214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Преподобный Авраамий - Просветитель земли Смоленской.

Добавлено: 08.06.2023

 

                     Жизнь и деятельность великого святого нашей земли Авраамия Смоленского, отделенная от нас во времени несколькими столетиями, по-прежнему продолжает служить нашим современни­кам идеалом мудрости и гражданского мужества, смирения и благородного стремления просветить всех обращавшихся к не­му за духовным советом и помощью. Однако прежде чем обратиться к описанию этой исполненной борьбы и духовных подвигов великой жизни, необходимо вспомнить об его эпохе, о тех исторических со­бытиях, на фоне которых проходила эта жизнь.

                     История свидетельствует, что в XII веке уровень культурного и духовного развития в Смоленске был необычайно высоким, на что указывает интенсивное развитие зодчества, живописи, ремесла, тор­говли, активное развитие просвещения, создание школ, культурных центров, библиотек, увеличение количества грамотных.

                     Для развития просвещения немало потрудился князь Роман Ростиславич (1160-1180). При церкви Иоанна Богослова, постро­енной во время его княжения, было открыто одно из училищ для обучения греческому и латинскому языкам. Были созданы училища и на Смядыни. Выходившие оттуда княжеские писцы были необходимы князю при деловых отношениях с иностранца­ми. Не жалевший казны на дела просвещения и благотворитель­ности, князь Роман Ростиславич настолько стяжал любовь смолян, что когда в 1180 г. он скончался, благодарные горожане «собрали великую сумму, которая гораздо превышала целого го­рода подать, собираемого со всего княжества», и устроили дос­тойное погребение князю.

                     Брат Романа Ростиславича, Давид Ростиславич (1180-1197) также немало сделал для развития культуры своего края. Именно в период его княжения возводится необычайно большое количе­ство каменных церквей. Они располагались на холмах вдоль Днепра, на расстоянии более пяти километров от Рачевки до Кловки. Одной из них является сохранившаяся до настоящего времени церковь Архистратига Михаила (Свирская церковь). В Ипатьевской летописи о ней сказано: «...такое несть в полу­ночной стране, и всем приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы и златом и сребром и жемчугом и каменем драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

                     Об этом периоде смоленской истории профессор П. В. Голу­бовский писал: «Не подлежит сомнению, что и книжное просве­щение в Смоленске, и школьное образование в нем стояли по тому времени достаточно высоко, распространялись не только среди зажиточного класса (бояр, духовенства, купечества), но и в народные массы, сходившиеся с ними на вече и обсуждавшие как дела важные, государственные, так и вопросы текущей жиз­ни и действительности» [1].

                     С XII века до нас дошли труды смолянина Климента Смолятича, ставшего в 1147 г. киевским митрополитом. В летописи он именуется «книжником и философом, какого раньше на Руси не было». Его перу принадлежат «Слово в похвалу святым» и «Послание к смоленскому пресвитеру Фоме». Особенно интере­сен последний документ, из которого можно узнать, что смолен­ское духовенство отличалось в тот период высокой образованностью, начитанностью, совершенным знанием христианской литературы и произведений древнегреческих поэтов и философов.

                     Этот исторический период и был ознаменован жизнью и деятельностью великого святого нашей земли – преподобного Авраамия Смоленского.

                     Исторические сведения о нем, как и вообще о святых домонгольского периода, крайне скудны. Преподобный Авраамий Смоленский - единственный, после Феодосия Печерского, подвижник, о жизни которого наиболее подробно известно из жития, составленного его учеником, преподобным Ефремом.

                     В Древней Руси была распространена пословица о том, что миряне в жизни подражают монахам, а монахи - ангелам. В житийной литературе, как правило, о первых годах жизни святых об их пребывании в миру говорится лишь в общих чертах. Ос­новное жизнеописание относится чаще всего к периоду их духовных подвигов.

                     Житие преподобного Авраамия Смоленского также очень мало говорит о раннем периоде его жизни. Авраамий родился в семье благочестивых христиан Симеона и Марии, «христолюбиво в Законе Господнем живших благолепно и честно» [2]. На основании текста жития можно заключить, что отец преподобного был одним из бояр смоленского князя. Житие характеризует его как человека добродетельного, правдивого, честного, смиренного, отличавшегося особой любовью к молитве и церкви. Своими душевными качествами он снискал любовь и уважение окружающих, в том числе был отмечен вниманием князя.

                     Житие рассказывает о том, что к моменту рождения сына у родителей было двенадцать дочерей, и появление сына было воспринято ими как проявление особой божественной милости и ответ на многочисленные обеты, молитвы, пожертвования церк­вам. В житийной традиции не принято писал» о времени рожде­ния святого, поэтому можно лишь предположить, что это про­изошло после 1146 года. Именно к этому времени относится построение первого женского Космодамиановского монастыря [3], откуда могла быть упоминаемая в житии монахиня: «Однажды в воскресенье некой черноризице, отдыхавшей после утренней службы, был слышен голос: «Скоро поднимись и иди, ибо роди­ла Мария отрока, которого надлежит тебе воспринять!» Послуш­ная ангельскому повелению, монахиня пришла в дом родителей Авраамия, где ей было видение: когда дитя омывали, многие святители священнолепно его словно благодатью крещения освя­щали, и некая жена весьма светло сияющая служила, держа одежды белые, как снег».

                     На восьмой день младенец был наречен Афанасием и на сороковой день крещен. Воспитываясь в родительском доме, Афанасий с ранних лет впитал в себя дух христианских добродете­лей и рано обнаружил интерес к наукам «Не унывал отрок, как прочие дети, но скорым прилежанием учился: и на игры с про­чими не ходил, но на божественное и церковное пение раньше всех приходил». Учился он в одном из монастырей, при котором была школа.

                     Когда юноша достиг совершеннолетия, престарелые родите­ли стали уговаривать его вступить в брак, однако Афанасий ре­шил стать монахом, «соизволил лучше в чистоте телесной пре­бывать, нежели плотскими сладострастиями и житейскими попе­чениями услаждаться». В аскетической литературе нередко встре­чается понятие «избранные от чрева матери». Несомненно, был таким и Афанасий.

                     После смерти родителей он раздает все свое имущество церквам, монастырям и нищим и, как преподобный Феодосий облекается в «худые ризы». Об этом временном подвиге юродства житие не сообщает никаких подробностей. Можно только предположить, каким непростым был этот путь обретения истинного смирения через добровольную нищету и социальное уничижение. Спустя некоторое время молодой подвижник постригается в иночество с именем Авраамия в Богородичном Успенском мо­настыре, находившемся недалеко от Смоленска, в Селище. Ос­новными занятиями его в обители становится изучение Священ­ного Писания, чтение житийной литературы и работа по перепи­сыванию книг в монастырском скриптории. Многие дни и годи трудится он над составлением библиотеки, «списывая книги что своей рукою, что работой многих писцов», а ночи проводит в молитве, бдении, посте, «принимая утешение от святых книг». Очень выразительно передается образ Авраамия в этот период его учеником, преподобным Ефремом: «Образ же блаженаго и тело удрученно бяше, и кости его, и состави яко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великаго труда и воздержания, и бдения, от многих глагол... Образ же и подобие на Великого Василья: черну браду таку имея, плешива разве имея гла­ву». Преподобный Авраамий предстает в этом описании как образец покаяния и смирения: «И оттоле боле начат подвизатися блаженный Авраамий в смирении мнозе и в плаче от сердца с воздыханием и с стенаньими, поминании о себе часто о разлучении души и тела». При этом в его молитве ощущается необы­чайная эмоциональная порывистость, взволнованность, внутреннее напряжение и сила, боль за человеческую судьбу: «И в нощи мало сна приимати, но коленное покланяние и слезы многы от очью без щука излияв и в перси биа и кричанием Богу припадая помиловати люди своя, отвратити гнев свой и послати милость свою».

                     Около 30 лет провел преподобный Авраамий  в Селищенской обители. Известно также, что в период с 1107 по 1214 гг., то есть во время княжения Мстислава Смоленского (Старого), Авраамий был рукоположен в иеродиакона, а затем, уже после 1217 года, стал иеромонахом, приняв «дар благодати» в таинстве священства из рук епископа Игнатия. Ежедневно, со дня своего рукоположения, он совершал Евхаристию, «ни единого же дне не остави», строго и благоговейно относился к храмовому слу­жению: «Отинудь запpeщаще же в церкви не глаголати, паче же на литургии».

                     Вскоре после рукоположения Авраамий был назначен ду­ховником обители. Блестящая образованность святого сочеталась с высоким даром учительства и красноречием, что и стало при­чиной жестоких гонений на праведника. Его высокий авторитет у прихожан вызвал негативную реакцию со стороны других про­поведников. Зависть же привела к тому, что после богословских диспутов сам игумен, до того времени благосклонно относив­шийся к Авраамию, запретил ему проповедовать: «Аз за тя отвещаю у Бога, ты же престани уча».

                     Чтобы не обострять конфликт, Авраамий покинул монастырь в Селище и поселился в бедной и малоизвестной обители Чест­ного Креста в Смоленске на правой стороне Днепра1. Жители го­рода к тому времени уже были наслышаны о мудром и смирен­ном иеромонахе, и очень скоро его келья стала местом паломни­чества смолян, приходивших к нему за духовным советом и утешением. Своей мудростью, благочестием, праведностью, вни­манием и щедростью по отношению к нуждающимся в помощи преподобный Авраамий заслужил искреннюю любовь и уважение горожан. Преподобный Ефрем отмечает, что, заботясь о вдовах и сиротах, Авраамий отдавал всё, что приносили ему прихожане, оставляя себе лишь самое необходимое. Предметом его заботы являлось также устроение монастыря и церкви, которую, как известно, он украсил завесами и иконами, часть которых написал сам. Из написанных им икон имеются сведения лишь о двух: это «Страшный Суд» и «Мытарства небесные». Теме Страшного Суда и призыву к покаянию были посвящены и вдохновенные проповеди Авраамия. Причем Авраамий не только учил покаянию, благочестивой жизни. «И бе блаженный с воздерьжанием от многаго пития, пьянства же отинудь ненавидя, ризы же по смирению любя, драгых велми бегая и смирение присно имея. На трапезы же и на пиры отинудь не исходя многых ради зазираний, яже бывають от места избираюих»...

                     Личность Авраамия и все возрастающее влияние его проповедей на народ вызвали зависть у определенной части духовенства, увидевшей в результатах его деятельности угрозу для собственного благополучия: «Уже наши дети вся обратил есть». На почве зависти возникает клевета: «Инии же к женам прикладаюше». Однако более серьезными являются обвинения другого характера: это обвинения в ереси, пророчестве, чтении запрещенных книг, что непосредственно относится к самому учению Авраамия. Подобные обвинения смутили даже его игумена - человека образованного и вначале расположенного к Авраамию. Недоброжелателям преподобного удалось настроить против него  значительную часть жителей города. Ситуация обострилась настолько, что опасность угрожала самой жизни Авраамия: «Собраша же ся вси от мала и до велика весь град нань: инии глаголют заточити, а инии к стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити». Другой фрагмент жития описывает новые подробности глумления над Авраамием: «Посланыя же слугы, емше, яко злодея влачяху, ови ругахуся ему, инии же насмихаахуся ему и бесчинная словеса кыдающе, и весь град и по торгу, и по улицам – везде полна народа, и мужи же, глаголю, и жены, и дети, и бе позор тяжек видети.

                     Основанием для неприятия, гонений и столь тяжких обвинений Авраамия послужила, с одной стороны, неспособностью понять подвиг необычного подвижника и аскета, изможденного постом и ночными бдениями. С другой стороны, странным и сму­щающим казалось учение Авраамия, эсхатологический характер его проповедей, которые принимались за попытку пророчество­вать. В подробностях описания Страшного Суда, в конкретности передаваемых образов виделась, очевидно, попытка совлечь по­кров с тайны. «Блаженый Авраамий часто себе поминая, како истяжуть душу пришедше ангелы, и како испытание на воздусе от бесовьскых мытарев, како есть стати пред Богом и ответ о всем воздати и в кое место поведут, и како во второе пришестие предстати пред судищем страшиаго Бога, и как будет от Су­дья ответ, и како огньная река потечет, пожигающи вся...», «Его же избежати негде ни скрытися, и река огнена пред судищем, и книгы разгибаются, и Судии седе, и дела открыются всех...». Из приведенных примеров вполне понятно, почему преподобного Авраамия, глумясь, называли пророком. Однако детали описы­ваемых видений, хотя и не сводимые к Апокалипсису или Книге пророка Даниила, вполне вписываются в обширную святоотече­скую и апокрифическую литературу.

                     Другое обвинение «Глубинные книги почитает» указывает на сам источник этих пророчеств - греческую эсхатологическую традицию. Известно, что наряду с существованием творений святых отцов в Греческой, а потом и в Русской Церкви ходили списки запрещенных для чтения книг. Однако эти списки имели частный характер, противоречили друг другу и слабо выполнялись, о чем свидетельствует факт наличия апокрифических рукописей в монастырских библиотеках. При отсутствии критической школы филологической культуры задача выделения апокрифов из святоотеческого учения была для Руси непосильной.

                     В отношении содержания «Глубинных» или «Голубиных», книг имеется несколько толкований. Вслед за Е.Голубинским, Н. Редков считал, что под «Голубимыми» книгами разумеются книги «математийские» - астрологические. "Но вероятней, - пишет исследователь, - «Глубинные книги следует сопоставлять с упоминаемыми в послании митрополита Климента Смолятича «гулными словесами» и под «Глубинными книгами» понимать книги волшебные, чародейские, которые, по мнению гонителей преподобного Авраамия, открывали для него способы влияния на народ» [4, 5]. Под «Голубиными книгами» иногда понимают сочинения, написанные как будто бы по особому вдохновению Святого Духа., символом Которого считается голубь. «Глубинными книгами» назывались и космогонические произведения новых ма. нихеев — богомилов.

                     Некоторые основания для утверждения связи «Глубинных книг» с богомильством дает Д. С. Лихачев, указывающий на оби­лие переведенных и созданных в Болгарии сочинений, в том числе и апокрифов, которые с конца X века начинают проникать на Русь [6, 7].

                     Богомильство представляет собой дуалистическое учение, тесно связанное с манихейством — своеобразным синтезом хри­стианства и зороастризма. Течение получило известность с X ве­ка, а к XIII веку стало общеевропейской ересью.

                     Обвинение в этой ереси преподобного Авраамия было для того времени достаточно серьезным и давало основания видеть в нем волхва и колдуна, хотя я действительности ни в образе жизни Авраамия, ни в его умении не было и следа манихейства или богомильства.

                     Суд над Авраамием состоялся «на дворе владычнем» в при­сутствии князя, и в этот день преподобный был оправдан, не­смотря на то, что священнослужители пытались настроить против святого народ и готовы были, «если бы можно было, живьем его пожрать».

                     Житие повествует о том, что за Авраамия вступился Сам Господь: стоявшему на молитве в храме архистратига Михаила иноку Луке Прусику было дано видение от Бога. Придя на судилище, Лука объявил: если обвинители не раскаются - тридцать лет на них будет пребывать гнев Божий.

                     Однако на следующий день Авраамий с двумя учениками вновь был приведен на суд перед епископом, где ему были предъявлены прежние обвинения.

                     Противники добиваются заточения Авраамия в Селищенском монастыре. Чтобы полностью изолировать его от горожан, ос­тавшихся верными своему наставнику, они посылают вооружен­ный отряд и охраняют путь к обители: «мнози же мечницы на всех путех стрежааху, а неции разграблени быша».

                     За Авраамия пытался заступиться перед епископом Игнати­ем будущий смоленский иерарх Лазарь, предрекая городу вели­кие беды, если неправедно осудившие благочестивого иеромонаха не раскаются перед ним.

                     Гнев Божий действительно скоро пал на Смоленск: город постигла небывалая засуха, «бывшу же бездождью велику в граде, яко иссыхати земли и садом, и нивам, и всему плоду земленому...»

                     Епископ Игнатий совершил крестный ход вокруг города «с честным Крестом и с иконою  Богородицы, Которая держит Господа (вероятно, чудотворный образ Одигитрии, перенесенной в Смоленск Владимиром Мономахом в 1111 году) и с честными святых мощьми» (речь идёт, скорее всего, о мощах святых мучеников Бориса и Глеба, перенесенных в 1191 году князем Давидом Ростиславичем из Вышгорода на Смядынь), однако это не избавило город от засухи. Тогда один из иереев напомнил епископу о неправедном лишении Авраамия права совершать Божественную Литургию. Игнатий же, призвав к себе преподобного Авраамия и установив, наконец, несправедливость его осуждения, со слезами просил у него прощения. После совместных молитв засуха прекратилась и дождь, наконец, оросил землю. В житии приводится текст молитвы, принадлежащей самому святому: «Услыши, Боже, и спаси, Владыко Вседержителю, молитвами Твоего святителя и всех иереи Твоих. И отврати гнев Твой от раб Твоих, у помилуй град сей и вся люди Твоя, и приими милостиве всех воздыхание и с слезами молящих Ти ся, и пусти, и одожди, напои лице земли, человекы и скоты возвесели. Господи, услыши и помилуй!»

                     Спустя некоторое время при смоленской церкви Положения риз Богородицы был основан монастырь, содержавшийся на средства епископа. При назначении настоятеля епископ вспомнил об Авраамии и по его прибытии благословил иеромонаха на игуменство.

                     Став архимандритом и настоятелем монастыря, преподобный Авраамий занялся его упорядочением и благоустройством. Вскоре там поселился и сам смоленский архипастырь. Время проходило в молитвах и поучениях братии, «многих ибо поучал и наставлял жить в благом труде, в бдении, в молитвах, в терпениям смирении, в милостыне и любви».

                     Житие преподобного Авраамия раскрывает и еще одну сто­рону деятельности великого смоленского проповедника: Aвраамий выступает и как талантливый писатель. К сожалению, сохранилось лишь одно его произведение. Оно было найдено в XIX вехе ака­демиком С.И. Шевыревым в библиотеке Волоколамского мона­стыря. Это произведение имеет двойное название: «Слово о не­бесных силах, чего ради создан бысть человек» и «О двенадцати мытарствах». Видимо, это слово было произнесено в день архан­гела Михаила. Отвечая на поставленный вопрос - ради чего соз­дан человек, Авраамий говорит, что он «создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угодить Богу», для него «жизнь земная есть война». Для ее успешного ведения необходимо иметь точнейшее оружие, а для брани духовной необходим опыт святых мужей, чтобы точно определить, какое духовное оружие полезно и в каком случае. Этим оружием, по его мнению, является знание.

                     Следует, однако, отметить, что в отношении авторства «Слова о небесных силах» существует и другая точка зрения, согласно которой автором этого духовного сочинения является митрополит Кирилл II [8].

                     Немецкий историк XIX Ф. К. Шлоссер, опираясь на архив­ные материалы, утверждал, что в Смоленске конца XII - начала XIII века существовала рукописная библиотека с огромным книгохранилищем. Книги изготовлялись не только в Селищенском пригородном монастыре, где еще Авраамием был организован скрипторий, но и в самом Смоленске, где работали десятки спе­циально обученных людей.

                     Около 1219 года, проведя пятьдесят лет в подвигах благочес­тия, после непродолжительной болезни преподобный Авраамий Смоленский закончил свой земной путь. Спустя некоторое время после кончины святого подвижника один из его учеников - Ефрем - и написал о нем житийное повествование.

                     Об этом ученике преподобного Авраамия известно, что в дни ранней юности он не отличался особым благочестием: любил увеселения, и отчасти в душе его еще были сильны пережитки язычества. Но однажды, услышав пламенные проповеди Авраамия, не только обратился всем сердцем ко Христу, но и принял монашество в Крестовоздвиженском монастыре. Верный своему наставнику, он не оставил его в тяжелое время испытаний, хотя и не был в числе двух учеников, разделявших с Авраамием тяготы судилища и заключения. Вполне вероятно, что Ефрем посещал училище при монастыре, где изучал книги христианских авторов. О знании Ефремом христианской литературы свидетельствуют часто используемые им в житии об Авраамии заимствования и цитаты из патристической литературы – сочинений Антония Великого, Василия Кесарийского, Ефрема Сирина, из житийной литературы о святых мучениках Борисе и Глебе, Феодосии, Антонии Печерском, Савве Освященном, Иоанне Златоусте, из дидактических творений — «Златая Цепь».

                     Можно заключить, что Ефрем хорошо знал и греческую риторику: он широко использует риторические фигуры, подражает стилю автора жития Феодосия Печерского - Нестору, более или менее удачно сопоставляет события из жизни Авраамия с церковно-историческими фактами жизни Иоанна Златоуста, Феодосия и др.

                     Многое свидетельствует о том, что Авраамий и Ефрем чрезвычайно сходились характерами, душевным складом, хотя в заключение своего произведения Ефрем, в традициях самоуничижения и назидания читающему, полностью противопоставляет себя учителю: «Я же, грешный и недостойный Ефрем, в лености великой жил, больше всех ленив был и пуст всех благодеянии, зря лишь облекся в ангельский сан и черноризцем назвался, ибо далек от них своих злодеяний ради. Как назову себя, если даже последним назваться не могу? - Деяния злые, совершенные мной, обвиняют меня и стыдят. Я был последний из учеников блаженного при его жизни, ни в чем не подражал, терпению, смирению, любви, молитве и всем его нравам и обычаям, но каждый день пьянствовал, веселился и глумился в непотребных деяниях, а к правде был неспособен. Он плакал умиленно, — я же веселился и глумился. Он на молитву и чтение божественных книг, и на славословие в Божию церковь шел, - я же на дремания и сон. Он трудился во бдении, — я же в неделании ходил и во многой лености. Он не празднословил и не осуждал, — я же осу­ждал и празднословил. Он страшный день Божий воспоминал, — я же на трапезы великие и пиры; он помнил о смерти и разлу­чении души и тела и испытании небесных мытарей, — я же бубны, свирели и пляски. Он подражал житиям святых отцов и подобился святому житию их и читал жития их и слова, — я же подражал и любил пустые и суетные злые обычаи. Он умалял себя и уничижал, — я же веселился и гордился. Он нищету лю­бил и нестяжание и все отдавал убогим и сиротам, — я же со­бирал и не подавал, побеждая великой скупостью и немилосердием. Он о нищих печаловался, сам оставаясь голодным, — я же их ненавидел и чурался. Он, когда видел плечи раздетых и на­гих, замерзающих от мороза, — одевал их; я же и не думал о том, что они вышли из того же чрева, и что многие из них, скрытые, скитаются Господа ради».

                     После кончины преподобного Авраамия Ефрем продолжал ос­таваться в монастыре Положения риз Богородицы. Предположитель­но смерть его наступила после 1237 года.

                     В 1549 году на Макарьевском соборе произошла канонизация  святых Авраамия и Ефрема Смоленских, причем учителю было установлено всеобщее, а ученику - местное празднование обоим в день успения Авраамия, 21 августа.

                     Судьба творческого наследия преподобного Авраамия Смоленского и местонахождение его святых нетленных мощей продолжав вызывать интерес. Однако, к сожалению, не на все вопросы можно дать сейчас исчерпывающий и определенный ответ. Можно предполагать, что в средневековом Смоленске существовали записи проповедей, слов и поучений великого подвижника, собранные его учениками и последователями. Вполне вероятно также, что в храмах и обителях древнего Смоленска могли находиться созданные им иконы. Однако все эти памятники скорее всего погибли в огне войн и иных бедствий, которых так много было в истории Смоленск края.

                     Основным хранилищем трудов преподобного Авраамия, живым памятником его деятельности был монастырь Положения риз Божий Матери, в котором преподобный провел, будучи игуменом, последние годы своей жизни.

                     Первоначально этот монастырь располагался вне городских стен, и вероятнее всего с ним можно связать руины огромного «храма на Протоке. Эта церковь, построенная в первой четверти XIII века, отличалась огромными размерами и богатым убранством. Археологи, изучавшие храм, открыли большое количество фрагментов фресок, участки пола, выложенного разноцветной майоликовой плиткой, остатки декоративных архитектурных деталей [9]. Вероятно, в этом храме и находились первоначально мощи святителя Игнатия и преподобного Авраамия.

                     О дальнейшей истории монастыря нам известно немногое. Данные археологических исследований показывают, что уже к середине XIII века «храм на Протоке» в силу неблагоприятных природных ус­ловий (глинистый грунт, подземные воды) начинает разрушаться. Уже к началу следующего века храм превратился в руины. Впослед­ствии часть строительного материала, добытого из его развалин, по­шла на строительство собора Свято-Духова монастыря, основанного неподалеку. Возможно, что материальное положение Ризположенской обители было после смерти ее первого игумена не слишком бла­гоприятным. Это заставило братию монастыря покинуть старые по­стройки с разрушающимся храмом и перейти в город на новое место.

                     До XVII века о жизни монастыря почти нет никаких свиде­тельств. Анонимный автор опубликованного в конце XIX в. описания Авраамиева монастыря так характеризует позднесредневековый пе­риод в истории обители: «В каком состоянии находился Авраамиев монастырь со дня кончины Преподобного до 17-го столетия, — когда обретены мощи преподобного Авраамия, или совершено открытие оных, по недостатку исторических сведений и точных письменных документов, ничего определенного и положительного сказать нельзя. Но можно думать, что святые мощи Преподобного обретены были не позже 15-го столетия, и что с открытием их средства обители были немалые» [10]. Со времени обретения мощей преподобного Авраамия монастырь стал называться Авраамиевским. К XVII в., как об этом свидетельствуют планы и изображения Смоленска, в монастыре был построен крупный пятиглавый храм и высокая колокольня.

                     В 1609-1611 гг. монахи и слуги обители активно участвовали в обороне Смоленска от войска Речи Посполитой. После захвата города поляками монастырь подвергся жестокому разорению. Во время этих страшных событий исчезла главная святыня монастыря — мощи пре­подобного Авраамия. Один из первых смоленских историков, свя­щенник Одигитриевской церкви Никифор Мурзакевич, основываясь на местных преданиях и документах, так писал об этом: «...разорены многие церкви, мощи преподобного Аврамия из его монастыря с небрежением, называя сызматиком, скрыли в неизвестном месте» [11]. Впоследствии мощи одного из главных Смоленских святых так и не были найдены. Существует мнение, что в конце XIX в. Мощи преподобного Авраамия Смоленского пребывали под спудом во Введенской церкви Авраамиева монастыря [1 3].

                     Авраамиевский монастырь был отдан представителям доминиканского ордена, который открыл в нем свое учебное заведение «училищный кляштор». Вскоре, однако, в Смоленске появились иезуиты, которые также основали свою школу. Доминиканский кляштор был закрыт. Около 1634 г. был упразднен (вероятно, из-за неимения средств) и сам монастырь.

                     После возвращения Смоленска Московскому царству начинается возрождение обители преподобного Авраамия. В 1658 г. (по другим сведениям в 1662 г.) царь Алексей Михайлович особой грамотой учредил в монастыре архимандрию и дал ему на содержание сто крестьянских дворов.

                     Новый этап в истории монастыря был связан с тем, что на его территории разместилась Смоленская Духовная семинария, учрежденная в 1728 году. С этого времени архимандрит монастыря стал одновременно занимать должность ректора семинарии. Для размещения учебных классов, библиотеки, квартир преподавателей в монастыре было выстроено несколько каменных корпусов.

                     В 1753-55 гг. в монастыре на средства, пожертвованные купцом Борисом Пискаревым, был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился престол во имя Преображения Господня, а нижний престол был освящен в память преподобного Авраамия и Меркурия Смоленских. В нижнем же храме располагался еще предел во имя Трех Святителей. После возведения Преображенского храма монастырь стал называться Спасо-Авраамиевым. В 1773 г. к северо востоку от главного храма обители была сооружена каменная Вве­денская церковь. К 80-м годам XVIII в. территорию монастыря обне­сли каменной оградой. Главные ворота обители были выстроены, как и остальные постройки, в стиле барокко и имели необычное трехгла­вое завершение. К концу XVIII я. в монастыре проживало шестна­дцать монахов и архимандрит. На содержание монастыря из казны ежегодно отпускалось 1675 рублей 88 копеек [12].

                     В 1812 году монастырь подвергся новому сильному разорению. После захвата Смоленска французами оккупанты разместили в нем лазарет, а в Преображенском храме устроили хлебный магазин. Иму­щество обители было разграблено. После изгнания захватчиков на восстановление монастыря из казны было отпущено 1085 рублей.

                     В 40-х годах XIX в., по просьбам горожан, император Николай I повелел приписать к монастырю вновь устроенную Благовещенскую церковь, находившуюся над Молоховскими воротами крепостной стены (ныне не существуют). В 70-х годах XIX в. стараниями братии монастыря в нижнем храме монастырского собора была установлена рака в память о том, что в обители некогда находились мощи препо­добного Авраамия. В 1891 г. после перевода Духовной семинарии в новое здание в ее бывших помещениях разместилось Смоленское ду­ховное училище. К концу XIX в. в монастыре проживало три иеромо­наха, два иеродиакона, два монаха.

                     Вскоре после революции монастырь был закрыт. Братия его подверглась преследованиям и репрессиям, а в обители был размещен концлагерь. В 20-х годах XX в. здания и территорию монастыря пе­редали Белорусскому военному округу для расселения здесь семей военнослужащих.

                     Монастырь серьезно пострадал во время Великой Отечествен­ной войны. Часть сооружений была утрачена. Например, уничтожена Введенская церковь. Ничего не осталось и от ограды. Уже после вой­ны были ликвидированы остатки монастырского кладбища.

                      В 2001 году началось возрождение монастыря, наместником был назначен игумен Аркадий (Недосеков) († 2018). В 2013 году было завершено возвращение монастыря РПЦ; были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.

                     Кроме Спасо-Авраамиева монастыря, в Смоленске и его окрест­ностях есть еще ряд мест, связанных с жизнью и подвигами препо­добного. В самом Смоленске под Соборной горой имеется источник, который народное предание называет источником преподобного Авраамия, однако насколько его происхождение действительно связано со святым подвижником, сказать трудно.

                     Примерно в десяти километрах от современного Смоленска на­ходится село Богородицкое, в котором ранее существовал монастырь. В этом монастыре подвизался преподобный после изгнания его из го­рода. В Богородицком были построены деревянная церковь с особой колокольней (эту постройку относят к 1558 году) и храм в честь Ус­пения Пресвятой Богородицы с приделом в честь преподобного Авраамия. Недалеко от церкви находилась пещера, в которой в затворе жил преподобный Авраамий. В 1893 году на этом месте была устрое­на часовня, уставленная иконами, а внизу, под горой, над источником ключевой воды, поставлен шатер. Ежегодно с середины XIX века сю­да в день памяти преподобного из Успенского кафедрального собора направлялся крестный ход.

                     С 1885 г. в Смоленской губернии действовало православное братство во имя преподобного Авраамия, смоленского чудотворца. Главной целью братства было распространение нравственных истин среди населения и помощь учащимся духовных школ. Устав братства предусматривал «внебогослужебные чтения и беседы об истинах веры и благочестия», создание книжных складов религиозной и исторической литературы, открытие библиотек и общедоступных читален. В работе братства, просуществовавшего до 1918 г., принимали участие многие видные представители общественности Смоленска.

                     В заключение этого краткого очерка жизни и деятельности великого смоленского святого следует отметить, что образ преподобного Авраамия - просветителя, духовного наставника, философа, художника, литератора - заключает в себе целую эпоху – эпоху народных волнений, философских исканий, эпоху осознания истины и обличения ереси и невежества. Личность святого является для нас свидетельством нерасторжимой духовной связи различных поколений тысяч русских подвижников, благочестием, трудами которых стоит и будет стоять Русская Земля.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала XV в. - СПб., 1895.

2.      Здесь и далее цитируется Житие Авраамия Смоленского по книге: Памятники литературы Древней Руси. XIII в. 1М., 1978.С. 68-104.

3.      Этот монастырь существовал еще в 1522 г. О нем говорит Н. Ка­рамзин в «Истории государства Российского».

4.      Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1.- М., 1997. С. 757.

5.      Редков Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие, со­ставленное учеником его Ефремом. Опыт историко-литературного исследования // Смоленская старина. Вып. 1 Ч. 1 - Смоленск, 1909. С. 62.

6.      Лихачев Д.С. Литература Древней Руси // Изборник. Повести Древней Руси. - М., 1988. -С.4.

7.      Лихачев Д.С. Литература Древней Руси Изборник. Повести Древней Руси. - М., 1988. -С. 18.

8.      См.: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломен­ский. История русской Церкви. Кн. 3. - М., 1995.

9.      Воронин Н. Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII- -XIII вв. - Л., 1979. С. 300-329.

10.   Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь // СЕВ, 1897. С. 35.

11.   Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. - Смоленск, 1903. С. 95.

12.   Шупинский Иоасаф. Историческое и географическое описание го­рода Смоленска. - Смоленск, 1991. С. 23.

13.   Православная Энциклопедия. Т.1. - М., 2000. С.178.

 

 

 Преображенский храм Спасо-Авраамиева монастыря в г. Смоленске, XVIII в. Современный вид.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери