Православный календарь
Анонс
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Первая огласительная беседа.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Соб., 45 и 47 пр. Лаод. Соб., и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Соб., 8 пр. VII Вс. Соб.). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Соб.).

Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.

Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.

В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. "Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?" - спросили их. - Они отвечали, что у них, турок, "существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и "смердит как собака", пока не получит христианского Крещения".

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое "телесное лекарство" и чародейство (см.: Епископ Никодим Милаш. Правила Православной Церкви с толкованиями. Спб, 1911, т.1, с.615).

Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.

Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).

Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: "Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам)" (Епископ Никодим Милаш, т.I, с.509).

Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это - второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).

За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея, Но и то ветхозаветное "видение" было столь страшно, что Моисей сказал: "я в страхе и трепете" (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?!

 

Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).

 

Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).

 

Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21).

Порядок (чинопоследование) святого Крещения

 

Первая молитва, которая читается над приступающим ко святому Крещению, есть молитва наречения имени, Приходящему ко Крещению дается Имя Божие, как печать. Ибо позна Господь сущия Своя (2Тим.2,19). Имя Божие, которым запечатлевается человек, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой для духов. В Апокалипсисе в нескольких местах говорится, что Господь запечатлевает рабов Своих (Откр.7,3; 14,1), а лукавый и антихрист - своих (Откр.13,16). Поэтому мы молимся, чтобы Имя Божие пребыло "неотреченно", то есть, чтобы эта печать не стерлась и чтобы крещаемый не поругал это Имя, чтобы он достойно носил Его.

 

В следующих молитвах приступающий ко Крещению называется уже "новозапечатанным воином Христа Бога нашего", воином, который будет вести борьбу с диаволом и побеждать его силою Христовою, еще мы молимся о том, чтобы свет Божий запечатлелся на нем и чтоб крест Сына Божия запечатлелся в сердце и помышлениях его; чтоб ему бегать суеты мира - не мира, то есть творения Божия, - это было бы безрассудно, но мира греха, и суеты мирской, той язвы, которую привнес грех. Поэтому апостол Иоанн говорит: Не любите мира, ни того, что в мире (1Ин.2,15). И еще: Весь мир лежит во зле (1Ин.5,19). Мы молимся еще и о том, чтобы крещаемый сохранил печать целой, "нерушимой" и через это получил бы блаженство избранных в Царствии Божием. Само Крещение, а особенно Миропомазание называются также печатями, которые возлагаются на крещаемого с Именем Божиим.

 

Итак, великое, страшное Имя Божие возлагается на вас. Второе имя дается в честь святого, которое вы также будете носить.

 

Далее читаются три заклинательные молитвы. В двух первых диавол заклинается или запрещается Именем Христовым. Ему повелевается выйти, отступить от создания Божия и уже больше никогда не возвращаться к нему; повелевается отступиться от новозапечатанного Именем Христа Бога нашего. Эти молитвы читаются потому, что лукавый после падения человека и ослушания его Богу подчинил его себе, сделал как бы рабом своим. Вот, например, хочет человек не гневаться и не может - гневается. Таким образом, лукавым поработил человека, сделал его рабом страстей. Поэтому мы молимся в третьей молитве: "Избавь его {или их) от рабства врагу, приими в Царство Твое пренебесное..." Лукавый же, который укрылся в сердце некрещеного человека, изгоняется из него Именем Божиим. По Крещении он искушает уже человека только извне, а не изнутри, как ранее.

 

Крещаемый должен отречься от сатаны, от всех дел его, не только таких, как воровство, убийство, разврат, но и от злопамятства, гнева, зависти и всего, что противно учению Христа.

 

В знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него.

 

После этого крещаемый обращается ко Христу и дает обещание жить по Его воле. Крещаемый читает Символ веры.

 

Только теперь, после отречения от сатаны и обещания быть со Христом, он допускается ко Крещению. С этого момента и начинается, собственно, чин Крещения.

 

Освящается вода.

 

В ектении мы просим, чтобы крещаемый сделался сыном или дочерью света, наследником вечных благ, чтобы был соединен с Господом и был бы участником смерти и воскресения Христа, Бога нашего, то есть чтобы был мертвым для греха и зла, чтоб получил нетление и жизнь вечную, данную Христом; чтоб сохранил благодатную одежду, сотканную из благодати Святого Духа. Она потому называется одеждой нетления, что, имея и сохранив ее, человек получает Царство Христа Бога нашего. Потерять же эту одежду или запятнать ее можно через грехи. В Евангелии рассказывается про человека, который пытался войти в Царство Божие без этой одежды, но был изгнан из него во тьму внешнюю (Мф.22,11-14).

 

Но как же быть? Что делать тому, кто потерял или запятнал эту одежду? Ведь таинство Крещения не повторяется!

 

Пока мы еще живы, для нас имеется таинство Покаяния, в котором мы обновляем эту одежду.

 

Мы просим в молитве, чтобы Господь помог сохранить эту одежду крещаемому даже до дня Страшного Суда Христа Бога нашего, чтоб вода (Крещения) была бы для него одеждой нетления, банею пакибытия, то есть купелью новой жизни.

 

Не все приходящие к этой купели получают благодать Святого Духа, а только те, которые приводят с верою, молитвою и упованием.

 

"Симон волхв приступил некогда к купели сей, - говорит святой Кирилл Иерусалимский. - И крестился, но не просветился; омыл тело водою, но не просветил сердца Духом" (Предогласительное слово, 2). Но вы, если только веруете во Христа, непременно просветитесь. Вот что говорит святой Кирилл: "И на тебя, когда будешь прощен, низойдет благодать. Но как снизойдет, сего не скажу, потому что не предупреждаю времени" (Огл.16,26), "вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все прощает до внутренности самой души" (Огл.17,14). "Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека" (Огл.17,37).

 

Крещенская благодать называется еще залогом вечной жизни. Подобно тому, как если залог за дом внесен, то дом уже ваш, а если залог пропал, то и дом не считайте своим. Так и вечное Царство Божие: оно тогда ваше, когда вы сохранили благодать, то есть, цел залог. Благодать, даруемая при Крещении, называется еще обручением Святого Духа. Как невеста, обрученная жениху, хотя еще не вполне соединилась с ним в браке, но уже его, принадлежит ему, так и душа человеческая в таинстве Крещения еще до наступления Второго славного пришествия Христова, этого брака Агнца (Откр.19,7), соединяется ныне с Господом.

 

Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать, то первыми Его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4,17).

 

Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения, оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, то есть которое Господь посеял на поле сердца человека в этом таинстве, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф.13,31-32).

 

Господь сравнивает также Царство Небесное, эту таинственную благодать, с закваской, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф.13,33).

 

Весь ваш организм, вся ваша природа, то есть дух, душа и тело (1Фес.5,23), должны проникнуться этой закваской и вскваситься к жизни вечной. Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, по начинается сразу после Крещения; это изменение совершается не без воли человека. Царствие Божие, - сказал Господь, - подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он (Мк.4,26-27).

 

Господь был спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, и отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие, внутрь вас есть (Лк.17,20-21). Оно хоть и неприметно начинается здесь, но будет общезримым в тот последний день этого старого мира, когда Господь придет со славою. Ибо дальше в Евангелии говорится: Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба - так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк.17,24).

 

Вот что говорит святой Симеон Новый Богослов о Царствии Божием: "Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтоб опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в нас и Царствие Его вселить в нас. Сие совершается в таинстве святого Крещения, а кто согрешит после Крещения, в таинстве Покаяния. И в том и в другом случае от тебя требуется покаяние" (Слово 29,2).

 

Если еще здесь в настоящей жизни не войдет в душу Христос и не воцарится в ней, то не будет здорова она и нет ей надежды спасения, закрыт для нее вход в Царство Небесное. Надлежит человеку здесь на земле родиться свыше от Божественной благодати, и тогда сможет он увидеть Царство Божие! (ср.: Ин.3,5,7).

 

Тайна Крещения велика. Мы молимся, чтобы крещаемый изменился, отложил образ ветхого человека, тлеемого в похотях прельщения, и облекся, в нового, по образу Создавшего его (ср.:Кол.3,9-10;Еф.4,22-24). Мы молимся о том, чтобы вы, крещаемые, быв соединены подобием смерти со Христом, были бы также общниками и Его Воскресения.

 

"Новое и необычайное дело - восклицает святой Кирилл. - Умираем мы не в самой действительности и погребены бываем не в самой действительности, и распявшись не самым делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи" (2Тайнов.Слово,5).

 

Далее в молитве говорится, что вы, крещаемые, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, получили почесть горнего звания и были бы сопричислены к перворожденным, написанным на небе.

 

Итак, пусть "никто да не думает", говорит святой Кирилл, "что Крещение есть благодать оставления только, грехов, а не вместе и сыноположения" (Там же,6).

 

Поэтому и в молитве говорится, чтобы оно (то есть Крещение) было оставлением прегрешений, просвещением души, купелью новой жизни, одеждой нетления, источником жизни, обновлением Духа и даром сыноположения, то есть усыновления.

 

Вот и младенцев мы крестим, чтобы выполнить заповедь Спасителя не препятствовать детям приходить к Нему, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19,14), которое начинается здесь рождением от воды и Духа (Ин.3,5).

 

"Ты просишь меня указать причину, - пишет преподобный Исидор Пелусиот, - почему крестят младенцев, еще не знающих греха? Некоторые говорят: для того, чтобы омыть нечистоту, внесенную в естество человеческое преступлением Адама. Признавая сие справедливым, я думаю, что Крещением доставляются и многие другие дарования, много превышающие наше естество. Ибо природа наша получила (в Крещении) не то только, в чем она нуждалась для уничтожения греха, но и украшена Божественными дарами. Ибо она не только освободилась от наказания и совлеклась лукавства, но и возродилась свыше пакибытием Божественным, превосходящим слово, и искуплена, и освящена, и удостоена усыновления, и оправдана, и соделалась сонаследницей Единородного и единым телом с Ним по участию в священных таинствах, и именуется Его плотью, и, как тело соединено с главою, так и она со Христом. Посему Павел сказал: Поставил Его выше всего, главою Церкви (Еф.1,22), то есть, кроме других даров, даровал еще человеческому естеству то, что Христос соделался ее Главою... Мы не врачевство только получили, соответствующее болезни, как думают некоторые, не понимая щедродательности Божией, но и благообразие, и честь, и славу, и достоинство. Потому, возлюбленный, признавай Крещение не очищением только грехов, но и доставляющим всыновление и бесчисленные другие блага, частью упомянутые мною, частью не упомянутые" (цитировано по 14-й части Прибавления к творениям святых отцов, с.544-545).

 

Непосредственно перед Крещением крещаемый помазывается заклинательным елеем, Елей в переводе с греческого значит милость. Помазание напоминает нам о милости Божией, дарованной нам в искуплении через предстоящее таинство.

 

В Библии рассказывается о том, как Господь решил истребить растленный род человеческий через потоп и только в семействе Ноя сохранил остаток его. Когда вода сходила и должна была уже показаться суша, то Ной, желая узнать, сошла ли вода, прошел ли гнев Божий, дважды выпускал голубицу из ковчега, и второй раз голубица прилетела к нему в ковчег, имея в своем клюве масличную ветвь. Это значило, что показались уже верхушки деревьев и еще немного и можно будет выходить на землю. С этих пор голубица, несущая в клюве масличную ветвь, стала символом мира, символом нашего примирения с Богом.

 

По выходе из купели крестившиеся помазываются святым миром. Святым миром помазывается человек только один раз в жизни. При этом ему даются благодатные дары Святого Духа. Некоторые, не зная этого, говорят, что на всенощной они будто бы помазываются святым миром, но то не миро, а только освященный елей - масло (иногда с духами).

 

При помазывании святым миром произносится! "Печать дара Духа Святаго".

 

Святой Кирилл пишет: "Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело - засвидетельствовать, а твое - быть осторожным. Если стоишь в вере, - ты блажен. А если впал в неверие, - с сего же дня отринь неверие, и удостоверься... Он (Бог) готов запечатлеть душу твою, и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и Божественную, как и написано: в Нем же и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым (Еф.1,13)... Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое... Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека" (Огл.Слово17,35-37).

 

Христос в переводе с греческого значит "Помазанник". "Христос не от человека, и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: Иисуса, Еже от Назарета, Его же помаза Бог Духом Святым (Деян.10,38) (Он помазан Духом Святым, а вы, соединившись с Ним, став Его участниками, помазаны святым миром). Но смотри не подумай, что сие есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово: так и святое миро сие, по призвании (то есть освящении архиереем) не простое уже, или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа, и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом.

 

Сперва миропомазано у вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы откровенным лицем взирать вам на славу Господню (2Кор.3,18). Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: и приложи Ми Господь ухо, еже слышати (Ис.50,4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11,15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2Кор.2,15). После сего миропомазаны перси, чтобы, оболокшеся в броня правды, вам стати противу кознем диавольским (Еф.6,14,11). Ибо как Христос, исшедши по Крещении и наитии Святаго Духа, поборол сопротивника, так и вы, по священном Крещении и таинственном Помазании, облекшись во всеоружие Святаго Духа, противостаньте сопротивной силе и поборайте ее, говоря: вся могу о укрепляющем мя Христе (Фил.4,13).

 

Сподобившись сего святого Миропомазания, именуетесь вы христианами (то есть помазанными), оправдывая имя сие возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достойными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами" (3Тайнов.Слово,2-5).

 

По принятии великих таинств Крещения и Миропомазания вы соединились со Христом. Поэтому после этого мы обходим купель трижды в честь Святой Троицы с пением: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, то есть: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3,27), соединились с Ним.

 

Круг - это символ вечности. Да будет же и ваше соединение со Христом на веки вечные!

 

После этого читается Послание к Римлянам гл.6, ст.3-11 и Евангелие от Матфея гл.28, ст.10 и до конца, а затем молитвы на омовение (смывание) мира, потому что священное миро не должно быть стерто одеждой или чем-либо. В молитвах мы просим, чтобы в миропомазанных всегда озарялись сердца светом лица Господнего, чтоб щит веры был неуязвим от врагов, чтоб одежда нетления пребыла бы чистой, печать неповрежденной и обручение было неокраденным.

 

По омывании крещаемые постригаются во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то есть волосы головы остаются в храме как залог посвящения Господу.

 

Наконец вы сподобляетесь принятия страшных Тайн Христа и Бога нашего.

 

"Со всею уверенностию, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - будем причащаться сего и как Тела Христова и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело, и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела Христова и Крови Христовой, "делаться тебе стелесником (одним телом) и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами; потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного причастницы естества (2Петр.1,4).

 

Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: аще не снесте Плоти Моей, ни пиете Крове Моей, живота не имате в себе (Ин.6,53). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и идоша вспять (Ин.6,66), думая, что предлагает им и подлинном смысле ядение плоти (то есть тела)...

 

Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино; потому что, по Владычному изречению,- они - Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суда о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых.

 

Дознав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен но вкусу, но Тело Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова, и что о сем древле сказал Псалмопевствуя Давид: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс.103,15), - укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащай лице души своей. О если бы тебе, имея лица сие откровенным, в чистой совести славу Господню взирающе, восходить от славы в славу (2Кор.3,18) о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь, и держава, и слава во веки веков! Аминь" (4Тайнов.Слово,3,4,6,9).