214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-07-57, 38-32-00
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Проповедь в неделю о самарянине

Добавлено: 05.08.2018

                                                                                 Проповедь в неделю о самарянине

                               на Божественной Литургии в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. 6 мая 2018 года.

 

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

     В эти святые дни, братья и сестры, мы отмечаем праздник Святой Пасхи. Церковь посредством своих богослужений и поучений свидетельствует нам о победе Господа над смертью, грехом и дьяволом. За каждым богослужением, в качестве духовного назидания, она предлагает нам Евангельские повествования.

     Вот и в сегодняшний воскресный день за Литургией в нашем храме было прочитано Евангельское чтение, посвящённое беседе Господа с самарянкой (Ин.4: 5-42). Во времена Христа между иудеями и самарянами не существовало мира и согласия. Причин для этого было множество, но одна из них состояла в том, что самаряне, как сообщество, отпали от Богооткровенной религии. И вот случилось неожиданное: у колодца Иакова  произошла встреча Иисуса Христа с женщиной-самарянкой. Спаситель, утруждённый  путём, просит у самарянки испить воды. Удивлённая, она отвечает ему, что между самарянами и иудеями нет общения. Но Спаситель говорит, что если бы она знала, Кто обратился к ней с просьбой, то сама бы попросила у Него воды, и Он дал бы ей воду живую. Женщина спрашивает: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?» «Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок», на что Христос ответил: «Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Тогда самарянка просит и ей дать этой воды, чтобы утолить свою жажду и уже больше не приходить сюда, и не почерпать. Спаситель переводит беседу в духовную плоскость и задаёт женщине вопрос о её  муже. Она отвечает: «Я не имею мужа». И тогда Господь милостиво, с любовью, но при этом, открыто и прямо обличает женщину в её грехе: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». «Вижу, что ты пророк, -  говорит женщина. Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». В ответ Спаситель излагает ей Новозаветное учение об истинном поклонении Богу и о равенстве всех народов перед лицом Божиим.    

     Господь учит, что все народы мира призваны к спасению. Для всех уготовано Царство Божией славы. Христос говорит, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться  Ему в духе и истине». «Настанет время и настало уже, когда будут «поклоняться Отцу в духе и истине» не только в Иерусалиме, но и на всяком месте.   

     Бог почивает Своею благодатию в нашей Церкви. И независимо от того, где проживают люди: в Иерусалиме или в Афинах, в Москве или в Смоленске, - все призываются поклоняться Богу в Духе и Истине. Во Христе равны все народы, и апостол Павел говорит об этом так: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

     Женщина оставила свой водонос, побежала в город и сказала: «Пойдите посмотрите Человека, Который сказал всё, что я сделала: не Он ли Христос?» И тогда народ, проживающий в городе Сихаре, во множестве вышел навстречу с Господом. Многие, слушая проповедь Христа, уверовали в Его Божественное достоинство и теперь уже говорили не со слов женщины, а потому, что сами всё видели и слышали, сами поняли, что перед ними Христос, Спаситель мира.

      В сегодняшний день, братья и сестры, Церковь призывает нас почерпнуть воду живую и сделать всё возможное, чтобы она стала для нас и наших ближних источником, текущим в жизнь вечную. Этой живой водой является для нас Слово Божие.

     Слово Божие – это источник мудрости, и блажен человек, который «поучается в Законе Господнем день и ночь». Слово Божие дано нам как критерий Истины, и всё, происходящее с нами в окружающей действительности, мы должны оценивать с точки зрения Божественного Откровения.. Слово Божие дано нам и для укрепления в вере. Вот послушайте, что говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31).Слово Божие – это ещё и меч обоюдоострый: он посекает нашу греховность и наши пороки. Слово Божие обладает внутренней духовной и нравственной силой, способной давать стимул для перерождения человеческой личности. Как свидетельствует история христианства, множество людей, которые слышали и изучали Слово Божие, изменяли свой прежний образ жизни и становились на путь христианского подвижничества. Многие из них оставили светскую жизнь и ушли для подвигов под монастырские своды. Такими людьми были: преподобный Антоний Великий, который стал основоположником восточного монашества, святитель Филипп, митрополит Московский, подвизавшийся на Соловках, а затем совершавший святительское служение на Московской кафедре, блаженный Августин, который, услышав Слово Божие, принял Святое Крещение и стал пастырем Церкви Божией. Затем Господь возвёл его на кафедру Иппонийскую. Слово Божие живо и действенно во все времена. Так, например, одна из прихожанок нашего храма рассказывала о себе, что когда она прочитала  Священную Книгу Библию, Священное Писание, то начала посещать храм Божий.

