С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому протодиакону Павлу Каратаеву,клирику Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета !

Смоленский
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ
кафедральный собор

Протоиерей Михаил Труханов.
Из всех святынь, какие существуют у нас в Православной Церкви, самая высочайшая святыня - это, понятно Тело и Кровь Христовы. После Причащения Тела и Крови Христовой второй по иерархии святости является Великая агиасма, как она называется у нас, т.е. Великая святыня, - святая Богоявленская крещенская вода. Недаром Богоявленская вода и ценится так высоко в иерархии святынь. Все остальные освящения воды, которые совершаются на молебнах в храме или просто освящение крестным знамением, - это всё всегда будет меньше. Все просфорки уже значительно ниже стоят.
После святой крещенской воды у нас идёт антидор, т.е. то, что осталось от вырезанного Агнца при совершении Литургии. Затем идет артос. Артос - это пасхальная порция хлеба, которая принадлежит Христу Спасителю. Ученики после Воскресения Христова никогда не знали, будет ли среди них присутствовать Христос или нет, потому что, как вы знаете, Он входил «дверем затворенным», когда они Его ждали или не ждали (Ин. 20,19). И поэтому ученики, когда собирались на трапезу после Воскресения Христова, всегда лучший кусок хлеба оставляли для Христа. Вот нечаянно придёт Христос, чтобы у Него был кусок хлеба и те яства, которые они едят. И если Христос приходил, они этот хлеб уже давали Ему. Если же Он не приходил, то после трапезы ученики эту порцию хлеба делили среди всех. Вот это была порция Христа.
У нас в Церкви, вы знаете, установился такой порядок, такой обычай, что в течение всей пасхальной недели артос обносится с крестным ходом вокруг храма. В субботу прочитываются специальные молитвы на раздробление артоса.
Но такой освятительной силы, какой обладает Богоявленская вода, артос всё-таки не имеет. Это просто благословенная порция хлеба Христа Воскресшего. Принимают его натощак вместе со святой водой. Артос хранится в христианских семьях в святом углу, в ящике каком-то или мешочке.
Надо ценить воду, которую мы будем освящать в крещенские дни. Повторяю, в иерархии святынь у нас самое высокое место из тварного мира занимает всё-таки Великая агиасма, т.е. крещенская вода, - это Великая святыня. У нас есть такие священнодействия, которые мы практически почти не делаем той святой водой, которую освящаем на водосвятных молебнах. Освящение храмов, престолов, как правило, идёт только Богоявленской водой.
Наши святые отцы рекомендуют христианам не начинать дня, пока вы хоть капельку святой воды не выпьете. Освящайтесь великим освящением, которое даётся нам через вкушение святой крещенской воды. Святыню принимать натощак, чтобы всё освящалось с начала дня. Если вы причастились, то и тут не возбраняется попить ещё крещенской воды для подкрепления.
Я вспоминаю наши домашние условия. Моя мама воспитывалась в монастыре и набрала воды, когда девчонкой пришла в этот монастырь. И потом каждый год она добавляла воду в праздник Крещения. Это был такой штоф, помню, из синего стекла, литра на четыре примерно. Он всегда у неё стоял в сундуке без света. И каждый год на Богоявление мы набирали воды. Отец освящал, нам давал попить сколько-то там, но, знаете, давал немного, чтобы сохранилась вода до следующего Богоявления. И мама каждый год доливала воду в этот штоф на протяжении, по крайней мере, лет 50.
Вы капельку налейте освященной воды в банку с простой водой, и вся вода освящается. Да, потому что святость побеждает то, что тут было не свято. Возьмите бочку воды, туда добавьте ложку чайную святой воды - и вода в бочке освятится.
Крещенскую воду можно давать пить даже некрещеному. Крещенская вода освящает всё, даже скаредные места: и коровники, и уборные, всё освящает.
Кто-то пустил такую «утку», что самая сильная крещенская вода, если её принести в Богоявление из семи храмов и смешать. Это кто-то совсем неверующий так говорит. Значит, он не верит, что в одном храме можно освятить? Это какое-то суеверие, прямо скажу. Я знаю одно, что святость священнодействия в эти дни настолько велика по благодати, что, какая бы вода там ни была, она всё освящает. Это освящение превозмогает все наши рассуждения. А как именно происходит это освящение, мы не знаем.
Многие безбожники говорят: «Священники серебряные кресты опускают в воду, поэтому она освящается». Я, сколько был на приходах, принципиально не брал серебряный крест, а брал обыкновенный деревянный, чтобы никто даже не подумал, что тут вода освящается от серебра. Обыкновенный деревянный крест.
Святыня превозмогает всё! И если вы добавляете в ваше ведро каждый день по капле крещенской воды - хорошо делаете, прямо скажу. Но ещё лучше делают те, которые не разбавляют Богоявленскую воду нашей греховной какой-то суетою, скажем, запятнанным сосудом. Святыня настолько велика, что она подавляет всякую нечисть, несовершенство, несвятость этого сосуда или самой воды, но она освящает однажды, «днесь», как у нас сказано. Всё время не забывайте! Не завтра, не послезавтра, только сегодня. У нас такая практика: мы набираем много воды и не разбавляем, а вы уж сами решайте для себя.
Освящение воды в храмах должно быть только один раз в день в Навечерие и в сам праздник. Священник освятил один раз воду, а потом люди идут. Сколько освятили? Ну, пусть, кубометр. Но что это? Люди тысячами идут за водой. Тогда вот открывают кран, добавляют воду, и её разбирают. Чин освящения непостижим для нас.
Нельзя освящать до Литургии! Посмотрите, чин освящения даже не по окончании Литургии, а во время Литургии.

Протоиерей Михаил Труханов.
Все поём тропарь праздника: «Днесь вод освящается естество» и пошли «на Иордань», как у нас говорят, т.е. на место освящения. Возвращаемся, читаем стихиру, и тогда только отпуст Литургии. Но только один раз в день освящают Богоявленскую воду, нельзя освящать дважды. В храмах, где служится две Литургии, там тогда есть возможность освящать воду дважды, на ранней Литургии и потом на поздней. Но без Литургии нет освящения воды на Богоявление! Связь прямая.
Многие стараются окунуться в реке на Крещение ровно в 12 часов ночи. Тут есть одно, на что не следует обращать внимание, - это именно 12 часов. Но простите, ведь земной шар всё время вращается вокруг своей оси. Наши часовые пояса всё время меняются. Вот мы здесь живём, у нас, допустим, точно 12 часов. А где-нибудь, даже в пяти километрах от нас, 12-й час уже немножко запаздывает либо опережает. Значит, тут не нужно так формально подходить к этому.
Богоявленское освящение совершается в конце Литургии. Если бы позволялось и считалось достаточным только в 12 часов ночи набрать воды и просто перекрестить ее, то это «освящение» имело бы место. Но мы с вами не достигли той святости, чтобы дерзать так делать. И практика Церкви этого не знает.
Мы должны всюду освящать воду, особенно если никакого контакта нет с другим источником вод. Где-нибудь в пустыне, например, там никаких водопроводов нет. Ну, скажем, в Средней Азии, где я сам бывал. Вот там особенное значение имеет освящение воды, потому что нет связи между источниками вод, ни рек нет, ничего. Значит, освятить воду нужно непременно здесь, в этом колодце. Мы освящаем чем? Крест, т.е. Любовь Божественную, мы опускаем в воду с пением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Любовью Бога Спасителя нашего мы освящаем водный источник.
В Ветхом Завете сказано: именем Моим благослови вот эту местность, и она будет благословенна. Значит, произнесение имени Божьего над этой местностью освящает местность. Всё помнит. В Библии сказано: вот этот камень будет «свидетель... между мною и тобою», помните? (Быт. 31, 46). Камень! Чувствуете? Значит, камень помнит те слова, которые над ним произнесены. И помнит вода, и помнит всякое тело. Вода освящается отчего? Оттого, что мы слово Божие влагаем в неё. Слышите? Вода слышит слово Божие и освящается!
Мы, священнослужители, освящаем воду словом Божиим и Крестом. А какие-то кашпировские наговаривают на воду. Вода может нести, сохранять ту долю энергии, которая в неё заложена. Важно одно: благодатью Божией насыщена вода или бесовщиной? Поэтому тут нужно быть внимательным. Духовная энергия двоякая. Это то, что мы говорим: светлая благодать и - по выражению отца Александра Ельчанинова - черная «благодать». Черная «благодать» - это дьявольщина. Мы все подвержены влиянию какой-то благодати. Если мы живём во вседозволенности, по страстям своим ходим, то принимаем эту черную «благодать» охотно, наш личный радиоприемник настроен для улавливания бесовщины. Она нами командует, а мы радуемся.
А когда мы ещё осеняем воду знамением Креста, который сокрушает всякую нечисть, вот и является тогда святыня - святая вода. На освящение воды в праздник Крещения мы прочитываем такие молитвы страшные, т.е. страшные по своей силе, по глубине, что она и очищение от грехов, и дар очистительный, и освящение домов, и имеет силу прогонительную, т.е. эта вода, действительно, может нам всё совершать.
Когда я сам на приходах служил водосвятный молебен, мне жаловались, что на кого-то водички маловато покропил, а вот ей-то сколько досталось, смотри, всю прямо полил. Я говорил тогда: «Ну знаешь, благодать Святого Духа, которая присуща этой воде, она даётся не кубометрами, не сантиметрами, не на вес, не на объем. Слава Богу, что попала хоть капля».
Вы хотите пить всё время святую воду? Святую воду с молебна можно пить в течение дня. Смотрите, какая у нас есть большая привилегия. Вот у вас есть ведро, допустим, эмалированное, вы налейте воды, возьмите одну ложку, даже одну каплю освященной воды и добавьте в ведро. И вот потом пейте эту воду целый день и даже ночь.
Святость воды хорошо доказывается от противного. Вот вода простая, никем не освященная, её никто не шарахается, её никто не боится. А посмотрите, как все одержимые боятся присутствия святости уже освящённой воды. Кто бывал при отчитывании, тот наблюдал, как ведут себя одержимые, как они боятся Креста, святой воды или когда выносят из алтаря Евангелие. Вот это хорошее, я считаю, доказательство. В Церкви есть чинопоследование об изгнании бесов из одержимого человека. Когда прочитают молитвы и окропят его святой водой, посмотрите, как ведёт себя этот больной, как он шарахается от святыни. Или начинают читать Евангелие - то же самое. Реакция тождественная, прямо скажем.
Освящение помещения очень важно тем, кто там живет. Вот вы освятили помещение. Если приходит к вам личность смиренная, она вместе с собою приносит и благодать, которая присуща смиренному. А если пришёл гордый? Сами понимаете, что он принёс с собой. Вот почему мы с вами должны всё освящать словом Божиим и крестным знамением. Я уже много лет всё, что попадает ко мне в комнату, будь то вилка, ложка, карандаш, тряпка какая-то, какой-то предмет, я раз в два-три дня обхожу, всё помещение освящаю святой водой и молитвой, потому что на всём печать греха.
Возьмите нашу трапезу. Если посмотреть духовными очами, сколько тут напластовано греха за всю ту историю, пока зерно было перемолото, испечено и, в конце концов, появилось тут. Вспахать землю надо? А вспахали, может, быть, какие-то безбожники, хулители. И так на каждом этапе, всё сплошной грех. Мы же не знаем практически ничего. Всё освящается крестным знамением и молитвой со святой водой. И тогда освященная святыня считается посвященной Богу. В этом вся сила. Крест - это Любовь Божественная, жертвенная Его любовь, зримо запечатленная в виде Распявшегося на Голгофе за нас Христа Спасителя. И поэтому мы, когда осеняем себя крестным знамением, эту любовь прилагаем к себе. И тут уже тьмы не может быть, не может зло здесь быть, потому что сияние любви и святость разгоняют тьму и нечестие. В этом наша радость: Крест - оружие непобедимое.
Когда у вас нет ни крещенской воды, ни воды с молебна, освящайте евангельским текстом. Читайте вслух. Всякий предмет, который слышит слово Божие, освящается от этого слова. Вот почему надо читать Евангелие в своих домах вслух, потому что слово Божие освящает всё пространство, где оно звучит, потому что несёт благодать Святого Духа и Жизнь, присущую Христу Богу. Значит, здесь уже не может присутствовать никакая нечисть. Слова Мои суть «дух и жизнь», - сказал Христос (Ин. б, 63).
Если я - человек грешный, разумеется, что я и говорю греховно. А Бог во плоти говорит Святым Духом слова Свои, они и освящают всё. И не может приблизиться никакая нечисть в это помещение, где благодать Святого Духа через слово освятила всё.
Имя Господне, произносимое над местностью, освящает эту местность. Раньше так и делали, выходили с крестом, с освященною водою, с молебнами проходили, освящали так посевы. На Георгиев день освящали скотину, был такой обычай. Всё освящалось молитвою Христовою и святой водой.
Всё, что покупаем в магазинах, мы должны освящать. У нас есть ещё специальное молитвенное освящение всякой вещи с окроплением святой водой. Мы не знаем, кто и как это делал, может быть, с руганью, со злобой строгал, выпиливал, даже продавал. И всё это наслаивается, грех на грех, чернота на черноту. И поэтому мы всё должны освящать молитвой, крестным знамением и святой водой.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !
Ныне чествуемому протодиакону Павлу Каратаеву,клирику Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета !

Причастие
Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
Таинство Крещения
Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Таинство Венчания
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00
Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00
Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери
Комментарии: