214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-07-57, 38-32-00
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Проповедь за Божественной литургией в Новофедоровском храме св. прав. воина Федора Ушакова

Добавлено: 03.06.2019

                                                                                                     Крым, 2011 г.

 

            Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! Мы с вами должны быть бесконечно благодарны Богу за те блага, которые Он щедро изливает на род человеческий. Бог по Своей любви и всемогуществу создал окружающий нас мир. Леса, луга, океаны, реки – вот результат Божественного творчества, который свидетельствует нам о нашем Вседержителе. С глубокой древности и философы, и писатели, и ученые, и просто мыслящие люди, наблюдая красоту окружающего мира, приходили к выводу о Божественном бытии в этом мире. Но Бог создал еще и первых людей – Адама и Еву, от которых произошел род человеческий, расселившийся по лицу Земли. Бог также Сам освятил и благословил институт супружеской жизни и предназначил всех лю- дей к Царству Своей славы, Царству Божьему. Вот почему так часто под сводами храмов звучат удивительные слова Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Однако не так просто искать Царство Божие. Искать Царство Божие означает – прежде всего, встать на путь Правды Божией, понять Истину, уразуметь, что поиск Истины есть духовная борьба. Один из великих писателей, характеризуя эту борьбу, произнес удивительные слова: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Значит, эта духовная брань идет ни с кем иным, как с духами злобы поднебесной. Но с нами Господь! Его любящая десница ведет нас по жизни. И нам есть с кого брать пример: это образы как вселенской, так и древнерусской святости. Однако мы не должны забывать, что христианству в Древней Руси предшествовало язычество. Язычники – это люди, которые встали на путь ложной веры и осуществляли поиск Бога в природе. Нам говорят: какая разница, к какой вере принадлежать?

А вот опыт язычества свидетельствует: ложная вера – ложное и мировоззрение! Ложная вера завела древних в мировоззренческие тупики и способствовала как нравственной, так даже и физической деградации и разложению. Видимо, не многим известно, что в Древней Руси некоторые славянские племена, руководствуясь своей верой, дошли до того, что своих соплеменников приносили в жертву ложным богам. Видя эту веру, эту религию, которая есть не созидание, а разрушение, равноапостольный князь Владимир и принял решение избрать вместо религии разрушения религию созидания. Да, он был прагматик, государственный муж. Он прекрасно понимал, что Византия – цивилизованная европейская страна и принятие византийского христианства означает введение своей страны в круг высоких цивилизованных европейских держав. Но он был еще и человек веры, а верующие люди всегда ищут ответы на главные вопросы своей жизни. Князь ожидал такого ответа от Божественного Провидения, и Оно не заставило Себя ждать. Киевский митрополит Илларион в своем «Слове о законе и благодати» говорит: «Нашло на князя благодати осенение Всевышнего». Проще говоря, Бог открыл ему веру, которая содержит в себе всю полноту Истины. Князь Владимир знал, что Истина – в византийском православии. А окружение? Уже тогда, как сейчас любят выражаться, необходимо было решить этот вопрос демократическим путем. Поэтому князь дал указание своим приближенным испытать все основные религии, которые существовали в тот период. В результате самый высокий духовный идеал оказался в византийском христианстве. И вот тогда князь Владимир отправляет своих послов в далекую Византию. Когда они прибыли в храм святой Софии – Премудрости Божией, там совершалась Евхаристия, Божественная Литургия, как совершается она сегодня и здесь, в этом святом храме. Молитвенное строгое пение и строй богослужения, красота архитектуры, внутреннее убранство храма произвели такое огромное впечатление на послов князя, что когда они возвратились в свою землю, то говорили: нам казалось, что мы были не на земле, а на небе. Братья и сестры, вот какую мы получили религию! Религию, которая призвана возводить нас от земли на небо! А мы еще о чем-то думаем и сомневаемся! А проще говоря, ленимся. Видимо, она несет в себе слишком высокий духовный идеал, но этот идеал излучает красоту Божества, и этой красотой необходимо вдохновляться. Святой князь Владимир дал Древней Руси такую религию, которая пленяла людей идеалом святости. И этим путем христианской мудрости, правды и смирения прошло не одно поколение людей, живших на нашей древней земле – Святой Руси. Здесь мученики, исповедники и Христа ради юродивые, здесь монашествующие и дети, юноши и девушки, здесь мудрые и убеленные сединами люди. Да, они были разные по интеллекту, характеру и принадлежали даже к различным нациям, но их объединяла вера в Христа Спасителя. И вот мы должны вдохновляться этими образами святости! Святость имеет вечный, непреходящий характер и актуальна на все века. И она способна коренным образом изменить личность. Так, князь Владимир в язычестве был жестокосердный правитель, но вера Христова преобразила его и вместо жестокости люди чувствовали в сердце своего князя такую любовь, что называли его «Красным Солнышком». Церковь ежегодно прославляет его подвиг христианизации народа и величает его как «идолы поправшего и всю землю святым Крещением просветившего». Замечательный пример святости явила бабушка князя Владимира – святая равноапостольная Ольга. Обладая острым умом и мудростью, она раньше всех сумела определить Истину. Преодолев значительное расстояние, княгиня Ольга прибыла в Византию, приняла веру Христову и, как утренняя заря, светом Истины свидетельствовала о красоте христианства. Образы святости есть в разных землях: и в России, и в Украине, и в других местах. Но, Промыслом Божиим, по приглашению вашего пастыря отца Алексия, с которым я познакомился в Греции, мы прибыли из Смоленска к вам. На нашей Смоленской земле тоже есть замечательные святые, и с одним из них мне хотелось бы вас познакомить. Это просветитель Смоленского края Авраамий Смоленский. Жил он на рубеже 12-13 столетий. Это был удивительный подвижник, сочетавший в своей личности и высокие духовные качества, и высокую образованность. Тысячи смолян стремились в находившийся недалеко от Смоленска монастырь, где подвизался Авраамий Смоленский. Одни приходили туда, чтобы послушать проповедь, другие – чтобы исповедаться, третьи – чтобы разрешить для себя животрепещущие вопросы. Но дьявол не терпит ни высокой духовности, ни образованности. И на жизни св. Авраамия исполнились слова Священного Писания: «Умножающий познание умножает себе скорбь». Дьявол воздвиг в сердцах людей такую ненависть к св. Авраамию, что за свою недолгую монашескую жизнь ему пришлось сменить не один монастырь. Общественное мнение Смоленска было в такой степени настроено против подвижника, что епископ Игнатий запретил его в священническом служении. Представьте себе, что значит для пастыря – не совершать Евхаристию. Но святой со смирением принял этот запрет, поскольку знал, что в мире все происходит по Промыслу Божию, и если люди выступают против праведников – на их защиту становится Сам Господь. Когда дождь перестал орошать Смоленскую землю и люди начали страдать, они поняли причину Божьего наказания и попросили епископа Игнатия примириться с праведником и совершить с ним совместную молитву. Епископ согласился. Сразу же после молитвы дождь обильно оросил землю, и образовались новые источники, которые теперь называются Авраамиевскими. И теперь мы, томимые духовной жаждой, приходим к этим источникам и почерпаем «Воду Живую». На земле святой Тавриды тоже есть чудные святые. Вот, например, великий святитель Лука, архиепископ Крымский. В этом году исполнилось 50 лет со дня его блаженной кончины. Удивительный святитель Церкви Божией! Одиннадцать лет лагерей за имя Христово! Вокруг ненависть, травля, жестокость. Ничто не сломило святителя, и чем в более далёкую ссылку его отправляли, тем больше он делал добра. Но вот началась Великая Отечественная война, и святитель Лука переносил испытания вместе со всем народом. Будучи профессором медицины, он спас тысячи человеческих жизней. Братья и сёстры, вот таких дивных угодников Божиих множество в нашей святой Церкви. Мы должны любить свою Церковь, помогать строить храмы Божии, жертвовать свою лепту в дар Богу, а святые будут заступниками нашими пред Лицем Божиим. Каждый век готовит христианам свои вызовы. Были они во времена древности, будут они и в будущем. Дьявол не может успокоиться. ХХI век в этом смысле – не исключение. Нам говорят: век научно-технического прогресса! Заговорили о нанотехнологиях! Да, действительно, правда, в области научного прогресса достигли теперь значительных успехов. А в области нравственности? Лучше не спрашивать! Голос дьявола звучит и в наше время. Мир, утративший веру в Бога, поправший всякие законы, пытается навязать нам и эвтаназию, и легкие наркотики, и однополые браки, и ювенальную юстицию. А теперь еще говорят и об электронном рае. Дай Бог, чтобы он не стал электронным концлагерем! Бог даровал свободу людям земли, и сохранить эту свободу мы с вами обязаны. Любая потеря свободы без борьбы, сдача своих позиций (будет ли это тоталитарный контроль или еще что-то в будущем) – это измена Христу. Что же делать? Скажу: те, кто хочет плыть в современном русле течения нашей жизни, должны следовать за Христом. Как следовать – учат образы нашей святости. Святость – это свидетельство присутствия Божия в этом мире, а мощи святых есть проводники благодатных даров. Достаточно прибыть к святым мощам и крепко помолиться. И Господь даст крепость Своим людям: крепость веры, крепость силы духа. Мы не должны забывать, что на нашей древней русской земле всегда существовала традиция так жить, чтобы сохранять в себе совестливость и стыдливость. Всюду христианские браки воспитывались на основе целомудрия. Всегда родители стремились привить детям любовь к храму Божию. Мы должны помнить, что наша жизнь – это и есть служение Христу. И дай Бог, чтобы это служение было искренним, чтобы мы так послужили Господу, чтобы здесь проявили преданность, а после исхода в вечность пребывали бы вместе с Ним там, где пребывают все святые, просиявшие подвигом веры и благочестия в земле нашей!

Аминь.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери