214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-07-57, 38-32-00
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Проповедь за Божественной литургией в Новофедоровском храме св. прав. воина Федора Ушакова

Добавлено: 03.06.2019

                                                                                                     Крым, 2011 г.

 

            Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! Мы с вами должны быть бесконечно благодарны Богу за те блага, которые Он щедро изливает на род человеческий. Бог по Своей любви и всемогуществу создал окружающий нас мир. Леса, луга, океаны, реки – вот результат Божественного творчества, который свидетельствует нам о нашем Вседержителе. С глубокой древности и философы, и писатели, и ученые, и просто мыслящие люди, наблюдая красоту окружающего мира, приходили к выводу о Божественном бытии в этом мире. Но Бог создал еще и первых людей – Адама и Еву, от которых произошел род человеческий, расселившийся по лицу Земли. Бог также Сам освятил и благословил институт супружеской жизни и предназначил всех лю- дей к Царству Своей славы, Царству Божьему. Вот почему так часто под сводами храмов звучат удивительные слова Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Однако не так просто искать Царство Божие. Искать Царство Божие означает – прежде всего, встать на путь Правды Божией, понять Истину, уразуметь, что поиск Истины есть духовная борьба. Один из великих писателей, характеризуя эту борьбу, произнес удивительные слова: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Значит, эта духовная брань идет ни с кем иным, как с духами злобы поднебесной. Но с нами Господь! Его любящая десница ведет нас по жизни. И нам есть с кого брать пример: это образы как вселенской, так и древнерусской святости. Однако мы не должны забывать, что христианству в Древней Руси предшествовало язычество. Язычники – это люди, которые встали на путь ложной веры и осуществляли поиск Бога в природе. Нам говорят: какая разница, к какой вере принадлежать?