     Послушав этот рассказ, вы можете спросить: почему же в наше время атеисты, которые также читают Слово Божие, не только не обращают свои сердца к Богу, а напротив, иногда даже критически относятся к Божественному Откровению. Аналогичный вопрос задали и Иисусу Христу, когда Он ещё был на земле и совершал Своё общественное служение. Во времена Христа в качестве поучений часто использовались притчи, иносказания, и Господь также ответил на этот вопрос приточно. Он  произнёс притчу о сеятеле. В ней  говорится о том, как  вышел сеятель сеять семя. Одно семя упало при дороге, налетели птицы и поклевали его. Другое упало на каменистую почву и вначале произросло, но, не имея влаги, засохло. Третье семя упало в терние, в бурьян, но терние выросло и заглушило его. А четвертое упало на плодородную взрыхлённую почву и принесло свой плод. Спаситель сам истолковал значение этой притчи. Сеятель – это Бог, семя –Слово Божие, почва – нравственное состояние человеческих сердец. Порой бывает так, что люди посредством греховного образа жизни настолько затемняют свой духовный мир, что сердечная почва уподобляется каменистой, и Слово Божие – семя – не плодоносит. Бывает и так, что люди принимают святое крещение, знакомятся со Словом Божиим, но затем попадают под сектантские влияния или увлекаются оккультными учениями. И подобно тому, как терние заглушает семя, так оккультные учения и сектантские доктрины глушат ростки семени Слова Божия. Нередки случаи, когда люди приходят в храм и с радостью слушают Слово Божие, но заботы семейной жизни, повседневный труд, другие попечения уводят их из храмов, и люди становятся индифферентными по отношению  к вере. Но, благо, много таких сердец, почва которых благоприятна, и семя, попадая на эту почву,  приносит стократный плод.

     Церковь призывает нас постоянно проповедовать  Слово Божие. Если мы умолчим, то, как сказано в Священном Писании, камни возопиют и ослица заговорит. Нам, пастырям Церкви, братья и сёстры,  хорошо известны ваши семейные проблемы в области духовного воспитания. Порой слово о Боге вызывает раздражение. Иногда люди вовсе игнорируют слушание Слова Божия. Порой говорят, послушаем тебя в другой раз. Конечно, очень хочется, чтобы Слово Божие было действенным и быстро приносило свои плоды. Однако процесс духовного возрождения бывает длительным, о чём свидетельствует и  Священное Писание: Павел «насадил, Аполлос по­ливал, но воз­растил Бог» (1 Кор.3:6). Но если вы будете проповедовать слово Божие с любовью к людям, с молитвой о Божественной поддержке, то Слово Божие непременно принесёт свой плод. Кроме того, в деле духовной жизни бывают исключения из правил, ведь для Бога нет ничего невозможного в этом мире.  Он способен изменить любые человеческие сердца: сделать из «савлов», гонителей христианства, - «апостолов  павлов», провозвестников Христова учения, может преобразить души падших «марий  египетских» в подвижниц христианского благочестия. Поэтому сейте Слово Божие почаще, сейте его везде: и на каменистой почве, и в терниях, и при дороге, и на обработанной почве. А Бог даст – семя произрастёт и принесёт свой плод. Если наши родственники и ближние обратят свои сердца к Богу, если евангельское учение станет нормой их жизни, это и будет свидетельствовать о том, что Слово Божие стало источником живой воды, текущей в жизнь вечную. Аминь.

 

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

подробнее

Таинство Венчания

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери