Православный календарь
Анонс
Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери

214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 (4812) 38-12-62, 38-07-57
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Будут ли награждены от Бога те, которые жертвуют что либо на устроение святых храмов

Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются —будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают: не лучше ли бы деньги, употребленный на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? Что сказать таковым? 

Скажем, что и «сие подобает творити и онех не оставляти»; т. е хорошо помогать и нищим, но также хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно также несомненно и то, что и за последнее наградить Он.

 

Скажут: чем это последнее можно доказать?

 

Отвечаем: во первых тем, что церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во святом храме Божием, и каждый день вопиет: «освяти любящих благолепие дома твоего», а молитва церкви всегда сильна пред Богом; а во 2-х можно доказать и тем, что в житиях святых находим указания на то, что Господь и Царица Небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли с Своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указаний для вашего назидания, братие, мы и намерены привести в настоящем слове.

 

Преподобный Еразм, инок Печерский, память коего св. церковь совершает 24 февраля, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатство и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить оное на украшение церковное и многие иконы в церкви Печерской оковал золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения - когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, если б роздал имение свое нищим- Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь, лишился языка и зрения и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «горе, горе душе его! Поелику он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал:

 

- Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние».

 

- Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поелику ты украсил церковь мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, церкви же моей не имели. Итак, возставши, покайся и прими великий ангельский образ; в третий же день я возьму тебя чистым к себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братией исповедовать грехи свои, и затем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Чет. Мин февр. 24).

 

Итак, любящие благолепие дома Божия, не беспокойтесь, ваши жертвы, которые вы делаете на храмы святые, не пропадут, Господь видит их, и они, как вы могли убедиться из сейчас приведённого примера, приятны Ему, и несомненно за них и вам Он явит Свое милосердие, как явил оное чрез Свою Пречистую Матерь и святому Еразму. Да и может ли быть иначе? Вы украшали храм Божий для Бога: а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он остаться у кого в долгу? Очевидно нет; ибо Тот, у Которого в руках богатство и слава всего мира, не может остаться в долгу у кого-либо из нас, и несомненно поэтому и освятит и прославить, т. е. вознаградить и тех, которые, по любви к Нему, любят и благолепие дома Его и, по той же любви, плодоносят и добродеют в нем. И заметьте еще и то, как вознаградить: вот что говорится в заключении жития Еразмова: «украшение церкви Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно есть и в лике святых вчиняет! После сего нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же - ваших жертв на храм? Думаем, что нет, и что приведённые святоотеческие слова сами собою сильны убедить вас. В виду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрою рукою благотворили дому Божию, с надеждою сторицею получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей. Аминь.