Православный календарь
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Четыре митрополита Смоленской кафедры. (Историческая справка).

Четыре митрополита Смоленской кафедры. (Историческая справка). Смоленские епархиальные ведомости. 

В ограде Смоленского Троицкого мужского монастыря, между церковью и кладбищем, высится небольшая четыре- угольная каплица, давно уже, впрочем, обращенная в при­ дельный храм во имя Божией Матери Всех Скорбящих. Малодоступность этого придела, редкое в нем богослужение; неугасимая лампада слабым, мерцающим светом озаряющая молчаливые, и, как бы таинственные, потемневшая от времени, стены каплицы —все это невольно останавливает на себе внимание посетителей Троицкого монастыря и вызывает разного рода недоуменные вопросы, остающиеся, к сожалению, всегда без ответа. Правда, на лицевой, наружной стороне каплицы прибита небольшая мраморная дощечка, на которой начертаны имена четырех Смоленских митрополитов с указанием года их смерти, но она нисколько не помогает делу, если только еще более не усиливает недоумения.

Митрополит Симеон IV (Молюков)  

Сообщаем, по этому поводу несколько исторических данных. Вышеуказанная каплица— придел существует уже около 200 лет. В ней покоятся останки четырех митрополи­тов Смоленской кафедры: Симеона IV, Сильвестра II, Сильвестра III и Дорофея, занимавших Смоленскую кафедру в конце XVII и в начала XVIII века. Сначала эта каплица — придел была простым деревянным склепом, сооруженным над прахом первого, по времени, митрополита Смоленской кафедры, Симеона IV, умершего в 1699 году. За тем склеп, оставаясь деревянным, был расширен и в нем нашли себе вечный покой преемники митрополита Симеона IV по Смоленской кафедре, митрополиты: Сильвестр II, умерший в 1706 г., Сильвестр III, умерший в 1712 г. и Дорофей, умерший в 1718 г.

Всех митрополитов на Смоленской кафедре было шесть. После смерти митрополита Дорофея (четвертого, по счету) на Смоленскую митрополичью кафедру был назначен в 1718 г. Сильвестр IV Волынский, но в следующем же 1719 г. он был вытребован, по какому-то обстоятельству, в Петербург и указом Петра I низведен в сан епископа, с перемещением сначала в Тверь, а потом в Рязань. Приемником Сильвестра Волынского был митрополит Варлаам Koxoвcкий, умерший в 1721 году. Похоронен он в Успенском кафедральном собор. С его смертно прекратилась митрополиты в Смоленске.

 

Как мы сказали, митрополит Симеон IV был первым, по времени, митрополитом Смоленской кафедры. До него Смоленске архипастыри носили титул архиепископов. По фамилии Милюков, он был сын купца и родился в Тобольской губернии. Об его первоначальном воспитании ничего неизвестно, мы прямо встречаем его уже архимандритом Московская Спасо-Андроникова монастыря, откуда в 1675 году патриархом Иоакимом он был рукоположен во архиепископа на Смоленскую кафедру. По свиде­тельству Смоленского историка Мурзакевича, новый Смоленcкий архипастырь, пред самым выездом из Москвы, едва не подвергся тяжелой каре от  патриарха Иоакима по следующему незначительному обстоятельству. Отправляясь на Смоленскую кафедру, Преосвященный Симеон купил себе богатый экипаж и мантии из рытого красного бархата с источниками из золотых и серебряных кружев. Патриарху это показалось непозволительною роскошью. В порыве гнева оп приказал карету изрубить в куски, а мантии изорвать и отдать в богадельни. Но на этом дело, впрочем, и окончилось.

 

С первых же дней своего пребывания в Смоленске Преосвященный Симеон заявил себя, как пастырь энер­гичный и весьма трудолюбивый. Будучи лично известен Царю Алексею Михайловичу, он в начале 1676 г. предложил ему начать постройку нового собора, который бы своим великолепием напоминал славную память прошедшего. Царь, заботясь о распространении православных церквей в городах, возвращенных от Польши, живо откликнулся на предложение Смоленского архипастыря и 30 ноября того же 1676 года прислал Преосвященному Cимеону подробный, величественный план Успенского собора, который немедленно было приказано заложить на месте бывшей древней соборной церкви. Новый собор торжественно был заложен 2 августа 1677 года. На постройку со­бора царь Алексей Михайлович, но просьбе Преосвящен­ного Симеона, пожаловал 2000 р. и 399 пудов железа (1000 штук кирпича стоили тогда 50 коп., дубовый брус мерою в 3 саж., 2 коп., деревянный чан в 300 ведер — 1 р., рабочий     — 3 коп. в сутки), а для произведения работ прислал из Москвы мастера Алексея Королькова. Деятельно закипела работа, при неусыпном личном надзоре архипастыря. В полтора года северная, западная и южная стены собора возведены были на 13 (1 сажень 213,36 см) сажень в вышину, толщиною в 1 1/2 сажени каждая; при чем к северной и южной стороне были приделаны полукругом три алтаря. Царь Алексей Михайлович глубоко доволен Преосвященным Симеоном и, в знак своего расположения, пожаловал ему карету и шестерик гнедых лошадей. Так удачно начатое дело постройки Успенского собора скоро, однако затормозилось. Причиною был недостаток денежных средств и строительного материала. Уже в 1679 году Преосвященный Симеон должен был остановить постройку собора и обратиться за помощью к новому Государю, Царю Феодору Алексеевичу. Последий, выслушавши просьбу о прибавке денег и строительного материала для собора, вначале изъявил неудовольствие на обширные размеры храма и в том же 1679 году потребовал Преосвященного Симеона в Москву для объяснения. При личном свидании с Царем, Владыка в свое оправдание представил план собора, данный отцом Государя, доказывал ему необходимость продолжать и окончить здание в таких размерах, как оно было начато, и так рас­положить в свою пользу Царя, что в то же время получил все нужное для продолжения работ, а при своем отъезде из Москвы, за свои труды по постройке собора, был возведен в сан митрополита Смоленского. Скоро Преосвященному Симеону снова пришлось быть в г. Мос­кве: в 1682 году мы видим его на соборе, созванном в г. Москве по вопросу об уничтожении местничества. На этом соборе он был далеко не безмолвным только слушателем и пользовался доверием и расположением Царя. В том же 1682 году Смоленский архипастырь, по возвращению из Москвы, подвергся опале от патриарха Иоакима. Патриаршим указом поручено было присланному из Москвы в Смоленск архимандриту Корсакову лишить митрополита белого клобука, запечатать его ризницу и об­ явить ему, чтобы он отправился на смирение в Троицы- Сергеев монастырь. Гнев Патриарха Иоакима некоторые историки приписывают тому обстоятельству, что Преосвященный Симеон, пользуясь особенным расположением царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, окружил себя роскошью и великолепием, что будто бы обратило на себя внимание патриарха, когда Преосвященный Симеон был в Москве на соборе. Но насколько это верно, сказать трудно. Мы знаем только, что в Троице- Сергиевом монастыре Преосвященный Симеон пробыл два года, после чего новым указом патриарха получил прежний сан и возвращен на Смоленскую кафедру.

 

10 августа 1697 года над Смоленском разразилась страшная буря, буквально разрушившая Смоленск. Из обывательских домов не уцелел ни один; многие были разрушены до основания и совершенно разметаны; почти со всех церквей города и с колоколен их снесены были главы вместе с крестами и колоколами; на стенных башнях не осталось ни одной крыши; буря срывала даже стенные зубцы. Естественно, паника была неописуемая и всеобщая. В эти тяжелые дни Смоленский архипастырь показал себя истинным отцом своих духовных овец. Благодаря ему многие, лишенные крова, нашли себе при­станище. Преосвященный сам ходил по городу и утешал пострадавших. 20 августа 1698 года митрополит Cимеон имел счастье видеть в своих покоях Великого Преобразователя Poccии, Петра I, посетившего Смоленск на пути из за границы. 4 января 1699 года Высоко­ преосвященный Симеон умер, после 24-летняго управления Смоленской епархией. Отпевание тела почившего архипастыря совершал Преосвященный Тихон, митрополит Capcкий и Подонский.

 

Преемником Преосвященного Симеона, как мы сказали выше, был митрополит Сильвестр II, по фамилии Черницкий. Уроженец Полоцка, он возведен был в сан митрополита на Смоленскую кафедру в 1699 году из архимандритов Саввина Звенигородского монастыря. В Смоленск он прибыл в май месяц 1699 года. Продолжать начатую при Преосвященном Симеон колоссальную постройку Успенского собора, при отсутствии достаточных к тому средств, не представлялось никакой возможности. Между тем прежняя соборная церковь была разобрана. Город оставался таким образом без собора. В виду этого Высокопреосвященный Сильвестр, скоро же по своем приезду в Смоленск, приступил к постройке на архиерейском дворе небольшой каменной церкви в честь св. Иоанна Предтечи. Церковь, под личным присмотром Пре­ освященного, окончена была в 1703 году и 23 июня того же года торжественно освящена им. При церкви же Преосвященный Сильвестр возвел здание для помещения архиереев, до сих пор при соборе не было такого здания и Смоленске архиереи жили в Троицком монастыре. Скоро же после этого Владыка купил у вдовы шляхтянки Тютчевой дачу в 7 верстах от Смоленска. Эта дача и по cиe время принадлежит архиерейскому двору и известна под именем Нового Двора. В 1706 году Преосвя­щенный Сильвестр неоднократно встречал в Смоленске Императора Петра I, который в это время деятельно готовился к войне с Карлом XII. Умер митрополит Сильвестр в самом конце 1706 года и похоронен архимандритом Троицкого монастыря Константином.

 

Приемником Сильвестра II Черницкого по Смоленской митрополичьей кафедр был Сильвестр III, по фамилии Крайский Это был один из просвещеннейших мужей своего времени. Свое воспитание он получил в Киевской духовной академии; затем мы видим его ректором Московской духовной академии и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. В 1708 году он был возведен в сан епископа Холмогорского и Важского, а чрез два года, следовательно, в 1710 году, был перемещен на Смоленскую митрополию. Из наук Высоко­ преосвященный Сильвестр III особенно любил математику, астрономию и естественные науки. Им отдавал он все свое свободное время и на Смоленской митрополичьей кафедр. До нас дошел его перевод космографической эпитомии с итальянского языка. Старанием митрополита Сильвестра III отстроен был деревянный Богоявленский собор над воротами архиерейского дома и церковь во имя Рождества Богородицы на Новом Дворе. При нем Смоленским митрополитам было назначено от Правительства определенное жалованье в количестве 1500 в год. В 1712 году Высокопреосвященный Сильвестр III умер.

 

На вакантную Смоленскую митрополичью кафедру в 1713 году быль назначен Дорофей, по фамилии Короткевич. Уроженец Киевский, он был возведен в сан Смоленского митрополита из архимандритов Московская Симонова монастыря. По приезде в Смоленск, митрополит Дорофей освятил, отстроенный при его предшественнике, Богоявленский собор и возобновил прекратившейся работы в большом Успенском соборе. По его указаниям, была уменьшена длина алтарей против первоначального плана на три сажени; но за недостатком средств работы снова скоро прекратились и были вновь возобновлены только в 1730 году, при Смоленском епископе Гедеоне Вишневском, который довел до конца постройку собора и освятил его. От митрополита Дорофея дошла до нас грамота за собственноручною его подписью на акафист Божией Матери по субботам. Эта грамота и до ныне хранится в Троицком монастыре. Умер Высокопреосвященный Дорофей в 1718 году.

 

В каплице тела почивших Смоленских митрополитов покоятся на особом, небольшом возвышении в дубовых высоких гробах, поставленных в таком порядке, если считать от правой руки к левой: гроб Высокопреосвященного Симеона, гроб Сильвестра II, гроб Сильве­стра III и гроб Дорофея. Каплица— усыпальница и до сего времени пользуется большим почетом и благовейным уважением среди Смолян и вообще посетителей Троицкого монастыря: над  гробами митрополитов служат панихиды, в каплицу жертвуют деньги, холст, свечи п т. д. Особенно много бывает желающих помолиться у гробов почивших Смоленских архипастырей в день Вознесения Господня, когда древние Смоленские святыни собирают в Смоленск целые тысячи богомольцев не только из Смоленской, но и дру­гих соседних губерний. Смоляне помнят одно время— в 50-х годах настоящего столетия, - когда народная религозная молва громко и настойчиво приписывала почившим митрополитам даже дар чудотворений. Рассказов о чудесных исцелениях, бывших будто бы в то время у гробов Смоленских святителей, и до сего времени сохраняется много. Рассказы о чудесных видениях, имеющих отношение к почившим четырем архипастырям, можно слышать даже и в настоящее время.

Н . Соколов.