А вот опыт язычества свидетельствует: ложная вера – ложное и мировоззрение! Ложная вера завела древних в мировоззренческие тупики и способствовала как нравственной, так даже и физической деградации и разложению. Видимо, не многим известно, что в Древней Руси некоторые славянские племена, руководствуясь своей верой, дошли до того, что своих соплеменников приносили в жертву ложным богам. Видя эту веру, эту религию, которая есть не созидание, а разрушение, равноапостольный князь Владимир и принял решение избрать вместо религии разрушения религию созидания. Да, он был прагматик, государственный муж. Он прекрасно понимал, что Византия – цивилизованная европейская страна и принятие византийского христианства означает введение своей страны в круг высоких цивилизованных европейских держав. Но он был еще и человек веры, а верующие люди всегда ищут ответы на главные вопросы своей жизни. Князь ожидал такого ответа от Божественного Провидения, и Оно не заставило Себя ждать. Киевский митрополит Илларион в своем «Слове о законе и благодати» говорит: «Нашло на князя благодати осенение Всевышнего». Проще говоря, Бог открыл ему веру, которая содержит в себе всю полноту Истины. Князь Владимир знал, что Истина – в византийском православии. А окружение? Уже тогда, как сейчас любят выражаться, необходимо было решить этот вопрос демократическим путем. Поэтому князь дал указание своим приближенным испытать все основные религии, которые существовали в тот период. В результате самый высокий духовный идеал оказался в византийском христианстве. И вот тогда князь Владимир отправляет своих послов в далекую Византию. Когда они прибыли в храм святой Софии – Премудрости Божией, там совершалась Евхаристия, Божественная Литургия, как совершается она сегодня и здесь, в этом святом храме. Молитвенное строгое пение и строй богослужения, красота архитектуры, внутреннее убранство храма произвели такое огромное впечатление на послов князя, что когда они возвратились в свою землю, то говорили: нам казалось, что мы были не на земле, а на небе. Братья и сестры, вот какую мы получили религию! Религию, которая призвана возводить нас от земли на небо! А мы еще о чем-то думаем и сомневаемся! А проще говоря, ленимся. Видимо, она несет в себе слишком высокий духовный идеал, но этот идеал излучает красоту Божества, и этой красотой необходимо вдохновляться. Святой князь Владимир дал Древней Руси такую религию, которая пленяла людей идеалом святости. И этим путем христианской мудрости, правды и смирения прошло не одно поколение людей, живших на нашей древней земле – Святой Руси. Здесь мученики, исповедники и Христа ради юродивые, здесь монашествующие и дети, юноши и девушки, здесь мудрые и убеленные сединами люди. Да, они были разные по интеллекту, характеру и принадлежали даже к различным нациям, но их объединяла вера в Христа Спасителя. И вот мы должны вдохновляться этими образами святости! Святость имеет вечный, непреходящий характер и актуальна на все века. И она способна коренным образом изменить личность. Так, князь Владимир в язычестве был жестокосердный правитель, но вера Христова преобразила его и вместо жестокости люди чувствовали в сердце своего князя такую любовь, что называли его «Красным Солнышком». Церковь ежегодно прославляет его подвиг христианизации народа и величает его как «идолы поправшего и всю землю святым Крещением просветившего». Замечательный пример святости явила бабушка князя Владимира – святая равноапостольная Ольга. Обладая острым умом и мудростью, она раньше всех сумела определить Истину. Преодолев значительное расстояние, княгиня Ольга прибыла в Византию, приняла веру Христову и, как утренняя заря, светом Истины свидетельствовала о красоте христианства. Образы святости есть в разных землях: и в России, и в Украине, и в других местах. Но, Промыслом Божиим, по приглашению вашего пастыря отца Алексия, с которым я познакомился в Греции, мы прибыли из Смоленска к вам. На нашей Смоленской земле тоже есть замечательные святые, и с одним из них мне хотелось бы вас познакомить. Это просветитель Смоленского края Авраамий Смоленский. Жил он на рубеже 12-13 столетий. Это был удивительный подвижник, сочетавший в своей личности и высокие духовные качества, и высокую образованность. Тысячи смолян стремились в находившийся недалеко от Смоленска монастырь, где подвизался Авраамий Смоленский. Одни приходили туда, чтобы послушать проповедь, другие – чтобы исповедаться, третьи – чтобы разрешить для себя животрепещущие вопросы. Но дьявол не терпит ни высокой духовности, ни образованности. И на жизни св. Авраамия исполнились слова Священного Писания: «Умножающий познание умножает себе скорбь». Дьявол воздвиг в сердцах людей такую ненависть к св. Авраамию, что за свою недолгую монашескую жизнь ему пришлось сменить не один монастырь. Общественное мнение Смоленска было в такой степени настроено против подвижника, что епископ Игнатий запретил его в священническом служении. Представьте себе, что значит для пастыря – не совершать Евхаристию. Но святой со смирением принял этот запрет, поскольку знал, что в мире все происходит по Промыслу Божию, и если люди выступают против праведников – на их защиту становится Сам Господь. Когда дождь перестал орошать Смоленскую землю и люди начали страдать, они поняли причину Божьего наказания и попросили епископа Игнатия примириться с праведником и совершить с ним совместную молитву. Епископ согласился. Сразу же после молитвы дождь обильно оросил землю, и образовались новые источники, которые теперь называются Авраамиевскими. И теперь мы, томимые духовной жаждой, приходим к этим источникам и почерпаем «Воду Живую». На земле святой Тавриды тоже есть чудные святые. Вот, например, великий святитель Лука, архиепископ Крымский. В этом году исполнилось 50 лет со дня его блаженной кончины. Удивительный святитель Церкви Божией! Одиннадцать лет лагерей за имя Христово! Вокруг ненависть, травля, жестокость. Ничто не сломило святителя, и чем в более далёкую ссылку его отправляли, тем больше он делал добра. Но вот началась Великая Отечественная война, и святитель Лука переносил испытания вместе со всем народом. Будучи профессором медицины, он спас тысячи человеческих жизней. Братья и сёстры, вот таких дивных угодников Божиих множество в нашей святой Церкви. Мы должны любить свою Церковь, помогать строить храмы Божии, жертвовать свою лепту в дар Богу, а святые будут заступниками нашими пред Лицем Божиим. Каждый век готовит христианам свои вызовы. Были они во времена древности, будут они и в будущем. Дьявол не может успокоиться. ХХI век в этом смысле – не исключение. Нам говорят: век научно-технического прогресса! Заговорили о нанотехнологиях! Да, действительно, правда, в области научного прогресса достигли теперь значительных успехов. А в области нравственности? Лучше не спрашивать! Голос дьявола звучит и в наше время. Мир, утративший веру в Бога, поправший всякие законы, пытается навязать нам и эвтаназию, и легкие наркотики, и однополые браки, и ювенальную юстицию. А теперь еще говорят и об электронном рае. Дай Бог, чтобы он не стал электронным концлагерем! Бог даровал свободу людям земли, и сохранить эту свободу мы с вами обязаны. Любая потеря свободы без борьбы, сдача своих позиций (будет ли это тоталитарный контроль или еще что-то в будущем) – это измена Христу. Что же делать? Скажу: те, кто хочет плыть в современном русле течения нашей жизни, должны следовать за Христом. Как следовать – учат образы нашей святости. Святость – это свидетельство присутствия Божия в этом мире, а мощи святых есть проводники благодатных даров. Достаточно прибыть к святым мощам и крепко помолиться. И Господь даст крепость Своим людям: крепость веры, крепость силы духа. Мы не должны забывать, что на нашей древней русской земле всегда существовала традиция так жить, чтобы сохранять в себе совестливость и стыдливость. Всюду христианские браки воспитывались на основе целомудрия. Всегда родители стремились привить детям любовь к храму Божию. Мы должны помнить, что наша жизнь – это и есть служение Христу. И дай Бог, чтобы это служение было искренним, чтобы мы так послужили Господу, чтобы здесь проявили преданность, а после исхода в вечность пребывали бы вместе с Ним там, где пребывают все святые, просиявшие подвигом веры и благочестия в земле нашей!

Аминь.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

подробнее

Таинство Венчания

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери