214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

  • / Главная
  • / Блог
  • / Блог протоиерея Михаила Горового
  • Духовно-нравственный потенциал уроков "История православной культуры земли Смоленской"и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"как средство раскрытия способностей школьников

Духовно-нравственный потенциал уроков "История православной культуры земли Смоленской"и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"как средство раскрытия способностей школьников

Добавлено: 04.01.2022

 

Милосердная Валентина Николаевна

Учитель МБОУ «Средняя школа № 24»

 

                     Духовно-нравственный потенциал уроков « История православной культуры земли Смоленской» и « Основы духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

 

                    Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети - это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений. В действительности так должно быть. Но, к сожалению, не всегда так  происходит. Факты говорят о другом. За долгие годы учительства мне приходилось работать с разными детьми: в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением предметов, где учились талантливые дети, легко овладевающие предметами физико-математического,  химико-биологического цикла. Многие ученики хорошо владели музыкальными инструментами, показывали высокие достижения в спорте. Каждая школа относится ответственно к своим выпускникам и интересуется тем, как сложилась их жизнь после окончания школы. Проводя исследования  дальнейшей жизни выпускников, можно было сделать вывод, что не все бывшие ученики, на которых возлагали большую надежду, достигли ожидаемых результатов. Невольно возникал вопрос: «Где, на каком этапе развития и обучения произошел сбой? Что повлияло - семья, школа, окружающая среда?» Напротив, дети, которые не проявляли столь яркой одаренности, достигали больших результатов. И как показали исследования, основой или фундаментом успеха являлись нравственные законы, усвоенные еще в детстве, а отсутствие таковых давало сбой. Легко полученные, в силу своего таланта, знания, но отсутствие желания трудиться, лень, слабохарактерность, своеволие и другие отрицательные проявления  повлияли на дальнейшие результаты.  Именно эти размышления дали мне основание для написания этой работы.

                     В словаре С.И. Ожегова понятие одаренности формулируется как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

                     Выделяют различные виды одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, спортивная. Все эти виды специальной одаренности объединяет то, что дети  проявляют повышенный интерес к избранной области деятельности.

                     С одной стороны, совершенно очевидно, что подобные способности являются тем, что дано человеку изначально, особым даром Божьим, которым ребенок наделен от рождения. Однако многочисленные исследования показывают, что проявление одаренности связано также и с теми условиями, в которых растет и развивается ребенок. С другой стороны, очевидно, что одаренность - это непросто наличие определенных способностей в какой-то деятельности, а повседневный труд в овладении знаниями, умениями и навыками.

                      Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей, но одной школе с такой задачей справиться было невозможно, так как содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира. В настоящее время одним из приоритетных направлений в современной школе является духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:  «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». [1]

                     Именно эти уроки помогают осмыслить, что, получив Божественный дар жизни, человек должен быть ответственным за него. Исходя из этого, можно сказать, что одаренность-это открытие человеком в себе духовной жизни и способность творчески, т.е. самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир, постоянно углубляя и расширяя свои знания.

                     «Чем дальше уходит человечество по пути духовного интеллектуального развития, тем очевиднее для меня то, что подлинная религиозность достигается не из-за страха перед жизнью и смертью, не благодаря слепой вере, а через стремление к знанию»,- писал Альберт Эйнштейн.

                     Задача современной школы заключается в том, чтобы с помощью уроков духовной направленности  раскрыть потенциальную возможность каждого ребенка, пробудить в ребенке стремление не просто учиться, а добывать знания самостоятельно. Древняя китайская пословица гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки - и я научусь». Слово «вовлеки» означает, помоги ребенку раскрыть в себе те нравственные законы, которые заложены в каждом человеке изначально «Вот завет... -говорит Господь, -вложу законы Мои и в сердца их, и в мыслях их напишу их…» [2]

                     Первостепенной задачей уроков ОРКСЭ и ОДНКНР является создание условий для пробуждения и развития духовной жизни и сохранение внутреннего мира ребенка от пороков. Одаренность или талант особенно проявляется в духовной сфере. Именно духовность помогает раскрыть все стороны таланта.

                     Основная задача современной  школы - дать не только знания, но и   возможность каждому ребенку заглянуть внутрь себя. «Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся». Эти слова Альберта Эйнштейна лежат в основе методики по духовно-нравственному воспитанию. Самое трудное для ребенка - разобраться в правильности своих поступков и помыслов, понять свои ошибки, признать их и постараться исправить: научиться просить прощение и самому уметь прощать, и знать, что «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».[3]

                     С детства ребенок имеет понятие о добре и зле. Учитель русских учителей Константин Дмитриевич Ушинский полагал, что главным в «усовершенствовании природы человеческой» является формирование нравственных привычек и навыков. Знать, что такое пороки(грехи) и что такое добродетели, и уметь их четко различать, обязан каждый человек. Слово грех имеет синоним «огрех»,что означает «промах, непопадание в цель». Когда человек поступает против совести, нарушает законы духовно-нравственной жизни, он совершает ошибку и не достигает высокой цели ,к которой призван Богом.

                     Нельзя, чтобы в душе человека, тем более ребенка, гнездились злоба, ненависть, ложь, зависть, распущенность… Эти пороки разрушают, не дают жить спокойно. Совесть начинает бить тревогу. «У совести нет зубов, а загрызет до смерти. Не теряйте совесть! Совесть потерять - самое  страшное». [4]
Совесть есть закон законов. Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчётливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она  метафизика сердца. Народная мудрость гласит:

Без ног - калека, без  Совести - полчеловека.
Без Совести и при большом уме не проживёшь.
Говори по делу, живи по Совести.
Как ни мудри, а Совесть не перемудришь.
Совесть - тысяча свидетелей..
Самое главное украшение - чистая совесть.

                     Огромное значение в формировании нравственности К.Д.Ушинский отводил родному русскому языку.

                      «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?.. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду». [5]

                     Делаем вывод: если человек любит добро, красоту, правду, то и речь его и жизнь  наполняются добрыми, прекрасными словами и делами. Если же в душе живет злоба, ненависть, то и речь его будет отражать недобрые чувства. Работая над темой «Такие разные слова»,  дети входят в прекрасный мир русского языка. Вспоминают обязательные слова, знакомятся с мудрыми и святыми словами, забытыми словами и  неологизмами. Но есть слова, которые засоряют язык. Невнимательность в речи вредит и самому говорящему. Известная пословица: «Язык мой - враг мой» говорит о том, что каждый должен быть ответственным за свои слова. Необходимо помнить, какие слова приносят добро, а какие слова приносят зло. Произнося плохие слова и совершая плохие поступки, человек,  сам того не осознавая, становится заложником греха. Важно привнести в жизнь ребенка порядок, но для искоренения злой привычки требуется время, терпение и педагогический такт. В этом  очень помогает литературное чтение.

                     К каждой теме урока по духовно-нравственному воспитанию есть прекрасные рассказы белорусского писателя Бориса Ганаго. Все рассказы этого автора несут в себе огромный нравственный потенциал. Читая и обсуждая их, дети учатся сочувствовать, сопереживать,  не завидовать,не лгать, не просто радоваться, а сорадоваться успехам тех, кто рядом. И, наконец, любить! Любить семью, Родину, природу. Любить, беречь и трудиться, чтобы сделать жизнь счастливой и радостной.

                     Ключевое слово «трудиться» является основой развития одаренности. «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»[6]. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно помочь воспитаннику задать себе вопрос: «Что я умею, что мне нравиться, кем я хочу стать?». И главный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь желаемых результатов?» Ответ заключен в пословице: «Без труда нет плода». А.Д.Сахаров говорил: «Важно, чтобы все, чем бы ни занимался человек, шло на созидание, а не на разрушение». Из каждого дня, из каждого поступка складывается будущее. Как в доброй сказке о лягушонке, который  выбрался из кувшина, взбив молоко, так и в жизни: человек достигает желаемых результатов своим упорным трудом.

                     В заключение хочу вспомнить слова выдающегося русского ученого Н.И.Пирогова. На вопрос: «Кем бы Вы хотели, чтобы стал Ваш сын?» Он ответил: «Человеком». Нет более высокой одаренности на земле, чем одаренность быть человеком. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»[7]. Говоря об этом даре, хочется вспомнить о тех девочках и мальчиках, которые, жертвуя собой, спасали утопающих, выносили детей из горящих домов, сказать слова благодарности нашим летчикам, спасшим жизни людей, нашим воинам, день и ночь несущим службу, защищая нас и наших детей. Много имен можно назвать. Но задача учителя и смысл жизни – помочь нашим детям открыть в себе свой единственный, присущий только ему дар и развивать его во благо жизни на земле.

 

Список литературы

 

1.«Слово пастыря. Бог и человек. История спасения». Митрополит Кирилл, 2004 г.

2.«Тебе и мне Бог письмо написал » протоиерей Андрей Ткачев,2014г.

3.«Человек важнее всего» протоиерей Андрей Ткачев 2016г.

4.«Возвращение»Архимандрит Нектарий,2016г.

5. «Новый завет». Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014 г.

6. Источник: https://ru.citaty.net/avtory/albert-einshtein/

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Педагогика, 1974. 



[1] Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761.
[2] посл.Евр.гл.10,ст.16
[3] Еванг.Лк.-6:45
[4] Архимандрит Павел Груздев
[5] Соборное послание святого  апостола  Иак. 3:11-13
[6] Пабло Пикассо
[7] Еванг.Ин. 15:13.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери