела: шахту забросали гранатами, и все погибли. Через некоторое время останки великой княгини Елизаветы Фёдоровны, преподобномученицы Елисаветы, были извлечены, перевезены в Китай, а затем доставлены в Иерусалим.

Мощи великой княгини впоследствии побывали в России, во всех кафедральных соборах, и русские люди подходили и прикладывались к этой святыне. Это было своего рода покаяние. С мощами преподобномученицы священнослужители Русской Зарубежной Церкви проехали от Дальнего Востока до Калининграда, и наш народ смог вспомнить её подвиг и прославить эту дивную святую.

Возвращаясь к вопросу преподавания основ православной культуры, я должен особо подчеркнуть, что преподавать православные предметы должен человек не только теоретически подготовленный, но и обязательно верующий, имеющий православное мировоззрение. Я думаю, что вы сами придёте к вере. В Смоленске за 20 лет все те, кто пожелал преподавать основы православной культуры, не только стали верующими, но и семьи свои начали воспитывать на основе православных ценностей.

И последнее, что хотелось сказать. Если будет искренность в отношениях с Богом, если жизнь будет нравственной, если в сердце будет боль за наше будущее и любовь к подрастающему поколению, поверьте, Господь даст вам всё. И обязательно явит чудо. Наша религия не нуждается в доказательствах. Нам надо лишь открыть своё сердце навстречу Богу.

Вот самый большой праздник Пасха. Праздник из праздников, торжество из торжеств. Ежегодно в день Светлого Христова Воскресения Бог каждый раз ещё и ещё раз свидетельствует миру о том, что Он есть Свет. И на месте Голгофы, на месте Его страданий, а затем Воскресения ежегодно в Великую Субботу нисходит благодатный Огонь и раздаётся верующим. Бог совершает это чудо для всех. Этот Огонь первоначально не обжигает и только через некоторое время начинает гореть естественным пламенем, и некоторые люди умываются этим огнём. Вот такая у нас православная религия – она сама свидетельствует о полноте своей духовной жизни. Поэтому мы призываем вас, уважаемы педагоги, принять этот свет Божий, принять в свою жизнь, в свой духовный мир, в своё сердце. Ну, и вместе с тем не забыть, что этот свет Божьей Правды светит вот уже на протяжении двух тысячелетий. Он начал гореть ярким пламенем со дня появления на небосклоне Вифлеемской звезды, со Дня Рождества Христова. И всегда будет гореть, и освещать наш с вами жизненный путь, который должен вести к миру, к добру, к счастью, к счастливому детству, к Богу. Но и помните, что независимо от того, примем ли мы Божий Закон как норму и правило своей жизни или станем в сторону, как это мы делали на протяжении 90 лет, Свет Божий всеравно горел и будет гореть. И ничто и никогда: ни гонения, ни ненависть, ни грехи человеческие не смогут заглушить его. Потому что это Свет Добра, Любви и Правды Божией. Благодарю за внимание.*

 

Комментарии:

Добавить комментарий: