214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60, +7 (4812) 26-05-52
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

История строительства Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора.

Добавлено: 09.03.2025

 

 

Аникеев Владимир Михайлович. По прошению преосвященного Парфения.

 

                     История строительства Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора, еще в начале XIX века названного «великим историческим национальным памятником», до сих пор во многом остается неизвестной. Крайне скудные сведения можно почерпнуть в «Истории губернского го­рода Смоленска» священника Никифора Мурзакевича, который, упомянув присланного из Москвы «мастера Алексея Королькова», больше имен строителей собора нигде не называет, а ограничивается перечислением самодержавных государей и государынь, отпускавших денежные суммы и материалы, и смоленских архипастырей, эти суммы и материалы на строи­тельство собора употребивших. Первым в списке государей называется под 1676 годом царь Алексей Михайлович, который «благоволил прислать денег 2,000 руб., 397 пуд железа и план для строения собора». Сын его, царь Феодор Алексеевич, в следующем 1677 году, когда смоленский прео­священный Симеон попросил у него каменщиков и прибавления материа­ла, «прежде изъявил свое неудовольствие, что, не сообразуясь с материа­лом, начали толь огромное здание, но напоследок разсмотря план церкви, данный покойным его родителем, повелел Воеводам требование его удо­влетворить». Здесь же, под 1677 годом, сообщается, что «Августа 2-го дня заложен собору».

                     В 1679 году, из-за того, что «Мастер строения предвидя еще великий недостаток материалов отменил по приказанию начальства четвертую стену при Иконостасе, а потому олтаръ большой краями не бывши сомкнут ни с чем без оной стены, при взведении уже вверх с боковыми олтарями от стен церковных до фундамента отделился», последовал указ о приостановке строительства собора. Митрополит Дорофей Короткевич, назначенный на смоленскую кафедру в 1712 го­ду, «начал брошенное каменное соборное строение оканчивать, приде­лал отвалившиеся олтари, только уменьшив против плану длины до трех саженей». Но этим, похоже, все и ограничилось, а в 1718 году Преосвященный скончался.

                     10 августа 1728 года в царствование императора Петра II в Смо­ленск «на епархию» прибыл епископ Гедеон Вишневский. В 1730 году в царствование императрицы Анны Иоанновны «Ея Величество жаловала Преосвященному Гедеону на довершение Успенского собора денег три тысячи руб., железа 2,000 пуд и белого камня 3,000 камней».

                     В 1740 году «Преосвященный Гедеон имел то удовлетворение, что старанием своим из собранных от разного подаяния (более 31. 000 руб.) довершил семиглавной Успенской собор и освятил Августа 13 дня».

                     2 февраля 1761 года епископ Гедеон скончался, «быв на Епар­хии 32 года и 7 месяцов, на 83-м году от рождения». 15 июля того же года викарий новгородский епископ Парфений Сопковский прибыл с назначением на смоленскую кафедру. «Он, усмотри в своде Успенского собора в семи главах великия и опасный трещины, рапортовал о сем Ея Величеству, и получа позволение, начал переделывать весь верьх, как-то: своды, главы, которых вместо семи вознамерился сделать только пять, но гораздо больше и великолепнее прежних, и как их так и весь собор покрыт вместо тесу белым листовым железом».

                     В 1765 году «Императрица Екатерина II на переделание собора благоволила пожаловать 11,900 руб. Преосвященный Парфений получа сию монаршую милость и к тем тщанием своим от доброхотных подая­ний собравший до 45 тысяч рублей, отделал сие великолепное и огромное в России здание прочно, красиво и по всем правилам зодчества».

                     Из приведенного видно, что основные средства на строитель­ство собора поступали не из государственной казны, а от «доброхот­ных» пожертвований. Об одном из таких «подаяний» мы находим упо­минание в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» в биографии епископа Парфения Сопковского: «Постоянною, можно сказать, любимою мыслию этого архипастыря было созидание и украшение храмов Божиих. Еще при отъезде из Петербурга на паству он испросил через святейший Синод Высочайшее разрешение употребить оставшиеся после преосвященнаго Гедеона “деньги 3700 червон­цев, да прочею монетою до 5000 р.” на исправление повредившегося здания Смоленского Успенского собора».

                     Епископ Гедеон Вишневский был ярым поборником правосла­вия и человеком крутого нрава. Местной знати, предпочитавшей дер­жать учителями для своих детей ксендзов, беспрепятственно прони­кавших в Смоленск, бывший «порубежным городом со стороны Поль­ских владений», частенько доставалось от Преосвященного. В отместку, после смерти, кознями «смоленского гражданского начальства», тело епископа Гедеона оставалось не погребенным 36 дней. И только по распоряжению Священного Синода, по приезде в Смоленск преосвя­щенного Амвросия, епископа Переяславского и Дмитровского, оно бы­ло предано земле. 10 марта 1761 года епископ Гедеон Вишневский был погребен в Смоленском Успенском соборе слева от западных дверей в помещении, ставшем впоследствии усыпальницей.

                     Тому же епископу Амвросию было вменено «совместно членами Консистории освидетельствовать и описать все оставшееся имущество Преосвященного и хранить его в архиерейском доме», что и бы­ло исполнено сразу после похорон. По снятию печатей, наложенных гражданской властью, в покоях Гедеона были обнаружены: экземпляр «духовного завещания», реестр смоленских монастырей и храмов, кото­рым епископ назначил раздачу денег на поминовение его души, и в замк­нутом и печатью Преосвященного запечатанном сундучке денег 3700 червонных золотых, 1350 серебряными рублями и 150 ефимков. Кроме того, оставшееся имущество епископа Гедеона включало множе­ство золотых и серебряных изделий: медалей, бокалов, чарок, блюд, та­бакерок, ложек и прочего, а также бархатных и шелковых материй, доро­гих мехов, теплых риз и подрясников.

                     Преемник Гедеона преосвященный Парфений на похоронах не был, он прибыл в Смоленск только 15 июля. Но о духовном завещании Гедеона, реестре и деньгах, обнаруженных в сундучке, его известили гораздо раньше, о чем свидетельствует следующий документ:

                     «В канцелярии Святейгиаго правительствующаго Синода выпи­сано:

                     В прошлом 1761-м году апреля 17 дня блаженныя ивечнодостойныя памяти Великая Государыня Императрица Елисавет Пет­ровна Самодержица Всероссийская присудствуя в своем Император­ском Зимнем дворце, святейшему правительствующему синоду, в бытность у Ея Императорского величества по словесному святейшаго Синода докладу, и по прошению преосвященного парфения Епископа Смоленского имянным Своим Императорского величества из устнообъявленным указом — всемилостивейше повелеть соизволила: остав­ите после умершаго гедеона Епископа смоленского собственный наличный в смоленском архиерейском доме имеющийся червонныя золотыя, исеребреной манеты денги, и ефимки отдать наисправление ивозобновление повредившагося здания смоленской Соборной архиереопрестолной Успенской церкви.

                     И во исполнение онаго имянного Императорского величества высочайшаго указа того ж года майя 7 дня правителствующим Синодом определено; ипосланным к означенному преосвященному парфению Епис­копу смоленскому указом велено: оставшия по смерти гедеона Епископа наличнохраняшия в смоленском архиерейском доме золотыя червонныя и серебреной монеты денги, и ефимки, Его Преосвященству имея вевоем ведомстве, в росход употреблять посодержанию предписанного имянного Ея Императорского Величества Высочайшаго указа, навышепомянутое смоленской соборной успенской церкви повредившагося здания исправле­ние, ивнутренняго благолепия; украшение, здостоверною чрез кого при­стойно сколко когда иначто имянно порознь издержано будет, в особли­вую книгу запискою идописками. Ав 1762 году октября 7 дня всобранию святейгиаго правителствующего Синода бывшая синодалныя члены прео­священный митрополиты димитрий новгородский, и тимофей московская объявили: что могоже октября 7 дня всепресветлейшая державнейшая великая государыня Императрица Екатерина Алексиевна самодержица всероссийская, в высочайшее свое в московском катедралном чудове мо­настыре присудствие имя иным своим из устным указом. По словесному оных Синодалных членов докладу, повелев соизволила; оствшее по смерти преосвященного Гедеона Епископа смоленского серебро в сосудах и в протием состоящее все отдать в смоленскую церковь, для церковного употребления на сосуды церковные и крест».

                     Далее следует более поздняя приписка XVIII века, сделанная другим почерком:

                     «Ивоисполнение онаго имянного Ея Императорского высочайшаго указа о действительном инепременном пооному исполнении к преосвященному парфению Епископу смоленскому иуказ из Святейшаго Синода послан.

                     Апрописаннаго соозначенном присланном в святеишии Синод от преосвященного в 765 году майя 20 дня графу фермору на починку смо­ленского собора знатной сумме имянного указа вканцелярии Святейшаго Синода посправке неоказалосъ инеоткуда обоном знать недано:

                     Канцелярист иван владиславлев»

                     Итак, 13 апреля 1761 года Смоленская консистория направляет в Священный Синод донесение об оставшемся после кончины прео­священного Гедеона его имуществе, а уже 17 апреля императрица Ели­завета Петровна по докладу Святейшего Синода и по прошению епис­копа смоленского Парфения «устнообъявленным» указом всемилости­вейше повелевает отдать оставшиеся после смерти епископа Гедеона деньги на ремонт Смоленского Успенского собора. 7 октября 1762 года императрица Екатерина II, при посредничестве митрополитов москов­ского Тимофея и новгородского Димитрия, передает в Священный Си­нод повеление передать Гедеоново «серебро в сосудах и в протчем со­стоящее» в «смоленскую церковь».

                     К переделке сводов Успенского собора епископ Парфений при­ступил сразу. Но прежде, после уплаты, из оставшихся после Гедеона денег, 500 рублей, разрешенных Священным Синодом «употребить на его погребение и на проезд и прием преосвященного Амвросия», епископ Парфений раздал, по завещанию Гедеона, 546 рублей смоленским мо­настырям и храмам «для надлежащего по христианскому обычаю и церковному установлению по душе его поминовения и за упокой литур­гии святых». Также была роздана монашествующим учителям семи­нарии и другим духовным лицам верхняя одежда Преосвященного. Се­ребряные вещи были перелиты в священные сосуды для Успенского собора и церквей архиерейского дома.

                     В 1772 году были закончены все работы по переделке свод устройству нового пятикупольного завершения собора. Одновременно были выполнены «все внутренние работы: резьба, позолота, живопись и с таким великолепием и богатством, что еще ныне... после неоднократных поновлений, оне вызывают невольное уважение к владыке, умевшему приобрести достаточные для того средства». 13 сентября 1772 года Смоленский Успенский собор был торжественно освящен.

 

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Поздравляем!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Ныне чествуемой Игнаковой Лидии Ивановне, технической служащей при Свято-Успенском кафедральном соборе, многая и благая лета!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Ныне чествуемому диакону Георгию Юзвику, клирику Свято-Успенского кафедрального собора, многая и благая лета!

Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери