Православный календарь
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Слово в день Одигитрии Смоленской Божией Матери.

Находящаяся в Смоленском соборном храме икона Одигитрии Богоматери издавна пользуется особенным уважением православного народа, привлекаешь к себе взоры, вздохи и сердца оного. Почему, в день, посвященный празднованию этой иконы, и укажем на некоторые исторические события, связанный с иконою Одигитрии и послужившие причиною особенного уважения к ней. Икона Одигитрии написана вскоре по сошествии Св. Дух а на апостолов, почему и называется первописанною.

 

Писателем иконы был ап. Лука, который написал и Св. Евангелие. Писана икона по просьбе Феофила и по написании была представлена самой Богоматери, которая и благословила икону, сказав еда пребудет с сею иконою благодать Божия»! Принятая благочестно, икона долго хранилась в роде Феофила и была почитаема всеми верующими. А затем была перенесена во Иерусалим и Константинополь.

 

Блаженная царевна Пульхерия поставила икону, в устроенном ею, во Влахернском храме. Здесь от иконы подавались верующим различные чудеса и исцеления. Здесь икона получила название Одигитрии (что значить Путеводительница) и крепкой Заступницы по следующим обстоятельствам.

 

Однажды на пути к Константинополю заблудились два слепца. Находясь в безвыходном положении, они обратились с молитвою к Богу и после этого им явилась Пресвятая Богородица и привела их к своей церкви, во Влахерне, где слепцы со слезами помолились иконе и от нея получили прозрение.

 

Чрез несколько времени случилось такого рода обстоятельство: Константинополь окружила враги и держали в крепкой осаде. Не надеясь на свои силы, тамошние граждане прибегли к молитве, прося заступления Матери Божией.

Патриарх обнес чудотворную икону Ея во круг стен, а честную ризу Ея погрузили в море. Когда это было исполнено, море взволновалось и разбило лодки врагов, войска их были прогнаны.

Дивные дела истекали от иконы Одигитрии в первое тысячелетнее существование ея. Что же известно нам о ней далее; по какому случаю явилась она в России? Греческий император Константин Мономах (в 1046 г.), выдавая в замужество дочь свою Анну за русского князя Всеволода Ярославича благословил ее иконою Одигитрии. Сын их Владимир Мономах, вступая на княжение в г. Смоленск, получил в благословение эту икону и с нею прибыл в наш град (в 1103 г.), заложить первый соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в коем и поставил святой образ.

 

С этого времени всегда ли пребывала в Смоленске икона Одигитрии? Во время владычества Литвы (с 1394 г. но 1496 г.) и Поляков (с 1609 г. по 1655 г.), а также, во время нашествия французов (с 4 августа по 5 ноября 1812 г.), икона Одигитрии была выносима из сего града то в Москву, то в Ярославль, смотря где было безопаснее пребывать ей.

 

Но миновании опасности снова возвращалась на свое место. При возвращении иконы духовенство и народ повсюду молитвенно встречали ее, с усердием несли ее на руках с благоговением и слезами радостно ставили икону на приготовленное место. Было ли благодетельно пребывание иконы в нашем Богоспасаемом граде? Когда татары, под предводительством Батыя разоряли наше отечество и подступили к Смоленску, то град сей сохранился в целости и враги не сделали опустошений в оном единственно благодаря заступлению Богоматери. Она, во время молитвы Смоленского военачальника св. Меркурия, повелела ему идти на встречу татарам, с надеждою победы над ними, что чудесно и исполнилось на самом деле.

 

В год погрома Смоленска французами (1812), икона Одигитрии воодушевляла русских воинов и давала им силу сразиться с сильнейшим и опытнейшим врагом. А в злощастные холерные годы кто спасал наш град, как не Царица небесная. Таким образом мы видим, что во многих исторических событиях сокрыты причины, в силу коих православные Смоленские граждане с пламенным усердием прибегают молитвенно под покров Одигитрии, с любовию приносят св. икону ея в дома свои и, по вере, молитвы многих не бывают тщетны.

 

В исторических событиях так же сокрыты и причины того, что в день 28 Июля, (по старому стилю), храм сей переполнен молящимися не только из местных граждан, но и из отдаленнейших мест. Ибо православные жители нашего края глубоко веруют, что находящаяся в Смоленском соборном храме икона Одигитрии искони служила и доселе служит живым свидетельством той благодатной помощи, которую непрестанно дарует Матерь Божия всем искренно молящимся ей. Они веруют, что Господу Богу было благоугодно сообщить сей иконе Одигитрии особенно благотворную и чудодейственную силу, врачующую душевные и телесные недуги, с верою притекающим.

 

В заключение празднества уясним, в назидание свое слушатели, причины: почему Бог благоволить чтобы на некоторых св. иконах преимущественно и ощутительным образом почивала и обнаруживалась сила Божия?

 

Не смотря на то, что разумное чествование св. икон приносить нам великую пользу и освящено преданием православной церкви, - иконы по временам, у некоторых изхристиан, испытывали и испытывают незаслуженное нерасноложение, даже подвергаются гонению вследствие легкомыслия, вольнодумства и неверия. Господь, в ограждение досточтимости икон и для посрамления неразумных гонителей, дарует некоторым из икон особенную чудотворную силу, пред которой посрамляется и содрогается неверие и вольнодумство.

 

Нельзя отвергать и того, что множество св. икон написано рукою высоких подвижников веры и благочестия, среди строгого воздержания и молитвы. А мы знаем, что даже вещи св. подвижников веры и благочестия, до которых касались их руки, нередко получали чудодейственную силу. Платки и полотенца, которые св. апостол Павел прикладывал к своей священной главе, получали силу исцелений; тем более св. иконы, писанные рукою св. подвижников для чествования ликов, на них изображенных, могли получать и действительно получили чудодейственную силу по благодати Божией, прославляющей св. мужей и в вещественных знаках, по смерти их оставшихся.

Не можем здесь не заметить, что некоторые иконы чудотворные, хотя не были писаны самими свят, мужами, но были во время их жизни постоянными свидетелями их молитвенных подвигов. Святые, послушные велениям своего Господа, всю жизнь свою проводили в подвигах молитвы.

 

Где же совершали они эти подвиги? Конечно пред св. иконами. Сколько глубоких вздохов сокрушенного сердца святых выслушали некоторые из икон. Сколько горячих слез пламенной молитвы кануло на них из очей угодников Божиих. Сколько раз сии устами и чистым сердцем лобызали иконы. Что ж, разве соприкосновение икон со всем существом праведников не могло сообщить иконам особенную святость и силу?

Некоторые иконы, много раз орошаемые слезами святых, сильно проникнутые благоуханием их крепкой благодатной молитвы, по премудрому устроению Божию, разве не могли сделаться святыми и чудотворными и чрез то приобрести особенное уважение к себе верующих?

 

Итак, не без основания некоторые иконы пользуются особенным уважением. Поэтому, пред такими иконами будем, и мы молиться с особенным усердием. При этом мы должны устремлять свой ум и сердце к тому Лицу, которое изображено на иконе. Молясь пред прославленными иконами, не следует оставлять внимания и по отношению к другим иконам, памятуя, что не икона выслушивает и исполняет наши молитвы, а Сам Бог. взирая на чистоту и бескорыстность молитв.

Мы видели, что и из прославленных икон некоторые первоначально заимствовали себе честь и силу от святости людей, писавших сии иконы и продолжительно молившихся пред ними. Да подаст Бог и нам силы возгревать наши молитвы пред иконами, чтобы не ослаблялись мы сами в добром деле и св. иконы наши являли нам присущую им благодатную силу. Аминь.

Священник Стефан Полубинский.