214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

ИГУМЕН ИЗРАИЛЬ (АНДРЕЕВ): «БОГ ПОСЛАЛ СОВВЛАСТЬ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ И ВРАЗУМЛЕНИЯ, А НЕКОТОРЫМ И ДЛЯ НАГРАДЫ»

Добавлено: 03.02.2024

 

К 85-летию со дня мученической кончины.

 

 

Игумен Израиль (Андреев).

 

                     Игумен Израиль (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1870 году в деревне Хвощевка Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. 30 апреля 1895 года поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре. Духовная дочь отца Израиля Наталия Александровна Верховцева вспоминала:

                     «Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители».

                     12 марта 1900 года Иван Андреевич был пострижен в монашество. 29 августа 1900 года рукоположен во иеродиакона, 3 апреля 1906 года – во иеромонаха. Нес послушание келейника старца Даниила.

                     «Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением. Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни», – пишет Наталия Александровна.

 

 

Черниговский скит.

 

                     С 1915 года отец Израиль – строитель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, в 1916–1918 годах – строитель Гефсиманского скита. 9 марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан игумена в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита. В 1918–1929 годах он – игумен Гефсиманского скита, зарегистрированного к тому времени как сельскохозяйственная артель.

                     «По кончине игумена Даниила и последующих игуменов – Аллария, Мефодия – братия избирает его “Строителем”, а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям не только одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали, сдавали свои позиции».

                     «В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А. В. Комаровский, – отцу Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, так как скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда отца Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряженном в высокие сани или пролетку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда».

 

 

Верховцева Наталья Александровна.

 

                     «На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита, – писала Н.А. Верховцева. – С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек. Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник – казалось, на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения».

                     В 1923 году игумен Израиль был впервые арестован на три месяца. Подробности ареста неизвестны. 19 января 1925 года он был снова арестован по обвинению в том, что, «состоя членом сельхозартели в городе Сергиеве (бывший монастырь), вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданских установлений артели и переходу ее к монашескому положению, так как советской власти скоро будет конец». Содержался в Бутырской тюрьме Москвы. Виновным себя не признал. 3 апреля 1925 года освобожден по амнистии.

                     С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

                     В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания.

                     На допросе говорил:

                     «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

                     29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске.

 

30 декабря 2022 г.

 

Основные источники:

 

1. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 114–115.
2. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 7 / ПСТГУ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев и др. М., 2019. С. 224–225.
3. Верховцева Н. А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний) // Московский журнал. 1992. № 10. С.11.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери