Православный календарь
Анонс
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Против самовольно уклоняющихся от Святого причащения.

Приготовившись молитвою, постом и исповеданием грехов своих, православные христиане обыкновенно со страхом и верою приступаюсь к причащению Пречистых и животворящих Христовых Таин. Причащение есть самое великое из чудес Божиих, есть неизреченный дар бесконечной любви Божией к нам грешным. Причащаясь Тела и Крови Христовых, мы соединяемся со Христом - Источником благодати, делаемся причастниками многоразличных даров благодати Св. Духа, укрепляющих человека в подвигах благочестия и ограждающих его от искушений диавола.

 

Спасительная сила таинства Св. Причащения нередко видимо проявляет себя в благоговейно верующих, то врачуя болезни телесные, то исцеляя немощи духовные. Св. Григорий Богослов свидетельствует, что сестра его будучи больна и не получив никакой помощи от лекарств, приняла Св. Таин и сделалась здоровою.

 

О святителе Критском, Андрее, известно, что до семилетнего возраста он оставался немым; когда же родители приобщили его Св. Таин, то немота его разрешилась сама собою и он стал говорить. Да, от принятия Животворящего Тела Христова не раз выздоравливали больные, которым никакое человеческое средство не могло оказать пособия, неоднократно спасались от верной смерти гонимые за христианскую веру.

 

В царствование греческого императора Юстиниана, при патриархе Мине, в Царьграде один мальчик язычник зашел однажды в христианскую церковь в то время, как там причащались молящиеся. Видя, как христианские дети подходят к чаше, подошёл и приобщился Св. Таин и этот мальчик. Воротившись домой, он рассказал обо всем своему отцу. Услышав, что сын быль в христианской церкви и принял христианское причащение, изувер-отец схватил ребенка и бросил его в раскаленную печь. Мать всюду разыскивала сына, плакала, но не находила. На третий день она случайно подошла к самой печи, в которую брошен быль бессердечным отцом невинный ребенок, и с обычными причитаниями стала звать своего сына. Вдруг, к её изумлению, из пламени она услышала знакомый ей голос. Женщина поспешно бросилась к печи и вынула оттуда дитя. На её вопрос, как он остался невредим, пробыв столько времени в пылающем огне, мальчик ответил: „какая-то пресветлая женщина приходила ко мне и остужала огонь, подавая мне воду, и пищу для утоления моего голода". (Чет. Мин. авг. 25). Так Всемилосердному Господу благоугодно было явить чудодейственную силу Св. Причащения, которого сподобился хотя и непросвещенный светом Евангельского учения, но еще невинный ребенок.

 

Столь же действенно и чудесно проявляются спасительные действия Св. причащения и в духовной жизни, при исцелении недугов нашего сердца и совести. Соединяясь с искренним раскаянием в грехах и не постыдною верою в Спасителя, причащение Св. Таин Христовых избавляет нас от вечной смерти и еще здесь на земле примиряет грешника с оскорбленным правосудием Божиим. Один палестинский начальнику по имени Гивимер, вступив в должность, захотел прежде всего поклониться гробу Господню. Подошедши к церкви, он увидел барана, который шел на него и хотел поразить его своими рогами. Военачальник испугался видения и хотел идти назад, но стоявший здесь хранитель Св. Креста, по имени Азарий, заметив его нерешительность, спросил его: почему ты не идешь, господин? Тот ответил: зачем вы пустили сюда этого страшного барана? Азарий успокоил его и сказал: иди, здесь ничего нет. Но когда военачальник хотел идти в церковь, ему снова представилось то же видение, между тем как другие ничего не замечали и выходили свободно. Тогда хранитель Св. креста сказал Гивимеру: «Господин! у тебя есть что-нибудь на душе, за что тебе не дозволяется поклониться Св. гробу Спасителя нашего. Принеси покаяние Господу: Он человеколюбив и многомилостив». Начальник со слезами отвечал: «Точно, я виновен пред Богом во многих и важных грехах».

С этими словами, упав на землю, он долгое время плакал и исповедал Господу грехи свои. Потом, когда встал и снова хотел войти в церковь, то ему опять заградил вход страшный баран.

 

Тогда хранитель Св. креста сказал ему: видно есть какое-нибудь другое препятствие.

Начальник в раздумье отвечал „разве то, что я не православный" и после этого присоединился к православной церкви, а потом, хранитель Св. креста приобщил его Св. Таин, то начальник свободно вошел в пещеру гроба Господин, и перед ним исчезло прежнее видение („Луг Духов." И. Масха гл. 48).

 

Вот какова сила Св. Таин, вот какие необыкновенные знамения Своей бесконечной благости являет Господь с верою и благоговением, приемлющим Его спасительные тайны.

Как же неразумны те, которые по нерадению своему не хотят и одного раза в году приобщиться Св. Таин! Как жалки те люди, которые самовольно отлучают себя от причащения под предлогом своего не достоинства! Не желая сделать себя, сколько возможно, более достойными, таковые слепцы подвергают себя смерти духовной, от которой не далеко до вечной погибели. Пусть знают лишающий себя причащения, яко бы по не достоинству своему, что судить, достоин или не достоин кто Св. причащения, есть дело Господа и отца духовного, которому сказано: «аще свяжете на земли, будет связано на небеси, и аще что разрешите на земли, будет разрешено на небеси» (Мф. 16, 19).

 

Да ужаснутся самовольно удаляющиеся от Св. Причащения, что они чрез это самое служат врагу нашего спасения, диаволу. «Мнози,— говорить Св. Иоанн Златоуст,—вижу, не часто причащаются: сие диавола есть дело. Тот претит, дабы нечасто тело Христово принимали. И се яве есть, иже не часто причащается, много власть на себя диаволу дает и волю на нем диавол приемлет и ведет его на вся злая».

 

В Кормчей книге рассказывается, что, когда один подвижник спросил у злых духов, чего они более всего боятся, злые духи ответили ему: «того, что вы едите, т.-е. Причастия. Если бы честно соблюдали христиане то, что они вкушают в причастии, то они были бы неприступны для наших козней" (Кормч. Кн. гл. 68).

Внемли сему, христианская душа, и возможно чаще приступай к божественной трапезе. Сознавая свое не достоинство и, уповая на милосердие Божие, непреодолимое никакими грехами, дерзай приступать и причащаться от Св. Живоносной чаши. Никогда и ни зачем не откладывай, христианин, исполнения этого святейшего дела. Не измышляй для себя разных препятствий и не удаляй себя самолично от источника света, жизни, радости и блаженства. Пусть ты сознаешь себя великим грешником, принеси покаяние, слезами омой свои беззакония, положи твердое намерение при помощи Божией не возвращаться к прижим грехам и после этого дерзай причаститься.

«Добро творити бояся,— говорить святитель Ростовский Димитрий,—но зле твориши бегая. Несть тебе Бог враг, но врач; исцелити тя, а не погубити хощет. Почто убо божественныя Его бегаеши чаши? Лучше ти есть приемшу духовное то врачество исцелитися, неже отбегшу от врачества в большия болезни греховныя впасти и погибнути".